Учебно- методическое пособие на тему "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:51, методичка

Описание

Цель дисциплины «Менеджмент» состоит в овладении студентами научными подходами, принципами и методами системы менеджмента как комплексной системы обеспечения конкурентоспособности управляемого объекта на конкретном рынке, закреплении необходимых навыков для применения их на практике.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Раздел 1. Методологические основы менеджмента……………………….5
Тема 1.1. Сущность менеджмента. Эволюция его теории и практики………5
Тема 1.2. Цикл, виды и уровни менеджмента……………………………….11
Раздел 2. Организация как система управления…………………………18
Тема 2.1. Сущность организации, ее внешняя и
внутренняя среда……………………………………………………18
Тема 2.2. Формальные и неформальные группы в организации…………….23
Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике………………28
Тема 3.1.Планирование как функция менеджмента………………………….28
Тема 3.2. Организация как функция менеджмента…………………………..37
Тема 3.3. Мотивация как функция менеджмента…………………………….48
Тема 3.4. Контроль как функция менеджмента………………………………58
Раздел 4. Методы и стили менеджмента……………………………………65
Тема 4.1.Система методов управления………………………………………..65
Тема 4.2.Стили менеджмента…………………………………………………..70
Раздел 5.Процесс принятия и реализации управленческих решений….76
Тема 5.1.Понятие, классификация и показатели качества
управленческих решений…………………………………………….76
Тема 5.2.Процесс принятия и реализации управленческих решений……….84
Раздел 6. Коммуникации и деловое общение………………………………91
Тема 6.1.Коммуникация как функция менеджмента…………………………91
Тема 6.2. Деловое общение…………………………………………………….94
Контрольные задания………………………………………………………..104
Список информационных источников…………………………………….124

Работа состоит из  1 файл

6 Учебно-методическое пособие.doc

— 788.50 Кб (Скачать документ)

информирование работников;

ориентирование деятельности;

побуждение или мотивация;

организация деятельности подчиненных;

изучение и распространение  передового опыта.

2. Виды контроля

Существует три основных вида контроля:

- предварительный; 

- текущий;

- заключительный.

Предварительный контроль. Этот вид контроля называется предварительным потому, что осуществляется до фактического начала работ на стадии планирования и создания организационных структур

Основными средствами осуществления  предварительного контроля является реализация (не создание, а именно реализация) определенных правил, процедур и линий поведения.

В организациях предварительный  контроль используется в трех ключевых областях — по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счет тщательного анализа тех деловых  и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей.

К методам предварительного контроля материальных ресурсов относится  также обеспечение их запасов  в организации на уровне, достаточном  для того, чтобы избежать дефицита.

Важнейшим средством  предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который позволяет также осуществить функцию планирования.

Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. Чаще всего его объектом являются подчиненные сотрудники, а сам он является прерогативой их непосредственного начальника. Регулярная проверка работы подчиненных, обсуждение возникающих проблем и предложений по усовершенствованию работы позволит исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Текущий контроль базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того чтобы осуществлять текущий контроль таким образом, аппарату управления необходима обратная связь.

Заключительный  контроль. При текущем контроле используется обратная связь в ходе проведения самих работ для того, чтобы достичь требуемых целей и решить возникающие проблемы прежде, чем это потребует слишком больших затрат. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени фактически полученные результаты сравниваются с требуемыми.

Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее он имеет две важные функции:

- одна из них состоит  в том, что заключительный контроль  дает руководству организации  информацию, необходимую для планирования  в случае, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем.

- вторая функция заключительного  контроля состоит в том, чтобы  способствовать мотивации. Если  руководство организации связывает  мотивационные вознаграждения с  достижением определенного уровня  результативности, то, очевидно, что фактически достигнутую результативность надо измерять точно и объективно.

 

 

 

3. Технология  контроля

     Любая процедура контроля состоит из трех этапов: выработка стандартов и критериев; сопоставление с ними реальных результатов; принятие необходимых корректирующих действий.

Менеджер должен уметь  реализовывать на каждом этапе комплекс различных мер.

1.Выработка  или установление стандартов  и критериев — это первый этап контроля, показывающий, насколько близки функции контроля и планирования. Стандарты — это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Эти цели вырастают из процесса планирования. Все стандарты, используемые для контроля, должны быть выбраны из многочисленных целей и стратегий организации. Цели, которые могут быть использованы в качестве стандартов для контроля, характеризуются наличием временных рамок и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работы. Для первого этапа важно определить показатель результативности, точно определяющий то, что должно быть получено, чтобы поставленная цель считалась достигнутой. Такие показатели позволяют руководству сопоставить реально сделанную работу с запланированной и ответить на следующие важные вопросы: «Что мы должны сделать, чтобы достичь запланированных целей?»; «Что осталось не сделанным?» Отметим, что цели могут выражаться в количественных показателях (прибыль, объем продаж, стоимость ресурсов) или в численном виде косвенно (количество увольнений). Однако менеджер должен не только уметь определять количественные показатели, но и отделять симптомы от истинных причин при косвенных проявлениях. Необходимо знать, что руководство не может эффективно осуществлять контроль без показателя результативности какого-либо типа.

2.Сопоставление  достигнутых результатов с установленными стандартами — это второй этап контроля. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. Необходимо определить, насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от стандартов. Деятельность, осуществляемая на этом этапе контроля, является наиболее значимой.

Первой стадией этого  этапа является определение масштаба допустимых отклонении и принцип  исключения. Определение масштаба допустимых отклонений — кардинально важный вопрос. Если взят слишком большой масштаб, то возникающие проблемы могут приобрести грозные очертания. Но если масштаб взят слишком маленький, организация будет реагировать на очень небольшие отклонения, что весьма разорительно и требует много времени. Такая система контроля может парализовать и дезорганизовать работу организации и будет скорее препятствовать, чем помогать достижению целей организации. В подобных ситуациях достигается высокая степень контроля, но сам процесс контроля становится неэффективным.

Для того чтобы он был  эффективным, преимущества системы  контроля должны перевешивать затраты  на ее функционирование.

Затраты на систему контроля состоят: из затрат времени, расходуемого менеджерами и другими работниками  на сбор, передачу и анализ информации; затрат на все виды оборудования, используемого для осуществления контроля; затрат на хранение, передачу и поиск информации, связанной с вопросами контроля. Один из способов возможного увеличения экономической эффективности контроля состоит в использовании метода управления по принципу исключения. Он состоит в том, что система контроля должна срабатывать только при наличии заметных отклонений от стандартов и норм.

Второй стадией этого  этапа является измерение результатов  — самый трудный и дорогостоящий элемент контроля, позволяющий установить, насколько удалось соблюсти установленные стандарты. Для того чтобы быть эффективной, система измерения должна соответствовать тому виду деятельности, который подвергается контролю. Сначала следует выбрать единицу измерения. Она должна быть такой, чтобы ее можно было легко преобразовать в те единицы, в которых выражен стандарт. Если стандарт — прибыль, то измерение следует вести в денежных единицах или в процентах в зависимости от формы выражения стандарта. Если руководитель контролирует неучастие в голосовании или увольнения с работы, то измерение должно вестись в процентах. Это позволит проследить динамику процесса. Таким образом, стандарт в специфической форме предопределяет те величины, которые впоследствии должны быть измерены.

Третьей стадией этого  этапа является передача и распространение  информации, которые играют ключевую роль в обеспечении эффективности  контроля. Для того чтобы система  контроля действовала эффективно, необходимо обязательно довести до сведения соответствующих работников организации как установленные стандарты, так и достигнутые результаты. Такая информация должна быть точной, поступать вовремя и доводиться до сведения ответственных за соответствующий участок работников в удобном виде. Установленные стандарты должны быть хорошо поняты сотрудниками.

Четвертой, заключительной, стадией этого этапа является оценка информации о результатах. Именно менеджер определяет степень нужности и важности полученной информации. Иногда оценка информации определяется политикой организации.

3.Принятие  необходимых корректирующих действий — это третий этап контроля, вступающий в силу после того, как менеджер вынесет оценку создавшейся ситуации. На этом этапе менеджер выбирает одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарты. Рассмотрим кратко каждую из них.

Ничего не предпринимать. Основная цель контроля состоит в  том, чтобы добиться такого положения, при котором процесс контроля над организацией действительно заставлял бы ее функционировать в соответствии с планом. Если система контроля показывает, что в каком-то элементе организации все идет хорошо, необходимо продолжать измерять результаты, повторяя цикл контроля.

Устранить отклонение. Проводимая корректировка должна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения. Стадия измерений должна показывать масштаб отклонения от стандарта и точно указывать его причину. Но в реальной жизни это невозможно, так как большая часть работы в организации является результатом объединенных усилий групп людей. Смысл корректировки состоит в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий.

Пересмотреть стандарты. Не все заметные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут оказаться нереальными, потому что они основываются на планах, а планы являются лишь прогнозами будущего. Поэтому при пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 4: МЕТОДЫ И СТИЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

Тема 4.1.Система  методов управления

План:

         1. Понятие методов управления, их классификация. Характеристика экономических методов.

2. Характеристика организационно-распорядительных  методов.

          3. Характеристика социально-психологических методов

1. Понятие методов  управления, их классификация. Характеристика экономических методов

Методы управления – это способы воздействия управляющей подсистемы – субъекта управления на управляемую подсистему – объект управления (работник, коллектив, организационно-экономический объект управления) для достижения поставленных целей. Различают методы управления и методы процесса управления. Методы управления характеризуют законченный процесс воздействия на объект управления; методами процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Различают также методы прямого и косвенного воздействия, формальные и неформальные. При использовании методов прямого воздействия предполагается получить непосредственный результат воздействия; методами косвенного воздействия создаются условия для достижения высоких результатов. Соотношение методов формального и неформального воздействия отражает характерные черты стиля управления.

В системе методов  управления выделяются общие методы. К ним традиционно относятся экономические, административные (иногда их называют организационными) и социально-психологические методы.

Экономические методы управления представляют собой совокупность способов воздействия на экономические интересы объекта управления, основанных на сознательном использовании требований экономических законов. Эти методы можно подразделить на две группы:

* методы, используемые  федеральными и региональными  органами;

* методы, используемые  предприятиями (организациями).

К первой группе относятся  налоговые системы и кредитно-финансовые механизмы страны и региона, т.е. экономические факторы внешней среды предприятия.

Вторую группу составляют:

* система материального  поощрения работников;

* система ответственности  за качество и эффективность  работы;

*экономические нормативы функционирования предприятия (фондовооруженность и производительность труда, нормы рентабельности по видам продукции и т.д.), которые разрабатываются на основе маркетинговых исследований, анализа основных показателей качества продукции, уровня производства и включаются в бизнес-план.

Важнейшим экономическим  методом управления является стимулирование персонала, направленное на повышение  качества и эффективности работы каждого и осуществляемое путем  использования инструментов мотивации  и оптимизации ради гармонизации отношений личности и общества. К формам экономического стимулирования относятся:

* формирование системы  заработной платы в зависимости  от количества и качества труда;

* бонусы в виде дополнительных  вознаграждений, премий, надбавок к  основной заработной плате;

* участие работника  в распределении прибыли организации;

* предоставление работнику  льгот и привилегий в виде  формирования пенсионного фонда,  обеспечения безопасности работника,  предоставление ему льгот в  оплате транспортных услуг, в обучении, повышении квалификации, организации лечения и отдыха членов семьи работника, предоставление работнику льгот при приобретении продукции, выпускаемой организацией;

* предоставление работнику  льготных кредитов;

* льготное страхование  жизни работника и др.

Наряду с перечисленными формами стимулирования возможно применение системы штрафов и порицаний, снижения или полного снятия перечисленных  выше льгот.

Информация о работе Учебно- методическое пособие на тему "Менеджмент"