Выбор стиля руководства как фактор эффективного управления образовательным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 05:55, дипломная работа

Описание

Изучение стиля руководства в последнее десятилетие стало важным направлением в процессе оптимизации деятельности человека, а так же в интегральном изучении личности. Знание стиля руководства позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного резерва. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание человеком причин и закономерностей своего поведения может радикально изменить его отношение к производственным ситуациям.

Содержание

Цель квалификационной работы: разработать и реализовать практические рекомендаций по формированию эффективного стиля руководства в образовательном учреждении.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Изучение стиля руководства как фактора эффективного управления образовательным учреждением.
2. Выявление особенностей применения стилей руководства в образовательном учреждении.
3. Проведение анализа стиля руководства и оценка его эффективности.
4. Разработка практических рекомендаций по формированию стиля руководства для эффективного управления образовательным учреждением.

Работа состоит из  1 файл

diploma.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

Челябинский государственный  педагогический университет

ГОУ ВПО «ЧГПУ»

Профессионально-педагогический институт

Кафедра экономики, управления и науки

 

 

 

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 

080507 - «МЕНЕДЖМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ»

Выбор стиля  руководства как фактор эффективного управления образовательным учреждением

 

 

 

 

                                                                            Выполнил:

студент группы

№ МО – 505

г. Челябинск

 

 


 

 

Работа допущена к  защите

«__»__________2011

Зав. кафедрой «Экономики, управления и права» ППИ ЧГПУ

Саламатов А.А.___________

 

 

 

 

 

Челябинск, 2011 г.

Содержание

 

 

 

Введение

Актуальность  темы исследования.

Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им, главным образом тем, что имеют  более динамичное и эффективное  руководство.

Вопросы эффективного руководства вызывали интерес людей с давних времен, однако, систематическое, целенаправленное их изучение началось только со времен Ф. Тейлора. За это время было проведено много исследований. Тем не менее, до сих пор не существует полного согласия по поводу того, какой стиль руководства считать наиболее эффективным.

Сейчас создаются новые, исключительно благоприятные возможности  для становления высокорезультативного  стиля руководства, что до недавнего  времени сдерживалось, в частности, слабостью демократических начал в управлении, господством коммерческо-бюрократических приёмов работы, отсутствием должной личной ответственности и прочими недостатками.

Изучение стиля руководства  в последнее десятилетие стало  важным направлением в процессе оптимизации деятельности человека, а так же в интегральном изучении личности. Знание стиля руководства позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного резерва. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание человеком причин и закономерностей своего поведения может радикально изменить его отношение к производственным ситуациям. Понимание возможного многообразия причин и способов управления, ясное и вместе с тем гибкое видение проблем делают руководителя более свободным, а его деятельность более успешной.

Под влиянием новых  социально-экономических факторов происходят изменения во всех сферах российского общества, в том числе  и в образовании. В Законе Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) заложена идея обеспечения опережающего характера развития образования, его многоукладности, альтернативности, демократизации. В связи с этим, осуществляется интенсивный поиск путей повышения эффективности управления образовательными системами на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном.

Проблема оптимизации  стиля управленческой деятельности относится к числу наиболее актуальных вопросов в современных образовательных  системах. Необходимость обращения  к стилю деятельности и его коррекции определяется возросшими требованиями к управлению, личности директора, важностью социально-психологического фактора в управлении. В современных социально-экономических условиях увеличивается объем задач, решаемых образовательным учреждением, которые стали намного сложнее. В этих условиях возрастает роль директора, как руководителя нового типа - педагогического менеджера.

С целью эффективного руководства образовательным учреждением  необходимо применять результативные методы и формы управления, поэтому директора образовательных учреждений находятся в постоянном поиске не только эффективных методов, но и стилей руководства. Несомненно, обновление образовательного учреждения во многом зависит от того, каким будет руководитель, насколько его личностные, профессиональные качества соответствуют управленческим требованиям, то есть каков его стиль руководства. Именно этим объясняется актуальность выбора темы: «Выбор стиля руководства как фактор эффективного управления образовательным учреждением».

Цель квалификационной работы: разработать и реализовать практические рекомендаций по формированию эффективного стиля руководства в образовательном учреждении.

Объект исследования: система  управления образовательным  учреждением.

Предмет исследования: эффективные стили  руководства  образовательного учреждения.

 В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:

1. Изучение стиля руководства как фактора эффективного управления образовательным учреждением.

2. Выявление особенностей применения стилей руководства в образовательном учреждении.

3.    Проведение анализа стиля руководства и оценка его эффективности.

4. Разработка практических рекомендаций по формированию стиля руководства для эффективного управления образовательным учреждением. 

   В квалификационной работе были использованы следующие методы: анализ литературы, изучение и обобщение опыта управленческой деятельности образовательного учреждения.                       

Методологической базой исследования явились труды многих учёных и психологов. Общие вопросы управления образованием изучены В.И. Андреевым, Ю.К. Бабанским, Ю.В. Васильевым, В.И. Зверевой, Н.К. Крупской,  
B.C. Лазаревым, А.В.Луначарским, Е.М. Муравьевым, Н.И. Пирогова,  
В.П. Симоновым, Л.Н. Толстым, П.И. Третьяковым, И.Н. Ульяновым,  
К.Д. Ушинским, Т. И. Шамовой, Г.И. Щукиной Н.С. Яковлевым и др.

Проблемам, возникающим  в управлении образовательными учреждениями, посвящают свои труды Конаржевский Ю.А., Лазарев В.С., Пидкасистый П.И., Поташник М.М., Рогов Е.И., Сластенин В.А., Фриш Г.Л., Шамова Т.И.

Личность руководителя в структурах управления рассматривают  украинские психологи Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е.В.

Большое внимание роли руководителя в системе управления уделяют Кишкель Е.Н., Шипунов В.Г.

          Практическая значимость заключается в разработке практических рекомендаций по выбору стиля руководства.

           База исследования: ГОУ СПО (среднее специальное учебное заведение) Челябинский электрометаллургический техникум г. Челябинска 

Структура квалификационной работы. Квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, выводов по главам, заключения и списка литературы. Список литературы содержит 50 источников.

Глава 1. Теоретические аспекты стилей руководства образовательного учреждения

1.1. Фактор эффективного управления  – выбор стиля руководства  образовательного учреждения

 

       Слово «стиль» греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «почерк».       

     Одно из глубоких исследований стиля в современной психологии управления провёл А.А. Журавлёв. Он дал следующее определение: «стиль – это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия руководителя на коллектив».

В толковом словаре по управлению сказано «Стиль управления - совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач и проблем, используемых руководителями организаций  и предприятий  в своей практической деятельности» [10, с. 56].

 Впервые к экспериментальному изучению стиля руководства обратился К.Левин, который описал три классических стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Несколько иную классификацию предложил Р. Лайкерт, который, сравнивая группы с высокой и низкой производительностью труда, на этой основе разделил руководителей на тех, кто сосредоточен на производстве, и на тех, кто сосредоточен на человеке. Впоследствии оценка стиля руководства была модифицирована Р. Блейком и Дж. Мутоном, которые построили для этой цели управленческую решетку. В настоящее время данная проблема активно изучается, поскольку происходит переход от авторитарности к демократии в управлении.

В России вопрос выбора эффективного стиля руководства особенно остро стал в последние годы. Возникшие на рубеже 70-80-х годов застойные явления в общественном производстве самым непосредственным образом были связаны с серьезными изъянами в управлении и, прежде всего в работе с кадрами.

Командирский стиль  руководства был ведущим стилем в управлении социалистическими предприятиями или коллективами, так как страна постоянно вела битву за план. А где битва, там и приказ, а где приказ, там и беспощадность к человеку, подчинённому. Командный стиль руководства требовал особых психологических и правовых установок.

Командир должен был  уметь пользоваться властью и  не имел права высказывать сомнения в безупречности своей линии  поведения. Он решал, отдавая приказы, никто не должен был возражать. Такова была изначальная “этическая” гамма  нашего руководителя со времён революции. Администрирование стало главным методом на годы и десятилетия.

Многие хозяйственные  и партийные руководители тяготели к волевым методам, а потому не владели культурой управления и  межличностного общения, отличались низкой нравственной культурой. Надо признать, что сами обстоятельства благоприятствовали утверждению подобного образа мышления: сложившаяся система отношений вселяла уверенность непогрешимость выбранного стиля руководства, а тем самым и в непоколебимости своего служебного положения. Планово-административная система привела к тому, что во многих случаях сама система отторгала квалифицированных управленцев, поощряя иной тип руководителей – неукоснительно выполняющих директиву “сверху” и жестких к подчинённым.

По Мескону, стиль руководства – это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчинённым, чтобы оказать на них влияние и побудить к достижению стилей организации [12, с. 34].

В современной литературе встречаются множество определений  стиля управления. Общим в определениях стиля управления является трактовка его как способа воздействия руководителя на подчинённых. По этому, для нас большой интерес представляют два последних определения, так как они более полно отражают понятие стиля управления и охватывают содержание предыдущих определений.

Метод управления – это  совокупность способов и приёмов целенаправленного воздействия руководителя на подчинённых и коллективы, обеспечивающих координацию их действия [15, с. 39].

Здесь методы – это  способы и приёмы управления, существующие объективно, независимо от руководителя, обусловленные достигнутым уровнем и потребностями развития экономики. В отличие от этого, стиль руководства, хотя в основе своей так же объективен, но всё же опосредуется индивидуальными свойствами руководящего лица.

Стиль руководства является принадлежностью всякого аппарата управления.

Поэтому различают индивидуальный и общий стиль руководства. Понятие  стиля уместно применить, прежде всего, в приложении к личности руководителя, причем индивидуальный стиль предстаёт как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива.

Однако нельзя сводить  целиком к личности руководителя и оценивать как своеобразную форму проявления его индивидуальности. Дело в том, что особенности личности руководителя при всей их значимости далеко не исчерпывают компоненты, формирующие присущий ему стиль руководства. Компоненты эти составляют субъективное начало и субъективный элемент стиля, а между тем стиль всегда имеет и общую объективную основу.

К субъективным факторам, определяющим стиль в управлении можно отнести:

1. Принципы и установки,  обуславливающие умение пользоваться  властью.

2. Специфика психического  склада руководителя (темперамент, характер)

3. Выбор форм и методов  воздействия на подчинённых в  каждой конкретной

ситуации.

4. Неповторимые личные  качества, определяющие «управленческий  почерк».

5. Индивидуальные особенности  исполнения социальных ролей  руководителя.

6. Уровень профессиональных знаний, интеллекта и культуры, определяющий характер поведения.

Как видно, субъективные факторы зависят от личности руководителя, а объективные факторы формируются под влиянием окружающей среды. Объективно стиль руководителя диктуется, прежде всего, сознательной целью, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю.

    В общем,  объективные слагаемые стиля  могут быть сведены к следующим:

1. Специфика системы,  её цели и задачи, управленческой структуры.

2. Закономерности управления.

3. Специфика (функциональное  назначение) сферы конкретной деятельности.

4. Окружающая производственная  среда (технологический уровень производства, формы организации труда, обеспеченность материальными ресурсами).

5. Особенность руководимого  коллектива (структура, уровень подготовки, характер взаимоотношений, социально-психологические черты  исполнителей).

6. Уровень практики  управления.

7. Способы и приёмы  управления, используемые вышестоящим  руководством.

Информация о работе Выбор стиля руководства как фактор эффективного управления образовательным учреждением