Выбор стиля руководства как фактор эффективного управления образовательным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 05:55, дипломная работа

Описание

Изучение стиля руководства в последнее десятилетие стало важным направлением в процессе оптимизации деятельности человека, а так же в интегральном изучении личности. Знание стиля руководства позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного резерва. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание человеком причин и закономерностей своего поведения может радикально изменить его отношение к производственным ситуациям.

Содержание

Цель квалификационной работы: разработать и реализовать практические рекомендаций по формированию эффективного стиля руководства в образовательном учреждении.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Изучение стиля руководства как фактора эффективного управления образовательным учреждением.
2. Выявление особенностей применения стилей руководства в образовательном учреждении.
3. Проведение анализа стиля руководства и оценка его эффективности.
4. Разработка практических рекомендаций по формированию стиля руководства для эффективного управления образовательным учреждением.

Работа состоит из  1 файл

diploma.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

поддержка, ни указания здесь не нужны.

Как и другие ситуационные модели, модель жизненного цикла рекомендует гибкий, адаптивный стиль руководства [22,с.180].

Модель принятия решений  руководителем, разработанная В.Вурмом и Ф.Йеттоном.

По их мнению, имеется  пять стилей или методов руководства, которые может использовать лидер в зависимости от того, какова степень участия

подчинённых в принятии решения. Это:

1. Руководитель сам  принимает решения, используя  имеющуюся информацию.

2. Руководитель принимает  решение на основе информации, предоставленной подчинёнными, сообщая им или нет о сути проблемы.

3. Руководитель излагает  проблему подчинённым, выслушивает  все их мнения, а потом сам  принимает решение.

4. Руководитель представляет  проблему группе подчинённых,  которая и обсуждает, а затем сам принимает решение.

5. Руководитель излагает  проблему группе подчинённых,  ищет совместно с ней решение  и принимает наиболее приемлемое  из всех.

При этом для оценки ситуации используется ряд критериев, на основе которых составляется древо целей. В числе критериев такие, как:

   1. Значения качества  решения.

   2. Наличие достаточной  информации и опыта у руководителей  для принятия качественного решения.

   3. Степень структурированности  проблемы.

   4. Согласие подчинённых  с целями фирмы и их желанием участвовать в выполнении решения.

   5. Уверенность,  что автократическое решение  лидера получит поддержку у  подчинённых.

   6. Заинтересованность  сотрудников в достижении цели.

   7. Степень вероятности  конфликта между подчинёнными  при выборе

альтернативы.

Хотя ни одна из ситуационных теорий не получила полного подтверждения  в исследованиях, убеждение, что руководители должны выбирать стиль руководства сообразно ситуации, не вызывает сомнений. Все вышеописанные модели ситуационного стиля руководства, обращая главное внимание на воздействие внешних факторов, дополняют друг друга в понимании феномена лидерства.

Современный подход.

Современные исследователи  стремятся как можно точнее представить  в своих моделях особенности поведения руководителя в процессе разрешения организационных задач. В справедливости этого не трудно убедиться, обратившись к теоретическим разработкам японского автора Т.Коно.

Опираясь на идеи ряда американских специалистов в области  менеджмента, он построил четырехстилевую модель поведения высшего хозяйственного руководителя. Причём каждый стиль содержит соответствующие менеджерские качества. Согласно Т.Коно, стили руководства могут быть обозначены следующим образом: новаторско-аналитический, новаторско-интуитивный, консервативно-аналитический и консервативно-интуитивный [29, с .89].

Новаторско-аналитический  стиль – это энергичный новатор  и одновременно хороший организатор. Он отражает следующие элементы менеджерского поведения: преданность фирме, энергичность и новаторство, чуткость к новой информации и идеям, богатый идеями, много альтернатив, способен принять быстрое решение и обеспечить хорошую интеграцию.

 Стиль руководства  отличается четкостью  в формировании  целей и

установок, готовностью  учитывать мнение других, терпимость к неудачам.

При новаторско-аналитическом  образе действия  решения принимаются  в процессе взаимодействия различных уровней управления, многие идеи генерируются в результате простого накопления информации и проекты объединяются во всеобъемлющем плане – планомерное принятие решений.

Новаторско-интуитивный  – способный к нововведениям энергичный  и авторитарный руководитель. Он отражает следующие элементы менеджерского поведения: эгоистичность, энергичность и новаторство, чуткость к новым возможностям благодаря интуиции, идеи на основе интуиции, немногочисленность альтернатив, руководитель тяготеет к быстрым решениям без достаточного учета ресурсов.

При новаторско-интуитивном  образе действия решения спускаются  сверху вниз интуитивно возникшая идея появляется до завершения сбора информации, решения принимаются в процессе обобщения частных предложений, но интегрируемых в особых проектах – это предпринимательский метод принятия решений.

Консервативно-аналитический тип – это теоретик, стремящийся к совершенству, но не принимающий риска. Данный тип менеджерского поведения  теоретически последовательный, идеалистический и взыскательный, приверженный принципу, теоретический, субоптимизирующий и постепенный. Неохотно принимает решения, пока нет достаточной информации и ресурсов.

При консервативно-аналитическом  образе действия целью является совершенное решение, которое не принимается до тех пор, пока не собрало достаточной информации, позволяющей почти исключить риск.

Таким образом, переходя от одной модели к другой  можно  заметить  их усложнение,  включение  в  рассмотрение  все  большее  количество  факторов, влияющих на тот стиль руководства, которого будет придерживаться менеджер  в конкретной  ситуации  и  в  конкретном   коллективе.   Это   означает,   что руководитель должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях.

Итак, ученые применили три подхода к определению эффективного стиля

лидерства:  подход с  позиции личных качеств, поведенческий  подход и ситуационный [17, с.121].

Подход с позиции  личных качеств – согласно личностной теории лидерства, известной так же под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определённым набором общих для всех личных качеств, и если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями.

Поведенческий подход –  создал основу для классификации  стилей руководства. Согласно поведенческому подходу к лидерству, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчинённым.

Ситуационный подход - предполагает, что в эффективности  руководства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы включают потребности и личные качества подчинённых, характер задания, требования и воздействия среды[50,с. 43].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

Выводы по главе 1

Итак, мы определили, что  стиль работы – это способ воздействия руководителя на подчинённых с целью эффективного выполнения управленческих функций.

На стиль оказывают  влияние личность руководителя, способы и приёмы, с помощью которых он осуществляет управленческую функцию, т.е. субъективные факторы, а с другой стороны окружающая производственная среда, специфика сферы деятельности, особенности руководимого коллектива и др. объективные факторы и, наконец, стиль выражает отношения, складывающиеся между руководителем и подчинённым.

Сложность и разнообразие этих отношений предопределяют высокую вариантность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам. Ученые применили три подхода к определению эффективного стиля лидерства:  подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный [17, с.121].

Стиль  руководства образовательного учреждения имеет свои особенности.

В основе решения задач управления образовательного учреждения должен лежать осознанно выбранный подход. Неразвитая структура образовательного учреждения и непродуманная структура управления ею ведут к авторитарным, насильственным методам руководства, к формированию атмосферы нетерпимости ко всяким отклонениям от установившегося порядка вещей.

В новых условиях руководитель образовательного учреждения в большей мере становится стратегом, делегируя функции оперативного управления своим заместителям и руководителям структурных подразделений. Но и на следующих уровнях (в пределах своей компетенции) каждый участник педагогического процесса выполняет функции перспективного и текущего планирования, принятия оперативных решений и выработки алгоритмов поведения, определения целей деятельности и нахождения средств их достижения.

Глава 2.  Анализ стиля  руководства и предложения по совершенствованию управления образовательным учреждением ГОУ СПО «Челябинский электрометаллургический техникум»

    1. .  Анализ используемого стиля руководства в ГОУ СПО Челябинский электрометаллургический техникум и оценка его эффективности

     ГОУ СПО Челябинский электрометаллургический техникум, учебное заведение по подготовке рабочих. В 1931 при Челябинском заводе ферросплавов открылась школа ФЗУ. Первый директор П. А. Коробов. В школе велась подготовка рабочих для строительства завода: каменщиков, штукатуров, маляров, плотников. В 1940 преобразована в школу ФЗО № 7, в которой проходили ускоренную подготовку рабочие-эксплуатационники ферросплавного производства. Весомый вклад в создание новых марок броневой стали для танков и другой боевой техники внесли выпускники военных лет. В 1947 школа была реорганизована в ремесловое училище № 7, а в 1966 – в ПУ 23, которое помимо профессии обеспечивало общее среднее образование учащихся. Среди выпускников училища – Герои Социалистического Труда П. Д. Земцов, И. Ф. Скитаев, Н. М. Хвальков. В октябре 2000 решением Государственной думы ПУ 23 присвоено имя Героя Социалистического Труда, почетного гражданина Челябинска, бывшего генерального директора ЧЭМК В. Н. Гусарова. В училище ведется подготовка машинистов металлургического производства, мостовых кранов металлургического производства, слесарей контрольно-измерительных приборов и автоматики, токарей, слесарей по ремонту электрических машин, электромонтажников, радиомонтажников, плавильщиков ферросплавов, лаборантов-экологов. Директором является Попов Александр Фёдорович. С января 2011 ГОУ НПО ПУ № 23 реорганизовано в ЧЭМТ.

Полное наименование: государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение) – Челябинский электрометаллургический техникум г. Челябинска.

Сокращенное наименование: ГОУ СПО - ЧЭМТ г. Челябинска.

Место нахождения: Россия,454081, Челябинская область, г. Челябинск,  
ул. 1-ый участок ЧЭМК.

Учредителем является Челябинская область в лице: министерства образования и науки Челябинской области, министерства имущественных отношений Челябинской  области.

ГОУ СПО ЧЭМТ является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом, находящимся в собственности Челябинской области.

Учреждению могут быть открыты лицевые счета в органах  казначейского исполнения бюджета, счета по учету средств в иностранной валюте в учреждениях Банка России или кредитных организациях, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Техникум может иметь печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, а также печать со своим наименованием, штампы, бланки.

Техникум самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, хозяйственной, финансовой и иной деятельности в пределах, определяемых действующим законодательством Российской Федерации.

Оно может иметь самостоятельный  баланс, вправе от своего имени заключать  договоры, приобретать имущественные  и личные неимущественные права  и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, в том числе  арбитражном и третейском судах.

Организационно-правовая форма ГОУ СПО ЧЭМТ - бюджетное Учреждение.

Права на ведение образовательной  деятельности, предоставляемые законодательством  Российской Федерации, возникают у техникума  с момента выдачи соответствующей лицензии.

Лицензия серия А  №313833 от 21.09.2009г., выдана министерством образования и науки Челябинской области.

Свидетельство о государственной  аккредитации  серия 63№000564 регистрационный №601-10 от15.06.2010г[1,с.34].

            В практике работы ГОУ СПО ЧЭМТ разрабатываются три основных вида планов: перспективный, годовой и текущий.

Перспективный план разрабатывается, как правило, на пять лет на основе глубокого анализа работы техникума за последние годы. Структура перспективного плана работы техникума может включать следующее:

1) задачи техникума на планируемый срок; 2) перспективы развития контингента учащихся по годам; 3) перспективы обновления учебно-воспитательного процесса; 4) потребность техникума  в педагогических кадрах;  
5) повышение квалификации педагогических кадров (курсы, семинары, тренинги и т.д.); 6) развитие материально-технической базы и учебно-методическое оснащение техникума (строительные работы, пополнение фондов библиотеки, наглядных пособий, обновление оборудования и оформление кабинетов и др.);  
7) социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.

Информация о работе Выбор стиля руководства как фактор эффективного управления образовательным учреждением