Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2011 в 20:16, дипломная работа
Объект исследования – малое торгово - производственное предприятие ИП «Набиуллин Р. В.».
ВВЕДЕНИЕ 3
1 УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
1.1 Ключевые факторы успеха предприятия 6
1.2 Планирование потребности в персонале 12
1.3 Планирование средств на оплату труда 27
2 АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ И СРЕДСТВ НА ОПЛАТУ ТРУДА НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ 43
2.1 Анализ состояния легкой промышленности в РФ и РТ 43
2.2 Анализ системы управления трудом на малом предприятии 46
2.3 Анализ показателей предприятия ЧП «Дикаева Р. Ш.» 63
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА 72
3.1 Управление текучестью кадров 72
3.2 Состояние малого бизнеса в России 77
3.3 Совершенствование мотивации труда персонала 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
В-третьих, существующая тарифная система не обеспечивает зависимости уровня оплаты труда с конечными результатами деятельности фирмы.
Поэтому подключение прибыли в качестве источника оплаты труда позволяет смягчить действие указанных недостатков, создать более высокие мотивы и стимулы к труду, восстановить функции заработной платы по расширенному воспроизводству рабочей силы, привести в соответствие уровень оплаты труда и реальной стоимости рабочей силы на рынке труда, ликвидировать деформации, сложившиеся в оплате труда всех категорий работников /10/.
На основе чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, создается фонд потребления, который используется на коллективные нужды, например - финансирование объектов здравоохранения, культуры, а также на индивидуальное потребление (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь, оплата путевок в санатории и дома отдыха и т.п.) /14/.
Размеры
фонда потребления и
Во-первых, направляться в распоряжение структурных подразделений фирмы для поощрения их трудовых коллективов.
Во-вторых, оставаться в распоряжении высшего руководства фирмы и использоваться для стимулирования работников предприятия.
Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что из централизованной части фонда потребления целесообразно производить следующие выплаты:
Из
фонда потребления структурного
подразделения целесообразно
Планирование фонда заработной платы. Структуру фонда заработной платы можно увидеть в таблице 1.
Таблица 1 – Структура фонда заработной платы
Фонд заработной платы | Фонд заработной платы служащих (ФЗПсл) | Фонд заработной платы прочих категорий работающих (ФЗПпк) | ||||||||
Часовой
ФОТ
(ФОТч) |
Доплаты подросткам | Доплаты кормящим матерям | Оплата основных и дополнительных отпусков | Оплата государственных обязанностей | Вознаграждение за выслугу лет | Выплаты из фонда потребления | ||||
Прямой
сдельный
фонд оплаты труда |
Прямой тарифный
фонд оплаты труда |
Системные премии и доплаты компенсирующего характера | ||||||||
Дневной фонд (ФОТд) | ||||||||||
Месячный (годовой) фонд (ФЗПм(г)) | ||||||||||
Общий фонд заработной платы фирмы (ФЗП) |
Плановый годовой фонд заработной платы фирмы в целом (ФЗПп) определяются по формулам:
где ФОТПi— фонд оплаты труда i-го подразделения на плановый период, руб.;
ВФППi—выплаты из фонда потребления соответствующего периода, руб., по i-му подразделению;
ВФП’п — централизованная на уровне фирмы часть фонда потребления планируемого периода, руб.;
ВФП”п —планируемые выплаты из фонда потребления по предприятию (в случае, если фонд потребления до структурных подразделений не доводится, а распределяется между работниками на уровне фирмы), руб.;
n — количество подразделений.
При планировании фонда заработной платы необходимо рассчитать среднюю заработную плату по различным категориям работающих. Расчет ведется на основе планового часового, дневного и месячного (годового) фондов заработной платы. Их соотношение приведено на таблице 1.
Не включаются в фонд заработной платы и в среднюю заработную плату получаемые рабочими и служащими пособия из средств социального страхования.
2 АНАЛИЗ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ И СРЕДСТВ
НА ОПЛАТУ ТРУДА НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ
2.1
Анализ состояния легкой
Анализируя данные Минпромэнерго /1/ о состоянии легкой промышленности в России можно констатировать, что она, несмотря на значительные улучшения в 2006 году, до сих пор отстает от большинства отраслей народного хозяйства России. Одной из причин является сильная конкуренция со стороны Китая и Турции. Отечественные предприятия, почти оставшись без поддержки государства, оказались не способны на равных конкурировать за рынок сбыта. Российский товар заменила дешёвая, но подчас небезопасная для здоровья заграничная продукция.
Финансовое состояние российской легкой промышленности в 2008 году улучшилось.
Так, только за 9 месяцев 2008 года прибыль предприятий легпрома составила 1,57 млрд рублей. Это в 2,3 раза больше, чем за соответствующий период 2005 года, говорится в сообщении Центра общественных связей Минпромэнерго РФ.
Прибыль предприятий, выпускающих текстильную и швейную продукцию, составила 1052,7 млн рублей, кожевенно-обувную продукцию — 514,2 млн рублей. Рентабельность проданных товаров в прошедшем году в текстильном и швейном производстве составила 3%, в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви — 5,9%.
Как отмечают в министерстве, в течение 2006 года в легкой промышленности продолжался рост выпуска, составивший в текстильном и швейном производстве — 107,3% (к уровню 2005 года), производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви — 116,7%, против 98,5% и 97,3% в 2005 году.
В 2006 году вырос выпуск тканей - 100,7%. При этом опережающий рост обеспечен в производстве шелковых (108,2%) и льняных тканей (107,0%).
Вместе с тем снизился выпуск хлопчатобумажных тканей (99,4%) и шерстяных тканей (94,3%). Производство ковров и ковровых изделий в 2006 году выросло в 2,5 раза, выпуск чулочно-носочных изделий увеличился на 10,7%. Продолжается сокращение выпуска трикотажных изделий (97,6%).
По данным Минпромэнерго, рост производства кожи, изделий из кожи и обуви составил 116,7%. При этом производство натуральных кож увеличилось на 38,4%, производство обуви — на 11,9%.
Производство кожгалантерейных товаров сократилось на 5,2%.
В структуре экспорта легпрома основную долю составляют суровые хлопчатобумажные ткани.
По словам начальника Отдела легкой промышленности Минпромэнерго РФ Сергея Шумилина, "повышенный спрос на отечественные хлопчатобумажные ткани в странах дальнего зарубежья обусловлен сравнительно низкими ценами и 100-процентным содержанием хлопка".
В текущем году продолжился рост импорта продукции легпрома на российский рынок. За 11 месяцев 2006 года товаров легкой промышленности было ввезено на 4,98 млрд долл., в 1,5 раза больше, чем за соответствующий период 2005 года. Импорт одежды за указанный период составил 1,53 млрд долл. (174,4%), в том числе из стран дальнего зарубежья — 1,28 млрд долл. (185%).
Импорт кожаной обуви за указанный период составил 43,2 млн пар на 0,67 млрд долл., в 3,1 раза больше, чем за соответствующий период 2005 года. При этом импорт обуви из стран дальнего зарубежья увеличился в 3,8 раза, из стран СНГ — в 1,1 раза.
М. Фрадков констатировал тяжелое состояние легкой промышленности на заседании правительства. Он считает, что проблемы в этой области тяжелые: крайне низкий уровень производства, практически полная потеря квалифицированных кадров, как нигде велик объем контрафактной продукции и обострена конкуренция с импортными товарами.
Он отметил, что в этой отрасли «как нигде обострились диспропорции несовершенства рыночного механизма в стране». По словам Фрадкова, действительно, в ряде регионов это головная боль: потеря рабочих мест, деградация отдельных регионов.
Премьер – министр добавил, что необходимо рассмотреть предложения как с максимальным эффектом использовать имеющиеся производственные мощности, подумать, как их перепрофилировать.
Мировой опыт развития говорит, что эти проблемы можно решить. В таких странах, как Китай, Турция или Индия, лёгкая промышленность объявлена в качестве приоритетной для подъема национальной экономики. В большинстве из них разработаны программы развития предприятий лёгкой промышленности, включающие в себя меры государственной поддержки через таможенное регулирование, льготное кредитование предприятий-экспортёров, создание инфраструктуры бизнеса (технопарков, включающих в себя центры проверки качества; сервисные, учебные, информационные центры), льготное налогообложение, финансирование участия в ярмарках и выставочной деятельности в обновлении оборудования и технологий
Перспективы развития отрасли связаны с решением следующих задач: обновлением оборудования за счет льготного кредитования, его заменой на более современное; обеспечением отрасли профессиональными кадрами, для чего необходимо разработать стимулы для повышения производительности труда, что должно привести к значительному повышению заработной платы; за счет применения энергосберегающих технологий снизить производственные затраты; необходимо восстановить собственную сырьевую базу за счет развития агропромышленного комплекса, что нашло отражение в Государственной программе по развитию АПК.
Государственная поддержка легкой промышленности, включающая таможенно тарифные и нетарифные методы регулирования, льготное кредитование инвестиций в основные фонды, более жесткий контроль за соблюдением стандартов качества может улучшить состояние отрасли легкой промышленности.
За 9 месяцев нынешнего года в отраслях легкой промышленности было допущено снижение производства: в текстильном и швейном производстве индекс промышленного производства составил 78 процентов (отгружено продукции на 1,3 млрд. рублей), в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви - 99,6 процента (589 млн. рублей).
«Снижение производства продукции в легкой промышленности Татарстана связано с уменьшением производства льняных тканей на 79 процентов, трикотажных изделий на 19,5 процента, курток (включая рабочие) на 33 процента, пальто и полупальто на 25,4 процента, кожаной обуви на 18,5 процента, - добавила она. – Примечательно, что в настоящее время многие татарстанские предприятия отказываются от производства высокотехнологичной продукции и переходят на производство спецодежды. К тому же только три предприятия легкой промышленности РТ сегодня имеют сертификаты соответствия ISO 9000. В настоящее время без этого документа организация не может принять участие в госзаказе. Когда предприятие слабо управляет своими бизнес-процессами, говорить о конкурентном преимуществе предприятия на рынке сложно».
Информация о работе Управление трудовыми ресурсами на предприятии как стратегическая функция