Выбор стиля руководства как фактор эффективного управления образовательным учреждением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 05:55, дипломная работа

Описание

Изучение стиля руководства в последнее десятилетие стало важным направлением в процессе оптимизации деятельности человека, а так же в интегральном изучении личности. Знание стиля руководства позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного резерва. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание человеком причин и закономерностей своего поведения может радикально изменить его отношение к производственным ситуациям.

Содержание

Цель квалификационной работы: разработать и реализовать практические рекомендаций по формированию эффективного стиля руководства в образовательном учреждении.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Изучение стиля руководства как фактора эффективного управления образовательным учреждением.
2. Выявление особенностей применения стилей руководства в образовательном учреждении.
3. Проведение анализа стиля руководства и оценка его эффективности.
4. Разработка практических рекомендаций по формированию стиля руководства для эффективного управления образовательным учреждением.

Работа состоит из  1 файл

diploma.doc

— 1.08 Мб (Скачать документ)

б) старается, чтобы у подчиненных  на работе было хорошее настроение;

в) в его коллективе наблюдается  повышенная текучесть кадров, люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;

г) люди, которыми он руководит, относятся друг к другу чутко, по-дружески;

д) в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в  напряжении.

  1. Предоставление самостоятельности подчиненным:

а) способствует тому, чтобы подчиненные  работали самостоятельно;

б) иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;

в) исполнители работают больше по указаниям руководителя, нежели самостоятельно;

г) исполнители предоставлены сами себе;

д) предоставляет подчиненным самостоятельность лишь время от времени.

  1. Отношение руководителя к советам других:

а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытными работниками;

б) советуется с работниками только в сложной ситуации;

в) обычно советуется с заместителями  и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми исполнителями;

г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;

д) советуется только с вышестоящими руководителями.

  1. Соотношение инициативы руководителя и подчиненных:

а) инициатива подчиненных руководителем  не принимается;

б) считает, что лучше сделать  меньше (тогда меньше спросят);

в) руководитель поддерживает инициативу подчиненных;

г) он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны;

д) инициативы не проявляют ни он сам, ни его подчиненные.

  1. Характер требовательности руководителя:

а) его любимый лозунг: «Давай, давай!»;

б) от требователен, но одновременно и  справедлив;

в) о нем можно сказать, что  он бывает слишком строгим и даже придирчивым;

г) пожалуй, он не очень требовательный человек;

д) руководитель требователен и к себе и к другим.

  1. Отношения руководителя к нововведениям:

а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;

б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;

в) поддерживая нововведения в сфере  производства, с большим трудом меняет характер общения с людьми;

г) у него лучше получается с  нововведениями в непроизводственной сфере ( в быту, на отдыхе, в межличностных  отношениях);

д) нововведения проходят мимо руководителя.

  1. Привлечение членов коллектива к выработке решений:

а) в своей работе широко опирается на общественные организации;

б) многие вопросы решаются коллективом  на общественном собрании;

в) некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие;

г) большинство вопросов решает за коллектив сам руководитель;

д) руководитель способствует внедрению  различных форм самоуправления в  коллективе.

  1. Отношение руководителя к самому себе:

а) руководителю безразлично, что о  нем думают подчиненные;

б) никогда и ни в чем не проявляет  своего превосходства над исполнителями;

в) считает себя незаменимым в  коллективе;

г) увлеченно занимается своим делом  и не думает о том, как его оценивают;

д) руководитель излишне критичен по отношению к исполнителям.

Ключ

Подсчитайте сумму баллов по каждому  из трех стилей руководства (Д – директивный, К – коллегиальный, П - попустительский) в соотвоетствии с данной таблицей.

Цифра в таблице означает балл данного  ответа, буква – стиль руководства.

Вариант

А

б

в

г

Д

1

Д-3

П-2

К-3

П-3

К-2

2

Д-3

К-2

П-1

К-3

П-3

3

П-1

К-2

Д-2

К-1; П-2

К-2

4

Д-1

К-2

П-2

П-1

К-2

5

К-3

Д-2

П-2

П-2;К-1

К-2

6

П-3

Д-3

К-3

Д-3

Д-2

7

Д-1

К-1

П-2

П-1;К-1

К-1

8

К-3

П-3

Д-2

П-2

Д-3

9

К-2

П-2

Д-2

Д-2;П-2

П-2

10

Д-2

К-2

П-1

Д-2;К-2

К-1;К-2

11

П-2

К-2

Д-2

Д-1;П-2

Д-2;П-1

12

К-1

Д-1

П-1

Д-2

Д-3

13

Д-2

К-2

П-2

К-1

Д-1;П-2

14

П-3

Д-3

К-3

Д-2

К-3

15

К-2

Д-2

П-2

Д-2

Д-2;П-3

16

К-2

Д-1;П-1

Д-1;П-2

П-3

-

17

Д-2

П-2

К-2

Д-2

П-3

18

Д-3

К-3

П-2;К-1

П-2;Д-1

П-1

19

Д-3

П-2

К-3

П-3

П-3

20

Д-1

К-1

П-1

К-2

Д-2

21

К-2

Д-2

Д-2

П-2

Д-2

22

К-2

Д-1;К-2

Д-2;К-1

К-2

Д-2

23

Д-2

П-2

К-2

П-2

П-3

24

Д-3

К-3

Д-2

П-3

К-2

25

П-1

К-1

Д-2

К-2

П-2

26

К-2

К-3

П-3

Д-3

К-3

27

П-1

К-2

Д-1

К-2

Д-3


 

Сумму баллов по каждому стилю руководства  приведите к цифре, удобной для  дальнейшего анализа: разделите  на 10 и округлите до целого значения.

Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых до 10 баллов. Во-первых, определите, доминирующий стиль руководства. За количественный показатель доминирования  того или иного типа принята разница  в 3 балла и более. Возможные соотношения трех крайних типов в стиле руководства:

  1. Д-1-1 – директивный стиль (например: 10-2-4; 6-3-4; 9-5-4 и т.д.)
  2. 1-К-1 – коллегиальный стиль (например: 4-9-4; 3-8-4; 5-10-4);
  3. 1-1-Л – либеральный стиль (например: 3-2-10; 4-3-9 и т.д.)
  4. Д-К-1 – директивно-коллегиальный (например: 7-8-4; 6-7-3 и т.д.)
  5. 1-К-Л – коллегиально-либеральный (например: 4-7-9; 4-7-7; 3-6-7 и т.д.)
  6. Д-1-Л – директивно-либеральный (например: 8-1-6; 8-3-8; 7-2-9);
  7. Д-К-Л – смешанный (например: 2-3-3; 3-3-3 и т.д.)

При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства:

а) одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3; 3-3-3 и т.д.) характерна для  неопытных руководителей;

б) одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6; 6-6-4 и т.д.) характеризует  оперативно меняющегося руководителя;

в) одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8; 9-9-8 и т.д.) характеризует  противоречивый, непредсказуемый типы.

 

Директивно-коллегиальный стиль.

Руководитель стремится к принятию единоличных решений. Распределяет полномочия с участием непосредственных заместителей. В работе проявляет активность, что не наблюдается у подчиненных. Преобладающий метод руководства – приказы и поручения, просьбы исполнителей осуществляются редко.

Проявляет активный интерес к дисциплине, регулярно и строго контролируя подчиненных. Основной акцент в работе делается не на достижениях, а на ошибках и просчетах подчиненных. Требовательность к другим очень высокая. Советы и возражения руководитель позволяет делать только своим помощникам. Отношение к критике отрицательное. Ему свойственна выдержка. Общение с подчиненными происходит только по производственным вопросам. Ориентирован на дело, т.е. на задачу. Положительно относится к нововведениям, но не к человеческим отношениям. В отсутствие руководителя коллектив справляется с работой, но при контроле заместителя.

Директивно-пассивный стиль. Распределение  полномочий постоянно меняется, являясь  рассогласованным. Активность исполнителей допускается, но не считается значимой. Часто прибегает к просьбам и  уговорам, но когда это не помогает использует приказы. Строго относится к соблюдению дисциплины, но особых усилий в этом вопросе не прилагает. Контроль за работой исполнителей осуществляется редко, но очень строго с основным упором за результаты работы. Целиком полагается на компетентность сотрудников. Разрешает подчиненным давать советы. В работе мало заинтересован. С персоналом осторожен и тактичен. Подчиненные часто оказываются более компетентными, чем руководитель. От своих заместителей требует безоговорочного подчинения. Избегает нововведений в особенности в общении с людьми. Уделяет внимание управленческим функциям при возникновении значительных проблем. Вопросами социально-психологического климата в коллективе практически не занимается. За него эти проблемы решают другие люди. При отсутствии руководителя коллектив снижает производительность труда.

Стиль пассивно-коллегиальный. Руководитель стремится избежать ответственности, в осуществлении управленческих функций занимает пассивную позицию. Допускает инициативу у подчиненных, но сам не стремиться к ней. Допускает, чтобы исполнители работали самостоятельно. Основной метод руководства – просьбы, советы, уговоры, приказы старается не отдавать. Слабо контролирует работу подчиненных. Окружает себя высококвалифицированными специалистами, положительно относится к нововведениям в сфере действия общения с людьми. К нововведениям в сфере производства противится. Требует по справедливости, но редко. Часто идет на поводу у подчиненных. При отсутствии руководителя коллектив продолжает эффективно работать.

Смешанный стиль руководства. Распределение  полномочий при выполнении управленческих функций осуществляет между собой  и исполнителями. Инициатива исходит  как от самого руководителя, так  и от его подчиненных. Но на себя старается брать немного, если проявляет инициативу не сам. Положительно относится к самостоятельности исполнителей. Основные методы – приказ, поручения или просьбы, но иногда прибегает к уговорам или даже выговорам. На дисциплине не заостряет внимание. Осуществляет избирательный контроль, строго следит за конечным результатом труда. С подчиненными в общении соблюдает дистанцию, не проявляя превосходства. Уделяет нужное внимание производственным задачам, а также человеческим отношениям. Внутри коллектива действует нормальный социально-психологический климат (по Журавлеву А.Л., 1976).

 

Приложение 4

Тест «Оценка эффективности деятельности» руководителя

Предлагаемый тест дает возможность  оценить целый ряд факторов, на основании которых экспертами может  быть составлено мнение об эффективности работы конкретного руководителя. В большей степени он пригоден для оценки руководителей среднего звена управления.

При заполнении теста приводим следующую  инструкцию: «Перед вами тест, составленный по типу полярных профилей. Он содержит 30 факторов, оцениваемых по 7-балльной шкале. Оценивая конкретного руководителя, просим вас возле каждого из факторов отметить балл, который, по вашему мнению, подходит для данного руководителя».

Факторы

7 6 5 4 3 2 1

Факторы

1

Наличие стратегического мышления

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие стратегического мышления

2

Наличие управленческих способностей

7 6 5 4 3 2 1

Недостаток управленческих способностей

3

Четкое понимание и принятие организационных целей

7 6 5 4 3 2 1

Недостаточное понимание целей  организации

4

Высокий уровень социальной ответственности  за решаемые задачи

7 6 5 4 3 2 1

Низкий уровень осознания социальной ответственности за решаемые задачи

5

Умение принимать управленческие решения

7 6 5 4 3 2 1

Неумение принимать управленческие решения

6

Наличие креативности как творческого импульса

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие креативности как творческого  импульса

7

Наличие самоконтроля

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие самоконтроля

8

Умение правильно организовать деятельность подчиненных

7 6 5 4 3 2 1

Неумение организовать деятельность подчиненных

9

Стремление к инновациям

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие стремления к инновациям

10

Высокий уровень профессионализма

7 6 5 4 3 2 1

Недостаточно высокий уровень  профессионализма

11

Стремление к получению новой  информации

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие стремления к получению  новой информации

12

Применение эффективных стратегий  в решении управленческих задач

7 6 5 4 3 2 1

Применение недостаточно эффективных  стратегий в решении управленческих задач

13

Способность идти на риск

7 6 5 4 3 2 1

Неспособность идти на риск

14

Проявление внимания к исполнителям

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие внимания к исполнителям

15

Умение положительно мотивировать работников

7 6 5 4 3 2 1

Неумение положительно мотивировать работников

16

Наличие навыков делового общения

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие навыков делового общения

17

Умение создать нормальный психологический  климат в малых группах

7 6 5 4 3 2 1

Неумение создать нормальный психологический  климат в малых группах

18

Учет мнений исполнителей

7 6 5 4 3 2 1

Неучет мнений исполнителей

19

Умение культурно  вести себя

7 6 5 4 3 2 1

Неумение культурно  вести себя

20

Умение правильно осуществлять контроль за действиями персонала

7 6 5 4 3 2 1

Неумение правильно осуществлять контроль за действиями персонала

21

Умение влиять на других людей

7 6 5 4 3 2 1

Неумение влиять на других людей

22

Наличие положительных социальных установок

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие достаточного количества социальных положительных установок

23

Правильное отношение к критике  в свой адрес

7 6 5 4 3 2 1

Неправильное отношение к критике  в свой адрес

24

Стремление к личностному росту

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие стремления заниматься своим личностным ростом

25

Применение эффективных стилей руководства людьми

7 6 5 4 3 2 1

Применение неэффективных стилей руководства людьми

26

Последовательность в достижении целей

7 6 5 4 3 2 1

Непоследовательность в достижении целей

27

Гуманное отношение к работникам

7 6 5 4 3 2 1

Безразличное отношение к работникам

28

Наличие эмпатии

7 6 5 4 3 2 1

Отсутствие эмпатии

29

Умение управлять группой

7 6 5 4 3 2 1

Неумение управлять группой

30

Умение пользоваться авторитетом  и властью

7 6 5 4 3 2 1

Неумение пользоваться авторитетом  и властью


Оценка результатов:

 

30 – 48 баллов

руководитель не пригоден к управленческой деятельности;

49 - 60 баллов

руководитель имеет мало оснований  быть полезным данной      организации;

61 – 90 баллов

эффективность работы руководителя слишком  мала;

91 – 120 баллов

руководитель недостаточно эффективен;

121 – 150 баллов

эффективность руководителя еще не достаточна;

151 – 179 баллов

есть все возможности повысить свою эффективность;

180 – 210 баллов

эффективный руководитель


 




Информация о работе Выбор стиля руководства как фактор эффективного управления образовательным учреждением