Стили руководства и их влияние на формирование морально-психологического климата в коллективе, на примере отдела снабжения ООО «Талдинск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 10:44, дипломная работа

Описание

Цель исследования: определить критерии оптимального стиля руководства, положительно влияющего на морально-психологический климат коллектива.
Объект исследования: стили и методы руководства и их влияние на морально-психологический климат коллектива в ООО «Талдинский угольный разрез».
Предмет исследования: стили руководства в отделе снабжения ООО «Талдинский угольный разрез».
Гипотеза исследования: положительный морально-психологический климат в коллективе сложится при условии, если:
руководитель придерживается демократического стиля управления;
руководитель является истинным лидером своего коллектива;
ведется работа по созданию положительного морально-психологического климата.
Задачи:
Определить оптимальные психологические условия, обеспечивающие наиболее эффективные стили руководства.
Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства, и их влияние на морально-психологический климат коллектива.
Сделать выводы по результатам собранного эмпирического материала.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….….4
Глава 1. Влияние стилей руководства на формирование морально-психологического климата в коллективе
1.1 Понятие стиля руководства……………………………………………….9
1.2 Морально-психологический климат в коллективе……………………..17
1.3 Влияние стиля руководства на морально-психологический климат в коллективе ………………………………………………………………...20

Глава 2. Психолого-педагогические условия положительного морально-психологического климата (на примере отдела снабжения ООО «Талдинский угольный разрез»)
2.1 Характеристика предприятия ООО «Талдинский угольный разрез» ..25
2.2 Сбор эмпирических данных и их анализ в отделе снабжения ООО «Талдинский угольный разрез» ……………………………………….26

Глава 3. Рекомендации руководству отдела снабжения ООО «Талдинский угольный разрез» по совершенствованию морально-психологического климата ………………………………………………………………………50

Заключение……………………………………………………………………... 54

Список использованной литературы ………………………………………….56

Приложения

Работа состоит из  1 файл

диплом.docx

— 497.75 Кб (Скачать документ)

- высокий  от 70% до 100%;

- средний  от 40% до 69%:

  • низкий до 39%.

На таблице 3 представлены результаты исследования психологического климата  в коллективе, переведенные из балльных показателей в процентном соотношении (Приложение 9). 

Дружелюбие

Рис. 3

Дружелюбие  – это отношение коллег друг к  другу. На рисунке 3 в процентном соотношении представлены результаты исследования дружелюбия, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.

Согласие

Рис. 4

Согласие – это согласованность  действий в работе всех членов коллектива. На рисунке 4 в процентном соотношении представлены результаты исследования согласия, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.

 

 

Удовлетворенность

Рис. 5

Удовлетворенность работой, результатами работы, отношениями с коллегами, финансовым результатом трудовой деятельности. На рисунке 5 в процентном соотношении представлены результаты исследования удовлетворенности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.

Увлеченность

Рис. 6

Увлеченность  – чувство, возникающее при выполнении своей работы, достижении определенных результатов. На рисунке 6 в процентном соотношении представлены результаты исследования увлеченности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.

 

Продуктивность

Рис. 7

Продуктивность  – это личный вклад каждого  члена коллектива в развитие предприятия. На рисунке 7 в процентном соотношении представлены результаты исследования продуктивности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.

Теплота

Рис. 8

Теплота – это положительные отношения  между собой всех членов коллектива. На рисунке 8 в процентном соотношении представлены результаты исследования теплоты, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.

 

 

Сотрудничество

Рис. 9

Сотрудничество – это отношения  между собой. На рисунке 9 в процентном соотношении представлены результаты исследования сотрудничества, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.

Взаимная  поддержка

Рис. 10

Взаимная поддержка – отношения  друг с другом, наставничество, поддержка  в работе. На рисунке 10 в процентном соотношении представлены результаты исследования взаимной поддержки, как одной из динамической составляющей психологического климата, коллектива.

 

 

 

Занимательность

Рис. 11

Занимательность – с каким настроением выполняется  текущая работа. На рисунке 11 в процентном соотношении представлены результаты исследования занимательности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.

Успешность

Рис. 12

Успешность  – это результат работы, подведение итогов определенных проектов в коллективе, и отдельно каждого члена коллектива. На рисунке 12 в процентном соотношении представлены результаты исследования успешности, как одной из динамической составляющей психологического климата коллектива.

 

 

Составляющие морально-психологического климата в коллективе

Рис. 13

На рисунке 13 представлены в процентном соотношении  результаты исследования (суммарный  показатель) всех динамических составляющих морально-психологического климата  коллектива.

Итоговый показатель

Рис. 14

На рисунке 14 представлены в процентном соотношении  результаты исследования (персональный суммарный показатель) всех динамических составляющих морально-психологического климата коллектива.

 

 

 

 

Уровень морально-психологического климата в коллективе

 

Рис. 15

По самооценке в коллективе согласие ровняется 45% (средний уровень); дружелюбие- 50% (средний уровень); занимательность  работы - 48% (средний уровень); удовлетворенность  работой - 42% (средний уровень); взаимная поддержка - 37% (низкий уровень); увлеченность работой - 37% (низкий уровень); продуктивность - 36% (низкий уровень), успешность - 33% (низкий уровень); теплота в общении - 33% (низкий уровень); сотрудничество - 30% (низкий уровень).

Таким образом, тестирование показало содержащиеся уровни морально-психологического климата в коллективе: высокий - 0%; средний - 62%; низкий - 38%. Это говорит  о том, что в коллективе низкая взаимная поддержка; сотрудничество.

 

Методика 2 (Приложение 2)

Методика  определения стиля руководства  трудовым коллективом

 

Методика  была разработана В.П. Захаровым  на основе опросника А.Л. Журавлева.

Цель: определение  трудовым коллективом преобладающего стиля руководства.

Форма проведения: групповая.

При проведении данной методики были получены результаты, которые размещены в таблице 4.

Таблица 4

Преобладающий стиль руководства

Стили руководства

Число опрошенных - 6 чел.

Директивный

4 (66,66%)

Попустительский

-

Коллегиальный

2 (33,34)

Преобладающий

Директивный


 

Проанализировав результаты опроса сотрудников (табл. 4), можно сказать о том, что 66,66 % сотрудников (высокий процент) считают, что для начальника отдела снабжения – Ключерева С.А., характерен директивный стиль управления и лишь 33,34 % (небольшой процент) подчиненных видят в его стиле руководства черты коллегиальности.

 

Методика 3 (Приложение 3)

Тест на оценку самоконтроля в общении

 

Тест  разработан американским ученым М. Снайдером.

Цель: определение  коммуникабельности и умение управлять  выражением своих эмоций в коллективе.

Форма проведения: индивидуальная.

При проведении данной методики были получены результаты, которые размещены в таблице 5.

 

 

 

Таблица 5

Оценка  самоконтроля в общении

№ вопроса

Ключерев С.А.

Аникина Н.В.

Смирнов О.Б.

Серебров А.А.

Кубышка И.А.

Мусихина О.Н.

Нуйя А.А.

1

В

Н 1

Н 1

Н 1

В

Н 1

В

2

Н

Н

В 1

В 1

Н

Н

Н

3

В 1

Н

В 1

В 1

В 1

В 1

Н

4

Н

В 1

Н

Н

Н

В 1

В

5

Н 1

Н 1

Н 1

Н 1

В

В

В

6

Н

Н

В 1

В 1

В 1

Н

Н

7

В

В

В

В

В

В

В

8

Н

Н

В 1

В 1

В 1

В 1

Н

9

В 1

Н

Н

Н

В 1

Н

В 1

10

В 1

В

В 1

В 1

В 1

Н

Н

Итого

4

3

7

7

5

4

1


 

По результатам  данной таблицы и результатам  подсчета согласно методике можно сказать, что:

1) 0-3 балла  – Аникина Н.В., Нуйя А.А. –  люди с низким коммуникативным  контролем, с устойчивым поведением, способным к искреннему самораскрытию  в общении, прямолинейные.

2) 4-6 баллов  – Ключерев С.А., Кубышка И.А., Мусихина  О.Н. - люди со средним коммуникативным  контролем, искренние, но не  сдержанные в эмоциональных проявлениях.

3) 7-10 баллов  – Смирнов О.Б., Серебров А.А. - люди с высоким коммуникативным  контролем, легко входящими в  любую роль и робко реагирующие  не изменения ситуаций.

Для наглядности  результаты исследования данной методики оформим в диаграмму (Рис. 16).

 

Диаграмма оценки самоконтроля в общении

Рис. 16

На рисунке 16 представлены результаты исследования (суммарный показатель) оценки самоконтроля в общении - как составляющую морально-психологического климата коллектива.

 

Формирующий эксперимент

 

Второй  этап проводился в период с 01.10.2008г по 01.12.2008г (формирующий эксперимент).

Цель  деловых игр: развитие необходимых  умений и навыков, таких, как уверенность, оптимизм, внимание, доброжелательность, сдержанность, ответственность, коммуникабельность.

Содержание  игры - это всегда осуществление  ряда функций: обучающей, развлекательной, коммуникативной, релаксационной, психотехнической, развивающей. В игре люди попадают в  ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему, незаметно  для себя выполнять большое количество тренировочных упражнений в быстром  темпе.

Игра  активизирует внимание, вызывает желание  не только участвовать в игре, но и побеждать, а это вселяет уверенность в свои силы, способствует сообразительности, находчивости.

В играх, особенно коллективных, формируются  нравственные качества личности, происходит усвоение навыков правильного поведения  в коллективе. Люди учатся оказывать  помощь товарищам, считаться с интересами других, сдерживать свои желания. У  них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля, характер.

После каждого  из проведенных занятий с использованием игр не надо беседовать с людьми, чтобы выявить положительную  реакцию. Можно сразу сказать, что  такие занятия пробуждают острое желание включаться в предложенную деятельность.

На втором этапе (формирующий эксперимент), который  проводился в период с 01.10.2008 по 01.12.2008 г. Были использованы тренинговые занятия: «Завязывание и развязывание», «Аромат месяца», «Камуфляж».

Цель: сформировать умение, создать условия, вызывающие положительные изменения морально-психологического климата коллектива, сближение коллектива, его сплоченность.

Тренинговое занятие 1.

«Завязывание  и развязывание»

Цели  игры:

В процессе выполнения этого упражнения участники  предпримут определенные действия в  рамках всей группы по снятию напряжения и/или возрастанию единства, сплоченности группы. Методика и описание проведения приведены в Приложении 4.

Тренинговое занятие 2.

«Аромат месяца»

Цели  игры:

В процессе выполнения этого упражнения участники  будут осведомлены о тех способах руководства изменениями, которых  следует избегать. Методика и описание проведения приведены в Приложении 5.

Тренинговое занятие 3.

«Камуфляж»

Цели  игры:

В процессе выполнения участники:

  • определят три позитивные и три негативные реакции на изменения;
  • определят ключевую концепцию возможности обучения навыкам как критическую для личного управления изменениями. Методика и описание проведения приведены в Приложении 6.

Второй констатирующий эксперимент.

Третий этап проводился с 01.12.2008г. по 28.01.2009г. (второй констатирующий эксперимент).

Методика 1

Определение морально-психологического климата в коллективе на конец исследования

Результаты  исследования морально-психологического климата в коллективе в баллах на конец исследования представлены в таблице 6 (Приложение 10). Результаты исследования морально-психологического климата в коллективе в процентном выражении на конец исследования представлены в таблице 7(Приложение 11).

Дружелюбие

Рис. 17

На рисунке 17 в процентном соотношении  представлены результаты исследования дружелюбия, как одной из динамической составляющей психологического климата  коллектива на конец исследования.

Согласие

Рис. 18

На рисунке 18 в процентном соотношении представлены результаты исследования согласия, как  одной из динамической составляющей психологического климата коллектива на конец исследования.

Информация о работе Стили руководства и их влияние на формирование морально-психологического климата в коллективе, на примере отдела снабжения ООО «Талдинск