Стратегия диверсификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 13:33, курсовая работа

Описание

Стратегией диверсификации называют освоение новых товарных рынков, выпуска новых товаров, оказания новых видов услуг. Стратегия диверсификации обычно подразумевает не только внесение разнообразия в товарные группы или группы услуг, но и распространение деятельности предприятия на новые, не пересекающиеся с уже освоенными предприятием сферы хозяйственной деятельности. Иначе говоря, стратегия диверсификации — система мер, которую предприятие использует, чтобы исключить зависимость экономической эффективности бизнеса от одной товарной группы или одного стратегического направления деятельности.

Содержание

Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Стратегия одного бизнеса
1.2 Целесообразность диверсификации
1.3 Стратегии диверсификации
1.4 Стратегии родственной диверсификации
1.5 Стратегии неродственной диверсификации
1.6 Стратегии исключения и ликвидации
1.7 Стратегии перестройки
1.8 Стратегии многонациональной диверсификации
Заключение
2. Практическая часть
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая деверсификация.doc

— 796.50 Кб (Скачать документ)

 

Рассмотрим опыт применения стратегии  диверсификации в ОАО «Селижаровский карьер».

 

Перед компанией, имеющей прочную  конкурентную позицию на быстрорастущем рынке, стоят несколько логичных стратегических вариантов, лучший из которых в краткосрочном плане - это продолжение концентрации в одном виде бизнеса. С учетом высоких темпов роста отрасли для компании в таком положении целесообразно стремление к удержанию или увеличению своей доли рынка, дальнейшему повышению компетентности и продолжению капиталовложений, необходимых для обеспечения прочной позиции в отрасли.

 

Следует отметить, что время диверсификации частично является функцией конкурентной позиции компании, а частично функцией остающихся возможностей в старой отрасли. Практически невозможно указать точку, в которой компании, относящиеся к одной отрасли, должны осознанно выбрать различные подходы к диверсификации и начать их реализацию в различное время.

 

В целом предприятие ОАО «Селижаровский карьер» имеет большой опыт диверсификации. Создание торгового комплекса ООО  «Миармлес» само по себе является диверсификационным проектом, так как основной вид  деятельности предприятия деревообработка, а не торговля. Внутри торгового комплекса основной стратегией развития является моноотрослевая горизонтальная диверсификация, так как магазины относятся к торговой отрасли. Следует также отметить и опыт конгломеративной диверсификации, когда в рамках торгового комплекса были образованы хлебопекарня и кондитерский цех, что является непосредственно производством.

 

3.2 Оценка эффективности стратегии

 

Рынок представляет собой систему  экономических отношений в сфере  обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров.

 

Охарактеризовать рынок пгт. Селижарово можно как «рынок покупателя» - это  такое положение на рынке, когда  предложение товаров превышает  спрос. Покупатель имеет возможность  выбирать из массы предлагаемых товаров. По национальным границам охвата данный рынок является внутренним - охватывает сферу товарного обмена, ограниченную границами конкретной страны. Данный рынок является товарным рынком. По организационной структуре данный рынок является закрытым так как продавцы и покупатели связаны некоммерческими отношениями, юридической и административной зависимостью, финансовым контролем, договорными отношениями, не имеющими серьезного коммерческого характера [11, c. 518]. По качественной структуре рынок является целевым, то есть это часть квалифицированного доступного рынка, которая выбрана компанией для дальнейшей работы. Это объясняется тем, что ООО «Миармлес» сосредоточил свои усилия в пределах пгт. Селижарово.

 

Завершая анализ ООО «Миармлес», рассмотрим сильные и слабые стороны предприятия, представленные в таблице 3.2.1.

 

Таблица 3.2.1 Характеристика сильных  и слабых сторон ООО «Миармлес» в 2009 г

 

Факторы 

Характеристика 

 

Сильные стороны 

Слабые стороны 

 

1. Производственные 

Собственные производственные мощности

 

Высокое качество продукции

 

Продажа собственной продукции 

Поставки налажены не по всем группам  товаров. 

 

2. Маркетинговые 

1. Разнообразный ассортимент

 

2. Магазины продовольственного  и промышленного назначения

 

3. Средняя цена ниже, чем у  конкурентов 

1. Высокий процент совпадающего ассортимента

 

3. Неразвитая система маркетинговых  исследований 

 

3. Трудовые 

1. Стабильный дружный коллектив

 

2. Прогрессивная система оплаты  труда 

 

4. Социальные 

1. Оплата всех социальных льгот  по трудовому законодательству

 

2. Различные доплаты от предприятия  на рождение ребенка и его  содержание до 3 лет 

 

5. Финансовые 

1. Финансовая поддержка от головного  предприятия 

1. Высокий показатель финансовой  зависимости от головного предприятия 

 

 

 

Анализируя данную таблицу можно отметить, что предприятие обладает рядом неоспоримых преимуществ как сточки зрения покупателей и с точки зрения сотрудников предприятия. Преимуществом является разнообразный ассортимент товаров в магазинах по всем направлениям и низкий ценовой диапазон. Гарантированное качество товаров. Для сотрудников преимуществом является наличие социальных гарантий и дополнительных выплат. Также следует отметить слабые стороны предприятия: - сбои в поставках промышленной группы товаров, а именно бытовой техники. Это связано с отдаленным местоположением поселка и трудностью доставки этой группы товаров из другого региона.

 

При закупке товаров довольно часто  в роли поставщиков выступают  «перекупщики», которые приобретают  товары крупными партиями у заводов-изготовителей и других, более крупных «перекупщиков» (например, региональных), а затем продают более мелкими партиями, в том числе рассматриваемому предприятию. При этом объемы партий закупаемых товаров часто позволяют предприятию напрямую приобретать их у заводов-изготовителей или региональных дилеров, неиспользование данной возможности, на наш взгляд, является существенным недостатком в организации закупок.

 

Необходимо отметить, что ООО  «Миармлес» зависимо от головного предприятия, что можно считать слабой стороной. Но очевидным плюсом является то, что даже не имея прибыли предприятие может рассчитывать на финансовую поддержку ОАО «Селижаровский карьер» при реализации собственных новых проектов.

 

Следующим шагом мы проведем анализ рыночной среды торгового комплекса  ООО «Миармлес».

 

Количественной характеристикой  объема товарного рынка является показатель - емкость рынка.

 

Емкость рынка - характеризуется объемом  фактических продаж определенного  товара в течение какого-то периода  времени (обычно в течение года) [11, c. 54].

 

Существует большое количество методов расчета емкости рынка. Емкость рынка исчисляться может  как в денежном, так и в натуральном  выражении.

 

Различают реальную и потенциальную  емкость рынка. Потенциальная емкость  учитывает наличие скрытого спроса и отличается от реальной емкости. Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, предприятие получает возможность оценить перспективность того или иного рынка для себя.

 

Емкость рынка характеризует потенциал  с точки зрения предложения и  рассчитывается по формуле 1.

 

(1)

 

где E - емкость рынка;

 

Ai - объем продаж i-го предприятия;

 

n - количество предприятий.

 

Из данной формулы нам известно количество торговых точек - 39, 8 из которых  входят в торговый комплекс.

 

Нам известен объем продаж по торговому  комплексу - 71024383,19.

 

Объем продаж по другим предприятиям мы можем посчитать приблизительно, так как не имеем точных данных о выручке каждого предприятия  в отдельности. Среднемесячная выручка  такого предприятия равна 300000.

 

Таким образом, мы можем посчитать  приблизительную емкость рынка: 31*300000=9300000 рублей.

 

Е=9300000+ 71024383,19=80324383,19 рублей. Емкость  рынка в денежном выражении равна  приблизительно 80324383,19 рублей.

 

Для прогнозирования объема продаж необходимо оценить уровень спроса на продукцию.

 

К показателям, характеризующим положение  компании на рынке, относятся: доля рынка, относительная доля рынка, темпы  роста рынка.

 

Доля рынка - отношение объема продаж товара конкретной фирмы к общей  емкости рынка (реальной) данного  товара. Расчет D представлен в формуле (2). Помогает оценить уровень конкурентоспособности предприятия с точки зрения освоения им рыночного потенциала.

 

 

Различают просто долю рынка и относительную  долю рынка. Относительная доля рынка (или долю рынка относительно лидера) определяется сравнением с самым крупным конкурентом, поэтому в сумме все относительные доли участников рынка всегда больше 1 или 100.

 

Показатель используется также  для построения матрицы ВКГ. Со временем позиции каждого товара в матрице  ВКГ изменяются в соответствии с жизненным циклом успешного бизнеса, который начинается как трудный ребенок (или вопросительные знаки), превращается в звезду, затем становится дойной коровой и, наконец, собакой.

 

Потребителями товаров ТК являются люди с средним уровнем достатка. Возраст потребителей продукции охватывает весь возрастной диапазон поселка Селижарово. Это объясняется тем, что у ТК широкая ассортиментная линейка продовольственных товаров как для детей (детское питание, молочные смеси и тд), так и для людей старшего возраста (специальные диетические продукты и др.), так и для людей средней возрастной категории. В линейке товаров бытовой техники и мягкой мебели ООО «Миармлес» вообще не имеет конкурентов, поэтому все возрастные группы населения покупающие товар относятся к ТК.

 

Можно сказать, что основными потребителями  товаров торгового комплекса  ООО «Миармлес» являются 90% работников ОАО «Селижаровский карьер». Это  объясняется тем, что в качестве ежемесячного аванса сотрудники предприятия  получают возможность приобретать  товары в ООО «Миармлес» на сумму не превышающую 40% заработной платы.

 

Также потребителями товаров ТК являются бывшие работники предприятия - ныне пенсионеры, работники культуры, образовательных учреждений и ряда бюджетных организаций поселка. Это объясняется тем, что предприятие ОАО «Селижаровский карьер» оказывает им материальную помощь, в виде возможности приобретения товаров на определенную сумму в ООО «Миармлес».

 

Необходимо также заметить, что, так как хлебопекарня является единственным в пгт. Селижарово, то потребителями ТК является практически каждый житель поселка.

 

Проанализируем спрос на рынке  пгт. Селижарово в 2008 году.

 

В большинстве случаев рынок  поселка Селижарово можно характеризовать  как рынок потребителя. Так как  потребитель может выбирать среди большого количества продавцов, того, кто наиболее отвечает его потребностям.

 

Что касается отдельных видов товаров, таких как бытовая техника, мебель, автововары, хлебобулочные изделия, спрос на которые велик, рынок  можно характеризовать как рынок  продавца. Это объясняется отсутствием конкурентов в данной области и невозможностью новых предприятий осваивать данный рынок товаров. Например, торговля автотоварами приносит минимальную прибыль ООО «Миармлес», но существует еще и потому, что одной из главных стратегий компании ОАО «Селижаровский карьер» является забота о населении поселка и высокий уровень социальной ответственности.

 

В целом можно сказать, что спрос  на данном рынке в большинстве  случаев равен предложению, а  по отдельным группам товаров  индивидуального потребления превышает предложение. Это объясняется относительно высоким уровнем доходов населения.

 

 Заключение

 

Итак, с точки зрения поставленных задач курсового проекта, мы пришли к ряду выводов. В первой главе  были рассмотрены теоретические  основы стратегии диверсификации. Были рассмотрены принципы стратегического планирования, сущность и виды стратегии диверсификации, а также область ее применения на практике.

 

Мы выяснили, что стратегическое планирование - это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Оно опирается на четко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста.

 

Основным орудием сферы стратегического  планирования является анализ хозяйственного портфеля фирмы. То есть оценка руководством положения всех входящих в состав фирмы производств. Такой анализ требует выявить более и менее  рентабельные производства и принять решения о том, что делать с каждым из них в отдельности.

 

Рассматривая стратегию диверсификации, были определены основные понятия, относящиеся  к данному вопросу, рассмотрены  классификации различных авторов.

 

В ходе исследования были рассмотрены области применения стратегии диверсификации. Мы выявили, что стратегия диверсификации является одной из наиболее распространенных стратегий развития бизнеса. Эти стратегии реализуются в том случае, когда фирма дальше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли. В результате были сформулированы основные факторы, обуславливающие выбор стратегии диверсифицированного роста

 

В ходе работы были обозначены преимущества конгломеративной диверсификации.

 

Во-первых, данная стратегия может помочь предприятию выжить в условиях конкуренции на рынке основного вида деятельности, перебросив часть активов на другие предприятия. Во-вторых, стратегия может помочь выгодно вложить избыточные ресурсы в собственное предприятие.

 

Недостатками данной стратегии  является проблемный управленческий аспект диверсифицированных предприятий. Также стоит помнить, что реализация данной стратегии осуществляется в  долгосрочном периоде, соответственно это потребует дополнительных затрат от компании, которые могут окупиться в будущем периоде. Также недостатком является то, что для реализации стратегии диверсификации могут понадобиться новые навыки, которыми не обладают сотрудники главного предприятия.

 

В ходе исследования был проведен анализ маркетинговой деятельности ООО «Миармлес». Было выявлено, что предприятие занимает очень большую долю рынка - 88,4%. Выбор потребителей в пользу ТК объясняется тем, что предприятие уделяет большое внимание качеству продукции и ассортиментной политике. Но уровень сервиса недостаточно высок. Но относительно других предприятий на данном рынке уровень сервиса выше среднего.

 

Что касается финансовых показателей, то был сделан вывод, что рынок  пгт. Восток является прибыльным и финансово  стабильным.

Информация о работе Стратегия диверсификации