Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 09:13, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в определении направлений совершенствования системы мотивации в ООО «Шоколадная долина», определение способов их реализации на основе исследования системы мотивации персонала на предприятии.
Основными задачами являются:
- изучение теоретических аспектов мотивации труда;
- анализ состояния кадров организации, исследование системы оплаты труда и в целом, системы мотивации персонала в организации;
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы мотивационной деятельности 4
1.1. Понятие и экономическая сущность мотивационной деятельности 4
1.2. Стратегии и методы мотивации и стимулирования персонала 8
Глава 2. Анализ эффективности системы мотивации персонала ООО «Шоколадная долина» 13
2.1 Характеристика предприятия 13
2.2 Анализ эффективности системы мотивации персонала в ООО «Шоколадная долина» 17
2.3. Недостатки существующей системы мотивации персонала на предприятии 25
Глава 3. Разработка проекта совершенствования мотивации персонала в ООО «Шоколадная долина» 28
3.1. Разработка предложений по совершенствованию мотивации персонала ООО «Шоколадная долина» 28
3.2. Программа мероприятий по совершенствованию мотивации персонала 29
3.3. Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий 38
Заключение 46
Список использованных источников 49
Приложения 51
Управление мотивацией
персонала (на примере ООО «Шоколадная
долина»)
Оглавление
В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.
Эффективность функционирования любой организации определяется ее вкладом в достижение целей. Это тем более справедливо в отношении управления человеческими ресурсами, пронизывающего все аспекты деятельности организации в сфере АПК. Если предприятие работает недостаточно результативно, то это значит, что на предприятии либо работают не те люди, либо их труд неэффективно организован и мотивирован.
Мотивация труда является одним из ведущих факторов роста его производительности и снижения издержек производства. Кроме этого через мотивацию труда можно оказывать влияние на заинтересованность работника в выпуске качественной продукции, в саморазвитии и самореализации, можно оказывать влияние на трудовую дисциплину, текучесть кадров. Для повышения эффективности стимулирования работника к продуктивной деятельности необходимо установить систему потребностей персонала и определить систему мотиваций.
Особенностью управления
Исходя из этого, цель курсовой работы состоит в определении направлений совершенствования системы мотивации в ООО «Шоколадная долина», определение способов их реализации на основе исследования системы мотивации персонала на предприятии.
Основными задачами являются:
-
изучение теоретических
- анализ состояния кадров организации, исследование системы оплаты труда и в целом, системы мотивации персонала в организации;
-
выработка предложений по
В процессе работы были использованы учебные пособия, статьи по изучаемой тематике, материалы с предприятия.
Мотивация - это сложный процесс, протекание которого зависит от многих причин. Упрощенно схему мотивационного процесса можно разбить на шесть стадий (рисунок 1.1) [7, с. 52]
1.
Возникновение потребности:
2.
Поиск путей устранения
3.
Определение целей (
4. Осуществление действия.
5. Получение вознаграждения за осуществленные действия (либо то, что нужно, либо то, на что он может обменять).
6.
Полное или частичное
Для того чтобы поставленные перед организацией цели были выполнены, недостаточно только эффективного набора и отбора кадров.
Для успешной работы необходимо так организовать процесс труда, чтобы каждый работник прилагал максимум усилий для выполнения задач и в связи с этим выступает на первый план проблема мотивации.
Рисунок 1.1. Упрощенная модель мотивации поведения.
Существует достаточно большое количество разных теорий мотивации. В современных исследованиях выделяют теории двух видов: содержательные и процессуальные.
Первые основное внимание уделяют анализу потребностей человека, лежащих в основе мотивации. Вторые посвящены процессу мотивации, описанию и прогнозу результатов мотивационного процесса, но не касаются содержания мотивов. [8, с. 46-51]
Содержательные теории мотивации основаны на анализе потребностей и их влиянии на мотивационные процессы. Теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к производительной деятельности. К содержательным теориям относятся:
- теория двух факторов Ф. Герцберга;
- теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда;
- теория
иерархии потребностей А.
- теория С. Альдерфера.
Теория двух факторов Ф. Герцберга. (50-60 г.г.) Удовлетворенность и неудовлетворенность от работы вызваны разными факторами.
1. «Удовлетворенность»
находится под влиянием
2. Факторы
влияющие на «
Теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда. (1961 г.) Описывает потребности (мотивы) как власть, успех, причастность. МакКлелланд изучал деятельность бизнесменов. Эти потребности приобретены под влиянием жизненных обстоятельств. Эти потребности не исключают друг друга и не расположены иерархически.
Теория иерархии потребностей А. Маслоу. (в 70-е г. ХХ века) Маслоу сделал выводы, что: 1. Люди постоянно ощущают потребности. 2. Потребности расположены в иерархии. 3. У разных людей разные потребности. 4. Неудовлетворенные потребности побуждают человека к действию 5. На месте удовлетворенной потребности возникает другая, неудовлетворенная потребность. 6. Потребности более низкого уровня первостепенны, только после этого начинают активно действовать потребности более высокого уровня. Потребности: 1. Физиологические. 2. Безопасности. 3. Принадлежности и причастности. 4. Признания, уважения, самоутверждения. 5. Самовыражения. (рисунок 1.2) [8, с. 69-72]
Рисунок 1.2. Иерархия потребностей Маслоу.
Теория С. Альдерфера.(1972г.) Потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Отличие от теории Маслоу – Альдерфер выделил 3 группы потребностей: 1. Потребности существования (физиологические и часть безопасности по Маслоу). 2. Связь (безопасность, принадлежность и причастность, часть признания и самоутверждения). 3. Рост (признания и самоутверждения и самовыражения). Отличие: по Маслоу – движение от одной потребности к другой только снизу вверх, Альдерфер же утверждал, что движение происходит в обе стороны, т.е. если не удовлетворяются высокие потребности, то человек переключается на более конкретную потребность. [8, с. 39]
Процессуальные теории – это теории процесса мотивации. В основе процессных теорий – изучение того, как возникает целенаправленное поведение, что его стимулирует, как его направлять, поддерживать или прекратить. Процессуальные теории не опровергают содержательные, но считают, что поведение людей зависит еще и от справедливости вознаграждения за труд (в сравнении с вознаграждением других работников) и от ожидания вознаграждения (в зависимости от затраченных работником усилий), т.е. в основе процессных теорий лежат теория ожидания, теория справедливости.
Теория ожидания (В. Врум). Главное понятие в данной теории - валентность – степень удовлетворения (неудовлетворения). Если (по мнению работника) нет прямой связи между затрачиваемыми усилиями и вознаграждением, то имеет место низкая валентность в результате которой – мотивация ослабевает.
Теория
справедливости (Дж. Адамс). Человек
сравнивает получаемое за труд вознаграждение
с вознаграждением других людей,
выполняющих аналогичную
Синтезом теории ожидания и теории справедливости явилась модель Портера-Лоулера. В их модели показанной на рисунок 1.3, [13, с.422], фигурирует пять переменных: затраченные усилия, восприятие, полученные результаты, вознаграждение, степень удовлетворения.
Рисунок
1.3. Модель Портера-Лоулера.
Мерилом ценности вознаграждения является удовлетворение (с учетом ожидания и справедливости). Если работник получил удовлетворение – то он и в будущем будет стремиться к аналогичному поведению.
Таблица 1.1 - Теории мотивации
№ |
Теория | Автор или
сторонник |
Основные представления |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Классическая | Ф. Тейлор | Люди будут сильно мотивированы, если их вознаграждение непосредственно связано с производительностью труда |
2 | Человеческих отношений | Р. Лайкерт | Руководитель – ключевой фактор мотивации. Он должен дать рабочим почувствовать, что они являются членами команды и значительными лицами. |
3 | Постановки цели | Е. Лок | Поведение человека определяется теми целями, которые он ставит пред собой, т.к. именно ради достижения поставленных перед собой целей он осуществляет определённые действия. На усилия по достижению цели и на саму цель влияют четыре характеристики цели: сложность, специфичность, приемлемость, приверженность. |
4 | Теория Х и Y | Д. МакГрегор | Теория Х
– некоторые сотрудники не любят
работать «от рождения», поэтому
они могут хорошо работать только
под постоянным наблюдением, принуждением.
Теория Y – Люди сами мотивируют для себя потребность трудиться и находят внутреннее удовлетворение в труде, если для этого созданы необходимые условия. |
5 | Теория Z | У. Оучи | Забота о каждом сотруднике организации, качестве трудовой жизни, привлечение сотрудников к групповому принятию решений – вот предпосылки раскрытия их потенциала. |
Кроме содержательных и процессуальных теорий мотивации можно выделить и другие теории мотивации: классическая (Тейлор), человеческих отношений (Лайкерт), постановки целей (Лок), Теория Х и Y (МакГрегор), Теория Z (Оучи) (Таблица 1.1). [12, c.59]
Информация о работе Управление мотивацией персонала (на примере ООО «Шоколадная долина»)