Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 10:44, дипломная работа
Цель исследования: определить критерии оптимального стиля руководства, положительно влияющего на морально-психологический климат коллектива.
Объект исследования: стили и методы руководства и их влияние на морально-психологический климат коллектива в ООО «Талдинский угольный разрез».
Предмет исследования: стили руководства в отделе снабжения ООО «Талдинский угольный разрез».
Гипотеза исследования: положительный морально-психологический климат в коллективе сложится при условии, если:
руководитель придерживается демократического стиля управления;
руководитель является истинным лидером своего коллектива;
ведется работа по созданию положительного морально-психологического климата.
Задачи:
Определить оптимальные психологические условия, обеспечивающие наиболее эффективные стили руководства.
Рассмотреть различные классификации и модели стилей руководства, и их влияние на морально-психологический климат коллектива.
Сделать выводы по результатам собранного эмпирического материала.
Введение ……………………………………………………………………….….4
Глава 1. Влияние стилей руководства на формирование морально-психологического климата в коллективе
1.1 Понятие стиля руководства……………………………………………….9
1.2 Морально-психологический климат в коллективе……………………..17
1.3 Влияние стиля руководства на морально-психологический климат в коллективе ………………………………………………………………...20
Глава 2. Психолого-педагогические условия положительного морально-психологического климата (на примере отдела снабжения ООО «Талдинский угольный разрез»)
2.1 Характеристика предприятия ООО «Талдинский угольный разрез» ..25
2.2 Сбор эмпирических данных и их анализ в отделе снабжения ООО «Талдинский угольный разрез» ……………………………………….26
Глава 3. Рекомендации руководству отдела снабжения ООО «Талдинский угольный разрез» по совершенствованию морально-психологического климата ………………………………………………………………………50
Заключение……………………………………………………………………... 54
Список использованной литературы ………………………………………….56
Приложения
Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя, прежде всего, в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. Последнее из отношений кристаллизуется и определенную ситуацию - общественную форму самоотношения и самосознания личности.
Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т.п. могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта.
Таким образом, на основе проведенных исследований была разработана, и предложена следующая система рекомендаций для руководства ООО «Талдинский угольный разрез»
В заключении для руководителя отдела снабжения Ключерева С.А. ООО «Талдинский угольный разрез»были разработаны и предложены следующие рекомендации:
- объективно
оценивать свои возможности и
развивать в себе недостающие
качества, которые способствовали
бы повышению авторитета и
позволили бы быть образцом
для подражания (например, внимание
к проблемам других людей,
- в зависимости
от ситуации использовать
- быть требовательным не только к окружающим, но и к себе, стремиться совершенствоваться;
- искать
подход к каждому из
- справедливо относиться ко всем членам коллектива;
- в качестве
стимулирования чаще
- учиться
предотвращать назревающие
- стремиться
конструктивно использовать
- проявлять
гибкость и умение идти на
компромисс при убеждении
- вести
регулярную работу по оценке
и созданию положительного
Подводя
итог, можно заключить, что
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенные исследования показали, что работа имеет особую актуальность в данный момент, так как сейчас особое внимание стало уделяться вопросам наиболее эффективного взаимодействия руководителя с подчиненными.
Руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства.
В своей практической деятельности руководитель не должен использовать один стиль руководства. Он должен постоянно корректироваться в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями.
Используя рассмотренные в данной
работе модели, которые изучались
различными исследователями, руководитель
сможет в конкретной ситуации проанализировать,
подобрать и оценить результаты
от использования того или иного
стиля, руководства. От выбора стиля
руководства зависит не только авторитет
руководителя и эффективность его
работы, но так же атмосфера в
коллективе и взаимоотношения между
подчиненными и руководителем. Когда
вся организация работает достаточно
эффективно и ровно, то руководитель
обнаруживает что помимо поставленных
целей достигнуто и многое другое,
например, взаимопонимание и
Коллектив представляет собой совокупность индивидов, существенное влияние на формирование внутренней психологической ситуации в коллективе оказывает развитие личности.
Руководитель не может не оказывать влияние на психологическую сферу группы. Кроме того, создание положительного климата в коллективе является его непосредственной обязанностью.
Целью дипломной работы было определение
оптимального стиля руководства, положительно
влияющего на морально-психологический
климат коллектива, способствующего
повышению эффективности и
Для того чтобы сформировать оптимальный
стиль руководств создающий морально-
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МЕТОДИКА В.И. ШКАТУЛЛЫ
Атмосфера в коллективе
Замер психологической атмосферы в группе, т.е. динамичную составляющую психологического климата производится с помощью несложной методики - каждый составляющий морально-психологический климат коллектива оцениваются по девяти бальной системе.
Чем выше суммарный балл, тем лучше атмосфера в группе (ее можно оценить и по составляющим).
Дружелюбие |
_ _ _ _ _ _ _ _ _ |
Враждебность |
Согласие |
Несогласие | |
Удовлетворенность |
Неудовлетворенность | |
Увлеченность |
Равнодушие | |
Продуктивность |
Непродуктивность | |
Теплота |
Холодность | |
Сотрудничество |
Отсутствие сотрудничества | |
Взаимная поддержка |
Недоброжелательность | |
Занимательность |
Скука | |
Успешность |
Неуспешность |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА
ТРУДОВЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
Данная методика разработана В. П. Захаровым. Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом.
Применение методики не требует
индивидуального тестирования. Возможно
использование в блоке тестов,
особенно эффективно использование
его вместе с социометрией в целях
оптимизации социально-
Инструкция
«Опросник содержит 16 групп утверждений,
характеризующих деловые
Текст опросника
1.
а.
Центральное руководство
б. Старается все решать вместе с подчиненными, единолично решает только самые срочные и оперативные вопросы.
в. Некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие.
2.
а. Всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, настаивает, но никогда не просит.
б. Приказывает так, что хочется выполнить.
в. Приказывать не умеет.
3.
а. Старается, чтобы его заместители были квалифицированными специалистами.
б. Руководителю безразлично, кто работает у него заместителем, помощником.
в. Он добивается безотказного исполнения и подчинения заместителей, помощников.
4.
а. Его интересует только выполнение плана, а не отношение людей друг к другу.
б. В работе не заинтересован, подходит к делу формально.
в.
Решая производственные задачи, старается
создать хорошие отношения
5.
а. Наверно, он консервативен, так как боится нового.
б. Инициатива подчиненных руководителем не принимается.
в. Способствует тому, чтобы работали самостоятельно.
6.
а. На критику руководитель обычно не обижается, прислушивается к ней.
б. Не любит, когда его критикуют и не старается скрыть это.
в. Критику выслушивает, даже собирается принять меры, но ничего не предпринимает.
7.
а. Складывается впечатление, что руководитель боится отвечать за свои действия, желает уменьшить свою ответственность.
б. Ответственность распределяет между собой и подчиненными.
в. Руководитель единолично принимает решения или отменяет их.
8.
а. Регулярно советуется с подчиненными, особенно с опытными работниками.
б. Подчиненные не только советуют, но могут давать указания своему руководителю.
в. Не допускает, чтобы подчиненные ему советовали, а тем более возражали.
9.
а. Обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми подчиненными.
б. Регулярно общается с подчиненными, говорит о положении дел в коллективе, о трудностях, которые предстоит преодолеть.