Теоретические основы стратегии диверсификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 07:29, дипломная работа

Описание

Цель дипломного исследования: разработать рекомендации по использованию стратегии диверсификации в организации.
Для достижения поставленной цели мы ставим перед собой следующие задачи:
– изучить теоретические основы стратегии диверсификации;
– рассмотреть виды стратегии диверсификации и область их применения;
– проанализировать маркетинговую деятельность предприятия за прошедший период;
– проанализировать имеющийся опыт диверсификации на исследуемом предприятии;
– разработать план реализации конгломеративной стратегии диверсификации для ООО «Премьер».

Содержание

Введение
1 Теоретические основы стратегии диверсификации
1.1 Понятие «стратегии»
1.2 Принципы стратегического управления
1.3 Типологии стратегий
1.4 Сущность и виды стратегии диверсификации
2 Разработка рекомендаций по использованию стратегии диверсификации в организации на примере «ООО Премьер»
2.1 Общая характеристика организации ООО «Премьер»
2.2 Анализ внутренней и внешней среды ООО «Премьер»
2.3 Рекомендации по реализации стратегии диверсификации
2.4 Оценка эффективности предложенных мероприятий.
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Diplom.doc

— 357.00 Кб (Скачать документ)

     Предложенная  О.В.Шапошниковым [34] концепция стратегического  управления предприятием в условиях перехода к рыночным отношениям учитывает  особенности переходной экономики  и современные направления развития теории менеджмента. Учитывая эти направления и результаты анализа объектов стратегического управления, процессов, которые определяют их функционирование, и противоречий, которые являются источником развития, были сформулированы базовые принципы стратегического управления предприятием. Система этих принципов была положена в основу теоретического базиса стратегического управления.

     Принцип рефлексии. Эффективность стратегических решений определяется не только степенью оценки объективных факторов, но и тем, как учитываются интересы субъектов с их рефлексиями. Последние отражают понимания того, как воспринимают ценности, интересы лица, принимающего решение, другие исполнители из данной системы. Кроме того, необходимо учитывать интересы субъектов из внешне относящейся системы среды на принятые решения. При этом, если принять во внимание, что предприятие или другая организационная форма экономической деятельности в основном управляется человеком с его субъективными интересами и особенностями, то принцип рефлексии должен быть признан одним из основных при подготовке стратегических решений. Его применение выходит далеко за рамки моделирования. Он может использоваться при определении достоверности и ценности информации на этапе стратегического мониторинга, при стратегическом анализе компонентов внешней среды, разработке планов влияния на внешнюю среду.

     Применение  этого принципа разрешает априори  очертить круг методов моделирования, которые могут быть использованы при стратегическом управлении промышленным предприятием.

     Принцип самоорганизации. Предприятие как система может функционировать не только уменьшая нежелательные отклонения, но и увеличивая желательные с помощью положительной обратной связи. Система, которая использует принцип самоорганизации, находит в флюктуациях внешней среды полезные для себя стимулы и усиливает их в контурах с положительной обратной связью. Самоусиление идет, где происходит возникновение новых отрицательных связей, которые стабилизируют систему, то есть происходят структурные изменения, которые ведут к новому уровню гомеостазиса или к колебаниям. Система самоорганизуется, если про ее элементы можно утверждать, что они сами принимают решение. В результате между элементами возникают некоторые относительно устойчивые объединения, которые дают им определенные преимущества.

     Анализ  конкретных примеров таких систем дает возможность выделить принцип самоорганизации, которая разрешает обнаружить механизм автономной циклической самоподдержки и запустить его для катализации целенаправленной самоорганизации Он имеет в виду осознанный учет тенденций, которые органически присущий человеческим коллективам. Такая трактовка принципа самоорганизации используется в теории систем и может быть применена при разработке инструментов и методов стратегического управления.

     Принцип ограниченной рациональности. Как отмечается в основное дестабилизирующее влияние на сформированную парадигму принятия решений в экономических системах создает идея об ограниченной возможности лица, принимающего решение (ЛПР), перерабатывать информацию, а таким образом, ограниченность в реализации принципа «полной рациональности». Кроме того, при принятии стратегических решений ЛПР имеет дело с очень специфической информацией, которая по определению не может быть полностью достоверной и достаточной. С другой стороны, сам факт принятия «рационального» решения не является гарантией его выполнения элементами системы. До сих пор не существует удовлетворительной и полной модели рационального поведения. Среди типичных недостатков подхода, основанного на принципе «полной рациональности», следует выделить такие:

     - менеджеры стремятся принимать  чрезмерно детализированные стратегические  решения, основанные на критерии  оптимальности, то есть исключающие  альтернативность;

     - ЛПР принимают решение, исключающее  параллелизм и конкурентность  между подразделами того же предприятия при разработке новых образцов продукции и т.п.;

     - ЛПР не стремятся использовать  творческие возможности каждого  рабочего, а требуют жесткого  соблюдения инструкций на всех  уровнях управления сверху вниз.

     Отсюда  вытекает целесообразность использования при стратегическом управлении принципа «ограниченной рациональности», при котором решение вырабатывается на основе прогнозной информации и знаниях о тенденциях изменения экономических интересов элементов, составляющих систему и компоненты внешней среды. Эти решения подлежат корректировке по мере поступления новых данных к моменту начала реализации решения и дальнейшей адаптации в походке реализации. Этот принцип накладывает ограничения на применимость классических моделей исследования операций и теории оптимального управления для разработки инструментов и методов стратегического управления.

     Принцип самоопределения. Предприятие является открытой системой, поскольку его функционирование невозможно без взаимодействия с внешней средой, под которым понимается совокупность всех объектов, изменение свойств которых влияет на предприятие, а также тех объектов, чьи свойства изменяются в результате работы предприятия. Соотношение активности прямого и косвенного влияния разное. Если влияние системы на среду незначительное, то говорят о доминировании среды над системой. Высокоорганизованные адаптивные системы имеют такую способность изменять внешнюю среду, чтобы изменение собственного поведения системы не была необходимой. Они способны адаптировать внешние условия для достижения собственных целей. Эти системы реализуют принцип самоопределения, который состоит в том, что система сама по себе не только определяет свое положение в внешнем мире (внешней среде), но и оценивает свое влияние на эту среду, то есть является активным ее элементом. Противоположным данному является принцип пассивизма, если система отказывается влиять на внешний мир.[34]

     Специфичность стратегического управления выражается, в частности, в потому, что оно  немыслимо без взаимодействия с элементами внешней среды. Поэтому инструменты и методы стратегического управления предприятием должны разрабатываться на базе принципа самоопределения.

     Принцип диверсификации. Этот принцип предполагает, с одной стороны, одновременное развитие разнообразных видов средств производства, а с другого – концентрацию разнообразных видов деятельности. Его сущность состоит не только в диверсификации производства, в объединении разнообразных областей и видов материального производства в одном предприятии, но и в включении у него сфер и видов деятельности непроизводственной сферы, в частности финансовой, сферы услуг и т.п. Этот принцип в своей материальной реализации направлен как на привлечение в оборот несвязанных ресурсов предприятия, так и может оказывать содействие эффективному перераспределению ресурсов между разнорентабельными видами деятельности, наиболее полному использованию производственного потенциала, занятости населения.

     Принципиальное  значение диверсификации состоит в  том, что она является одним из средств решения основного противоречия экономической науки — представление о редкости ресурсов и неограниченность потребностей. Иначе говоря, она оказывает содействие, с одной стороны, решению проблемы рационального использования ресурсов путем более полного привлечения в производственный оборот всех имеющихся ресурсов предприятия, а с другой — связана с наиболее эффективным распределением ресурсов между альтернативными вариантами использования.

     Кроме того, этот принцип может применяться  при выборе источников информации, форм организации производства, экспертов. Он определяет дифференциацию специалистов стратегического влияния, поставщиков, оптовых торговцев, видов рекламы, производителей технологий и т.д.

     Таким образом, при разработке инструментов и методов, с помощью которых реализуются технологические этапы стратегического управления, следует предусматривать многообразие как действия, так и того, что делается, что разрешит предприятию обеспечить свое выживание в условиях экстремальной нестабильности внешнего окружения.

     Принцип резервирования ресурсов. В литературе предлагаются два разных подхода к совершенствованию систем стратегического управления. Критика чисто сбытовой ориентации неминуемое приводит к тому, что на первый план в числе факторов успеха предприятия выдвигаются его ресурсы и управление ними. Принципиальное отличие ресурсного подхода определяется тем, что потребность в ресурсах отнюдь не является производной от рыночного положения фирмы; скорее ее ресурсный потенциал предопределяет успешное положение на рынке. Иначе говоря, процесс стратегического мышления находит прямо противоположную направленность, то есть стратегическое управление предприятием сводится к управлению его ресурсами. Для эффективного управления необходимо иметь резервы, а относительно управления ресурсами надо иметь в своем распоряжении резервы ресурсов.

     В классической постановке для выполнения производственной программы необходимо такое количество запасов комплектующих  изделий, материалов и тому подобного  на складе, чтобы обеспечить непрерывность производственного процесса в случае срыва поставок из-за нестабильности этого процесса. Тогда задача оптимального управления формулируется таким способом: необходимо выполнить производственную программу и распределить по интервалам времени производственную мощность таким образом, чтобы минимизировать некоторую функцию затрат на складирование и при этом не нарушить ограничения по имеющимся трудовым ресурсам, а также финансовых ресурсах, если берутся кредиты для покупки оборотного средства.

     В такой постановке фактически относится задача минимизации резерва материального ресурса в части комплектующих изделий, материалов и полуфабрикатов.

     Та  же задача может быть сформулирована по-иному. Необходимо распределить по интервалам времени затраты на складирование таким образом, чтобы минимизировать необходимую производственную мощность при выполнении ограничений по имеющимся трудовым и финансовым ресурсам. В этом случае относится задача минимизации резерва мощности оборудования как части материального ресурса предприятия.

     Третья  постановка задачи звучит таким образом: нужно распределить по интервалам времени  производственную мощность таким образом, чтобы минимизировать необходимые  финансовые ресурсы при соблюдении ограничения по имеющимся запасам  комплектующих изделий, полуфабрикатов и материалов на складе, а также по трудовым ресурсам. При такой постановке минимизируется резерв по финансовым ресурсам. Аналогичную постановку можно сформулировать для минимизации трудовых ресурсов.

     Во  всех этих постановках задач минимизируются резервы того или другого ресурса, которые объективно необходимые для компенсации неуверенности влияния внешней среды.

     Например, для обеспечения гибкости производства как инструмента стратегического  управления, кроме всего другого, необходимо иметь резерв производственной мощности и резерв квалифицированной рабочей силы. Для использования диверсификации видов деятельности как инструмента стратегического управления необходимы:

     - резерв материальных ресурсов  в виде домов и сооружений;

     - резерв финансовых ресурсов в виде свободных средств;

     - резерв трудовых ресурсов в  виде рабочих необходимой квалификации.

     Таким образом, резервирование ресурсов является одним из главных принципов, которые  определяют инструменты и методы стратегического управления предприятием.

     Принцип непрерывной адаптации. Этот принцип вытекает из динамического характера устойчивости, то есть устойчивость реализуется через неустойчивость, а в преодолении неустойчивости реализуется устойчивость. Таким образом, существует некоторая точка равновесия, в которой необходимо поддерживать состояние системы, для чего используется управление в реальном масштабе времени.

     Предприятие должно рассматриваться как некоторая  открытая система, успех деятельности которой зависит не только от внутренних факторов, связанных с организацией производства, повышением производительности работы, выявлением резервов снижения затрат производства и т.п., а также определяется тем, насколько удачно система в своей деятельности может приспособиться к особенностям поведения внешнего окружения в условиях переходного этапа развития экономики.

     Адаптивный  характер стратегического управления именно и обеспечивает возможность  опережающих действий на случай непредвиденных обстоятельств. В сущности, адаптивный подход к планированию как функции управления обеспечивает получение на выходе совокупности стратегических планов деятельности предприятия, любой из которых предназначен для использования при определенном стечении обстоятельств.

Информация о работе Теоретические основы стратегии диверсификации