Выбор стиля руководства как фактор эффективного управления образовательным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 05:55, дипломная работа

Описание

Изучение стиля руководства в последнее десятилетие стало важным направлением в процессе оптимизации деятельности человека, а так же в интегральном изучении личности. Знание стиля руководства позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного резерва. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание человеком причин и закономерностей своего поведения может радикально изменить его отношение к производственным ситуациям.

Содержание

Цель квалификационной работы: разработать и реализовать практические рекомендаций по формированию эффективного стиля руководства в образовательном учреждении.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Изучение стиля руководства как фактора эффективного управления образовательным учреждением.
2. Выявление особенностей применения стилей руководства в образовательном учреждении.
3. Проведение анализа стиля руководства и оценка его эффективности.
4. Разработка практических рекомендаций по формированию стиля руководства для эффективного управления образовательным учреждением.

Работа состоит из  1 файл

diploma.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

    1. Итоги внедрения рекомендаций по формированию эффективного стиля руководства в ГОУ СПО ЧЭМТ

 

Эффективность работы ГОУ СПО ЧЭМТ зависит от стиля управления. В стиле управления проявляются личностные качества руководителя. Следовательно, повышая эффективность работы техникума, развивая и совершенствуя личностные качества руководителей, изменяя стиль руководства, можно повысить эффективность работы учреждения. На основе проведённого анализа  используемого стиля руководства в ГОУ СПО ЧЭМТ  предлагались следующие мероприятия по развитию  личностных качеств руководителей.   Содержание  работы по развитию качеств заключались в различных беседах, дискуссиях, семинарах, тестах, практических упражнениях.

Проведенные исследования показали, что в  своей практической деятельности руководителям не следует использовать один устоявшийся стиль руководства.

Они должны его постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями. Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности учреждению и способности решать проблемы. Высокие темпы морального старения и постоянные перемены, характерные сегодня почти для всех учреждений вынуждают руководителей быть постоянно готовыми к проведению технических и организационных реформ, а так же к изменению стиля руководства. Используя рассмотренные в данной работе модели, которые изучались различными исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать, подобрать и оценить результаты от использования того или иного стиля руководства. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем.  Когда весь техникум работает достаточно эффективно и ровно, руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, – в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой.

Приведенные   данные,   как   и   в   целом   практика   руководства, свидетельствует о неизбежном переходе от автократического и  либерального  к демократическому стилю, преимущества которого обнаруживаются  сейчас,  когда

постепенно преодолеваются административные методы управления.

        В наши дни не может рассчитывать на успех руководитель, который видит в подчиненных не более как исполнителей.

Руководитель, который  хочет  работать,  как  можно  более  эффективно должен научиться пользоваться всеми  стилями,  методами  и  типами  влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации,  а не  использовать  какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры.

Руководство является до некоторой степени  искусством.  Возможно,  по этой  причине  исследователи  не  смогли  разработать  и  обосновать  теорию эффективного стиля руководства, которой бы можно было использовать  в  самых разных ситуациях и самым разным руководителям.  Но  возможно  если  бы  этот стиль  был  выработан,  то   само   руководство   потеряло   бы   всю   свою привлекательность,  рискованность,  превратилось  бы  в  набор   стандартных действий  и  приемов.  Но  все  рассмотренные  стили   руководства   помогут руководителю научиться выбирать стиль,  сообразный  конкретной  ситуации.  В  некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей  работы,

структурируя задачи, планируя и организуя задачи и  роли, проявляя  заботу  и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель  может  посчитать  более правильным оказывать влияние на подчиненных, а  не  структурировать  условия осуществления их работы. Со временем те же самые руководители  сменят  стиль из-за  изменения  характера  задачи,  с  возникающими   перед   подчиненными проблемами, давлением со  стороны  высшего  руководства  и  многими  другими факторами, характерными для учреждения. Поэтому эффективные руководители  – это те, кто может вести  себя  по-разному  –  в  зависимости  от  требований

реальности [45, с. 23].

Вывод по главе 2

Итак, анализ стиля руководства проводился на базе ГОУ СПО ЧЭМТ находится на территории г. Челябинска

В ГОУ СПО ЧЭМТ организационная структура линейно-функционального типа.

Непосредственное управление техникумом осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначенный Учредителем.

Исследуя стили управления руководителей техникума, мы обращались к управленцам высшего и среднего звена (директору техникума и его заместителям Зам. Директора по ВР, Зам. директора по УВР, Зам. Директора по АХР).

Для полного анализа ГОУ СПО ЧЭМТ проводилось 1. исследование личностных качеств руководителей, 2. определение их стиля руководства и 3. оценка эффективности их деятельности.

  1. По результатам анализа личных качеств директора техникума было выявлено,  что недостаточно, по сравнению с другими качествами, развиты деловые, организаторские способности и некоторые психофизиологические свойства (их средняя оценка ниже или равна общему среднему баллу – 4,3).

Что касается заместителей директора ГОУ СПО ЧЭМТ, то им нужно поработать над развитием коммуникативных качеств и над повышением уровня профессиональных знаний.

  1. По результатам анализа используемого стиля руководства, был сделан вывод, что в ГОУ СПО ЧЭМТ 40% руководителей используют в своей деятельности директивный стиль руководства, 40 % - коллегиальный, 20 % - попустительский.
  2. Анализ эффективности используемого стиля показал, что у 80% руководителей ГОУ СПО ЧЭМТ есть все возможности повысить свою эффективность (151-179 баллов). У 20 % эффективность работы слишком мала  
    (90 баллов).

По результатам исследований была разработана общая программа  развития личностных качеств руководителей, на основе, которой можно составить индивидуальные программы совершенствования управленческой деятельности каждого из руководителей ГОУ СПО ЧЭМТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Стиль работы – это способ воздействия руководителя на подчинённых с целью эффективного выполнения управленческих функций.

На стиль оказывают  влияние личность руководителя, способы  и приёмы, с помощью которых он осуществляет управленческую функцию, т.е. субъективные факторы, а с другой стороны окружающая производственная среда, специфика сферы деятельности, особенности руководимого коллектива и др. объективные факторы и, наконец, стиль выражает отношения, складывающиеся между руководителем и подчинённым.

Сложность и разнообразие этих отношений предопределяют высокую вариантность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам. Ученые применили три подхода к определению эффективного стиля лидерства:  подход с позиции личных качеств, поведенческий подход и ситуационный [17, с.121].

Стиль  руководства  образовательным учреждением имеет  свои особенности.

В основе решения задач управления техникумом должен лежать осознанно выбранный подход. Неразвитая структура техникума и непродуманная структура управления ею ведут к авторитарным, насильственным методам руководства, к формированию атмосферы нетерпимости ко всяким отклонениям от установившегося порядка вещей.

В новых условиях руководитель техникума в большей мере становится стратегом, делегируя функции оперативного управления своим заместителям и руководителям структурных подразделений. Но и на следующих уровнях (в пределах своей компетенции) каждый участник педагогического процесса выполняет функции перспективного и текущего планирования, принятия оперативных решений и выработки алгоритмов поведения, определения целей деятельности и нахождения средств их достижения.

Анализ стиля руководства  проводился на базе ГОУ СПО ЧЭМТ находится на территории г. Челябинска.

ГОУ СПО ЧЭМТ организационная структура линейно-функционального типа.

Непосредственное управление техникумом осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор, назначенный Учредителем.

Исследуя стили управления руководителей техникума, мы обращались к управленцам высшего и среднего звена (директору техникума и его заместителям Зам. Директора по ВР, Зам. директора по УР, Зам. Директора по АХР).

Для полного анализа ГОУ СПО ЧЭМТ проводилось:

1. исследование личностных  качеств руководителей, 

2. определение их стиля  руководства

3. оценка эффективности  их деятельности.

По результатам анализа личных качеств директора техникума было выявлено,  что недостаточно, по сравнению с другими качествами, развиты деловые, организаторские способности и некоторые психофизиологические свойства (их средняя оценка ниже или равна общему среднему баллу – 4,3).

Что касается заместителей директора техникума, то им нужно поработать над развитием коммуникативных качеств и над повышением уровня профессиональных знаний.

По результатам анализа  используемого стиля руководства, был сделан вывод, что в ГОУ СПО ЧЭМТ 40% руководителей используют в своей деятельности директивный стиль руководства, 40 % - коллегиальный, 20 % - попустительский.

Анализ эффективности  используемого стиля показал, что  у 80% руководителей ГОУ СПО ЧЭМТ есть все возможности повысить свою эффективность (151-179 баллов). У 20 % эффективность работы слишком мала (90 баллов).

По результатам исследований была разработана общая программа  развития личностных качеств руководителей, на основе, которой можно составить индивидуальные программы совершенствования управленческой деятельности каждого из руководителей ГОУ СПО ЧЭМТ.

 

Глоссарий

Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента. Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях.

Менеджерами в странах с высокоразвитой рыночной экономикой называют  профессиональных управляющих, имеющих специальное образование, часто полученное в дополнение к инженерному, юридическому или экономическому. Менеджеры осуществляют квалифицированное управление деятельностью  предприятия (менеджеры высшего звена), его структурных подразделений  (менеджеры среднего  звена) или обеспечивают выполнение определенной деятельности в сфере бизнеса (низовое звено менеджеров) [2].

Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования — наказания и поощрения, подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и др.) активность. В отличие от лидера руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу (коллектив) в других организациях. Это лицо, осуществляющее установление, регулирование и выполнение организационно-правовых отношений в рабочем коллективе.

Подходы к изучению личности руководителя.

Коллекционный подход основан на представлениях, что руководитель

должен обладать особыми личностными качествами, которые обеспечивают успешность управленческой деятельности.

Парциальный подход предполагает коррекцию личностных способов ориентации в среде.

Инженерно-психологический подход рассматривает руководителя как лицо, принимающее решение.

Рефлексивно-ценностный подход изучает личность руководителя через формирование у него рефлексивно-ценностной концепции управления. социально-психологическом подходе.

Ситуационно-комплексный подход рассматривает движущие силы развития личности руководителя в различных управленческих ситуациях и жизненных событиях

Факторный подход  - это анализ влияния отдельных факторов и условий на развитие личности руководителя в управленческой деятельности

Функциональный подход реализован в исследовании деятельности мастеров и начальников цехов производственных организаций.

Для имиджевого подхода характерно изучение индивидуально-личностных качеств и создание технологий формирования имиджа руководителя, соответствующего сознательным и бессознательным потребностям той или иной социальной группы.

Экономико-психологический подход - изучение психологических закономерностей экономического поведения различных типов руководителей.

Интегративный подход предусматривает выявление глубинных психологических механизмов, интегрирующих личность и деятельность руководителей, позволяющих руководителям, относящимся к разным психологическим типам и действующим в существенно разных условиях, достигать объективно высоких результатов в управлении.

Акмеологический подход нацелен на разработку профессиограмм различных типов руководителей, структур профессионала-руководителя во взаимосвязи с образом мира, психолого-акмеологической модели формирования

Информация о работе Выбор стиля руководства как фактор эффективного управления образовательным учреждением