Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 05:55, дипломная работа
Изучение стиля руководства в последнее десятилетие стало важным направлением в процессе оптимизации деятельности человека, а так же в интегральном изучении личности. Знание стиля руководства позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного резерва. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание человеком причин и закономерностей своего поведения может радикально изменить его отношение к производственным ситуациям.
Цель квалификационной работы: разработать и реализовать практические рекомендаций по формированию эффективного стиля руководства в образовательном учреждении.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Изучение стиля руководства как фактора эффективного управления образовательным учреждением.
2. Выявление особенностей применения стилей руководства в образовательном учреждении.
3. Проведение анализа стиля руководства и оценка его эффективности.
4. Разработка практических рекомендаций по формированию стиля руководства для эффективного управления образовательным учреждением.
Указанные слагаемые стиля предопределяют особенности сочетания в деятельности руководителя производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, природу сложившихся в ней традиций и приёмы общения, а тем самым и стиль работы.
Сложность и разнообразие
этих отношений предопределяют высокую
вариантность конкретных стилей руководства,
которые могут
Таким образом, стиль руководства является принадлежностью всякого аппарата управления. Поэтому различают индивидуальный и общий стиль руководства. Понятие стиля уместно применить, прежде всего, в приложении к личности руководителя, причем индивидуальный стиль предстаёт как особая форма сочетания производственной функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему коллектива.
Сложность и разнообразие этих отношений предопределяют высокую вариантность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам[10,с.56].
Согласно п. 1 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
Выполнение этих и многих других предусмотренных законом функций приводит к необходимости разрабатывать и совершенствовать структуру управления деятельностью, штатное расписание, распределение должностных обязанностей. Системный подход в управлении обеспечивает оптимальность и продуктивность в работе образовательного учреждения[1,с. 74].
Образовательное учреждение как педагогическая система и объект управления имеет определенную организационную структуру, т.е. она разделена на части (структурные подразделения), за которыми закреплены полномочия и ответственность и определены их отношения и правила взаимодействия по горизонтали и вертикали (М. М. Поташник, B. C. Лазарев).
Выполнение каждой функции распределено между структурными подразделениями системы и отдельными исполнителями. В каждом образовательном учреждении есть различные группы, классы, параллели групп, классов администрация, обслуживающий персонал — это простейшая организационная структура образовательного учреждения. К сожалению, до сих пор не является редкостью, что она не согласуется со структурой управления, поскольку само управление строится стихийно.
В основе решения задач управления образовательным учреждением должен лежать осознанно выбранный подход, который означает выполнение следующих действий:
1) определить состав
функций, которые должна
2) выбрать методы и средства реализации функций;
3) определить состав
органов (временных и
будут реализовывать функции управления развитием, и их взаимоотношения;
4) определить логическую структуру управленческих действий при реализации функции управления развитием;
5) распределить полномочия
и ответственность за
6) определить ответственность
за руководство выполнением
Неразвитая структура образовательного учреждения и непродуманная структура управления ею ведут к авторитарным, насильственным методам руководства, к формированию атмосферы нетерпимости ко всяким отклонениям от установившегося порядка вещей.
Выделяются следующие основные типы организационных структур:
В вертикальной структуре управления большинства образовательных учреждений выделяют четыре уровня управления:
1) директор;
2) заместители и другие члены администрации;
3) педагоги, классные руководители;
4) учащиеся.
На каждом из этих уровней по горизонтали разворачивается своя структура органов, объединений, групп, комиссий, советов, комитетов, творческих групп, временных коллективов, секций, клубов, которые взаимосвязаны с субъектами каждого уровня и между собой. Такая структура относительно стабильна и не меняется годами в образовательном учреждении, которая работает в режиме функционирования. Инновационная деятельность образовательного учреждения приводит к необходимости изменять организационную структуру и структуру управления учреждением.
Изменения в организационной структуре образовательного учреждения и в структуре ее управления всегда должны отражать и обеспечивать специфику образовательного процесса конкретного образовательного учреждения.
Делегирование полномочий директора руководителям структурных подразделений позволяет сделать систему управления более демократичной, а управление — мобильным.
В условиях такой организации управления директор образовательного учреждения уже не занимается оперативным руководством деятельностью каждого из сотрудников. Его «выходы» на педагогов, учащихся и их родителей объясняются одной из двух причин. Первая — анализ выполнения программы развития учреждения с целью планомерной корректировки этого процесса. Вторая причина — «пожарные» ситуации, когда требуется оперативно при участии сотрудников разных подразделений (а часто — и компетентных лиц вне учреждения) разрешить конфликт, возможно, еще только назревающий. Но и здесь директор не превращается в «пожарника». Разрешив конфликт, он анализирует его причины и заботится о создании таких механизмов в работе техникума, которые бы впредь предотвращали появление подобных ситуаций.
В условиях перераспределения управленческих функций у директора появляется возможность для разработки перспективных направлений развития учреждения. Директор координирует деятельность руководителей комплексов (своих заместителей) с целью достижения согласованности в их работе. Один из способов такой координации — разрабатываемый под руководством директора план работы учреждения. Контроль и анализ директором выполнения плана работы становятся систематическими и служат повышению эффективности функционирования всех элементов системы работы техникума. Наконец, финансы (их планирование, поиск, распределение) — в настоящее время эта забота отнимает много сил и времени.
Руководитель образовательного учреждения должен заниматься в первую очередь вопросами стратегии развития. Этому способствует продуманная организационная структура и соответствующая ей система управления.
В новых условиях руководитель образовательного учреждения в большей мере становится стратегом, делегируя функции оперативного управления своим заместителям и руководителям структурных подразделений. Но и на следующих уровнях (в пределах своей компетенции) каждый участник педагогического процесса выполняет функции перспективного и текущего планирования, принятия оперативных решений и выработки алгоритмов поведения, определения целей деятельности и нахождения средств их достижения.
Даже если образовательное учреждение не ведет экспериментальной работы, следует оптимизировать ее организационную структуру. Так, заместители директора могут быть распределены: по сменам; по ступеням образования; по параллелям; по группам; по проблемам; по циклам предметов; по направлениям работы; по профилям обучения; по категориям учащихся; по видам инновационной деятельности и др. Каждый из этих подходов имеет свои как сильные, так и слабые стороны — выбор же обусловлен задачами повышения результативности образовательного процесса. При этом возможно введение должности заместителя по какому-либо вопросу не на полную ставку, а на 0,25 или 0,5 ставки[3,с.45].
Образовательное учреждение
как часть более широких
1) программы, государственные
образовательные стандарты
2) сеть реализующих
эти программы образовательных
учреждений различных
3) органы управления
образованием с
учебно-наглядные пособия, полиграфическими участками и производствами.).
Эта включенность образовательного учреждения в систему образования отражается на системе управления ее и организационной структуре. Только в этом случае образовательное учреждение представляет собой оптимально работающую систему. Процесс управления всегда имеет место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных результатов.
Поскольку техникум – социальная организация, и она представляет собой систему совместной деятельности людей (педагогов, учащихся, родителей), то целесообразно говорить об управлении ею.
Так как сегодня на смену философии «воздействия» в управлении техникумом приходит философия «взаимодействия», «сотрудничества», попытаемся определить понятие «управление педагогическим коллективом» через понятие взаимодействия. Итак, под управлением педагогическим коллективом мы понимаем систематическое, планомерное, сознательное и целенаправленное взаимодействие субъектов управления различного уровня в целях обеспечения
эффективной деятельности образовательного учреждения.
В настоящее время понятие менеджмента из области бизнеса все шире распространяется на различные сферы деятельности людей, в том числе и на образование. Однако понятие менеджмента более узкое, чем понятие управления, так как менеджмент в основном касается различных аспектов деятельности руководителя, тогда как понятие управления охватывает всю область человеческих взаимоотношений в системах «руководители-исполнители».
Теория менеджмента привлекает, прежде всего, своей личностной направленностью, когда деятельность менеджера (управляющего) строится на основе подлинного уважения, доверия к своим сотрудникам, создания для них ситуаций успеха. Именно эта сторона менеджмента существенно дополняет теорию внутреннего управления.
Говоря об управлении педагогическим коллективом далее, мы будем иметь в
виду систему управления, то есть применять системный подход к теоретическому осмыслению управленческой деятельности.
Под системой управления мы понимаем совокупность скоординированных, взаимосвязанных между собой мероприятий, направленных на достижение значимой цели организации. К таким мероприятиям мы относим управленческие функции, реализацию принципов и применение эффективных методов управления.
Существует несколько функций управления образовательными учреждениями. Лазарев В.С. выделяет среди них планирование, организацию, руководство и контроль [12, с.5]. К этим основным функциям Сластенин В.А. добавляет педагогический анализ, целеполагание, регулирование [35 , с. 125]. Обобщая взгляды этих педагогов, мы раскроем следующие функции управления педагогическим коллективом: анализ, целеполагание и планирование, организацию, руководство, контроль и регулирование.
Педагогический анализ в структуре управленческого цикла занимает особое
место: с него начинается и им заканчивается
любой управленческий цикл, состоящий
из последовательно
Процесс управления любой педагогической системой предполагает целеполагание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целеполагания и планирования управленческой работы диктуется необходимостью постоянного развития, движения педагогической системы.
Таким образом, стиль
В основе решения задач управления образовательным учреждением должен лежать осознанно выбранный подход. Неразвитая структура образовательного учреждения и непродуманная структура управления ею ведут к авторитарным, насильственным методам руководства, к формированию атмосферы нетерпимости ко всяким отклонениям от установившегося порядка вещей.
В новых условиях руководитель образовательного учреждения в большей мере становится стратегом, делегируя функции оперативного управления своим заместителям и руководителям структурных подразделений. Но и на следующих уровнях (в пределах своей компетенции) каждый участник педагогического процесса выполняет функции перспективного и текущего планирования, принятия оперативных решений и выработки алгоритмов поведения, определения целей деятельности и нахождения средств их достижения.