Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:24, курсовая работа
В условиях становления социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь в трудовых коллективах отечественных предприятий возникают новые отношения социального партнерства: между руководителями организаций, между руководителями и подчиненными, между всеми работниками внутри трудового коллектива. Меняется и отношение к персоналу как членам трудового коллектива в процессе формирования и совершенствования самого трудового коллектива, так как социальная направленность экономических реформ поворачивает их лицом к каждому работнику как члену трудового коллектива. В связи с этим актуальность выбранной темы курсовой работы особенной очевидна.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......5
1. Управление трудовым коллективом промышленного предприятия…….7
1.1. Тенденции развития кадрового менеджмента…………………....…………...7
1.2. Экономико-правовая база формирования трудовых коллективов
предприятий в Республике Беларусь…………………………........................16
1.3. Процесс формирования трудовых коллективов
в рамках кадровой политики предприятия…………………………….........22
2. Анализ формирования и развития трудового коллектива
ОАО «Брестский машиностроительный завод»…………………………...28
2.1. Технико-экономическая характеристика
ОАО «Брестмаш»…………..………………………………………………….28
2.2. Анализ системы управления персоналом ОАО «Брестмаш»........................34
3. Совершенствование управления трудовым коллективом
ОАО «Брестмаш»…………………………........................................................41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………….52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....55
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………….………………
Организуя деятельность таких относительно самостоятельных подразделений, крупные корпорации перенимают лучшие стороны мелкого предпринимательства, внедряют внутреннее предпринимательство, или интрапренерство, которое отличается большой инициативой, направленной на создание новых изделий, новых рынков.
На
начальных этапах процесса нововведений
в компаниях, как правило, используются
разнообразные
В других случаях формы, ориентированные на создание новшества, получают достаточно четкое организационное содержание как новаторские продуктовые группы. В случае успешных результатов группы могут получать дополнительные кадровые и материально-финансовые ресурсы, обретать статус венчурных образований и самостоятельных подразделений по развитию новых сфер бизнеса. Они способны находить нестандартные решения, доводить идею до реального воплощения. Как правило, это люди, обладающие богатой интуицией, фанатично преданные своей идее, инициативные, не боящиеся риска.
Таким
образом, по мере развития рыночных отношений,
менеджеры по персоналу каждого конкретного
предприятия ведет постоянные поиски
инновационных рычагов и стимулов активизации
трудовой активности кадров как в составе
отдельных формальных и неформальных
групп, так и в составе всего трудового
коллектива.
1.2.
Экономико-правовая
база формирования
трудовых коллективов
предприятий в Республике
Беларусь
Главной целью государственного правового регулирования трудовых отношений при формировании, становлении и развития трудового коллектива на отечественных предприятиях является разработка и реализация комплекса мер, направленных на улучшение условий труда, повышения его оплаты, обеспечение трудовых гарантий членам трудового коллектива предприятий и создание экономико-правовых условий для повышения трудовой активности, а также содействие полной занятости населения на рынке труда в рамках формирования социально ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь.
В рамках государственного регулирования трудовых отношений в нашей республике можно выделить два основных направления:
-
разработка мер по развитию
системы рабочих мест в рамках
трудовых коллективов и
-
развитие системы социальных
пособий, дотаций и льгот,
Для реализации первого направления большое значение приобретают методы воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в экономике и развития новых форм собственности. Государство должно стимулировать создание новых рабочих мест на принципах инвестирования жизнеобеспечивающих производств и приоритетных в Беларуси отраслей народного хозяйства. Для этого необходимо усилить роль собственных источников финансирования предприятий, стимулировать приток внутренних и внешних инвесторов и т.д. Целесообразно разработать механизм более широкого привлечения средств пенсионного фонда и Государственного фонда занятости для создания новых рабочих мест на основе:
-
инвестирования и выдачи
-
инвестирования и кредитования
предприятий, осуществляющих
- финансирования и кредитования безработных, желающих и способных заниматься предпринимательством.
С позиций трудовых отношений реализация положений Закона о банкротстве должны осуществляться осмотрительно и поэтапно с учетом интересов членов трудового коллектива, чтобы не усиливать социальную напряженность. Источниками регулирования трудовых отношений в Республике Беларусь являются:
- Конституция Республики Беларусь;
- Трудовой кодекс РБ и другие акты законодательства о труде;
- Локальные нормативные трудовые акты предприятия.
Законодательство о труде включает совокупность первых двух вышеперечисленных источников регулирования трудовых отношений. Локальные нормативные акты - коллективные договоры, соглашения, положения, правила внутреннего трудового распорядка, договоры о материальной ответственности и иные принятые в установленном порядке нормативные акты предприятия, регулирующие трудовые и связанные с ними отношения членов трудового коллектива и конкретного нанимателя.
Трудовой договор — соглашение между работником(членом трудового коллектива или целым коллективом в рамках коллективного трудового договора) и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок, а наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату; стороны трудового договора — наниматель и работник.1
Задачами Трудового кодекса РБ являются:
1) регулирование трудовых и связанных с ними отношений;
2) развитие социального партнерства между нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) и органами государственного управления;
3) установление и защита взаимных прав и обязанностей работников и нанимателей.
Трудовой кодекс РБ применяется в отношении всех работников(или трудовых коллективов) и нанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь, если иное не установлено актами законодательства или нормами ратифицированных и вступивших в силу международных договоров Республики Беларусь или конвенций Международной организации труда (МОТ), участницей которых является наша республика. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства о труде.
Нормы
вступивших в силу международных
договоров Республики Беларусь или
конвенций Международной
Правила
международных договоров
Трудовой кодекс Республики Беларусь регулирует трудовые отношения, в основе которых лежит трудовой договор, и связанные:
1) с профессиональной подготовкой работников на производстве;
2) с деятельностью профсоюзов и объединений нанимателей;
3) с ведением коллективных переговоров;
4) с взаимоотношениями между работниками (их представителями) и нанимателями;
5) с обеспечением занятости;
6) с контролем и надзором за соблюдением законодательства о труде;
7) с государственным социальным страхованием;
8) с рассмотрением трудовых споров.
Трудовые и связанные с ними отношения, основанные на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм, регулируются Трудовым Кодексом Республики Беларусь и иным законодательством о труде. Иное (за исключением норм, ухудшающих положение членов организаций по сравнению с законодательством о труде) может устанавливаться в учредительных документах и локальных нормативных актах этих организаций.
Наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников и трудовых коллективов помимо основного законодательства о труде в Республики Беларусь. В случае противоречия норм законодательства о труде равной юридической силы применяется норма, содержащая более льготные условия для работников.
Законодательство о труде, действующее на территории Республики Беларусь, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после вступления его в силу, если иное не предусмотрено этим законодательством. Систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде составляют специально уполномоченные государственные органы, действующие в соответствии с законодательством.
Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. Для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде профсоюзы имеют право запрашивать и получать необходимую для этого информацию от нанимателя, государственных органов. При осуществлении государственного надзора и контроля специально уполномоченные государственные органы взаимодействуют между собой, а также с органами, осуществляющими общественный контроль за соблюдением законодательства о труде.
Координация деятельности органов государственного надзора и контроля и общественного контроля по вопросам соблюдения законодательства о труде осуществляется республиканским органом государственного управления в сфере труда (государственным Комитетом по труду и социальной защите населения РБ). Заключение коллективных договоров – способ социальной защиты трудящихся. Как показывает практика, ими охвачено 85% хозяйствующих субъектов Республики Беларусь. В коллективный договор включаются такие вопросы:
- Форма, система и размер оплаты труда;
- Механизм регулирования оплаты труда, исходя из уровня цен;
- Занятость, переобучение;
- Продолжительность рабочего времени, отпусков;
- Улучшение условий и охраны труда;
- Добровольное и обязательное медицинское и социальное страхование;
- Экологическая безопасность и охрана здоровья;
- система льгот;
- Социальное партнерство, обеспечение нормальных условий функционирования работников;
- Контроль за выполнением договора.
На практике коллективные договора заключаются на срок от 1 до 3 лет. Необходимо отметить, что снизилась активность отдельных работников и самих трудовых коллективов в разработке коллективных договоров. Основная причина – невыполнение многих обязательств коллективных договоров. Кроме того, налицо фактор нестабильности морально-психологического климата в некоторых трудовых коллективах отечественных предприятий, слабое внедрение прогрессивных методов управления персоналом, включая корпоративную организационную культуру.
Информация о работе Трудовой коллектив как объект управления