Выбор стиля руководства как фактор эффективного управления образовательным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 05:55, дипломная работа

Описание

Изучение стиля руководства в последнее десятилетие стало важным направлением в процессе оптимизации деятельности человека, а так же в интегральном изучении личности. Знание стиля руководства позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного резерва. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание человеком причин и закономерностей своего поведения может радикально изменить его отношение к производственным ситуациям.

Содержание

Цель квалификационной работы: разработать и реализовать практические рекомендаций по формированию эффективного стиля руководства в образовательном учреждении.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Изучение стиля руководства как фактора эффективного управления образовательным учреждением.
2. Выявление особенностей применения стилей руководства в образовательном учреждении.
3. Проведение анализа стиля руководства и оценка его эффективности.
4. Разработка практических рекомендаций по формированию стиля руководства для эффективного управления образовательным учреждением.

Работа состоит из  1 файл

diploma.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

профессионального самосознания личности руководителя.

Лидерство – это тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей [Виханский,470-472]. Из этого определения менеджмента следует, что лидерство является функцией лидера.

Лидер – это наиболее референтное лицо, за которым члены группы признают право принимать решения в значимых для группы ситуациях. [Батаршев,238].

К физиологическим относятся такие качества человека, как рост, вес, сложение и фигура, внешний вид и представительность, энергичность движений и состояние здоровья.

Психологические, или эмоциональные, качества проявляются на практике главным образом через характер человека. Они имеют как наследственную, так и воспитательную основы.

Личностные  деловые качества носят в большей степени характер приобретенных и развитых у лидера навыков и умений в выполнении своих функций.

Концепции лидерства.

Теория лидерских  качеств - выделению групп лидерских качеств: физиологические, психологические или эмоциональные, умственные или интеллектуальные, и личностные, деловые.

Поведенческий подход. Изучение образцов поведения, присущих лидерам. Наиболее известными концепциями данного типа являются следующие:

  • три стиля руководства;
  • исследования Университета штата Огайо;
  • исследования Мичиганского университета;
  • системы управления (Лайкерт);
  • управленческая сетка (Блейк и Мутон);
  • концепция вознаграждения и наказания;
  • заменители лидерства.

Ситуационный  подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения. Наиболее известными концепциями данного типа являются следующие:

  • континиум  лидерского поведения Танненбаума – Шмидта.
  • модель ситуационного лидерства Фидлера
  • модель ситуационного лидерства Херси и Бланшарда
  • модель лидерств «путь – цель» Хауcа и Митчелла

Концепция атрибутивного  лидерства (причинно-следственный подход к изучению лидерства) опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего.

Концепция харизматического лидерства. Парадоксально, но имеются две противоположные позиции формирования имиджа лидера. Одна отрицает вообще какое-либо влияние лидера на организационную эффективность, а другая ведет к лидерской харизме и попытке последователей приписать лидеру магические качества.

Харизма является формой влияния на других посредством личной привлекательности, вызывающей поддержку признание лидерства, что обеспечивает обладателю харизмы власть над последователями

Модель преобразующего или реформаторского лидерства предполагает наличие у лидера и последователей определенного поведения, пригодного, по мнению разработчиков модели, для творческого решения проблемы в кризисной ситуации.

Стиль работы в контексте управления - это привычная манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.

Патриархальный  стиль руководства строится на основе представлений об

организации как одной  большой семье. Этот стиль предполагает обращение с 

подчиненными как с  «детьми» и их мотивацию через  личную зависимость.

Харизматический стиль  руководства основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя. Руководить не доверяет организационным структурам и стремится объяснять успехи организации своими личными качествами, поддерживать имидж выдающегося человека.

Автократический стиль  руководства менее распространен. Руководитель-автокарт использует многочисленный руководящий иерархический аппарат, который, однако, не обладает автономией и выполняет лишь решения вышестоящего руководителя.

Бюрократический стиль руководства характеризуется максимальной анонимностью и формализованностью отношений между начальником и подчиненными, минимизацией личной власти руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

  1. Бабетов, А., Калужская М. Коммуникативная среда техникума [Текст]: опыт организации: Сборник методических материалов к образовательной программе повышения квалификации "Управление техникумом на основе коммуникативных технологий". - Екатеринбург: КОРИФЕЙ, 2005. – 278 с.
  2. Барков,  С.А. Управление персоналом [Текст]. – М.: ЮристЪ, 2007. – 451 с.
  3. Беляцкий,  Н.П., Велесько С.Е., Питер Ройш. Управление персоналом [Текст]. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2008. – 352 с.
  4. Блинов, А. О. Исскусство управления персоналом [Текст]: учебное пособие для экономических колледжей и вузов. - М.: ГЕЛАН, 2008. – 458 с.
  5. Бочкарев, А., Кондратьев В. и др. Семь нот менеджмента [Текст]. – М: ЗАО «Журнал Эксперт», 2007. – 721 с.
  6. Веснин,   В. Р.  Менеджмент [Текст]:  Учебник. – М.:  ГК  Велби,  Издательство  Проспект,  2007. – 504 с.
  7. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе [Текст]. – М.: Юристъ, 2007. – 428 с.
  8. Виноградова,  С.Н.  Коммерческая  деятельность [Текст]:  Учеб.  пособие. – М.:  Высшая  школа,  2008. – 176 с.
  9. Гутгарц, Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия [Текст] // Менеджмент в Росси и за рубежом. – 2008. - № 4. – с. 15-18
  10. Дашков,  Л.П.,  Памбухчиянц В.К.  Организация,  технология  и проектирование  торговых  предприятий [Текст]:  Учебник для  студентов  высших  учебных  заведений – 6-е  изд.,  перераб.  и  доп. – М.:  Издательско-торговая  корпорация  «Дашков  и  К»,  2007. – 520 с.
  11. Демченко,   Т. Управление персоналом: современные подходы [Текст]. // Человек и труд. - 2008. - № 8. – с. 72-75
  12. Дорф, М.Р. Секреты успеха и задачи менеджмента на современном предприятии [Текст] //Проблемы теории и практики управления – 2007. -  № 6. - С. 94-100.
  13. Евдокимова, М.В. Понятие управления и педагогического менеджмента [Текст]. Великий Новгород, 2007. – 547 с.
  14. Егоршин,  А.П. Управление персоналом [Текст]: Учеб. для вузов. – 4-е изд.,       испр. / А.П. Егоршин –   Н. Новгород: НИМБ, 2008. – 720 с.
  15. Журавлев,  П.В. Менеджмент персонала [Текст]: Учебное пособие / П.В. Журавлев. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 448 с.
  16. Иванцевич,  Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления [Текст]. – М.: Гардарике, 2009. – 315 с.
  17. Кабушкин,  Н.Н. Основы кадрового менеджмента [Текст]. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 378 с.
  18. Кибанов,  А.Я. Управление персоналом организации [Текст]. М.: Инфра-М, 2009. – 355 с.
  19. Кнорринг, В.И. Теория, практика и искусство управления [Текст]. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2009. – 321 с.
  20. Конаржевский, Ю.А. Менеджмент и управление [Текст]. М.: Центр "Педагогический поиск", 2009. – 325 с.
  21. Кричевский,  Р. А., Если Вы – руководитель [Текст]... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело, 2007. – 187 с.
  22. Лебедева,   С.Н.  Экономика торгового предприятия [Текст]:  Учеб. Пособие / С.Н.  Лебедева,  Н.А.  Казинчикова,  А.В.  Гавриков, Под  ред.  С.Н.  Лебедевой – 2-е изд. – М.:  Новое  знание,  2004. – 240 с.
  23. Макаров,  С.Ф. Менеджер за работой [Текст]. – М.: ЮристЪ, 2008. – 291 с.
  24. Маусов, Н. Менеджмент персонала – ключевое звено внутрифирменного управления [Текст] // Проблемы теории и практики управления. – 2009. – № 6. – с. 812
  25. Мескон,   М.Х.,  Альберт М.,  Хедоури Ф.  Основы  менеджмента [Текст]:  Пер.  с англ. – М.:  «Дело»,  2008. – 702 с.
  26. Модели и методы управления персоналом [Текст]. Под ред. Е.Б.Моргунова. - М.:ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2007. – 286 с.
  27. Никишкин, В. Маркетинг современной торговли [Текст]: // Маркетинг – 2007. -  № 4. - С. 45.
  28. Ньюстром, Дж. В., Дэвис К. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте [Текст]: С.-Петербург, издательство «Питер», 2007. – 257 с.
  29. Организация  коммерческой  деятельности [Текст]:  Учеб.  пособие для нач.  проф.  Образования/  Л.А.  Брагин,  И.Б.  Стукалова,  С.С.  Шипилова  и др.;  Под ред.  Л.А. Брагина. – М.: Издательский  центр «Академия»,  2009. - 176 с.
  30. Панкратов,  Ф.Т.  Коммерческая  деятельность [Текст]:  Учебник для вузов. – 6-е изд.,  перераб.  и доп. – М.:  Издательско-торговая  корпорация  «Дашков и К»,  2009. – 504 с.
  31. Педагогика [Текст] // В.А. Сластенин, И. Ф, Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-пресс, 2008. – 321 с.
  32. Половцева,  Ф.П.  Коммерческая  деятельность [Текст]:  Учебник. – М.:  ИНФРА – М,  2009, - 248 с.
  33. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь [Текст]. - 5-е изд., перераб. и доп. М., 2007. - 625с.
  34.      Савитская, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: Учеб. пособие. – М.: Новое знание, 2009. – 224 с.
  35.      Синецкий,  Б. И.  Основы  коммерческой  деятельности [Текст]:  Учебник – М.:  Юристъ,  2007. – 659 с.\
  36. Скрипник, К.Д. Кутасова Т.Л. Еще раз о качествах руководителя [Текст]. //Управление персоналом. –2008. -  № 2.
  37.     Спивак, В.А. Управление персоналом [Текст]: Практикум по курсу – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2007. – 276 с.
  38. Таранов, П.С. Золотая книга руководителя [Текст]. - М.: Издательство «Гранд», 2007. – 228 с.
  39.    Торн,  К. Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера [Текст]. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
  40.     Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия [Текст]: Учебно-практическое пособие /  В.В. Травин, В.А. Дятлов. 3-е изд. – М.: Дело, 2005.- 272 с. 
  41.     Управление персоналом [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2008. – 289 с.
  42.     Федорова, Н.В. Управление персоналом организации [Текст]: Учебное пособие / Н.В. Федорова, О.Ю. Миченкова. – М.: КНОРУС, 2007. – 416 с.
  43.      Чаплина, А.Н.  Менеджмент в торговле [Текст]: Учебное пособие: Красноярск: КГТЭИ, 2007. - 400с.
  44.      Чижов, Н.А. Кадровые технологии [Текст] / Н.А. Чижов. – М.: «Экзамен», 2005. – 352 с.
  45.       Шапиро, С.А. Управление человеческими ресурсами [Текст]. Практическое пособие по кадровому планированию организации. – М: ГроссМедиа, 2007. –304 с.
  46.       Шекшня,  С.В. Управление персоналом в современных организациях [Текст]. – М.: ЮристЪ, 2008. – 268 с.
  47. Шипунов, В.Г., Кишкель Е.Н. основы управленческой деятельности [Текст]: управление персоналом, управленческая деятельность, управление на предприятии. М.,: Высшая школа, 2009. – 452 с.
  48. Шкатулла, В.И. Настольная книга менеджера по кадрам [Текст]. Изд. 2-е, изм. И доп. – М.: Издательство «Норма», 2008. – 560 с.
  49. Чкалова,  О. Оценка конкурсной среды торгового предприятия [Текст]//Маркетинг. – 2007. - № 4. - С. 35-44.
  50. Щегорцов,   В. Персонал предприятия: стратегия развития [Текст] //Служба кадров. – 2007. - № 4. - С. 56-60.

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1

Лист оценки качеств  директора техникума

Ф.И.О.

Наименование качества

 

 

 

 

Оценка заместителей

Оценка учителей

самооценка

Средняя оценка

1

2

3

4

1

2

3

  1. Общечеловеческие качества
  1. Трудолюбие
  1. Принципиальность, честность
  2. Обязательность, верность слову
  3. Самокритичность
  4. Гуманность
  5. Тактичность
  6. Справедливость
  7. Целеустремленность
  8. Альтруизм
  9. Высокая культура, безупречная нравственность
  10. Энергичность
  11. Работоспособность
  12. Выдержанность
  13. Любовь к своему делу
  14. Оптимистичность
  15. Требовательность к себе и другим
  16. Чувство юмора
  17. Внешняя привлекательность (опрятность, стиль одежды и т.д.)

 

                 

Средняя оценка качеств группы № 1

                 
  1. Психофизиологические качества

 

  1. крепкое здоровье
  2. стресоустойчивость
  3. Общий уровень развития как показатель сообразительности, разносторонности общих умственных способностей.
  4. Интеллектуальные свойства (наблюдательность, аналитичность мышления, устойчивость и распределенность внимания, оперативность и логичность памяти. Способность к прогнозированию ситуаций и результатов деятельности.
  5. Индивидуально психологические свойства (темперамент, направленность личности).
                 

Средняя оценка качеств группы № 2

                 
  1. Деловые качества и организаторские способности

 

  1. инициативность
  2. самостоятельность в решении вопросов (умение и стремление взять на себя ответственность)
  3. Самоорганизованность (умение беречь свое и чужое время, пунктуальность и точность)
  4. Дисциплинированность
  5. Исполнительность
  6. Умение четко определить цель и поставить задачу.
  7. Способность менять стиль поведения в зависимости от условий.
  8. Умение расставить кадры и организовать их взаимодействие. Способность мобилизовать коллектив и повести его за собой.
  9. Умение контролировать деятельность починенных.
  10. Способность и стремление оперативно принимать решения.
  11. Способность и стремление  оперативно оценивать результаты, умение стимулировать подчиненных.
  12. Творческий подход к порученному делу.
  13. Умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное.
  14. Умение поддерживать свой авторитет.
                 

Средняя оценка качеств группы №3

                 
  1. Коммуникативные качества

 

  1. Умение устанавливать деловые отношения  с вышестоящими и смежными руководителями.
  2. Мнение устанавливать доверительные отношения с подчиненными, поддерживать нормальный психологический климат в коллективе.
  3. Умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.)
  4. Умение выступать публично
                 

Средняя оценка качеств группы № 4

                 
  1. Профессиональные знания

 

  1. Знание науки об управлении (основы менеджмента, управлением персонала и др.)
  2. Применение на практике современной организованно-управленческих принципов и методов.
  3. Умение работать с документацией
                 

Средняя оценка качеств группы № 5

                 

Приложение 2

Тест «Стиль управления»

Тест позволяет оценить стиль  управления с точки зрения соотношения  в нем демократических и формально-организационных  факторов.

Инструкция: «Вам предложено 40 утверждений, которые отражают различные факторы  стиля управления. Постарайтесь оценить свое отношение к этим утверждениям в соответствии с Вашими привычными мыслями и поведением как руководитель».

С – явление наблюдается систематически (в80-100% случаев от того, насколько  это вообще возможно); Ч – явление  наблюдается часто (60-80 % случаев), И – явление наблюдается иногда (40-60%), Р – явление наблюдается редко (20-40 %), Н- явление наблюдается никогда (0-20 %).

  1. В критических ситуациях я провожу я провожу (в коллективе своих специалистов или внешних консультантов) обследования социально-психологического климата, мнений, настроений людей .
  2. В работе коллектива используются, где необходимо, стандартные правила, методические указания, инструкции и другие управленческие документы.
  3. Я обосновываю и отстаиваю мнение коллектива (если убежден в его справедливости) перед вышестоящим руководством.
  4. Я тщательно планирую работу аппарата управления.
  5. Прикладываю все усилия, чтобы добиться от подчиненных выполнения организацией.
  6. Мои подчиненные четко знают свои и общие задачи, стоящие перед организацией.
  7. Я лично решаю, что и как должно делаться в коллективе для достижения производственных целей, предоставляю подчиненным исполнительские функции.
  8. Я допускаю в работе подчиненных проявление высокого уровня  инициативы  и самостоятельности в выборе способов достижения стоящих перед ними целей.
  9. Я допускаю это не только в выборе способов, но в самом процессе выработки целей при условии, что подчиненные обосновывают их важность и напряженность.
  10. Мне как руководителю приходится в отступление от установленного графика идти на организацию в коллективе работ по выходным дням или сверхурочно.
  11. Для обеспечения контроля за выполнением планов и дисциплины исполнения требую, чтобы подчиненные информировали меня о проделанной работе.
  12. Допускаю, чтобы подчиненные устанавливали свой собственный темп, режим и порядок выполнения работы, если это не отражается отрицательно на конечных результатах.
  13.   Осуществляю руководство, консультируясь и советуясь в разумной мере с подчиненными.
  14. Стараюсь поддерживать в коллективе определенный этикет, стиль отношений и поведения. Слежу, чтобы подчиненные поддерживались их.
  15. Планирую служебный рост подчиненных так, чтобы люди знали перспективы своего продвижения и условия, требуемые для этого.
  16.   Считаю, что в современных условиях лучшие результаты в управлении (качество, надежность, точность и т.д.) достигаются, когда человек или коллектив работает в условиях принудительного режима, задаваемого извне.
  17.   В работе коллектива, которым я руковожу, бывают сбои, авралы.
  18. Информирую коллектив о событиях, происходящих в нем, и общем положении дел в системе управления.
  19.   Поддерживаю свой внешний вид, одежду, порядок в кабинете, манеры поведения на должном уровне.
  20. Оценка и стимулирование труда в коллективе осуществляются в соответствии с реальным вкладом каждого в общий результат.
  21.   Как руководитель я провожу в жизни долгосрочную кадровую политику (придерживаюсь на практике определенных, известных коллективу принципов найма, продвижения, увольнения работников).
  22.   Анализируя работу своих подчиненных, прихожу к выводу, что они – недостаточно знающие и умелые работники, у них не хватает инициативы, деловитости и других необходимых качеств.
  23.   В руководстве использую личный положительный пример как средство повлиять на подчиненных и создать благоприятный социально-психологический климат в коллективе.
  24.   В коллективе, которым я руковожу, бывают конфликты.
  25. Создаю условия, при которых подчиненные имеют благоприятные возможности высказать мнение и оказывать практическое влияние на производственный процесс.
  26.   В руководстве использую распределение полномочий )оставляю за собой решение наиболее важных вопросов, а второстепенные делегирую на нижние уровни).
  27.   Читаю книги, слушаю лекции о том, как работать с людьми в процессе руководства.
  28. Как руководитель придерживаюсь на практике известных мне теоретических и прикладных рекомендаций по работе с людьми.
  29. Считаю, что для повышения отдачи от людей в сфере управления ведущую роль должны играть организационно-технические факторы (технические средства, приказы, регламенты, инструкции и т.п.), а на втором плане должны находиться социально-психологические (доверие, морально-психологический климат, сознательность и др.).
  30. Производственные результаты коллектива, которым я руковожу, бывают высокими.
  31. Как руководитель я создаю условия для обеспечения физического здоровья подчиненных на работе и в быту, побуждаю их укреплять свое здоровье.
  32. Для обеспечения высоких производственных результатов создаю в коллективе условия для проявления творчества, новаторства, инициативы.
  33. Требую от подчиненных точных обоснований при формировании производственных планов и мероприятий по совершенствованию производства и управления.
  34. Ради производственной необходимости приходится отодвигать на второй план решение таких вопросов развития коллектива, как анализ и улучшение социально-психологического климата, поддержание общественного порядка в организации труда и т.п.
  35. Прилагаю усилия, чтобы добиваться от подчиненных обеспечения высокой дисциплины и выполнения принятого распорядка дня.
  36. Работа коллектива осуществляется на основе четкого баланса прав, обязанностей, функций, ответственности, их справедливого распределения между подразделениями и членами коллектива.
  37. Для достижения высоких производственных результатов в коллективе осуществляется профессиональная учеба и поощряется самостоятельная работа по повышению квалификации.
  38. Большое внимание (как руководитель) я уделяю контроль действий подчиненных, поддержка высокого темпа и качества их работы.
  39. Стиль руководства, которого я придерживаюсь, оказывает положительное влияние на поведение членов коллектива, их отношение к работе и общий социально-психологический климат.
  40. Стиль руководства, которого я придерживаюсь, оказывает положительное влияние на производственные результаты коллектива.

Обработка

  1. В опросном листе должны быть представлены ответы на все 40 вопросов.
  2. Обведите кружком порядковые номера следующих позиций опросного листа: 7, 10, 16, 17, 22, 24, 29, 34.
  3. Проставьте по единице (1) рядом с теми обведенными порядковыми номерами, на которые ответили «редко» – Р или «никогда» – Н.
  4. Также проставьте по единице рядом с теми необведенными порядковыми номерами, на которые ответили «систематически» - С или «часто» – Ч.
  5. Теперь обведите кружочком уже не порядковые номера, а единицы, которые Вы проставили рядом со следующими порядковыми номерами опросного листа: 1, 3, 7, 8, 9, 12, 13, 15, 18, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 26, 27, 31, 39. Если рядом с какими-то номерами единицы не окажется, то ничего не обводите.
  6. Подсчитайте количество обведенных единиц и запишите в таблицу

Л=____________.

 

Л

П

Са

Сп

   

%

%


  1. Подсчитайте количество необведенных единиц и также запишите в таблицу: П=______________.
  2. Нанесите полученные значения Л и П на соответствующие оси графика (см. рисунок); проведите из этих точек перпендикуляры к осям и найдите точки пересечения этих перпендикуляров между собой на графике.
  3. Вычислите затем значения: Са=Л х 5=__________.    Сп=П х 5=__________. Также внесите значения Са и Сп в вышеприведенную таблицу.

                          


                                      ывпывап0,20 0,20     


                             


                               



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерпретация результатов  оценки. Значение отражает количественно ориентированность руководителя  в процессе руна формирование и поддержание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, на «человеческие отношения» , на людей.

Значение П отражает количественно  ориентированность руководителя на формальную организацию и власть.

Та или иная точка пересечения перпендикуляров, проведенных на графике от полученных значений Л и П, указывает на конкретное значение количественной оценки стиля руководства испытуемого. Эта оценка лежит в пределах следующих четырех крайних (экстремальных) стилей, ближе к какому-то из них.

Информация о работе Выбор стиля руководства как фактор эффективного управления образовательным учреждением