Управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 19:35, аттестационная работа

Описание

Цель аттестационной работы : изучение управления воспитательным процессом в ОУ, разработка мероприятий по его совершенствованию
Объектом исследования является целостный воспитательный процесс в ОУ.
Предмет исследования - сущность организации воспитательного процесса в ОУ.
Задачи исследования:
1) конкретизировать сущность и особенности организации воспитательного процесса в системе ОУ;
2) рассмотреть основные методы и приемы организации воспитательного процесса в ОУ.
3) разработать рекомендации по усовершенствованию управления воспитательным процессом в ОУ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления воспитательным процессом в современной школе 6
1.1. Управление воспитательным процессом: анализ предмета исследования 6
1.2. Воспитательная система школы, как объект управления 11
1.3. Основные функции управления воспитательным процессом школы 18
Глава 2 Управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66» 43
2.1. Характеристика школы как фактора становления воспитательной
системы 43
2.2. Концептуальная основа развития воспитательной системы
МОУ«СОШ№66» 51
2.3. Особенности реализации функций управления воспитательным
процессом в МОУ «СОШ №66» 67
Заключение 74
Литература

Работа состоит из  1 файл

мой 25 .02.doc

— 548.00 Кб (Скачать документ)


70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение              3

Глава 1. Теоретические основы управления воспитательным  процессом   в современной школе                                                                                                     6

1.1.           Управление воспитательным процессом: анализ предмета исследования  6

1.2.           Воспитательная система школы, как объект управления                            11

1.3.           Основные функции управления воспитательным процессом школы       18

Глава 2 Управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66»              43

2.1. Характеристика школы как фактора становления воспитательной

системы                                                                                                                       43

2.2. Концептуальная основа развития воспитательной системы

МОУ«СОШ№66»                                                                                                      51

2.3. Особенности реализации функций управления воспитательным

процессом  в МОУ   «СОШ №66»                                                                          67

Заключение                                                                                                                 74

Литература

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность данной темы в том, что вопрос воспитательного процесса остро стоит в нашем обществе и необходимо очень четко обозначить проблемы. Важно выяснить эффективность воспитательной системы. Проблема неправильного воспитания в ОУ затрагивают не только самого человека, но и все общество.  

  Современная жизнь предъявляет высокие требования не только к образовательному уровню человека, но и к его способности быстро адаптироваться к меняющимся условиям жизни. Подготовка подрастающего поколения к самостоятельной взрослой жизни невозможна лишь на основе определенной суммы знаний, которые не решают проблем формирования гражданственности и патриотизма, не формируют нравственной личности. Это возможно только в процессе воспитания.

На современном этапе в российском обществе существенно трансформировались состав и деятельность субъектов воспитания, прежде всего семьи, школы, учреждений дополнительного образования, средств массовой информации, детских общественных объединений, религиозных организаций.

В последние десятилетия отмечается дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями, детьми, что обусловило снижение воспитательного потенциала семьи, ее роли в социализации детей. Все более широкие масштабы приобретает социальное сиротство.

В результате развития средств массовой информации и коммуникации резко возросла доступность материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, компьютерные сети, в том числе и тех, которые наносят вред благополучию детей Известно, что 70-80% всей информации школьник черпает из вышеперечисленных источников.

В общественном развитии существенно возросла роль этнического фактора, национальные ценности и самосознание приобретают высокую значимость в формировании личности современного россиянина.

Таким образом, для того чтобы выстроить модель воспитательной системы, необходимо четко осознавать те ценности, условия, в которых находятся наши дети. Они живут, воспитываются, получают образование в эпоху мировоззренческого вакуума, в период смены ценностных ориентиров, поспешного копирования западных форм жизни, что отражается и на современной школе.

Однако школа продолжает занимать большое место в жизни ребенка. Поэтому в формировании ценностных ориентацией большая роль принадлежит именно школьному воспитанию и образованию. «Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни» – отмечается в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [1]

Концепция определяет национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе. В указанном документе сформулирована высшая цель образования: высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укореннный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель аттестационной работы : изучение управления воспитательным процессом в ОУ, разработка мероприятий по его совершенствованию

Объектом исследования является целостный воспитательный процесс в ОУ.

Предмет исследования - сущность организации воспитательного процесса в ОУ.

Задачи исследования:

1) конкретизировать сущность и особенности организации воспитательного процесса в системе ОУ;

2) рассмотреть основные методы и приемы организации воспитательного процесса в ОУ.

3) разработать рекомендации по усовершенствованию управления воспитательным процессом в ОУ.

Именно от воспитательного процесса в образовательных учреждениях зависит уровень развития личности, а следовательно зависит и уровень развития общества в целом его социальное благополучие.

Методы исследования: теоретический анализ социально-педагогической литературы, обобщения, методы сбора и накопления данных, беседа.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Теоретические аспекты управления воспитательным процессом в современной школе

 

1.1.Управление воспитательным процессом: анализ предмета исследования

 

Изучение проблемы управления воспитательным  процессом, выявление его специфики связаны, прежде всего, с уточнением ключевого понятия «управление», а также особенностей контекстного употребления данного термина.

Термин «управление» обычно используют тогда, когда речь идет о процессе активных воздействий на управляемую систему (или объект управления) для достижения вполне определенной цели. Именно так трактуется управление в разнообразных источниках:

-         искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать [2];

-         организация и реализация целенаправленных воздействий [3];

-         функция, вид деятельности по руководству людьми, а также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию [4].

С.Н.Тидор [5] приводит другие определения сущности управления:

-         это целенаправленная координация объекта;

-         это воздействие на объект для достижения поставленной цели;

-         это вертикальная координация взаимодействия элементов системы, направленная на достижение поставленной цели.

Е.П.Тонконогая и В.Ю. Кричевский [6] под управлением понимают целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации деятельности в сложных динамических системах.

Значимыми являются выводы В.Ю.Кричевского и И.Ф.Исаева. Первый автор подчеркивает, что управление - это процесс воздействия субъекта управления на его объект; взаимодействие управляющей и управляемой подсистем; согласование общих целей, задач, действий между подчиненными и руководителями, как субъект-субъектные отношения [7]. И.Ф.Исаев характеризует управление, прежде всего, как деятельность, направленную на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации [8].

В энциклопедическом словаре [9] приводится следующее  определение : «Управление - это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей».

Исходя из приведенных выше трактовок понятия «управление», можно сказать, что основная цель управления - это эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата. Потому основным вектором управления следует признать цель — результат.

Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие участников целостного педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: педагогического анализа, целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и кор-ригирования.

Традиционное представление о внутришкольном управлении раскрывалось в таких характеристиках, как целенаправленное воздействие субъекта на объект управления; влияние управляющей системы на управляемую систему с целью перевода последней в качественно новое состояние; внедрение элементов научной организации педагогического труда и др. Сегодня на смену философии "воздействия" в управлении школой идет философия "взаимодействия", "сотрудничества", "рефлексивного управления". Сластенин В., Исаев И. и др. Педагогика: Учебное пособие

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/22.php

Понятие «воспитание» тесно связано с понятиями «образование» и «обучение». В современной педагогической науке нет определенности в отношении приоритета понятий «воспитание» и «образование».

Воспитание ведет свой изначальный смысл от старославянского слова «питати» — кормить и, следовательно, означает вскармливание, взращивание молодого поколения.[10]

Воспитание — это прежде всего процесс (в пер. с лат. — продвижение) это процесс совершенствования личности, который охватывает как физическое, так и духовное становление, и развитие человека.

Воспитание — это целенаправленный процесс, который обусловлен потребностями данного общества и государства, это многофакторный процесс, результат влияния которого на личность обусловлен сочетанием множества факторов: наследственностью, окружающей средой, интересами и потребностями самого человека.

Воспитание как целенаправленный процесс культуроемкого развития личности представляет собой систему взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, определяющее влияние на выбор которых оказывает личность воспитанника. Именно уровень актуального развития ребенка в данный конкретный период времени является первопричиной определения цели, а затем и содержания, форм, методов, средств воспитания, на отбор которых в определенной степени оказывает влияние уровень профессионализма педагога. Процесс воспитания может быть эффективным и малоэффективным. Его характер определяется не только культурой общества и микросреды, но и субъектами воспитания, включенными в этот процесс, их целями, мотивами, установками, уровнем культуры в целом.

             

             

В широком социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

В узком социальном смысле под воспитанием понимается направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Информация о работе Управление воспитательным процессом в МОУ «СОШ №66»