Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 05:55, дипломная работа
Изучение стиля руководства в последнее десятилетие стало важным направлением в процессе оптимизации деятельности человека, а так же в интегральном изучении личности. Знание стиля руководства позволяет решить проблему профессиональной пригодности административного резерва. Руководителю трудно выработать такой стиль деятельности, который способен удовлетворить всех членов подчиненного ему коллектива. Осознание человеком причин и закономерностей своего поведения может радикально изменить его отношение к производственным ситуациям.
Цель квалификационной работы: разработать и реализовать практические рекомендаций по формированию эффективного стиля руководства в образовательном учреждении.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие задачи:
1. Изучение стиля руководства как фактора эффективного управления образовательным учреждением.
2. Выявление особенностей применения стилей руководства в образовательном учреждении.
3. Проведение анализа стиля руководства и оценка его эффективности.
4. Разработка практических рекомендаций по формированию стиля руководства для эффективного управления образовательным учреждением.
б) старается, чтобы у подчиненных на работе было хорошее настроение;
в) в его коллективе наблюдается повышенная текучесть кадров, люди нередко уходят из коллектива и не жалеют об этом;
г) люди, которыми он руководит, относятся друг к другу чутко, по-дружески;
д) в присутствии руководителя исполнителям постоянно приходится работать в напряжении.
а) способствует тому, чтобы подчиненные работали самостоятельно;
б) иногда руководитель навязывает свое мнение, а говорит, что это мнение большинства;
в) исполнители работают больше по указаниям руководителя, нежели самостоятельно;
г) исполнители предоставлены сами себе;
д) предоставляет подчиненным
а) регулярно советуется с исполнителями, особенно с опытными работниками;
б) советуется с работниками только в сложной ситуации;
в) обычно советуется с заместителями и нижестоящими руководителями, но не с рядовыми исполнителями;
г) с удовольствием прислушивается к мнению коллег;
д) советуется только с вышестоящими руководителями.
а) инициатива подчиненных руководителем не принимается;
б) считает, что лучше сделать меньше (тогда меньше спросят);
в) руководитель поддерживает инициативу подчиненных;
г) он не может действовать сам, а ждет «подталкивания» со стороны;
д) инициативы не проявляют ни он сам, ни его подчиненные.
а) его любимый лозунг: «Давай, давай!»;
б) от требователен, но одновременно и справедлив;
в) о нем можно сказать, что он бывает слишком строгим и даже придирчивым;
г) пожалуй, он не очень требовательный человек;
д) руководитель требователен и к себе и к другим.
а) наверное, он консервативен, потому что боится нового;
б) охотно поддерживает целесообразные нововведения;
в) поддерживая нововведения в сфере производства, с большим трудом меняет характер общения с людьми;
г) у него лучше получается с нововведениями в непроизводственной сфере ( в быту, на отдыхе, в межличностных отношениях);
д) нововведения проходят мимо руководителя.
а) в своей работе широко опирается на общественные организации;
б) многие вопросы решаются коллективом на общественном собрании;
в) некоторые важные дела решаются фактически без участия руководителя, его функции выполняют другие;
г) большинство вопросов решает за коллектив сам руководитель;
д) руководитель способствует внедрению различных форм самоуправления в коллективе.
а) руководителю безразлично, что о нем думают подчиненные;
б) никогда и ни в чем не проявляет своего превосходства над исполнителями;
в) считает себя незаменимым в коллективе;
г) увлеченно занимается своим делом и не думает о том, как его оценивают;
д) руководитель излишне критичен по отношению к исполнителям.
Ключ
Подсчитайте сумму баллов по каждому из трех стилей руководства (Д – директивный, К – коллегиальный, П - попустительский) в соотвоетствии с данной таблицей.
Цифра в таблице означает балл данного ответа, буква – стиль руководства.
Вариант |
А |
б |
в |
г |
Д |
1 |
Д-3 |
П-2 |
К-3 |
П-3 |
К-2 |
2 |
Д-3 |
К-2 |
П-1 |
К-3 |
П-3 |
3 |
П-1 |
К-2 |
Д-2 |
К-1; П-2 |
К-2 |
4 |
Д-1 |
К-2 |
П-2 |
П-1 |
К-2 |
5 |
К-3 |
Д-2 |
П-2 |
П-2;К-1 |
К-2 |
6 |
П-3 |
Д-3 |
К-3 |
Д-3 |
Д-2 |
7 |
Д-1 |
К-1 |
П-2 |
П-1;К-1 |
К-1 |
8 |
К-3 |
П-3 |
Д-2 |
П-2 |
Д-3 |
9 |
К-2 |
П-2 |
Д-2 |
Д-2;П-2 |
П-2 |
10 |
Д-2 |
К-2 |
П-1 |
Д-2;К-2 |
К-1;К-2 |
11 |
П-2 |
К-2 |
Д-2 |
Д-1;П-2 |
Д-2;П-1 |
12 |
К-1 |
Д-1 |
П-1 |
Д-2 |
Д-3 |
13 |
Д-2 |
К-2 |
П-2 |
К-1 |
Д-1;П-2 |
14 |
П-3 |
Д-3 |
К-3 |
Д-2 |
К-3 |
15 |
К-2 |
Д-2 |
П-2 |
Д-2 |
Д-2;П-3 |
16 |
К-2 |
Д-1;П-1 |
Д-1;П-2 |
П-3 |
- |
17 |
Д-2 |
П-2 |
К-2 |
Д-2 |
П-3 |
18 |
Д-3 |
К-3 |
П-2;К-1 |
П-2;Д-1 |
П-1 |
19 |
Д-3 |
П-2 |
К-3 |
П-3 |
П-3 |
20 |
Д-1 |
К-1 |
П-1 |
К-2 |
Д-2 |
21 |
К-2 |
Д-2 |
Д-2 |
П-2 |
Д-2 |
22 |
К-2 |
Д-1;К-2 |
Д-2;К-1 |
К-2 |
Д-2 |
23 |
Д-2 |
П-2 |
К-2 |
П-2 |
П-3 |
24 |
Д-3 |
К-3 |
Д-2 |
П-3 |
К-2 |
25 |
П-1 |
К-1 |
Д-2 |
К-2 |
П-2 |
26 |
К-2 |
К-3 |
П-3 |
Д-3 |
К-3 |
27 |
П-1 |
К-2 |
Д-1 |
К-2 |
Д-3 |
Сумму баллов по каждому стилю руководства приведите к цифре, удобной для дальнейшего анализа: разделите на 10 и округлите до целого значения.
Результат выражается тремя цифрами, каждая из которых до 10 баллов. Во-первых, определите, доминирующий стиль руководства. За количественный показатель доминирования того или иного типа принята разница в 3 балла и более. Возможные соотношения трех крайних типов в стиле руководства:
При этом результаты смешанного типа соответствуют разным характеристикам руководства:
а) одинаково низкая выраженность стилей (2-3-3; 3-3-3 и т.д.) характерна для неопытных руководителей;
б) одинаково средняя выраженность стилей (5-6-6; 6-6-4 и т.д.) характеризует оперативно меняющегося руководителя;
в) одинаково высокая выраженность стилей (10-8-8; 9-9-8 и т.д.) характеризует противоречивый, непредсказуемый типы.
Директивно-коллегиальный
Руководитель стремится к
Проявляет активный интерес к дисциплине, регулярно и строго контролируя подчиненных. Основной акцент в работе делается не на достижениях, а на ошибках и просчетах подчиненных. Требовательность к другим очень высокая. Советы и возражения руководитель позволяет делать только своим помощникам. Отношение к критике отрицательное. Ему свойственна выдержка. Общение с подчиненными происходит только по производственным вопросам. Ориентирован на дело, т.е. на задачу. Положительно относится к нововведениям, но не к человеческим отношениям. В отсутствие руководителя коллектив справляется с работой, но при контроле заместителя.
Директивно-пассивный стиль. Распределение полномочий постоянно меняется, являясь рассогласованным. Активность исполнителей допускается, но не считается значимой. Часто прибегает к просьбам и уговорам, но когда это не помогает использует приказы. Строго относится к соблюдению дисциплины, но особых усилий в этом вопросе не прилагает. Контроль за работой исполнителей осуществляется редко, но очень строго с основным упором за результаты работы. Целиком полагается на компетентность сотрудников. Разрешает подчиненным давать советы. В работе мало заинтересован. С персоналом осторожен и тактичен. Подчиненные часто оказываются более компетентными, чем руководитель. От своих заместителей требует безоговорочного подчинения. Избегает нововведений в особенности в общении с людьми. Уделяет внимание управленческим функциям при возникновении значительных проблем. Вопросами социально-психологического климата в коллективе практически не занимается. За него эти проблемы решают другие люди. При отсутствии руководителя коллектив снижает производительность труда.
Стиль пассивно-коллегиальный. Руководитель стремится избежать ответственности, в осуществлении управленческих функций занимает пассивную позицию. Допускает инициативу у подчиненных, но сам не стремиться к ней. Допускает, чтобы исполнители работали самостоятельно. Основной метод руководства – просьбы, советы, уговоры, приказы старается не отдавать. Слабо контролирует работу подчиненных. Окружает себя высококвалифицированными специалистами, положительно относится к нововведениям в сфере действия общения с людьми. К нововведениям в сфере производства противится. Требует по справедливости, но редко. Часто идет на поводу у подчиненных. При отсутствии руководителя коллектив продолжает эффективно работать.
Смешанный стиль руководства. Распределение полномочий при выполнении управленческих функций осуществляет между собой и исполнителями. Инициатива исходит как от самого руководителя, так и от его подчиненных. Но на себя старается брать немного, если проявляет инициативу не сам. Положительно относится к самостоятельности исполнителей. Основные методы – приказ, поручения или просьбы, но иногда прибегает к уговорам или даже выговорам. На дисциплине не заостряет внимание. Осуществляет избирательный контроль, строго следит за конечным результатом труда. С подчиненными в общении соблюдает дистанцию, не проявляя превосходства. Уделяет нужное внимание производственным задачам, а также человеческим отношениям. Внутри коллектива действует нормальный социально-психологический климат (по Журавлеву А.Л., 1976).
Предлагаемый тест дает возможность оценить целый ряд факторов, на основании которых экспертами может быть составлено мнение об эффективности работы конкретного руководителя. В большей степени он пригоден для оценки руководителей среднего звена управления.
При заполнении теста приводим следующую инструкцию: «Перед вами тест, составленный по типу полярных профилей. Он содержит 30 факторов, оцениваемых по 7-балльной шкале. Оценивая конкретного руководителя, просим вас возле каждого из факторов отметить балл, который, по вашему мнению, подходит для данного руководителя».
№ |
Факторы |
7 6 5 4 3 2 1 |
Факторы |
1 |
Наличие стратегического мышления |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствие стратегического |
2 |
Наличие управленческих способностей |
7 6 5 4 3 2 1 |
Недостаток управленческих способностей |
3 |
Четкое понимание и принятие организационных целей |
7 6 5 4 3 2 1 |
Недостаточное понимание целей организации |
4 |
Высокий уровень социальной ответственности за решаемые задачи |
7 6 5 4 3 2 1 |
Низкий уровень осознания |
5 |
Умение принимать |
7 6 5 4 3 2 1 |
Неумение принимать |
6 |
Наличие креативности как творческого импульса |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствие креативности как творческого импульса |
7 |
Наличие самоконтроля |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствие самоконтроля |
8 |
Умение правильно организовать деятельность подчиненных |
7 6 5 4 3 2 1 |
Неумение организовать деятельность подчиненных |
9 |
Стремление к инновациям |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствие стремления к инновациям |
10 |
Высокий уровень профессионализма |
7 6 5 4 3 2 1 |
Недостаточно высокий уровень профессионализма |
11 |
Стремление к получению новой информации |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствие стремления к получению новой информации |
12 |
Применение эффективных |
7 6 5 4 3 2 1 |
Применение недостаточно эффективных
стратегий в решении |
13 |
Способность идти на риск |
7 6 5 4 3 2 1 |
Неспособность идти на риск |
14 |
Проявление внимания к исполнителям |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствие внимания к исполнителям |
15 |
Умение положительно мотивировать работников |
7 6 5 4 3 2 1 |
Неумение положительно мотивировать работников |
16 |
Наличие навыков делового общения |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствие навыков делового общения |
17 |
Умение создать нормальный психологический климат в малых группах |
7 6 5 4 3 2 1 |
Неумение создать нормальный психологический климат в малых группах |
18 |
Учет мнений исполнителей |
7 6 5 4 3 2 1 |
Неучет мнений исполнителей |
19 |
Умение культурно вести себя |
7 6 5 4 3 2 1 |
Неумение культурно вести себя |
20 |
Умение правильно осуществлять контроль за действиями персонала |
7 6 5 4 3 2 1 |
Неумение правильно |
21 |
Умение влиять на других людей |
7 6 5 4 3 2 1 |
Неумение влиять на других людей |
22 |
Наличие положительных социальных установок |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствие достаточного количества социальных положительных установок |
23 |
Правильное отношение к |
7 6 5 4 3 2 1 |
Неправильное отношение к |
24 |
Стремление к личностному росту |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствие стремления заниматься своим личностным ростом |
25 |
Применение эффективных стилей руководства людьми |
7 6 5 4 3 2 1 |
Применение неэффективных |
26 |
Последовательность в |
7 6 5 4 3 2 1 |
Непоследовательность в |
27 |
Гуманное отношение к |
7 6 5 4 3 2 1 |
Безразличное отношение к |
28 |
Наличие эмпатии |
7 6 5 4 3 2 1 |
Отсутствие эмпатии |
29 |
Умение управлять группой |
7 6 5 4 3 2 1 |
Неумение управлять группой |
30 |
Умение пользоваться авторитетом и властью |
7 6 5 4 3 2 1 |
Неумение пользоваться авторитетом и властью |
Оценка результатов:
30 – 48 баллов |
руководитель не пригоден к управленческой деятельности; |
49 - 60 баллов |
руководитель имеет мало оснований быть полезным данной организации; |
61 – 90 баллов |
эффективность работы руководителя слишком мала; |
91 – 120 баллов |
руководитель недостаточно эффективен; |
121 – 150 баллов |
эффективность руководителя еще не достаточна; |
151 – 179 баллов |
есть все возможности повысить свою эффективность; |
180 – 210 баллов |
эффективный руководитель |