Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 05:55, дипломная работа
Изучение стиля руководства в последнее десятилетие стало важным направлением в процессе оптимизации деятельности человека, а так же в интегральном изучении личности. Знание стиля руководства позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного резерва. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание человеком причин и закономерностей своего поведения может радикально изменить его отношение к производственным ситуациям.
Цель квалификационной работы: разработать и реализовать практические рекомендаций по формированию эффективного стиля руководства в образовательном учреждении.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Изучение стиля руководства как фактора эффективного управления образовательным учреждением.
2. Выявление особенностей применения стилей руководства в образовательном учреждении.
3. Проведение анализа стиля руководства и оценка его эффективности.
4. Разработка практических рекомендаций по формированию стиля руководства для эффективного управления образовательным учреждением.
Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы. Подготовка плана работы техникума осуществляется в течение текущего учебного года и проходит в несколько этапов. На первом этапе (первый семестр) директор училища, его заместители и руководители училищных служб изучают новые нормативные, инструктивные документы, теоретические и методические материалы по вопросам развития и образования в целом и планирования в частности; создается инициативная группа по разработке и корректировке структуры проекта плана, определяются источники и формы сбора необходимой информации. На втором этапе (второй семестр) анализируется получаемая информация, заслушиваются отчеты о работе членов комиссии и руководителей подразделений техникума, выявляются причины возникающих трудностей и пути их устранения в перспективе; подготавливается и обсуждается проект плана. На первом заседании совета техникума в новом учебном году план работы техникума утверждается.
Текущий план составляется на учебный семестр, он является конкретизацией годового плана. Таким образом, наличие основных видов планов позволяет координировать деятельность педагогического, ученического и родительского коллективов ГОУ СПО ЧЭМТ. Эти планы являются стратегическими по отношению к планам работы педагогов и классных руководителей.
В структуре организаторской
Организаторская деятельность директора ГОУ СПО ЧЭМТ направлена также на формирование педагогического коллектива, коллектива единомышленников. В этой работе особую роль играют личностные качества руководителя – его профессионализм, общая и педагогическая культура, заинтересованность в делах техникума, педагогов и учащихся, умение ставить задачи и добиваться их решения.
Одному руководителю сегодня невозможно решить все управленческие задачи, поэтому возникает необходимость построения организационной структуры образовательного учреждения. Определяя организационную структуру, субъект управления регламентирует полномочия и ответственность участников совместной деятельности, а также правила их взаимодействия по вертикали и горизонтали.
В ГОУ СПО ЧЭМТ встречающаяся организационная структура образовательного учреждения – линейно-функционального типа (рис.5).
Управление техникумом строится на принципах единоначалия и самоуправления.
Формами самоуправления является Совет Учреждения, Педагогический совет Учреждения. Общее собрание работников техникума, Общее собрание коллектива техникума.
Рис. 5. Организационная структура управления техникумом
Непосредственное управление техникумом осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначенный Учредителем.
Должностные обязанности директора техникума не могут исполняться по
совместительству.
Директор действует на основе единоначалия, решает все вопросы деятельности техникума, не входящие в компетенцию органов самоуправления техникума и Учредителя.
В частности, директор без доверенности:
- действует от имени Техникума, представляет ее интересы во всех отечественных и зарубежных организациях, государственных и муниципальных органах;
- заключает договоры, в том числе трудовые;
- выдает доверенности;
- открывает счета в органах казначейства, пользуется правом распоряжения имуществом и средствами Техникума в пределах, установленных законом и настоящим Уставом;
- издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся Техникума;
- утверждает структуру Техникума и штатное расписание, графики работы и расписания занятий;
- распределяет обязанности между работниками Техникума, утверждает должностные инструкции;
- распределяет в порядке,
определенном федеральным
Говоря об организационной структуре управления ГОУ СПО ЧЭМТ нельзя не сказать об уровнях управляющей системы. Структура управляющей системы техникума представлена 4-мя уровнями управления.
Первый уровень – директор техникума, педсовет. Этот уровень определяет стратегические направления развития техникума.
Второй уровень – заместители директора техникума, помощник директора техникума по административно-хозяйственной части, а также органы и объединения, участвующие в самоуправлении.
Третий уровень – педагоги, мастера производственного обучения, выполняющие управленческие функции по отношению к учащимся и родителям.
Четвертый уровень – студенты, органы группового и студенческого самоуправления. Выделение данного уровня подчеркивает субъект - субъективный характер отношений между педагогами и обучающимися.
Из приведенной иерархической схемы взаимодействия (рис.5) видно, что каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновременно и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.
Исследуя личностные качества руководителей техникума, мы будем обращаться к управленцам высшего и среднего звена (директору техникума и его заместителям).
Контроль и регулирование в управлении.
Особенность контроля в ГОУ СПО ЧЭМТ состоит в его оценочной функции – направленности на личность педагога. Человек, выполняющий контролирующую функцию, должен быть личностью. Его задача не в «подлавливании» и нагнетании страха, а в объективной оценке состояния дел, оказании методической помощи, поддержке, стимулировании педагогической деятельности. Существующая практика внутреннего контроля в ГОУ СПО ЧЭМТ не лишена некоторых недостатков. Во-первых, это отсутствие системы контроля, когда нет распределения объектов контроля среди директора и его заместителей, когда контроль организуется во имя отчета и набора количества посещенных пар или занятий. Во-вторых, это формализм в организации контроля, когда нет четко поставленной цели проводимого контроля, отсутствуют или не используются объективные критерии оценки. В-третьих, односторонность внутреннего контроля, понимаемого как проведение контроля какой-либо одной стороны, одного направления педагогического процесса. В-четвертых, участие в контроле только должностных лиц, без привлечения опытных учителей, методистов, или, наоборот, небольшое участие представителей администрации.
Таким образом, процесс управления педагогическим коллективом требует от
руководителей высокого уровня профессионализма. Эффективным руководителем считается тот, который на этапе реализации той или иной управленческой функции демонстрирует только положительные личностные качества, используя для этого эффективные принципы и методы взаимодействия с коллективом.
Эффективность протекания управленческого процесса, настроение людей в организации, отношения между сотрудниками зависят от множества факторов: непосредственных условий работы, профессионализма кадровых работников, уровня управленческого состава и др. И одну из первых ролей в ряду этих факторов играет личность руководителя.
На первом этапе анализа ГОУ СПО ЧЭМТ нужно провести исследование личностных качеств руководителей, далее определить их стиля руководства и оценить эффективность их деятельности.
Существуют различные
методы оценки личностных качеств и
эффективности работы руководителей.
Определяя личностные качества испытуемых,
мы использовали методику экспертной
оценки качеств руководителей
Данная методика состоит в следующем. Для объективности оценки качеств личности руководителей образуется экспертная группа: для директора ГОУ СПО ЧЭМТ – в составе 3-х заместителей и 4-х педагогов, для заместителя директора – в составе 3-х других заместителей директора техникума и 4-х педагогов.
Организатор исследования проводит инструктаж экспертов (индивидуальный или групповой) с целью объяснения задач и процедуры проведения данной работы. После инструктажа организатор выдает экспертам на каждого оцениваемого анкету, в которой содержится набор подлежащих оценки качеств, указываются фамилия, имя, отчество оцениваемого и другие данные. Оценка производится по пятибалльной системе: «5» – выставляется, если качество проявляется постоянно, «4» – качество проявляется почти всегда, «3» – количество проявлений и непроявлений качества одинаково, «2» – качество проявляется редко, «1» – качество проявляется крайне редко или не проявляется совсем, «0» – оценить невозможно. Так же каждый руководитель дает оценку к своим качествам. На основании оценок экспертов и самооценки руководителя выводится средняя оценка по каждому качеству и средняя оценка по группе качеств. Например, средняя оценка общечеловеческих качеств личности директора техникума. При построении диаграмм учитываются только средние оценки.
По окончании работы организатором заполняется бланк опроса экспертов.
Результаты данного
Общечеловеческие качества |
Психо-физиологические |
Деловые качества и организаторские способности |
Коммуникативные |
Проф. .знания |
Рис. 6. Диаграмма оценки качеств директора ГОУ СПО ЧЭМТ
Средняя оценка общечеловеческих качеств директора ГОУ СПО ЧЭМТ – 4,43 балла, психофизиологических свойств – 4,27, деловых качеств и организаторских способностей – 4,14, коммуникативных качеств – 4,58 балла, профессиональных знаний – 4,4 балла.
Видно, что недостаточно,
по сравнению с другими
Диаграмма дает возможность увидеть, какие качества директора оценены
ниже общего среднего балла, над развитием каких качеств необходимо поработать
руководителю.
Что касается заместителей директора техникума, их качества изображены также на диаграмме (рис. 7).
Общая средняя оценка общечеловеческих качеств заместителей директора ГОУ СПО ЧЭМТ равна 4,4 баллов, психофизиологических свойств – 4,5, деловых качеств и организационных способностей – 4,4, коммуникативных качеств – 4,35, профессиональных знаний – 4,4. Общая средняя оценка по всем качествам заместителей – 4,4 балла.
Общечеловеческие качества |
Психо-физиологические |
Деловые качества и организаторские способности |
Коммуникативные |
Проф. .знания |
Рис. 7. Диаграмма оценки качеств заместителей директора ГОУ СПО ЧЭМТ
У большинства заместителей оценка качеств выше, чем у директора техникума. Директору необходимо работать над развитием своих качеств, а особенно над развитием общечеловеческих, деловых качеств и организационных способностей. Заместителям нужно совершенствовать хорошо развитые качества, а над развитием коммуникативных качеств и над повышением уровня профессиональных знаний необходимо поработать.
Поиск главенствующих определяющих личностных качеств, на основе которых зиждется и разворачивается вся управленческая деятельность, привел к созданию целой «коллекции». Не рискуя дать полный обзор (хотя анализ литературы позволяет выявить более 80 профессионально значимых качеств руководителя), назовем лишь те из них, которые чаще всего встречаются на страницах психолого-педагогических изданий посвященных личности руководителя (глава I, с. 29). Вполне очевидно, что если говорить о целостной личности, не всегда можно обнаружить полный набор этих качеств в одном человеке. В каждом конкретном случае значимость и, соответственно, иерархическая структура личностных качеств руководителя будет меняться, и зависеть от многих факторов (пол, возраст, стаж работы, преподаваемый предмет, сложившиеся отношения с коллегами и пр.).
В исследовании была предпринята попытка выявить взгляды на важность отдельных личностных качеств у руководителей различных уровней. В данном исследовании приняли участие директор техникума, их заместители и педагоги. Им был предложен список личностных качеств руководителей, необходимых для эффективной деятельности организации. Они должны были коллективно выбрать 20 наиболее значимых качеств личности руководителя техникума.