Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 05:55, дипломная работа
Изучение стиля руководства в последнее десятилетие стало важным направлением в процессе оптимизации деятельности человека, а так же в интегральном изучении личности. Знание стиля руководства позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного резерва. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание человеком причин и закономерностей своего поведения может радикально изменить его отношение к производственным ситуациям.
Цель квалификационной работы: разработать и реализовать практические рекомендаций по формированию эффективного стиля руководства в образовательном учреждении.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Изучение стиля руководства как фактора эффективного управления образовательным учреждением.
2. Выявление особенностей применения стилей руководства в образовательном учреждении.
3. Проведение анализа стиля руководства и оценка его эффективности.
4. Разработка практических рекомендаций по формированию стиля руководства для эффективного управления образовательным учреждением.
Выделенным профессионально важным качествам личности был присвоен соответствующий порядковый номер. Список этих качеств исследователь раздал каждому испытуемому, для того чтобы они определили рейтинг этих качеств. Ранжирование мы проводили с целью выявления 10-ти наиболее важных, по мнению руководителей личностных качеств.
В целом, значимость отдельных качеств личности для реализации функций управленческой деятельности может быть определена через их суммарный рейтинг. Например, качеству № 1 – обязательность, верность слову директор техникума присвоил значимость 14, заместители – 11, педагоги – 15. Итого – 40. Это суммарный рейтинг данного качества.
После определения суммарного рейтинга всех качеств каждому качеству присваивается итоговый ранг – среднее арифметическое по рейтингам экспертов. Например, качеству № 1 присвоен итоговый ранг – 13. Это среднее арифметическое рейтингов директора техникума - 14, заместителей – 11, педагогов – 15, то есть 40:3 = 13.
Наименьший итоговый ранг должен соответствовать наименьшему суммарному рангу. Общий ранг определяется по такому же принципу.
По своей значимости личностные качества получили следующее иерархическое расположение (таблица 5).
Таблица 5
Рейтинг личностных качеств руководителя
№ |
Качество личности |
Рейтинг |
Суммарный рейтинг |
Общий рейтинг | ||
Директор |
Заместители |
Педагоги
| ||||
1. |
Общечеловеческие качества Обязательность, верность слову |
14 |
11 |
15 |
40 |
13 |
2. |
Гуманность |
20 |
18 |
12 |
50 |
16 |
3. |
Тактичность |
9 |
17 |
14 |
40 |
13 |
4. |
Целеустремленность |
3 |
10 |
11 |
24 |
8 |
5. |
Высокая культура, безупречная нравственность |
1 |
1 |
2 |
4 |
1 |
6. |
Энергичность |
11 |
16 |
17 |
44 |
14 |
7. |
Оптимистичность |
10 |
9 |
10 |
29 |
9 |
8. |
Внешняя привлекательность |
18 |
19 |
20 |
57 |
18 |
9. |
Психофизиологические качества Индивидуальные |
7 |
5 |
8 |
20 |
6 |
10. |
Общий уровень развития |
2 |
3 |
3 |
8 |
3 |
11. |
Деловые качества и организаторские способности Самостоятельность в решении вопросов |
13 |
8 |
13 |
33 |
11 |
12. |
Самоорганизованность |
12 |
12 |
6 |
31 |
10 |
13. |
Способность менять стиль поведения в зависимости от условий |
15 |
3 |
7 |
35 |
12 |
14. |
Умение расставить кадры и организовать их взаимодействие |
16 |
15 |
18 |
49 |
15 |
15. |
Творческий подход к порученному делу. |
17 |
14 |
19 |
50 |
16 |
Продолжение таблицы 5
16. |
Умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное |
19 |
20 |
16 |
55 |
17 |
17. |
Умение устанавливать
доверительные отношения с |
6 |
7 |
9 |
22 |
7 |
18. |
Умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.) |
4 |
2 |
1 |
7 |
2 |
19. |
Умение выступать публично |
5 |
4 |
4 |
13 |
4 |
20. |
Профессиональные знания: Знание науки об управлении |
8 |
6 |
5 |
19 |
5 |
Таким образом, можно сделать вывод, что в десятку наиболее важных качеств личности руководителя включают следующее:
10)самоорганизованность.
При проведении формирующего эксперимента будем учитывать важность этих качеств для руководителей.
Как известно, все личностные качества проявляются в стиле поведения. Так,
мы исследовали стиль управления испытуемых, в роли которых так же выступают директор техникума, их заместители и некоторые педагоги.
Директору ГОУ СПО ЧЭМТ и его заместителям был предложен тест для самооценки стиля управления, в основе которого лежит двумерная модель стилей Р. Блейка и Дж. Мутон. (Приложение 2).
Обобщая результаты тестирования получены следующие результаты.
У директора техникума стиль руководства 20.0, который присущ руководителям-автократам. Все его заместители обладают стилем 10.10 (рис. 8), ориентированным на средний уровень.
0.20 |
20.20 | ||
|
10. |
10 |
|
|
|||
0.0 |
20.0 |
0 5 10 15 20
Рис. 8. Стили управления руководителей техникума
Таким образом, никто из испытуемых не обладает идеальным стилем руководства.
Для объективности выводов, касающихся стиля руководства испытуемых, заместителям директора и педагогам был предложен тест для определения стиля управления педагогическим коллективом (приложение 2).
По результатам этого тестирования, можно узнать, как подчиненные оценивают стиль руководства директора техникума. Был применен тест, позволяющий определить доминирующий стиль директора техникума и соотношение трех крайних типов стиля руководства (по модели стилей Журавлева А.Л.)
Этот же тест был предложен учителям для определения стиля руководства заместителей директора техникума. Результаты этих исследований помещены в таблице 6
Таблица 6
Определение стиля руководства в техникуме
№ |
Руководитель |
Соотношение стилей |
Доминирующий стиль
| ||
Директивный |
Коллегиальный |
Попустительский | |||
1. 2. 3. 4. |
Директор Заместитель Заместитель Заместитель |
5 2 1 1 |
1 6 2 2 |
1 1 1 5 |
Директивный Коллегиальный Директивный Попустительский |
Отсюда вывод, что в техникуме 40% руководителей используют в своей деятельности директивный стиль руководства, 40 % - коллегиальный, 20 % - попустительский.
Исследовав личностные качества руководителей и их стили руководства, необходимо оценить эффективность деятельности руководителей. Для этого используем тест «Оценка эффективности деятельности руководителя», предложенный Розановой В.А. Тест дает возможность оценить целый ряд факторов на основании которых экспертами может быть составлено мнение об эффективности работы конкретного руководителя. В большей степени, как считает Розанова В.А., он пригоден для оценки руководителей среднего звена управления [41, с.39] В нашем случае этот тест используем для оценки деятельности как директора техникума (руководителей высшего звена управления), так его заместителей (руководителей среднего звена управления).
Испытуемый, в роли, которых здесь выступали педагоги техникума, необходимо было оценить деятельность директора техникума и его заместителей. Каждому учителю было выдано соответствующее количество бланков. Заместители по такому же принципу оценивали деятельность директора техникума.
В основу данного теста, по сути дела, заложены личностные качества руководителей, оценив которые по типу полярных профилей можно сделать вывод от эффективности деятельности того или иного руководителя (Инструкция, тестовый материал и описание процедуры отработки результатов помещены в приложении 5).
Результаты исследования таковы. У 80% руководителей техникума есть все возможности повысить свою эффективность (151-179 баллов). У 20 % эффективность работы слишком мала (90 баллов).
Результаты всего исследования, обобщая, приведены таблице 7.
Таблица 7
Сравнительная таблица исследования стиля руководства в ГОУ СПО ЧЭМТ
№ |
Руководитель |
Средняя оценка качеств |
Стиль руководства
|
Эффективность | ||||
Общечеловеческих |
Психофизиологических |
Деловые |
Коммуникативных |
Проф. знания | ||||
12 3
4
|
Директор техникума Зам. Директора по ВР Зам. Директора по УВР Зам. Директора по АХР |
4,3 4,7 4,6 4,6 |
4,5 5 4,8 4,6 |
4,1 4,9 4,8 4,6 |
4,5 4,5 4,3 4,3 |
4,5 3,5 3,7 3,3 |
Директивный Коллегиальный Попустительский Директивная |
Есть все возможности, повысить свою эффективность Эффективность работы слишком мала Есть все возможности повысить свою эффективность |
Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что все руководители «страдают» недостатком профессиональный знаний. В таблице видно, над развитием каких качеств руководителей необходимо работать, чтобы повысить эффективность их деятельности.
Между личностными качествами руководителей, их стилей руководства и эффективностью их деятельности можно установить прямую зависимость.
Получив результаты исследований личных качеств и стилей управления руководителей ГОУ СПО ЧЭМТ и сделав выводы, приступим ко второму этапу – разработка рекомендаций. Их целью будет развитие тех личностных качеств руководителей, которые были оценены на «4» и ниже. Приводим общую программу развития личностных качеств руководителей, на основе которой были составлены индивидуальные программы (таблица 8).
Таблица 8
Рекомендации по развитию личностных качеств руководителей в ГОУ СПО ЧЭМТ
№ п/п |
Название качества личности руководителя |
Содержание работы по развитию качества |
1 |
2 |
3 |
I Общечеловеческие качества |
||
1 |
Трудолюбие |
Беседа, упражнение |
2 |
Принципиальность, честность |
Дискуссия |
3 |
Обязательность, верность слову |
Беседа, деловая игра, упражнение |
4 |
Самокритичность, умение критиковать и воспринимать критику |
Беседа «Как критиковать?» |
5 |
Гуманность |
Беседа, дискуссия, семинар |
6 |
Тактичность |
Знакомство с литературой, семинар |
7 |
Справедливость |
Беседа |
8 |
Целеустремленность |
Знакомство с литературой, лекция «Успеха добивается тот, кто идет за ним сам» |
9 |
Альтруизм |
Беседа |
10 |
Высокая культура, безупречная нравственность |
Упражнение «Этический кодекс менеджера» |
11 |
Энергичность |
|
12 |
Работоспособность |
Упражнение «Аутогенная и |
1 |
2 |
3 |
13 |
Выдержанность |
Тест «Насколько вы терпимы?» |
14 |
Любовь к своему делу |
Тест «Удовлетворенность работой» |
15 |
Оптимистичность |
Тест «Уверенность в себе», тренинг уверенности |
16 |
Требовательность к себе и другим |
|
17 |
Чувство юмора |
|
18 |
Внешняя привлекательность (опрятность, стиль одежды и т.д.) |
Беседа |
II. Психофизиологические качества |
||
19 |
Крепкое здоровье |
Тест «Соответствует ли здоровье человека профессии менеджера?» |
20 |
Стрессоустойчивость |
Тест «Степень подверженности стрессу, профилактика стресса |
21 |
Общий уровень развития как показатель сообразительности, разносторонности общих умственных способностей |
|
22 |
Интеллектуальные свойства (наблюдательность, мышление, внимание, память и др). |
Опросник «Стиль мышления», тренировка наблюдательности, упражнения для развития внимания: «Корректура», «Пальцы», «Снежный ком», мышления: «Количественные отношения», «Сходство и различие», «Поиск аналогов», «Выражение мысли другими словами» |
23 |
Индивидуально-психологические свойства (темперамент, направленность личности) |
Ориентировочная анкета В. Смейкла, М. Кучера для определения направленности личности, тест «Темперамент личности» |
III Деловые качества и организаторские способности |
Тест «Уровень деловитости» | |
24 |
Инициативность |
Тест, позволяющий оценить |
25 |
Самостоятельность в решении вопросов (умения и стремлении взять на себя ответственность) |
|
26 |
Самоорганизованность |
Тест «Организованный ли Вы человек?», упражнение «Рациональное использование времени» |
27 |
Дисциплинированность |
Самоконтроль |
28 |
Исполнительность |
|
29 |
Умение четко определить цель и поставить задачу |
Упражнение «Целеполагание» |
30 |
Способность менять стиль поведения в зависимости от условий |
Упражнение «Ситуационное |
31 |
Умение расставить кадры и организовать их взаимодействие. Способность мобилизовать коллектив и повести его за собой |
|
32 |
Умение контролировать деятельность подчиненных, самоконтроль |
Тест «Уровень субъективного контроля»,тест «Умеете ли вы контролировать себя?» |
33 |
Способность и стремление оперативно принимать решения |
|
34 |
Способность и стремление анализировать и объективно оценивать результаты, умение стимулировать подчиненных |
Упражнение «Оценка персонала» |
35 |
Творческий подход к порученному делу |
|
36 |
Умение поддерживать инициативу, стремление использовать все новое, прогрессивное |
|
37 |
Умение поддерживать свой авторитет |
Упражнение «Изучение влияния авторитета» |
IV Коммуникативные качества |
||
38 |
Умение устанавливать деловые отношения с вышестоящими и смежными руководителями |
Деловая игра «Партнер» |
39 |
Умение устанавливать |
Тест «Доверяют ли Вам окружающие?», оценка психологического климата в педагогическом коллективе, игра «Рассмешить партнера», «Просьба» и др., семинар «Влияние психологического климата в коллективе на эффективность деятельности школы» |
40 |
Умение общаться (культура речи, умение слушать и т.д.) |
Упражнение «Развитие навыка общения
в жизненных ситуациях», |
41 |
Умение выступать публично |
Упражнения |
V Профессиональные знания |
||
42 |
Знание науки об управлении (основы менеджмента, управление персоналом и др.) |
Беседа, семинар, дискуссия |
43 |
Применение на практике современных организационно-управленческих принципов и методов |
Беседы, семинары, практические упражнения |
44 |
Умение работать с документацией |