Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 10:44, дипломная работа
Цель исследования: определить критерии оптимального стиля руководства, положительно влияющего на морально-психологический климат коллектива.
Объект исследования: стили и методы руководства и их влияние на морально-психологический климат коллектива в ООО «Талдинский угольный разрез».
Предмет исследования: стили руководства в отделе снабжения ООО «Талдинский угольный разрез».
Гипотеза исследования: положительный морально-психологический климат в коллективе сложится при условии, если:
руководитель придерживается демократического стиля управления;
руководитель является истинным лидером своего коллектива;
ведется работа по созданию положительного морально-психологического климата.
Задачи:
Определить оптимальные психологические условия, обеспечивающие наиболее эффективные стили руководства.
Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства, и их влияние на морально-психологический климат коллектива.
Сделать выводы по результатам собранного эмпирического материала.
Введение ……………………………………………………………………….….4
Глава 1. Влияние стилей руководства на формирование морально-психологического климата в коллективе
1.1 Понятие стиля руководства……………………………………………….9
1.2 Морально-психологический климат в коллективе……………………..17
1.3 Влияние стиля руководства на морально-психологический климат в коллективе ………………………………………………………………...20
Глава 2. Психолого-педагогические условия положительного морально-психологического климата (на примере отдела снабжения ООО «Талдинский угольный разрез»)
2.1 Характеристика предприятия ООО «Талдинский угольный разрез» ..25
2.2 Сбор эмпирических данных и их анализ в отделе снабжения ООО «Талдинский угольный разрез» ……………………………………….26
Глава 3. Рекомендации руководству отдела снабжения ООО «Талдинский угольный разрез» по совершенствованию морально-психологического климата ………………………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………... 54
Список использованной литературы ………………………………………….56
Приложения
- высокий от 70% до 100%;
- средний от 40% до 69%:
На таблице 3 представлены результаты
исследования психологического климата
в коллективе, переведенные из балльных
показателей в процентном соотношении
(Приложение 9).
Дружелюбие
Дружелюбие – это отношение коллег друг к другу. На рисунке 3 в процентном соотношении представлены результаты исследования дружелюбия, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.
Согласие
Рис. 4
Согласие – это
Удовлетворенность
Рис. 5
Удовлетворенность работой, результатами работы, отношениями с коллегами, финансовым результатом трудовой деятельности. На рисунке 5 в процентном соотношении представлены результаты исследования удовлетворенности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.
Увлеченность
Рис. 6
Увлеченность – чувство, возникающее при выполнении своей работы, достижении определенных результатов. На рисунке 6 в процентном соотношении представлены результаты исследования увлеченности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.
Продуктивность
Рис. 7
Продуктивность – это личный вклад каждого члена коллектива в развитие предприятия. На рисунке 7 в процентном соотношении представлены результаты исследования продуктивности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.
Теплота
Рис. 8
Теплота – это положительные отношения между собой всех членов коллектива. На рисунке 8 в процентном соотношении представлены результаты исследования теплоты, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.
Сотрудничество
Рис. 9
Сотрудничество – это
Взаимная поддержка
Рис. 10
Взаимная поддержка –
Занимательность
Рис. 11
Занимательность
– с каким настроением
Успешность
Рис. 12
Успешность – это результат работы, подведение итогов определенных проектов в коллективе, и отдельно каждого члена коллектива. На рисунке 12 в процентном соотношении представлены результаты исследования успешности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.
Составляющие морально-
Рис. 13
На рисунке 13 представлены в процентном соотношении результаты исследования (суммарный показатель) всех динамических составляющих морально-психологического климата коллектива.
Итоговый показатель
Рис. 14
На рисунке 14 представлены в процентном соотношении результаты исследования (персональный суммарный показатель) всех динамических составляющих морально-психологического климата коллектива.
Уровень морально-психологического климата в коллективе
Рис. 15
По самооценке в коллективе согласие ровняется 45% (средний уровень); дружелюбие- 50% (средний уровень); занимательность работы - 48% (средний уровень); удовлетворенность работой - 42% (средний уровень); взаимная поддержка - 37% (низкий уровень); увлеченность работой - 37% (низкий уровень); продуктивность - 36% (низкий уровень), успешность - 33% (низкий уровень); теплота в общении - 33% (низкий уровень); сотрудничество - 30% (низкий уровень).
Таким образом, тестирование показало содержащиеся уровни морально-психологического климата в коллективе: высокий - 0%; средний - 62%; низкий - 38%. Это говорит о том, что в коллективе низкая взаимная поддержка; сотрудничество.
Методика 2 (Приложение 2)
Методика определения стиля руководства трудовым коллективом
Методика была разработана В.П. Захаровым на основе опросника А.Л. Журавлева.
Цель: определение трудовым коллективом преобладающего стиля руководства.
Форма проведения: групповая.
При проведении данной методики были получены результаты, которые размещены в таблице 4.
Таблица 4
Преобладающий стиль руководства
Стили руководства |
Число опрошенных - 6 чел. |
Директивный |
4 (66,66%) |
Попустительский |
- |
Коллегиальный |
2 (33,34) |
Преобладающий |
Директивный |
Проанализировав результаты опроса сотрудников (табл. 4), можно сказать о том, что 66,66 % сотрудников (высокий процент) считают, что для начальника отдела снабжения – Ключерева С.А., характерен директивный стиль управления и лишь 33,34 % (небольшой процент) подчиненных видят в его стиле руководства черты коллегиальности.
Методика 3 (Приложение 3)
Тест на оценку самоконтроля в общении
Тест разработан американским ученым М. Снайдером.
Цель: определение коммуникабельности и умение управлять выражением своих эмоций в коллективе.
Форма проведения: индивидуальная.
При проведении данной методики были получены результаты, которые размещены в таблице 5.
Таблица 5
Оценка самоконтроля в общении
№ вопроса |
Ключерев С.А. |
Аникина Н.В. |
Смирнов О.Б. |
Серебров А.А. |
Кубышка И.А. |
Мусихина О.Н. |
Нуйя А.А. |
1 |
В |
Н 1 |
Н 1 |
Н 1 |
В |
Н 1 |
В |
2 |
Н |
Н |
В 1 |
В 1 |
Н |
Н |
Н |
3 |
В 1 |
Н |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
4 |
Н |
В 1 |
Н |
Н |
Н |
В 1 |
В |
5 |
Н 1 |
Н 1 |
Н 1 |
Н 1 |
В |
В |
В |
6 |
Н |
Н |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
Н |
7 |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
В |
8 |
Н |
Н |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
9 |
В 1 |
Н |
Н |
Н |
В 1 |
Н |
В 1 |
10 |
В 1 |
В |
В 1 |
В 1 |
В 1 |
Н |
Н |
Итого |
4 |
3 |
7 |
7 |
5 |
4 |
1 |
По результатам данной таблицы и результатам подсчета согласно методике можно сказать, что:
1) 0-3 балла
– Аникина Н.В., Нуйя А.А. –
люди с низким коммуникативным
контролем, с устойчивым
2) 4-6 баллов
– Ключерев С.А., Кубышка И.А., Мусихина
О.Н. - люди со средним
3) 7-10 баллов
– Смирнов О.Б., Серебров А.А. -
люди с высоким
Для наглядности результаты исследования данной методики оформим в диаграмму (Рис. 16).
Диаграмма оценки самоконтроля в общении
Рис. 16
На рисунке 16 представлены результаты исследования (суммарный показатель) оценки самоконтроля в общении - как составляющую морально-психологического климата коллектива.
Формирующий эксперимент
Второй этап проводился в период с 01.10.2008г по 01.12.2008г (формирующий эксперимент).
Цель деловых игр: развитие необходимых умений и навыков, таких, как уверенность, оптимизм, внимание, доброжелательность, сдержанность, ответственность, коммуникабельность.
Содержание игры - это всегда осуществление ряда функций: обучающей, развлекательной, коммуникативной, релаксационной, психотехнической, развивающей. В игре люди попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему, незаметно для себя выполнять большое количество тренировочных упражнений в быстром темпе.
Игра активизирует внимание, вызывает желание не только участвовать в игре, но и побеждать, а это вселяет уверенность в свои силы, способствует сообразительности, находчивости.
В играх,
особенно коллективных, формируются
нравственные качества личности, происходит
усвоение навыков правильного поведения
в коллективе. Люди учатся оказывать
помощь товарищам, считаться с интересами
других, сдерживать свои желания. У
них развивается чувство
После каждого
из проведенных занятий с
На втором этапе (формирующий эксперимент), который проводился в период с 01.10.2008 по 01.12.2008 г. Были использованы тренинговые занятия: «Завязывание и развязывание», «Аромат месяца», «Камуфляж».
Цель: сформировать
умение, создать условия, вызывающие
положительные изменения
Тренинговое занятие 1.
«Завязывание и развязывание»
Цели игры:
В процессе выполнения этого упражнения участники предпримут определенные действия в рамках всей группы по снятию напряжения и/или возрастанию единства, сплоченности группы. Методика и описание проведения приведены в Приложении 4.
Тренинговое занятие 2.
«Аромат месяца»
Цели игры:
В процессе
выполнения этого упражнения участники
будут осведомлены о тех
Тренинговое занятие 3.
«Камуфляж»
Цели игры:
В процессе выполнения участники:
Второй констатирующий эксперимент.
Третий этап проводился с 01.12.2008г. по 28.01.2009г. (второй констатирующий эксперимент).
Методика 1
Определение морально-психологического климата в коллективе на конец исследования
Результаты исследования морально-психологического климата в коллективе в баллах на конец исследования представлены в таблице 6 (Приложение 10). Результаты исследования морально-психологического климата в коллективе в процентном выражении на конец исследования представлены в таблице 7(Приложение 11).
Дружелюбие
Рис. 17
На рисунке 17 в процентном соотношении представлены результаты исследования дружелюбия, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.
Согласие
Рис. 18
На рисунке 18 в процентном соотношении представлены результаты исследования согласия, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.