Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:51, методичка
Цель дисциплины «Менеджмент» состоит в овладении студентами научными подходами, принципами и методами системы менеджмента как комплексной системы обеспечения конкурентоспособности управляемого объекта на конкретном рынке, закреплении необходимых навыков для применения их на практике.
Введение ………………………………………………………………………3
Раздел 1. Методологические основы менеджмента……………………….5
Тема 1.1. Сущность менеджмента. Эволюция его теории и практики………5
Тема 1.2. Цикл, виды и уровни менеджмента……………………………….11
Раздел 2. Организация как система управления…………………………18
Тема 2.1. Сущность организации, ее внешняя и
внутренняя среда……………………………………………………18
Тема 2.2. Формальные и неформальные группы в организации…………….23
Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике………………28
Тема 3.1.Планирование как функция менеджмента………………………….28
Тема 3.2. Организация как функция менеджмента…………………………..37
Тема 3.3. Мотивация как функция менеджмента…………………………….48
Тема 3.4. Контроль как функция менеджмента………………………………58
Раздел 4. Методы и стили менеджмента……………………………………65
Тема 4.1.Система методов управления………………………………………..65
Тема 4.2.Стили менеджмента…………………………………………………..70
Раздел 5.Процесс принятия и реализации управленческих решений….76
Тема 5.1.Понятие, классификация и показатели качества
управленческих решений…………………………………………….76
Тема 5.2.Процесс принятия и реализации управленческих решений……….84
Раздел 6. Коммуникации и деловое общение………………………………91
Тема 6.1.Коммуникация как функция менеджмента…………………………91
Тема 6.2. Деловое общение…………………………………………………….94
Контрольные задания………………………………………………………..104
Список информационных источников…………………………………….124
Принцип гибкости основан на переменчивости и стихийности экономической ситуации, что необходимо учитывать при управлении компанией. Планирование призвано как раз подстраиваться под эти изменения и процессы, какую бы амплитуду они не имели. Принцип гибкости означает, что любой план может быть изменен в зависимости от внешней и внутренней ситуации. При формировании плана необходимо учитывать все факторы, которые могут в той или иной степени повлиять на процесс деятельности и финансовый результат предприятия.
Суть принципа участия напрямую зависит от принципа единства планирования. Этот принцип означает, что каждая структурная единица, каждый субъект этой единицы должен участвовать в процессе планирования независимо от участка работы, за который он отвечает. Так как процесс планирования затрагивает непосредственно всех работников предприятия, то и вносить свой вклад должны все. Иначе полнота отражения информации, а следовательно, качество планирования могут быть недостаточно эффективными.
Принцип научности означает, что процесс планирования должен быть научно обоснован, должен формироваться на основе достоверной информации и научных методах. Более того, этот принцип основан на идее о том, что в планах должны учитываться передовые разработки науки и техники, а также опыт работы других предприятий, достигших высоких результатов в своей деятельности.
Принцип обоснованности целей предполагает, что непосредственно сам процесс планирования, а также все его звенья и участники преследуют определенные цели, которые сводятся в одну главную цель – цель предприятия на будущий период. Важным моментом является то, что посредством анализа необходимо выделить те элементы этого процесса, от которых зависит результат планирования.
Тема 3.2. Организация как функция менеджмента
План:
1. Сущность организации управления и ее элементы.
2. Подходы к
формированию организационных
Типы организационных структур, их характеристика.
1. Сущность организации управления и ее элементы.
Для реализации разработанных планов необходим процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать для достижения целей организации.
Существует два основных аспекта организационного процесса:
1. Деления организации
на подразделения
2. Организация взаимодействия
и распределения полномочий
Средством при помощи которого руководство устанавливает отношения между уровнями и звеньями, является делегирование.
Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.
Ответственность – обязательство выполнить имеющиеся задачи и ответить за их удовлетворительное разрешение.
Процесс делегирования
находит отражение в
Для успешной работы
Полномочия
– это наличие у конкретного
лица определенных прав по
использованию ресурсов
- рекомендательные полномочия. Это вариант административных полномочий, при котором линейные руководители могут обращаться в соответствующие службы административного аппарата за советами и получать необходимые консультации, однако не обязаны принимать их к безусловному выполнению.
- параллельные полномочия. Целью таких полномочий является установление системы сбалансированности власти, что способствует созданию двойственного контроля и предотвращению ошибок в работе. Вариант параллельных полномочий может применяться для контроля финансовых расходов на предприятии.
- функциональные полномочия.
Аппарат управления, наделенный
функциональными полномочиями, может
как начать, так и запретить
выполнять определенный
Изучение последствий делегирования полномочий позволило в числе преимуществ сформулировать следующие: лучшее обслуживание клиентов, более высокую приспособляемость к изменениям и использование возможностей, скорость и точность разрешения проблем, формирование важных межфункциональных связей, носящих чаще всего горизонтальный характер, увеличение привлекательности работы за счет расширения самостоятельности.
Несмотря на возможные преимущества делегирования полномочий, менеджеры, с одной стороны, могут избегать делегирования, с другой стороны, сами сотрудники могут противодействовать делегированию. Существующие препятствия отражены в таблице 1.
Таблица 1
Препятствия к эффективному делегированию
Препятствия со стороны менеджеров |
Препятствия со стороны сотрудников |
1.Недоверие к подчиненным,
убежденность в их неспособност |
1. Неуверенность в
своих силах, ощущение |
2. Боязнь за свой авторитет |
2. Боязнь вызвать критику со стороны руководства |
Продолжение таблицы 1
3.Отсутствие дополнительного времени на разъяснение и контроль на первых этапах делегирования |
3. Нежелание нести дополнительную ответственность |
4.Низкая квалификация руководителя, незнание техники делегирования |
4. Слабая мотивация подчиненного |
5.Недооценка руководителем преимуществ делегирования |
Устранение
указанных препятствий
1. Правило диапазона контроля. Для успешного выполнения делегированной задачи подчиненным руководитель должен знать его диапазон контроля (норму управляемости), которая зависит от типа и сложности работы, ее содержания, совместимости функций, реализуемых работниками и др.В среднем норма управляемости составляет 7-9 человек.
2.Правило фиксированной
ответственности.
3. Правило достаточности полномочий. Объем делегированных полномочий должен быть формально зафиксирован в соответствующей форме (приказ, распоряжение), согласно которой подчиненный наделяется правом осуществлять свои функции (правом сбора информации, контроля над выполнением определенных видов работ, выступать от имени организации).
4. Правило выбора уровня
делегирования. Полномочия
5. Правило отчетности
по отклонениям. В процессе
выполнения делегированной
6. Делегирование предусматривает
передачу работы только сверху
вниз, от руководителя к
Вторым
важным направлением
В качестве
третьего направления
Таким образом, делегирование полномочий следует рассматривать в качестве важнейшего управленческого приема, позволяющего оптимизировать использование рабочего времени руководителя.
2. Подходы к
формированию организационных
Типы организационных структур, их характеристика.
Организационная структура управления – это форма разделения и кооперации управленческой деятельности, создающая механизмы координации, обеспечивающие эффективное достижение общих целей и задач организации
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Первые - это отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия – это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия подчиненных на выполнение конкретных задач. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.
Информация о работе Учебно- методическое пособие на тему "Менеджмент"