Учебно- методическое пособие на тему "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:51, методичка

Описание

Цель дисциплины «Менеджмент» состоит в овладении студентами научными подходами, принципами и методами системы менеджмента как комплексной системы обеспечения конкурентоспособности управляемого объекта на конкретном рынке, закреплении необходимых навыков для применения их на практике.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Раздел 1. Методологические основы менеджмента……………………….5
Тема 1.1. Сущность менеджмента. Эволюция его теории и практики………5
Тема 1.2. Цикл, виды и уровни менеджмента……………………………….11
Раздел 2. Организация как система управления…………………………18
Тема 2.1. Сущность организации, ее внешняя и
внутренняя среда……………………………………………………18
Тема 2.2. Формальные и неформальные группы в организации…………….23
Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике………………28
Тема 3.1.Планирование как функция менеджмента………………………….28
Тема 3.2. Организация как функция менеджмента…………………………..37
Тема 3.3. Мотивация как функция менеджмента…………………………….48
Тема 3.4. Контроль как функция менеджмента………………………………58
Раздел 4. Методы и стили менеджмента……………………………………65
Тема 4.1.Система методов управления………………………………………..65
Тема 4.2.Стили менеджмента…………………………………………………..70
Раздел 5.Процесс принятия и реализации управленческих решений….76
Тема 5.1.Понятие, классификация и показатели качества
управленческих решений…………………………………………….76
Тема 5.2.Процесс принятия и реализации управленческих решений……….84
Раздел 6. Коммуникации и деловое общение………………………………91
Тема 6.1.Коммуникация как функция менеджмента…………………………91
Тема 6.2. Деловое общение…………………………………………………….94
Контрольные задания………………………………………………………..104
Список информационных источников…………………………………….124

Работа состоит из  1 файл

6 Учебно-методическое пособие.doc

— 788.50 Кб (Скачать документ)

- производительность  аппарата  управления  может определяться,  как количество произведённой организацией конечной продукции или объёмы выработанной в процессе управления информации.

-под экономичностью  аппарата  управления  понимаются  относительные затраты на его функционирование.  Для оценки  экономичности могут использоваться  такие  показатели,  как   удельный  вес  затрат  на содержание  аппарата  управления,   удельный   вес   управленческих работников в численности  промышленно-производственного  персонала, стоимость выполнения единицы объёма отдельных видов работ.

-адаптивность  системы  управления  определяется её   способность эффективно выполнять  задачные  функции  в  определённом  диапазоне изменяющихся условий. Чем относительно  шире  этот  диапазон,  тем более адаптивной считается система.

-гибкость  характеризует  свойство  органов   аппарата   управления изменять  в соответствии  с  возникающими  задачами  свои  роли  в процессе принятия решений и  налаживать  новые  связи,  не  нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений.

-оперативность  принятия   управленческих   решений   характеризует современность выявления управленческих проблем и такую  скорость  их решения, которая обеспечивает максимальное достижение  поставленных целей при сохранении устойчивости  налаженных  производственных  и

обеспечивающих процессов.

-надёжность  аппарата  управления   в   целом   характеризует   его безотказным функционированием. Если  считать  качество  определения целей   и   постановки   проблем   достаточным, т.е.    способностью обеспечивать выполнение заданий в  рамках  установленных  сроков  и выделенных ресурсов. Для оценки исполнительности аппарата управления и его подсистем может использоваться  уровень  выполнения  плановых заданий и соблюдение утверждённых нормативов, отсутствие отклонений

при исполнении указаний.

3.Группа  показателей,  характеризующих   рациональность   организационной структуры и её техническо-организационной уровень. К структурам относится звенность системы управления, уровень централизации  функций  управления, принятые нормы управляемости,  сбалансированность  распределения  прав  и ответственности.

      Для оценки  эффективности управления важное  значение имеет  определение соответствия системы  управления  и  её  организационной  структуры объекту управления. Это находит выражение в  сбалансированности  состава  функций  и целей управления,  соответствии  численности  состава  работников  объёму  и сложности работ, полноте обеспечения требуемой  информацией,  обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.

      Важными   требованиями,  являются,  способность   адекватного  отражения динамичности управляемых процессов, сбалансированность и  непротиворечивость показателей.   При   оценке   эффективности   отдельных    мероприятий    по совершенствованию  системы  управления  допускается  использование  основных требований к  их  выбору  –  максимальное  соответствие  каждого  показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения  достигаемого эффекта.

 

Тема 3.3. Мотивация  как функция менеджмента

План:

1.Понятие и сущность  мотивации

2. Содержательные теории мотивации

3. Процессуальные теории мотивации

4. Стимулирование труда

 

1.Мотивация:  понятие, мотивы и стимулы

      Мотивация труда – это  внутренний процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.

     Поскольку  мотивация  - это процесс, следовательно, представляет собой совокупность определенных последовательных этапов. В различных литературных источниках их количество варьируется от 3 до 6.  Тем не менее,  в качестве  основополагающего этапа специалисты называют возникновение потребностей. Потребности – это надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Потребности невозможно наблюдать или измерить. Об их существовании можно судить лишь по поведению людей. Именно потребности заставляют человека предпринимать какие-либо шаги для ее устранения, что-то сделать, что-то предпринять.  При этом  он фиксирует, что и какими средствами должен сделать, чего добиться, что получить для того, чтобы устранить потребность. Только после этого начинается осуществление действий, которые, в конечном счете, позволяют получить то, что устранит потребность (вознаграждение). Схематично мотивационный процесс представлен на рисунке 5.

 

 Рис. 5. Мотивационный процесс

                  В определении имеют место еще два понятия: мотив и стимул, целью которых является побудить человека предпринять какие-либо шаги, действовать. Под мотивом понимается состояние предрасположенности, готовности, склонности человека действовать тем или иным способом . Аширов Д.А. выделяет первичные и вторичные мотивы, тем самым показывая неразрывную связь с потребностями. В качестве первичных он определяет врожденные и обусловленные физиологией. Вторичные, по его мнению,  наиболее интересны с точки зрения трудовой мотивации. Представляется, что недооценка первичных потребностей для трудовой мотивации является не совсем верной. Это объясняется тем, что первичные мотивы  становятся менее критичны для трудовой мотивации в том случае, если они в основном удовлетворены. В сегодняшней  действительности, для которой характерно отсутствие трудовой стабильности, прекращение деятельности предприятий, низкий уровень заработной платы, достаточно большое количество людей в качестве мотивов к труду имеют первичные.

В отличие от мотива, стимул – это внешняя побудительная причина, побуждение к какому-либо действию. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. К ним относятся: условия жизнеобеспечения (финансовое вознаграждение, гибкая система материального стимулирования и распределения прибыли, обеспечение качественными товарами и т.д.); условия труда (техника безопасности, социальный комфорт, надежность, рабочая этика и т.д.); структура организации (ответственности, участие сотрудников в управлении); стиль руководства (ограничения, способы принятия решений); система коммуникаций (сплоченность, доступ к информации, организация взаимоотношений); система стимулирования и контроля (механизмы аттестации и продвижения, поощрений и наказаний); характер труда (распределение задач, содержание работы, ее важность, обогащение труда), кадровая политика (отбор, наем, повышение квалификации, карьера); организационная культура (нормы, ценности, психологический климат).

 

2.Содержательные  теории мотивации

 

При мотивации и стимулировании персонала необходимы знания классических теорий мотивации: содержательных и процессуальных.

       Содержательные  теории мотивации основываются  на идентификации внутренних  потребностей человека, которые  побуждают его действовать так,  а не иначе. Модель содержательных теорий мотивации приведена на рисунке 6.

 

 


Действие


Поведение


 

Удовлетворение потребностей


 

Рис.6. Модель содержательных теорий мотивации

     

       Наиболее  известными теориями мотивации  этой группы являются: теория  потребностей Маслоу, теория существования, связи и роста Альдерфера, теория приобретенных потребностей Мак Клелланда, теория двух факторов Герцберга, основные концепции которых отражены в таблице 5.

 

Таблица 5

Содержательные теории мотивации

Название теории, авторы

Основная концепция

1.Теория иерархии потребностей (А.Маслоу)

В иерархии потребностей выделяют пять уровней: 1- физиологические потребности; 2- потребность в безопасности и  уверенности в будущем; 3- социальные потребности; 4- потребность в уважении, признании; 5- потребность в самовыражении. Если удовлетворены потребности низших уровней, то для мотивации человека к труду надо активизировать следующий, более высокий уровень потребностей

2. Фактор «2» (Ф. Герцберг)

Потребности делятся на мотивирующие и гигиенические. Гигиенические факторы (политика предприятия, условия труда, зарплата, межличностные отношения с руководителем, степень непосредственного контроля над работой) носят превентивный характер и могут вызывать у сотрудников чувство неудовлетворенности, но они не являются мотивирующими факторами. К последним (мотиваторам) относятся потребности более высокого порядка, такие, как производственные достижения, общественное признание, работа сама по себе, ответственность и возможность карьерного роста. Задача менеджмента – устранение раздражителей (удовлетворение базовых потребностей) и использование мотиваторов (удовлетворение высших потребностей)

3.Теория существования, связи  и роста Альдерфера

Выделяют три группы потребностей: потребности существования (выживание, физическое благополучие, оплата труда; потребности в связях (межличностные связи, установление контактов, уважение, оценка личности); потребности в росте (внутреннее стремление к развитию творческого потенциала, к самореализации). Теория отвергает жесткую иерархию

4.Теория приобретенных потребностей  МакКлелланда

Выделяются три доминирующие потребности: причастности, власти и успеха.

Потребности приобретаются и развиваются  под влиянием обучения и жизненного опыта.

Путем установления порядка вознаграждения и усиления ожидания, что вознаграждение будет результатом лучшего поведения или работы, можно усилить мотивацию более производительной и качественной работы


 

         Данные теории имеют как отличия,  так и общие характеристики. Так,  например, в концепции  Маслоу потребности расположены иерархически и восхождение по ним идет снизу вверх. В теории Альдерфера также имеется определенная иерархия. Однако эта теория в качестве одного из важнейших положений имеет утверждение о том, что движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и обратно, если не удовлетворены  потребности верхнего уровня. МакКлелланд ввел по отношению к раскрываемым им потребностям идею их приобретения и развития под влиянием обучения и жизненного опыта. При этом он принимал во внимание взаимоотношение отдельных групп потребностей, отойдя от рассмотрения изолированного влияния отдельных групп потребностей на поведение человека. В теории Герцберга факторы, которые могут быть соотнесены с отдельными потребностями, делятся на две большие группы: мотивирующие и гигиенические. Тем самым указывается на то, что не все факторы постоянно оказывают мотивирующее влияние на человека, а только те из них, которые приводят к росту удовлетворенности.            

        В то же время все четыре  теории имеют общую характерную черту, заключающуюся в рассмотрении потребностей и их классификации, что позволяет делать выводы о механизме мотивации человека. Содержательные теории раскрывают потребности, которые лежат в основе тех или иных действий людей.

 

3. Процессуальные  теории мотивации

       Не  смотря на то, что содержательные  теории имеют достаточно большое  значения для понимания факторов, лежащих в основе мотивации,  они имеют и один существенный  недостаток: отсутствие внимания  анализу процесса мотивации.

          Данный недостаток восполняют  процессуальные теории мотивации,  пытающиеся объяснить, как возникает  целенаправленное поведение, как  оно направляется, поддерживается  и заканчивается. Акцент с внутренних  потребностей как мотиватора  поведения переносится на ожидаемые последствия достижения результата. Модель процессуальных теорий мотивации отражена на рисунке 7.

 

                             восприятие                                    поведение


 

                         

                             ожидание

 

Удовлетворение потребностей

 

Рис.7. Модель процессуальных теорий мотивации

 

        В  учебниках и учебных пособиях  по управлению рассматривается  ряд теорий, которые достаточно  подробно и на операционном  уровне описывают процесс мотивации. Основные концепции некоторых из них отражены в таблице 6.

Таблица 6

Процессуальные теории мотивации

Название теории, авторы

Основная концепция

1. Теория предпочтений, ожиданий (В.Врум)

Мотивация поведения сотрудника определяется тремя факторами:1- силой уверенности в том, что конкретные действия приведут к конкретному результату,2- силой уверенности в том, что конкретный результат приведет к конкретному вознаграждению,3- привлекательностью или приемлемостью вознаграждения

2. Теория справедливости (Дж. Стейси Адамс)

Основным источником мотивации  является беспристрастность или  справедливость, которую сотрудник  ожидает встретить в трудовом коллективе. Если отношение «отдачи-выхода», которое получает сотрудник (вознаграждения), к его «вкладу-входу» в выполнении работы оказывается не равным с его точки зрения аналогичным соотношениям у других сотрудников, то это признак несправедливости и соответственно предпосылка возникновения психологического напряжения.

3. Комплексная процессуальная теория  мотивации (Л. Портер, Э.Лоулер)

Включает в себя элементы теории ожидания и теории справедливости. Базируется на пяти переменных величинах: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень  удовлетворения. Основной вывод: результативный труд ведет к удовлетворению


 

         Сущность процессуальных теорий  заключается в следующем: человек,  осознав задачи и возможное  вознаграждение за их решение,  соотносит эту информацию со  своими потребностями, мотивационной  структурой и возможностями, настраивает себя на определенное поведение, вырабатывает определенное расположение и осуществляет действия, приводящие к конкретному результату, характеризующемуся определенными качественными и количественными характеристиками.

 

4. Стимулирование  труда

      Стимулирование это процесс внешнего воздействия на сотрудника с целью получить от него результат или выполнение какой-то части работы. Различают два вида стимулирования: материальное и моральное.

1.Система материального стимулирования включает заработную плату, денежные премии, и иногда в качестве инструмента материального стимулирования используется система участия работников в прибыли предприятия.

     Заработная плата - вознаграждение работников за труд и его конечные результаты. Предприятие обязано выплачивать работникам заработную плату не ниже установленного государством минимального уровня.

Информация о работе Учебно- методическое пособие на тему "Менеджмент"