Учебно- методическое пособие на тему "Менеджмент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 12:51, методичка

Описание

Цель дисциплины «Менеджмент» состоит в овладении студентами научными подходами, принципами и методами системы менеджмента как комплексной системы обеспечения конкурентоспособности управляемого объекта на конкретном рынке, закреплении необходимых навыков для применения их на практике.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………3
Раздел 1. Методологические основы менеджмента……………………….5
Тема 1.1. Сущность менеджмента. Эволюция его теории и практики………5
Тема 1.2. Цикл, виды и уровни менеджмента……………………………….11
Раздел 2. Организация как система управления…………………………18
Тема 2.1. Сущность организации, ее внешняя и
внутренняя среда……………………………………………………18
Тема 2.2. Формальные и неформальные группы в организации…………….23
Раздел 3. Функции менеджмента в рыночной экономике………………28
Тема 3.1.Планирование как функция менеджмента………………………….28
Тема 3.2. Организация как функция менеджмента…………………………..37
Тема 3.3. Мотивация как функция менеджмента…………………………….48
Тема 3.4. Контроль как функция менеджмента………………………………58
Раздел 4. Методы и стили менеджмента……………………………………65
Тема 4.1.Система методов управления………………………………………..65
Тема 4.2.Стили менеджмента…………………………………………………..70
Раздел 5.Процесс принятия и реализации управленческих решений….76
Тема 5.1.Понятие, классификация и показатели качества
управленческих решений…………………………………………….76
Тема 5.2.Процесс принятия и реализации управленческих решений……….84
Раздел 6. Коммуникации и деловое общение………………………………91
Тема 6.1.Коммуникация как функция менеджмента…………………………91
Тема 6.2. Деловое общение…………………………………………………….94
Контрольные задания………………………………………………………..104
Список информационных источников…………………………………….124

Работа состоит из  1 файл

6 Учебно-методическое пособие.doc

— 788.50 Кб (Скачать документ)

Двенадцатый принцип - при воздействии (на коллектив, на отдельных сотрудников, на потребителя и пр.) учитывать силу возможного противодействия.

Тринадцатый принцип состоит в целесообразности авансирования доверием к чувству ответственности сотрудника, к его компетенции, к чувству долга и пр.

Четырнадцатый принцип настоятельно рекомендует стремиться к бесконфликтности.

Пятнадцатый принцип - свобода, не ограничивающая свободы других.

Шестнадцатый  принцип можно назвать принципом способствования: сотрудник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег.

Семнадцатый принцип гласит: не критикуй конкурента.

    Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела, коллега, в котором можно «усмотреть» конкурента.

     Принципы этики деловых отношений должны служить основанием для выработки каждым сотрудником любой фирмы собственной личной этической системы.

 

2.Формы делового  общения, их характеристика.

       

1.Деловые совещания – одна из важнейших форм управленческой деятельности. Во время совещания происходит обмен информацией между подчиненными и руководителем, принимаются управленческие решения.

 Технология подготовки  и проведения совещания  включает  следующие этапы:

*Подготовка  совещания, которая начинается с определения его целесообразности. При формировании состава участников совещания необходимо обратить внимание на его качественный и количественный состав. Основным критерием при этом должна выступать компетентность участников в повестке дня. В данном случае в состав участников должны быть включены руководители всех структурных подразделений, а также ведущие специалисты этих подразделений. Учитывая, что наилучшим днем для совещаний являются среда или четверг (так как недельная кривая работоспособности имеет спад в понедельник и пятницу), целесообразно выбрать один из этих дней. Поскольку любое совещание нарушает обычный ритм трудовой деятельности, а также учитывая тот факт, что в течение рабочего дня есть два пика повышения работоспособности, совещание лучше всего приурочить ко второму пику – между 16 и 18 часами. В качестве места проведения может выступать либо кабинет руководителя, либо специальное помещение. Перед началом главный бухгалтер должен организовать работу по ознакомлению всех участников совещания с повесткой дня и необходимыми материалами. Это является залогом эффективного проведения совещания, т.к. все участники будут надлежащим образом к нему подготовлены. В реальной же ситуации предварительному ознакомлению уделяется очень мало внимания, что зачастую приводит к неоправданному затягиванию совещания.

* Проведение  совещания. Оптимальная продолжительность совместной умственной деятельности большого числа людей составляет 40-45 минут. Спустя 50 минут у участников происходит ослабление внимания. После 90 минут непрерывной работы наступает период отрицательной активности. Поэтому оптимальная продолжительность совещания 1 час. Если обстоятельства дела требуют более длительной работы, то после 40 минут необходим перерыв 10-15 минут. Важным моментом является установление регламента совещания. В ходе выступлений участников и обсуждения ведется протокол, в котором фиксируются выступления и принятые решения. Протокол ведется выбранным секретарем и является документом, на основании которого руководитель вправе требовать от сотрудников выполнения решений.

* Подведение  итогов и принятие решения. Решение принимается всеми вместе и каждым в отдельности. Подводятся итоги совещания и делаются выводы; определяются те, кто и в какие сроки должен выполнить определенный объем работ. При принятии решения могут быть использованы два способа:

- специально избранная  комиссия по подготовке решения  заранее составляет его проект. Проект зачитывается. Участники совещания вносят свои корректировки и принимают его по результатам голосования.

- председатель совещания  подводит итоги обсуждения и  формулирует решение.

* Контроль  за выполнением решения. На этом этапе определяются лица, которые будут осуществлять контроль.

 

2.Одной из  самых важных форм управленческой  деятельности является деловая  беседа. Это одна из самых распространенных форм взаимодействия на работе. Менеджер должен уметь вести деловые беседы. От этого во многом зависит успех или неуспех дела.

Деловая беседа — это  форма обмена информацией между  двумя или несколькими лицами в «узком кругу». От совещаний и  собраний она отличается не только количеством участников, но и более свободным характером, как в отношении проблематики, так и последствий: официальные решения по итогам бесед принимаются не всегда, но при этом для них создается необходимая почва (участники получают информацию для раздумий, за которыми могут последовать, а могут и не последовать соответствующие действия).

Беседы являются необходимым составным элементом таких управленческих процедур, как оформление на работу или увольнение сотрудников; аттестация работников; прием посетителей; консультирование; деловые переговоры; неофициальные встречи и т. п.

По характеру беседы могут быть официальными и неофициальными, так называемыми «рабочими»; по направленности — целевыми (преследующими конкретные задачи) и свободными (например, ознакомительными); регламентированными, то есть осуществляющимися по определенным правилам и в предписанной последовательности (анкетирование) и нерегламентированными, бессистемными (дружеский разговор).

В отличие от других форм обмена информацией беседы характеризуются высокой степенью тесноты контактов, непосредственностью общения, обязательностью обратной связи. В результате беседы создают благоприятные условия для развития неформальных, личных отношений.

Цикл деловой беседы состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного, придерживаясь которых менеджер может обеспечить ее эффективность. Рассмотрим их более подробно.

Подготовка  беседы начинается с определения цели, которую с ее помощью необходимо достичь, и соответственно круга обсуждаемых в связи с этим вопросов с учетом интересов партнера.

Второй шаг на этом этапе (если это необходимо) — составление  предварительного портрета партнера на основе данных о его служебном положении, политических взглядах, отношении к окружающим, общественной деятельности и заслугах, любимых и запретных темах для разговоров. Такую информацию обычно получают у знакомых, партнеров, клиентов, журналистов и т. п. В то же время к ней необходимо относиться осторожно, поскольку она находится под влиянием ряда субъективных обстоятельств, в частности: степени знакомства с тем, о ком идет речь; независимости или зависимости от него; предвзятости или непредвзятости по отношению к нему; степени развитости у характеризующего тех качеств, о которых он говорит (ибо каждый меряет других прежде всего, ориентируясь на себя); ситуацией, в которой эти качества наблюдались.

Третий шаг будет  состоять в выработке стратегии  беседы и ее плана, а также различных  тактических «заготовок», нужда  в которых может возникнуть по ходу дела. План беседы включает схему  изложения материала, предопределяющую во многом ее структуру; причем, этой схемой допустимо пользоваться открыто. Однако насколько близко ей следовать, определяется, исходя из значимости беседы, числа ее участников, запаса времени, а также опыта проведения подобного рода мероприятий.

Помимо плана на подготовительном этапе составляется предварительный текст выступления, состоящий из набора ключевых понятий и слов, а также детально разрабатываются, осваиваются его отдельные фрагменты, включающие полные формулировки деловых предложений, которые должны быть сделаны партнерам.

Четвертым шагом подготовительного  этапа беседы может быть ее репетиция  сначала наедине с собой, а  затем, возможно, с кем-нибудь из коллег. Репетиции предшествует осмысление материала, запоминание очередности его изложения и отдельных фрагментов текста, так чтобы им можно было бы свободно оперировать и при необходимости точно воспроизводить по памяти (особенно это касается цифровых данных и цитат).

Пятый шаг подготовительного  этапа беседы состоит в определении  времени и места ее проведения; при этом необходимо учитывать их возможное влияние на ее результат (дома, как говорится, родные стены помогают). И все это обязательно согласовывается с партнерами.

Если участниками беседы являются сотрудники одной организации, то место беседы зависит лишь от того, где проще устанавливаются контакты. Это может быть кабинет руководителя, рабочее место подчиненного, специальная комната для заседаний, а также внеслужебная обстановка, вплоть до домашней. С посторонними лицами беседы проводятся либо в кабинете пригласившего их, либо в специальной комнате для гостей.

В любом случае желательно, чтобы помещение для беседы было светлым, с теплой окраской стен. Освещение хорошо иметь регулируемое, чего можно добиться за счет применения нескольких видов светильников (в конце дня например, яркое освещение не рекомендуется). Беседу лучше проводить сидя в креслах у небольших столиков (большие столы разделяют, а не сближают партнеров, особенно при размещении друг против друга, а на стуле невозможно принять расслабленную позу. При неблагоприятном развитии беседы некомфортная обстановка может привести ее участников в агрессивное состояние). Кресла (или стулья) должны быть одинаковой высоты, что подчеркивает равенство сторон. Участники должны иметь свободный доступ к карандашам, бумаге для записей, а также к пепельнице (но курить можно только с согласия всех присутствующих). В целом вся обстановка должна настраивать на дружеский деловой лад.

Второй этап цикла — сама беседа — начинается с приветствия и осмысления первых впечатлений о партнерах, включая их настроение, во многом обусловливающее результат. Основы восприятия партнеров, как уже было показано, закладываются на предварительном этапе и в целом формируются после первого контакта под влиянием таких обстоятельств, как «гало-эффект» (целостная оценка человека как приятного или неприятного), стереотипы, настроение в момент встречи, доминирующая потребность, защитные механизмы и т. п.

При этом нужно учитывать, что большинство людей, что вполне объяснимо, пытаются теми или иными способами скрыть свое «Я». Чаще всего, как показывают исследования, это делается путем использования различного рода «масок».

Одни становятся «черепахами», прячущими за непробиваемым панцирем свой внутренний мир от окружающих; другие — ощетинившимися «дикобразами», об иглы которых легко уколоться; третьи — грозно рычащими «львами», стремящимися всех напугать; четвертые — «хамелеонами», быстро приспосабливающимися к собеседнику и изменению обстановки; пятые оказываются вовсе «бесцветными», так что идентифицировать их вообще невозможно. Следующим шагом после приветствия и оценки партеров является выяснение реального запаса времени, которым располагает каждый участник беседы, чтобы по ходу дела внести необходимые коррективы в ее предполагаемый ход и содержание.

После этого в случае, если беседа проводится с посторонними заранее приглашенными лицами, могут  быть поданы кофе, чай, сухая выпечка.

Собственно беседа начинается со вступительной части, объем которой может занимать до 15% общего времени. Ее задача состоит в снятии психологической напряженности и установлении контактов с собеседниками. Достигается это путем создания атмосферы взаимопонимания, проявления искреннего сочувствия к личности и делам партнеров, подчеркивания приоритетности интересов последних,  одновременно привлекая их внимание к своим. Обычно инициатива здесь принадлежит хозяину или старшему по возрасту.

После снятия психологического напряжения переходят непосредственно к самой беседе. Этот переход может быть прямым, без вступления, и начинаться с краткого изложения сути дела, что в основном присуще кратковременным малозначительным контактам между руководителем и подчиненным. Он может начинаться с постановки ряда проблемных вопросов, относящихся к теме беседы. Он может, наконец, отталкиваться от упомянутых в разговоре на общую тему фактов и событий, которые прямо или косвенно связаны с обсуждаемой проблематикой.

В главной части  беседы активной стороной обычно является инициатор (исключение составляет отчетная беседа с подчиненным). Он старается от начала до конца придерживаться выбранного основного направления, ведущего к намеченной цели. Это достигается последовательной постановкой вопросов в заранее определенном порядке и проведением собственной основной мысли.

Высказываться и формулировать  вопросы в процессе беседы нужно в ясных, простых выражениях, одновременно внимательно вслушиваясь в смысл слов собеседника и пытаясь понять, что за ними стоит.

В процессе беседы важно  выяснить, почему собеседник воспринимает ситуацию именно так, а не иначе, поэтому ему необходимо дать возможность полностью выговориться, в нужные моменты делая замечания или задавая вопросы, однако избегая при этом вступления в дискуссию.

После того, как собеседник выскажется, ему необходимо продемонстрировать собственный взгляд на вещи, показав проблему с другой стороны. Делать это нужно спокойно, доброжелательно, аргументирование, не уличая его в ошибках и не настаивая безоговорочно на собственном мнении — чем больше человек хочет в чем-то убедить другого, тем меньше он должен утверждать, особенно в начале разговора. Беседу необходимо вести так, чтобы партнер мог в конечном итоге сам опровергнуть свои ошибочные суждения.

В конце беседы хозяин или инициатор подводит ее итоги, показывает, как может быть использована полученная в ее процессе информация, призывает собеседников к ее осмыслению и дальнейшим активным действиям.

Информация о работе Учебно- методическое пособие на тему "Менеджмент"