Операции банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:37, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов проводимых банками операций на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятия активных, пассивных, посреднических операций, привести их классификацию;
Дать развернутую характеристику банковских операций;
Рассмотреть тенденции и направления развития спектра банковских операций в Российской Федерации.

Содержание

Введение…………………………………………………..

3
1. Классификация банковских операций…………….

5
2. Характеристика банковских операций…………….

11
3. Тенденции и перспективы развития банковских
операций……………………………………………….


24
Заключение……………………………………………….

30
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 414.00 Кб (Скачать документ)

рых он может  иметь лицевые счета номинального держателя бумаг (пер­

вичные счета  учета ценных бумаг). В депозитарии  банка осуществляют­

ся хранение и учет прав собственности на -эмиссионные  ценные бумаги

 

 

Прочие  операции

 

 

Рассмотрим  отдельные банковские услуги, которые  не являются о с ­

новными продуктами и поэтому объединены нами в рамках этой о т д е л ь ­

ной главы.

 

 

 

Предоставление  индивидуальных сейфов

 

 

Банки предлагают клиентам аренду индивилуальных с е  й ф о в ы х

ячеек, расположенных  в помещениях специальною хранилища  б а н к а .

Банковские  сейфовые ячейки являются одним из самых надежных м е с т

хранения ценноеIей. Банки оборудуют свои хранилища  и непосредствен­

но сами сейфовые ячейки современными и надежными  системами б е з о -

 

 

Глава 3. Тенденции и перспективы развития Банковских операций.

 

Для определения тенденций  развития банковских операций проанализируем макроэкономические показатели экономики России в 2005 году.

Сложившиеся в 2005 году макроэкономические условия сформировали хорошие предпосылки  для повышения роли банковского сектора в экономике России, что, согласно «Стратегии развития банковского сектора до 2008 года», является одной из важнейших задач государства. За год доля активов банковской системы в ВВП страны выросла с 42,0 до 45,0%. В целом активы банковской системы за год увеличились на 36,6% — до 9,8 трлн. рублей.

Высокие темпы роста  реальных располагаемых доходов  населения способствовали сохранению высокого спроса на кредитные ресурсы со стороны физических лиц. Остаток ссуд, предоставленных банковским сектором населению, увеличился в 2005 году на 90,6% — до 1,2 трлн. рублей. Их удельный вес в активах банковской системы вырос с 8,7 до 12,1%.

Динамика роста ссудной  задолженности корпоративных клиентов по сравнению с ростом активов  банковской системы в 2005 году носила умеренный характер. Во многом это могло быть связано с дальнейшим развитием трансграничного кредитования и расширением практики выпуска компаниями облигационных займов. По итогам года остаток кредитов, предоставленных российскими банками юридическим лицам, увеличился на 31,3% и достиг 4,2 трлн. рублей.

В целом за 2005 год удельный вес кредитов, выданных населению  и реальному сектору экономики, в совокупных активах банковской системы вырос с 60,0 до 62,2%. Сохраняющийся профицит госбюджета в 2005 году обусловил низкие темпы роста рынка государственных ценных бумаг (прирост рынка за год по номиналу составил 5,3% против 8,9% за 2004 год) и невысокую инвестиционную привлекательность данного инструмента. Операции банков на рынке государственных ценных бумаг были ограничены также вследствие конкуренции со стороны небанковских финансовых институтов: Пенсионного фонда России, негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и пр. В 2005 году произошло ускорение прироста капитала российских банков: 31,2% против 16,2% по итогам предыдущего года. Тем не менее уровень достаточности капитала банковского сектора за год снизился с 17,0 до 16,1% в силу опережающего темпа прироста активов, взвешенных с учетом риска. Для ускоренной капитализации объема прибыли банков оказалось недостаточно, а практика привлечения субординированного капитала только начала формироваться. Следует отметить, что благоприятная экономическая конъюнктура и повышение суверенного рейтинга России способствуют превращению таких инструментов, как первичное размещение акций, субординированные и синдицированные кредиты, в важные источники ресурсов и капитала для российских банков.

Рост доходов населения  в 2005 году, а также повышение доверия  частных клиентов к российским банкам способствовали увеличению средств, привлеченных банками во вклады. Депозиты физических лиц в российских банках выросли на 39,2% до 2,8 трлн. рублей, увеличив долю в совокупных пассивах банковской системы за год с 28,1 до 28,6%. Опыт развитых стран свидетельствует о наличии потенциала дальнейшего роста данного показателя в российской банковской системе [16]. Развитию конкуренции на рынке вкладов способствовала реализация принятого в 2003 году закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Тем не менее развитие самой системы не выразилось в ожидаемом резком всплеске сберегательной активности населения: на рынке вкладов продолжался естественный рост, обусловленный увеличением доходов населения.

Сохранение в 2005 году тенденции к укреплению реального курса российского рубля по отношению к доллару США способствовало преобладанию рублевой составляющей в приросте рынка вкладов (прирост рублевых вкладов за год составил 42,4%, вкладов в валюте — 24,2%).

На благоприятном макроэкономическом фоне российский банковский сектор в 2005 году продемонстрировал степень финансовой стабильности адекватную уровню развития экономики. Показатели прибыли и рентабельности банковских активов и капитала находились на высоком уровне. Прибыль банков по итогам года (без учета прибыли/убытков предшествующих лет) увеличилась по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года на 31,5%. При этом удельный вес прибыльных кредитных организаций в общем количестве действующих кредитных организаций вырос с 98,3 до 98,9%.

Рентабельность банковского  капитала за 2005 год составила, по оценке Банка России, 24,2%. При этом во второй половине 2005 года уровень рентабельности капитала банков был самым высоким за период мониторинга с 1998 года. Величина данного показателя свидетельствует о высокой привлекательности банковского сектора с точки зрения потенциальных инвестиций. В целом развитие банковского сектора России в 2005 году характеризовалось существенным изменением и развитием его институциональной среды.

В 2005 году вступили в силу изменения в законодательстве Российской Федерации, которые стимулируют дальнейшее развитие банковской системы и экономики страны в целом.

В отчетном году началось практическое применение законодательных  актов Российской Федерации, принятых в конце 2004 года и направленных на создание рынка доступного жилья и развитие ипотечного кредитования. В частности, банки смогли расширить перечень имущества, принимаемого в залог, включив в него жилые дома, земельные участки (независимо от их использования) и объекты незавершенного строительства, повысив тем самым инвестиционную привлекательность и надежность операций по жилищному кредитованию.

Важным событием для  Сбербанка России в 2005 году явилось  вступление в систему страхования  вкладов. Перечисление страховых взносов стало новой статьей расходов Банка, которая по итогам года составила 7,7 млрд. рублей (или 3,2% совокупных расходов) [16].

Принятый в конце 2004 года Федеральный закон «О кредитных  историях» обязывает кредитные организации представлять всю имеющуюся информацию в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр.

В условиях возрастания  платежеспособного спроса со стороны  малого и среднего бизнеса, динамичного развития этих секторов экономики, а также усиления конкурентного давления со стороны иностранного капитала и фондового рынка банки оценивает сотрудничество с клиентами из сферы малого и среднего бизнеса как перспективное направление деятельности и будет активизировать работу с данными клиентскими сегментами. С этой целью российские банки ставят задачи совершенствования системы комплексного обслуживания клиентов среднего бизнеса на основе предложения всего спектра банковских продуктов и услуг, а также повышения скорости обслуживания и усовершенствования технологий проведения операций для клиентов малого бизнеса на основе использования продуктов комплексного обслуживания. Также планируется упростить условия обслуживания клиентов, имеющих положительную кредитную историю, особенно в области краткосрочного и овердрафтного кредитования, предоставления гарантий и аккредитивов.

Для расширения спектра  предоставляемых услуг и наращивания  объемов реализации банковских продуктов проводятся работы по развитию системы самообслуживания при помощи современных устройств: прием платежей в пользу операторов связи, прием коммунальных платежей, погашение кредитов с использованием международных банковских карт и карт АС «Сберкарт». Также предоставляются информационные услуги, имеется возможность проведения платежей с мобильного телефона по счетам банковских карт посредством SMS-сообщений.

Введена услуга, позволяющая  получить выписку по счетам банковских карт по электронной почте и через отделения Почты России или оформить заявку на получение банковской карты на сайте Банка в сети Интернет.

Осуществляется поддержка  карточных продуктов в евро. Произведено  подключение фронтальных устройств Сбербанка России к платежной компании Diners Club [16].

Прдолжено внедрение технологии приема и обработки платежей от физических лиц с использованием биллинговых центров, обеспечивающих безбумажное проведение платежей за услуги жилищно-коммунального хозяйства и сбор информации о получателях платежей. В ряде территориальных банков система используется для обработки операций по погашению кредитов.

Продолжается развитие и совершенствование услуг по кредитованию юридических и частных лиц. Для поддержки и дальнейшего развития этого направления завершается внедрение автоматизированных систем кредитования в центральном аппарате и территориальных банках Сбербанка России.

Клиентам – юридическим  лицам предоставляется услуга «Клиент-банк»  по коммутируемым каналам связи и через сеть Интернет.

Обеспечивается возможность  получения информации по счетам юридических  лиц по телефону (посредством речевого информатора) и с помощью SMS-сообщений.

Для решения задач  оперативной обработки заявок клиентов на рынке ценных бумаг проводится внедрение единой системы брокерского обслуживания, обеспечивающей прием и исполнение заявок на торги (в режиме on-line).

В центральном аппарате и территориальных банках Сбербанка  России завершается создание централизованных автоматизированных банковских систем. Внедрена Функциональная Подсистема «Банк 2000», являющаяся основой для создания централизованных автоматизированных систем «Клиент-Сбербанк» центрального аппарата и филиалов Сбербанка России. На базе Функциональной Подсистемы «Банк 2000» реализована централизованная схема обслуживания многофилиальных клиентов Банка [16].

Продолжены работы по развитию центров обработки данных и резервных вычислительных центров, а также по расширению канальной инфраструктуры, совершенствованию процессов поддержки и мониторинга автоматизированных систем.

Налажена автоматизированная система управления информационными  сервисами, позволяющая контролировать работоспособность, доступность для пользователей и производительность ключевых автоматизированных систем.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Подводя итоги курсовой работы, необходимо повторить, что выделяют активные (направленные на предоставление денежных средств), пассивные (направленные на привлечение денежных средств) и посреднические (содействующие осуществлению банковской деятельности) банковские операции. В свою очередь, каждая из этих групп имеет свою классификацию.

В результате активных операций банки получают дебетовые проценты. Они должны быть выше кредитовых процентов, выплачиваемых банками по пассивным операциям. Разница между дебетовыми и кредитовыми процентами (маржа) образует доход банка.

К активным  операциям относят: банковский кредит; финансирование под уступку денежного  требования (факторинг); банковскую гарантию.

Самой важной активной банковской операцией является кредитование. Основа кредитных отношений банка и заемщика - кредитный договор.

По договору финансирования под уступку денежного  требования (факторинга) одна сторона (фактор) обязуется другой стороне (кредитору) вступить в денежное обязательство между кредитором и должником на стороне кредитора путем выплаты кредитору суммы денежного обязательства должника с дисконтом.

Банковская  гарантия (гарантийное письмо банка) - это обязательство банка-гаранта  выплатить по требованию бенефициара (лица, в пользу которого выдается гарантия) определенную сумму денежных средств на согласованных в гарантии условиях.

В широком смысле управление пассивными операциями представляет собою деятельность, связанную с  привлечением средств вкладчиков и  других кредиторов и определением соответствующей комбинации источников средств для данного банка. К пассивным банковским операциям относят: банковский вклад (депозит); банковский счет и доверительное управление денежными средствами.

Банковский  вклад (депозит) - денежные средства в российских рублях или иностранной валюте, размещаемые физическими и юридическими лицами в целях хранения и получения дохода.

По договору расчетного банковского счета одна сторона (банк) обязуется открыть  другой стороне (владельцу счета) расчетный счет для проведения операций с денежными средствами.

По договору доверительного управления денежными  средствами вверитель передает доверительному управляющему на определенный срок денежные средства в доверительное управление, а доверительный управляющий обязуется за вознаграждение осуществлять управление переданными денежными средствами.

Посредническими банковскими  операциями являются: безналичные расчеты; валютно-обменные операции; банковское хранение; инкассация денежных средств и иных ценностей и т.д.

Анализ показал, что  в Российской Федерации в настоящее время прослеживается четкая тенденция к расширению спектра проводимых банковских операций, внедрению новых разработок, а также увеличению объемных показателей по данным операциям.

В банковскую практику активно  внедряются современные информационные технологии. Для расширения спектра предоставляемых услуг и наращивания объемов реализации банковских продуктов проводятся работы по развитию системы самообслуживания при помощи современных устройств: прием платежей в пользу операторов связи, прием коммунальных платежей, погашение кредитов с использованием международных банковских карт и карт АС «Сберкарт». Также предоставляются информационные услуги, имеется возможность проведения платежей с мобильного телефона по счетам банковских карт посредством SMS-сообщений.

Информация о работе Операции банка