Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов проводимых банками операций на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить понятия активных, пассивных, посреднических операций, привести их классификацию;
Дать развернутую характеристику банковских операций;
Рассмотреть тенденции и направления развития спектра банковских операций в Российской Федерации.
Введение…………………………………………………..
3
1. Классификация банковских операций…………….
5
2. Характеристика банковских операций…………….
11
3. Тенденции и перспективы развития банковских
операций……………………………………………….
24
Заключение……………………………………………….
30
Список использованной литературы.
Корреспондентские отношения - достаточно широкое и многогранное
понятие. В общем виде
межбанковские
подразумевают совокупность всевозможных форм сотрудничества
между двумя банками, основанного на корректном, честном и
согласованном выполнении взаимных обязательств (correspondere -
отвечать, быть соглас- ным). Они возникают, когда один банк не может выполнить какую-
либо операцию без помощи другого банка или знает, что другой банк
выполнит ее качественнее и быстрее. В таких случаях для выполнения
поручения клиента банк может прибегать к услугам другого банка. Эти
отношения MOiyT развиваться от сравнительно простой исходной
формы до комплексного многоуровневого сотрудничества.
Корреспондентские отношения имеют весомое значение при
осуществлении расчетных операций.
Для выполнения расчетов по корреспондентским отношениям банки
открывают друг у друга корреспондентские счета: «лоро» и «ностро».
Счета ностро - это «наши деньги у них», т. е. для нашего банка
корреспондентским счетом типа ностро, будет счет, который мы
открыли в другом банке и на котором мы можем держать собственные
деньги. Ностро в переводе с итальянского буквально означает «наше».
Счета лоро - это «их деньги у нас», т. е. для нашего банка
корреспондентским счетом типа лоро будет счет, который открыт
другим банкам у нас и на котором этот другой банк может держать
собственные деньги.
При открытии этих счетов заключаются соответствующие договоры, в
которых отовариваются конкретные условия осуществления операций,
взаимные тарифы на обслуживание, иногда процентные ставки по
остаткам на своих счетах и прочие условия. Операции по
корреспондентским счетам проводятся, как правило, в пределах
находящихся на них средств. Основные записи ведутся по счету лоро.
Эти записи являются решающими
для обеспечения
платежа или начисления процентов. Операции по счету ностро ведутся
по принципу «зеркальной бухгалтерии».
На рис. 3.2 представлена схема прямых корреспондентских отношений,
когда банк плательщика и банк получателя заключили
корреспондентские отношения
и имеют корреспондентские
Развитие филиальной сети и внутренних расчетов
В том или ином виде развитием филиальной сети занимается большое
количество банков, в том числе и для развития платежной системы
банка, ее географического расширения. Однако, принимая во внимание
высокие издержки этого процесса, на сегодняшний день развитая
филиальная сеть существует и расширяется только у крупнейших
банков общена-
ционального значения. Путь развития платежной системы через
расширение филиальной сети используется именно такими банками.
Рассмотрим подробнее
систему межфилиальных
особенностей, имеющих большое значение с точки зрения развития
платежной системы в целом, является наличие в ней очень
существенных резервов для оптимизации. Связано это с высокой
гибкостью технологии организации таких расчетов и практически
неограниченными возможностями в использовании современных
информационных и
направлениях и
Известно немало технологии
организации межфилиальных
внутри одного банка. Перечислим основные из них
» технология, построенная на работе через единый корреспондентский
счет в головном банке (филиалы имеют свои счета только в головном
банке),
« самостоятельная работа филиалов через собственные
корреспондентские счета в Банке России или других расчетных
центрах;
· совмещенные формы работы, построенные на основе определенных
правил использования собственных корреспондентских счетов и счетов
головного банка;
· клиринговая технология системы межфилиальных расчетов (на основе
взаимозачета требований и обязательств) по одной из моделей
клиринга (как с предварительным депонированием средств, так и без
него, а также другие, более сложные модели)
Выбор той или иной технологии и ее соответствие реальным
требованиям и условиям функционирования банка существенно влияет
на состояние системы расчетов. Так, при наличии высокой доли
внутренних платежей оправдано построение на основе филиальной
сети клирингового центра. Для усиления централизации и
контролируемости процессов используется организация работы через
единый корреспондентский счет. Разумеется, что технология работы
зависит от возможностей телекоммуникаций и информационных систем.
Существует также и проблема организации внутрибанковских расчетов.
Требуют оптимизации и содержат для нее резервы платежи между
клиентами банка в рамках одного, например, головного офиса, расчеты
между подразделениями.
Клиринговые расчеты
Система клиринговых расчетов в том виде, в каком это понятие
существует сейчас, возникла относительно недавно Это стало
возможным только благодаря развитию компьютерных технологий и
активному их внедрению в банковскую деятельность. Сама идея
клиринга как ликвидации взаимных требований группы организаций
путем их взаимозачета используется очень давно и является достаточно
эффективным средством
оптимизации хозяйственной
в слу-
чае, когда доля встречных требований в данной группе достаточна
низка. Но эффективная для малого количества организаций система
сложна своим расчетным аппаратом, и ее оптимизация «вручную» -
очень кропотливый и зачастую вообще нереализуемый процесс.
Поэтому на уровне банков с их огромным количеством клиентов,
взаимодействующих между собой и с внешней средой, активное
использование клиринговых расчетов стало возможно только с широким
внедрением компьютерных технологий.
Клиринг как система безналичных расчетов, основанная на зачете
взаимных требовании и обязательств, осуществляется по правилам,
определенным Банком России, как через банки, так и через специально
созданные для этого расчетные дома, расчетные палаты или центры -
клиринговые учреждения. Для этого необходимо иметь специальную
лицензию, выдаваемую ЦБ РФ. Юридическому лицу, заявившему себя
как центр взаимных расчетов, на основании указанной лицензии
предоставляется право на проведение клиринговых (расчетных)
операций, а также ограниченное количество банковских операций,
поддерживающих выполнение клиринга.
Клиринговые операции нашли достаточно широкое распространение. В
общем виде клиринг делится
на «локальный» хозяйственный
осуществление взаиморасчетов
между конкретными
(субъектами хозяйствования) посредством использования собственных
схем зачета на основе тех или иных платежных инструментов и
институтов и банковский клиринг, представляющий собой
разработанные банком или банками, иногда с участием Центрального
банка РФ, схем оптимизации расчетов. Хозяйственный клиринг обычно
строится на основе использования квазиденежных инструментов, таких,
как разнообразные формы векселей. Банковский же клиринг как
система безналичных расчетов строится на основе денежных платежных
инструментов и осуществляется специально лицензированными
финансовыми институтами, клиринговыми учреждениями.
Технологии осуществления обоих видов клиринга (с предварительным
депонированием средств на счетах участников в клиринговом
учреждении и без предварительного депонирования средств) описаны
ниже. С понятием клиринга тесно связаны еще два понятия. Клиринг
разделяют на простой, или встречный, и сложный. Простой клиринг
(расчет но сальдо) представляет зачет взаимных встречных
обязательств участниками расчета, направленных друг на друга.
Сложный клиринг подразумевает взаимозачет среди организаций, не
имеющих встречных требований друг к другу.
К основным целям создания и функционирования клирингового
учреждения можно отнести:
» ускорение расчетов
между банками и другими кредит
учреждениями (достигается, как правило, путем использования
электронных телекоммуникационных систем и технологий);
· оптимизацию расчетов
между банками и другими
учреждениями (разработка и построение схем оптимизации
безналичных
расчетов на основе сложных экономических схем и математических
алгоритмов);
· повышение достоверности и надежности расчетов (за счет разработки
альтернативных, современных схем расчетов, использования
криптографических механизмов, электронной подписи, систем
электронной идентификации);
· развитие и обеспечение новых форм безналичных расчетов
(аккредитивов, чеков, кредитных карточек и др.),
· наиболее рациональное использование временно свободных ресурсов
банков (использование с собственной выгодой ос инков по счетам
банков, открытых в клиринговом центре);
· внедрение современных технологий, стандартов и протоколов
электронного обмена за счет собственных средств и полученных
доходов от проведения клиринговых операций (данный процесс
стимулируется тем, что более высокое качество проведения расчетных
операций на основе современных технологий способствует более
активному привлечению клиентов и, следовательно, получению новых
доходов),
· создание современной информационной банковской структуры (как
результат - достижение перечисленных выше целей).
Реализация указанных целей подразумевает оснащение клирингового
учреждения программно-
передачу данных по каналам связи с использованием аппаратных и
программных средств криптозащиты (шифрование, электронные ключи
и подписи), которые в обязательном порядке должны проходить
сертификацию в
(Гостехкомиссия), и комплексную многоуровневую защиту данных от
несанкционированного доступа, использования, искажения и
фальсификации на этапах обработки и хранения. Особое внимание в
таких системах уделяется контролю достоверности данных на всех
этапах.
В общем случае под клиринговой системой понимают совокупность
клиринговых учреждений, функционирующих на единой нормативно-
правовой базе в составе единой организационной структуры
Перечень операций, входящих в сферу деятельности клирингового
центра, достаточно широк и состоит из двух классов операций-
операций, обеспечивающих выполнение клиринга (способствующих
осуществлению клиринговых взаиморасчетов), и сопутствующих
банковских операций, поддерживающих выполнение клиринга