Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 10:44, дипломная работа
Цель исследования: определить критерии оптимального стиля руководства, положительно влияющего на морально-психологический климат коллектива.
Объект исследования: стили и методы руководства и их влияние на морально-психологический климат коллектива в ООО «Талдинский угольный разрез».
Предмет исследования: стили руководства в отделе снабжения ООО «Талдинский угольный разрез».
Гипотеза исследования: положительный морально-психологический климат в коллективе сложится при условии, если:
руководитель придерживается демократического стиля управления;
руководитель является истинным лидером своего коллектива;
ведется работа по созданию положительного морально-психологического климата.
Задачи:
Определить оптимальные психологические условия, обеспечивающие наиболее эффективные стили руководства.
Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства, и их влияние на морально-психологический климат коллектива.
Сделать выводы по результатам собранного эмпирического материала.
Введение ……………………………………………………………………….….4
Глава 1. Влияние стилей руководства на формирование морально-психологического климата в коллективе
1.1 Понятие стиля руководства……………………………………………….9
1.2 Морально-психологический климат в коллективе……………………..17
1.3 Влияние стиля руководства на морально-психологический климат в коллективе ………………………………………………………………...20
Глава 2. Психолого-педагогические условия положительного морально-психологического климата (на примере отдела снабжения ООО «Талдинский угольный разрез»)
2.1 Характеристика предприятия ООО «Талдинский угольный разрез» ..25
2.2 Сбор эмпирических данных и их анализ в отделе снабжения ООО «Талдинский угольный разрез» ……………………………………….26
Глава 3. Рекомендации руководству отдела снабжения ООО «Талдинский угольный разрез» по совершенствованию морально-психологического климата ………………………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………... 54
Список использованной литературы ………………………………………….56
Приложения
Морально-психологический
По существу, морально-психологический
климат – интегральный показатель
уровня развития трудового коллектива.
Это закономерность находит отражение
и в содержании предложенных выше
определений климата и
Так же на морально-психологический
климат влияют мотивы деятельности, под
которыми следует понимать психологические
причины, определяющие целенаправленные
действия человека. Так мотивами могут
выступать потребности и
Формирование единства мотивации у членов коллектива и должно стать важнейшей задачей руководства.
Положительный морально-психологический климат не является продуктом спонтанного развития группы, не может быть достигнут сам собой. Это награда за упорный, целенаправленный и длительный труд всего коллектива, результат хорошо спланированной и организованной деятельности.
1.3. Влияние стиля руководства на морально-
психологический климат в коллективе
Важнейшая роль в формировании морально-психологического климата отводится руководителю организации или подразделения. На нем всегда лежит персональная ответственность за состояние психологической атмосферы в трудовом коллективе.
Рассмотрим влияние на психологический климат в коллективе на примере трех классических стилях руководства.
Авторитарный стиль (единоличный, волевой, директивный) [23.С 120]. Для «директивного» лидера подчиненные ему люди – только исполнители. Руководитель с таким стилем руководства подавляет у сотрудников стремления работать творчески и проявлять инициативу. Если она возникает, то тут же подавляется руководителем. Часто поведение такого руководителя характеризуется высокомерием по отношению к работникам, неуважение к личности подчиненного, преследование за критику и т. д. Все эти факторы в совокупности приводят к созданию отрицательного морально-психологического климата внутри рабочих групп. Авторитаризм отрицательно сказывается на групповых отношениях. Некоторые из исполнителей стараются перенять стиль своего руководителя в отношениях с коллегами, заискивают перед начальством. Другие стараются изолироваться от контактов внутри группы, третьи впадают в депрессию. Руководитель – автократ полностью сосредотачивает в руках решение всех вопросов, не доверяет подчиненным, не интересуется их мнением, берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания. В качестве основной формы стимулирования он использует наказание, угрозы, давление. Понятно, что сотрудники относятся к такому руководителю негативно. В результате в коллективе формируется неблагоприятный морально-психологический климат, люди находятся в постоянном напряжении, становятся нервными и вспыльчивыми, т.е. создается почва для конфликтов. Изменение дисциплинарных мер вызывает в человеке страх и злость, формируется отрицательная мотивация к труду. Исполнители боятся задавать вопросы руководителю-автократу, так как боятся услышать в свой адрес нелицеприятные замечания и нарекания.
При данном стиле руководства среднему человеку присуще отвращение к труду и желание избежать его при первой же возможности. Поэтому большинство людей требуется принуждать различными методами, вплоть до наказаний, к выполнению возложенных на них обязанностей и непрерывно контролировать их действия.
Демократический стиль
дает возможность почувствовать
подчиненным свою причастность к
решению производственных задач, проявить
инициативу. Организации, в которых
доминирует демократический стиль
руководства, характеризуется высокой
степенью децентрализации полномочий,
активным участием сотрудников в
принятии решений. Руководитель пытается
сделать обязанности
Такой стиль руководства способствует
повышению производительности, дает
простор творчеству людей, повышает
их удовлетворенность трудом и своим
положением. Его применение снижает
прогулы, травмы, текучесть, создает
более высокий моральный
Либеральный стиль, его
суть состоит в том, что руководитель
ставит перед исполнителями задачу,
создает необходимые
Подчиненные, избавленные от тотального
контроля, самостоятельно принимают
необходимые решения и ищут, в
рамках предоставленных полномочий,
пути их реализации. Такая работа позволяет
им выразить себя, приносит удовлетворение
и формирует благоприятный
Зависимость эффективности деятельности группы от характера воздействий на нее руководителя представлена в таблице 1.
Таблица 1
Эффективность взаимодействия руководителя и группы
Характеристика деятельности группы |
Психологические способы воздействия руководителя на малую группу |
Проявление свойств малой |
|
|
|
Продолжение таблицы 1
Эффективная деятельность |
|
|
Неэффективная деятельность |
|
|
Таким образом, принуждение уступает место убеждению, строит контроль - доверию, подчинение - сотрудничеству, кооперации. Подобное «мягкое управление», нацеленное на создание «управляемой автономии», облегчает естественное применение новых методов руководства.
Мы рассмотрели, как стили руководства влияют на морально-психологический климат коллектива. Поэтому, рационально действующий руководитель будет стараться поддерживать разумный баланс власти. Используемая им власть должна быть необходимой и достаточной для достижения целей, но не вызывать у подчиненных ощущения, что ими манипулируют, и не провоцировать их на проявление непокорности.
ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА (на примере отдела снабжения ООО «Талдинский угольный разрез»)
2.1. Характеристика предприятия ООО «Талдинский угольный разрез»
Местом проведения психолого-социологических исследований является ООО «Талдинский угольный разрез». Численность работающих составляет 2045 чел. Образовался реорганизацией 26.08.1986 года из «Прокопьевскуголь» в «Талдинский угольный разрез». Организационно-правовая форма - общество с ограниченной ответственностью (код б5 в общероссийском классификаторе организационно-правовых форм). ООО создано на основании Гражданского Кодекса РФ и при осуществлении своей деятельности руководствуется Российским законодательством, Уставом и Учредительным договором. Исследование проводится на небольшом коллективе – отдел снабжения (состоит из 7 чел.)
Исследование проводилось с сентября 2004 года по январь 2005 года и проходило в три этапа.
Первый этап проводился с 01.09.2008г. по 01.10.2008г. (первый констатирующий эксперимент).
Цель: выявить уровень развития исследуемых функций на начало исследования.
Второй этап (формирующий эксперимент) проводился в период с 01.10. 2008 по 01.12.2008 г.
Цель: сформировать
умение, создать условия, вызывающие
положительные изменения
Третий этап проводился с 01.12.2008г. по 28.01.2009г. (второй констатирующий эксперимент).
Цель: выявить уровень развития исследуемых функций на конец исследования.
Отдел снабжения «Талдинский угольный разрез»:
Ключерев С.А. – начальник отдела;
Аникина Н.В. – инженер;
Смирнов О.Б. – инженер;
Серебров А.А. – инженер;
Кубышка И.А. – инженер;
Мусихина О.Н. – инженер;
Нуйя А.А. – экономист.
Были
использованы методы: определение психологического
климата в коллективе; определение
стиля руководства трудовым коллективом;
диагностика межличностных
Форма проведения экспериментов - групповая
2.2 Сбор эмпирических данных и их анализ в отделе снабжения ООО «Талдинский угольный разрез»
Первый этап проводился с 01.09.2008г. по 01.10.2008г. (первый констатирующий эксперимент).
Методика 1 (Приложение 1)
«Психологический климат в коллективе»
Данная
методика необходима для определения
состояния психологического климата
в трудовом коллективе. Испытуемому
предлагается оценить по 7-балльной
системе 25 факторов, характеризующих
состояние психологического климата
в коллективе. В одной из колонок
располагаются факторы, характеризующие
идеальный психологический
Итоговый результат необходимо оценить в зависимости от расположения суммы оценок в диапазоне от 25 до 175 - чем выше итоговое число, тем благоприятнее климат в коллективе. Оценка может быть индивидуальной, а также коллективной, если сложить оценки всех членов коллектива и получить усредненную.
Методика
была описана и разработана В.И.
Шкатуллой, для определения морально-
Результаты исследования морально-психологического климата в коллективе представлены в таблице 2 (Приложение 8).
Критерии оценки полученных результатов.
Максимальным показателем
Суммарный максимальный показатель всех составляющих морально-психологического климата в коллективе составляет 90 баллов (100%), минимальный 10 баллов (9 %).
Уровень развития составляющих морально-психологического климата, коллектива в процентном соотношении является;
- высоким от 70% до 100%;
- средним от 40% до 69%;
- низким до 39%.
По суммарному составляющему уровень их развития составляет: