Учебно- методическое пособие на тему "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:51, методичка

Описание

Цель дисциплины «Менеджмент» состоит в овладении студентами научными подходами, принципами и методами системы менеджмента как комплексной системы обеспечения конкурентоспособности управляемого объекта на конкретном рынке, закреплении необходимых навыков для применения их на практике.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Раздел 1. Методологические основы менеджмента……………………….5
Тема 1.1. Сущность менеджмента. Эволюция его теории и практики………5
Тема 1.2. Цикл, виды и уровни менеджмента……………………………….11
Раздел 2. Организация как система управления…………………………18
Тема 2.1. Сущность организации, ее внешняя и
внутренняя среда……………………………………………………18
Тема 2.2. Формальные и неформальные группы в организации…………….23
Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике………………28
Тема 3.1.Планирование как функция менеджмента………………………….28
Тема 3.2. Организация как функция менеджмента…………………………..37
Тема 3.3. Мотивация как функция менеджмента…………………………….48
Тема 3.4. Контроль как функция менеджмента………………………………58
Раздел 4. Методы и стили менеджмента……………………………………65
Тема 4.1.Система методов управления………………………………………..65
Тема 4.2.Стили менеджмента…………………………………………………..70
Раздел 5.Процесс принятия и реализации управленческих решений….76
Тема 5.1.Понятие, классификация и показатели качества
управленческих решений…………………………………………….76
Тема 5.2.Процесс принятия и реализации управленческих решений……….84
Раздел 6. Коммуникации и деловое общение………………………………91
Тема 6.1.Коммуникация как функция менеджмента…………………………91
Тема 6.2. Деловое общение…………………………………………………….94
Контрольные задания………………………………………………………..104
Список информационных источников…………………………………….124

Работа состоит из  1 файл

6 Учебно-методическое пособие.doc

— 788.50 Кб (Скачать документ)

Исходя из миссии и  целей существования организации  строятся стратегии развития и определяется политика организации.

Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегического управления, так как он обеспечивает базу для определения миссии и целей фирмы и для выработки стратегий поведения, позволяющих фирме выполнить миссию и достичь своих целей. Анализ среды предполагает изучение трех ее частей:

1)макроокружения;

2)непосредственного окружения;

3) внутренней среды.

Анализ макроокружения включает в себя изучение влияния  таких компонентов среды, как: состояние  экономики; правовое регулирование  и управление; политические процессы; природная среда и ресурсы; социальная и культурная составляющие общества; научно-техническое и технологическое развитие общества; инфраструктура и т.п.

Непосредственное окружение  анализируется по следующим основным компонентам: покупатели; поставщики; конкуренты; рынок рабочей силы.

Анализ внутренней среды  вскрывает те внутренние возможности  и тот потенциал, на который может  рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих  целей, а также позволяет более  верно сформулировать миссию и лучше  уяснить цели организации. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим  членам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них социальные условия и т.п.

Внутренняя среда анализируется  по следующим направлениям

    • кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.п.;
    • организация управления;
    • производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики, научные исследования и разработки;
    • финансы фирмы;
    • маркетинг;
    • организационная культура.

Для взаимосвязи сильных  и слабых сторон организации, возможностей и угроз внешней среды используя  метод SWOT – анализа. В матрице отражаются все сильные и слабые стороны предприятия (внутренняя среда), возможности и угрозы со стороны внешних факторов. После заполнения соответствующих разделов определяются парные комбинации между внутренними и внешними факторами, которые являются основой формулирования стратегических направлений развития.

Следующий этап - этап анализа и выбора стратегии. Этот процесс по праву считается сердцевиной стратегического управления. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей, и реализовывать свою миссию.0

Выполнение  стратегии является критическим процессом, так как именно он в случае успешного осуществления приводит фирм достижению поставленных целей. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказываются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает либо потому, что неверно был проведен анализ и сделаны неверные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не выполняется и потому, что управление не может должным образом вовлечь имеющийся у фирмы потенциал для ее реализации. В особенности это относится к использованию трудового потенциала.

Оценка и  контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целя организации. Основными задачами любого контроля являются следующие:

  1. определение того, что и по каким показателям проверять;
  2. осуществление оценки состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями;
  3. выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки;
  4. осуществление корректировки, если она необходима и возможна.

В случае контроля и выполнения стратегий эти задачи приобретают вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не интересует правильность выполнения стратегического плана, правильность осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ, функций и операций. Стратегический контроль сфокусирован на том, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятые стратегии, и приведет ли их реализации достижению поставленных целей. Корректировка по результат стратегического контроля может касаться как стратегий, так и целей фирмы.

2. Тактическое планирование. Данный уровень планирования показывает, каким образом вы сможете реализовать свою стратегию. Если вспомнить военное определение стратегии, то тактика — это искусство управления войсками во время боя. Другими словами, тактические планы показывают, что вы должны сделать, чтобы реализовать стратегию. Тактические планы содержат более конкретные показатели (результаты) и представляют собой программу действий.

Тактические планы имеют ограниченные сроки. Обычно они составляются на месяц, квартал или полугодие, максимум год. Это связано с тем, что обстановка на рынке может изменяться. Чем больше срок, на который составлен план, тем больше вероятность корректировки. Оперативность и эффективность корректировок тактических планов зависит от контроля над выполнением оперативных планов.

Тактические планы делятся в  зависимости от объектов планирования. На тактическом уровне составляют планы  продаж, производства, поставок, маркетинга, финансов и т.п. Также на тактическом уровне составляются планы развития, инвестиционные планы. Обычно тактические планы взаимосвязаны и выполняют следующие задачи:

  • распределение ресурсов (бюджеты, финансовые планы);
  • адаптация к внешней среде (улучшения качества товаров, обслуживания, рекламные планы и т.п.);
  • внутренняя координация (оптимизация производственных, управленческих, рабочих процессов, внедрение новых методов управления, работы, системы мотивации и т.п.);
  • выведение тактических показателей, результатов (объёмы продаж, оборот, конверсия) для контроля.

Рассмотрим пример тактического планирования. Вы планируете увеличить  объёмы продаж. Для начала необходимо продумать, за счёт чего вы увеличите  объёмы продаж (расширение географии, привлечение новых клиентов или увеличение объёма заказов существующими клиентами). Также необходимо оценить свою готовность к повышению объёмов продаж, так как они могут потребовать дополнительных ресурсов.

Теперь можно приступать к тактическому плану — программе действий. Программа действий должна чётко определять, какие действия нужно совершить, сроки, критерии оценки успешности действий. В общем плане должны быть определены все аспекты деятельности организации (клиенты и рынок, персонал, поставщики и партнёры). Обязательно, для тактических действий, следует принять бюджеты, в виде финансового плана. В нашем примере такими действиями может быть открытие представительств в других регионах, расширение ассортимента, изменение маркетинговой политики, цен.

3. Оперативное планирование. Оперативные планы являются последовательным выполнением тактических планов. Это обычная, ежедневная деятельность, которая позволяет выполнить тактические, а со временем, и стратегические задачи организации.

Основная задача оперативных планов — это организация ежедневной деятельности сотрудников, направление её в приоритетное русло целей и задач. Особенно важно оперативное планирование на начальном этапе бизнеса: во время быстрого развития или работе над новым направлением деятельности. Когда бизнес-процессы не достаточно отлажены и персонал неорганизован, то, скорее всего, он выставит свои приоритеты.

Оперативное планирование повышает контроль над работой персонала, результатами и повышает эффективность работы в целом. Вы сможете видеть, насколько быстро и результативно справляется тот или иной сотрудник, выдерживает ли качество, стандарты работы (при производстве, обслуживании клиентов). Также важно видеть, насколько отдаётся сотрудник работе, какие у него достижения. Поэтому оперативные планы влияют и на мотивацию.

Оперативные планы начинаются с тактических целей и программы действий. Под каждый пункт программы на определённый срок вам нужно составить список необходимых задач на день для каждого сотрудника или подразделения. Если организация имеет отделы, то оперативное планирование имеет смысл переложить на менеджеров среднего звена, но с обязательным контролем планов, какие они ставят подчинённым. Не забывайте о показателях — у каждой задачи должны быть критерии качества выполнения или система показателей. Например, для торгового агента — это объём продаж или доход от продаж, для программиста — это программный код, соответствие техническому заданию, для маркетолога — соответствие рекламы маркетинговой стратегии или бюджету.

Для оперативных планов важны процессы их доведения до персонала  и контроля выполнения. Формулировка задач должна быть простой и понятной сотруднику, а контроль позволит не только наказать нерадивых, но и поощрить отличившихся — получить информацию для возможных корректировок тактических планов.

Оперативные планы и  распределение задач по сотрудникам должны быть взаимосвязанными и направлены на одну цель — получение прибыли и решение тактических задач компании.

2. Методы и  принципы  планирования

Под методами планирования понимают определенный способ, с помощью  которого производится процесс планирования и решаются конкретные проблемы.

В современной практике различают следующие методы планирования: балансовый, нормативный и технико-экономический.

Кроме того, выделяют: программно-целевой, многовариантных расчетов и экономико-математический.

Для осуществления планирования на уровне экономики в целом применяют  балансовый метод. На уровне отдельных  предприятий он также используется посредством составления определенных видов балансов:

1) материальные (баланс  топлива, оборудования, электроэнергии, строительных материалов);

2) трудовые (баланс рабочей  силы, баланс рабочего времени);

3) финансовые (баланс  денежных доходов и расходов, бухгалтерский баланс, баланс кассовых  операций и др.);

4) комплексные (баланс  производственной мощности).

Нормативный метод представляет собой способ, при применении которого на предприятии в процессе планирования используется целая система нормативов и норм.

Это нормы расхода  сырья и материалов, нормы выработки  и обслуживания, нормы численности, трудоемкости, нормативы использования машин и оборудования, длительность производственного цикла, запасы сырья, нормативы организации производственного процесса, материалов и топлива, незавершенного производства, финансовые нормативы и др.

Для осуществления планирования реализации готовой продукции, производственных издержек, программы производства и других плановых разделов используется технико-экономический метод планирования.

Факторы, которые необходимо учитывать при данном методе планирования:

1) технические – внедрение  новейшей техники и технологий, материалов, реконструкция и техническое перевооружение предприятия и т. п.;

2) усовершенствование  организации производства и труда;

3) сдвиг объема производства, номенклатуры и ассортимента  выпускаемой продукции;

4) рыночные (инфляция);

5) особые факторы, связанные  со спецификой предприятия, производства, региона.

Любая теория (и наука) строится на определенных принципах, в  связи с чем процесс планирования также основан на ряде научных  принципов, которые и определяют направление и содержание плановой работы.

Выделяются следующие  принципы планирования:

Принцип единства, комплексности, увязки и координации предполагает комплексный, системный характер процесса планирования. Предприятие представляет собой систему, процесс планирования также носит системный характер, так как все составляющие элементы здесь взаимосвязаны и взаимоувязаны и преследуют одну и ту же цель – ту, которая поставлена перед всем предприятием.

Принцип непрерывности имеет такое название в связи с тем, что процесс планирования это не единовременное действие, это непрерывный, постоянный процесс, планы сменяют друг друга по схеме и логической увязки. Непрерывный характер планирования связан с существованием различных причин и факторов, влияющих на финансово-хозяйственное состояние, т. е. необходимостью предвидения будущего для защиты компании, необходимостью постоянных логических корректировок как в постановке целей, так и в формировании схемы действий по достижению этих целей. Кроме того, собственное представление о возможностях также может носить переменчивый характер. Вот почему планирование есть непрерывный процесс.

Информация о работе Учебно- методическое пособие на тему "Менеджмент"