Ответственность за нарушение банковского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:48, курсовая работа

Описание

Целью исследования является комплексный, анализ теоретических и практических вопросов применения мер ответственности за нарушение банковского законодательства, предусмотренных нормами финансового права.
Объектом исследования являются, общественные отношения, складывающиеся в связи с установлением и реализацией мер ответственности за нарушение банковского законодательства, регулируемых нормами финансового права.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России......5
1.1 Банковский надзор .........................................................................................5
1.2 Недостатки в банковском регулировании и банковском надзоре...........14
1.3 О выполнении Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года....................................................................15
1.4 Проблемы развития банковского сектора..................................................17
1.5 Основные задачи Правительства Российской Федерации и Банка России по изменению модели развития банковского сектора.....................................19
Глава 2. Правовые принципы ответственности кредитных организаций в сфере банковской деятельности..............................................................................................21
Глава 3. Ответственность за нарушение банковского законодательства.................25
3.1 Ответственность кредитных организаций за нарушение федерального банковского законодательства...........................................................................25
3.2. Ответственность за разглашение банковской тайны................................36
3.3. Противодействие легализации (отмыванию) доходов кредитных организаций, полученных преступным путем ................................................47
Заключение.................................................................................................................52
Список использованной литературы.......................................................................54
Приложение................................................................................................................56

Работа состоит из  1 файл

Кузьмина ответственность за нарушение банковского законодательства.docx

— 1.13 Мб (Скачать документ)

3) изменить для кредитной  организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

4) ввести запрет на  осуществление кредитной организацией  отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией,  на срок до одного года, а  также на открытие филиалов на срок до одного года;

5) назначить временную  администрацию по управлению  кредитной организацией на срок  до 6 месяцев. Порядок назначения  и деятельности временной администрации  устанавливается федеральными законами  и издаваемыми в соответствии  с ними нормативными актами Банка России.

6) ввести запрет на  осуществление реорганизации кредитной  организации, если в результате  ее проведения возникнут основания  для применения мер по предупреждению  банкротства кредитной организации,  предусмотренные Федеральным законом  «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

7) предложить учредителям  (участникам) кредитной организации,  которые самостоятельно или в  силу существующего между ними  соглашения, либо участия в капитале  друг друга, либо иных способов  прямого или косвенного взаимодействия  имеют возможность оказывать  влияние на решения, принимаемые  органами управления кредитной  организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных  средств (капитала) кредитной организации  до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов.

Банк России вправе отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным  законом «О банках и банковской деятельности». Порядок отзыва лицензии на осуществление  банковских операций устанавливается  нормативными актами Банка России.

В целях защиты интересов  кредиторов (в том числе вкладчиков) Банк России вправе назначить в кредитную  организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя  Банка России. Порядок деятельности уполномоченного представителя  Банка России устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

В период деятельности уполномоченного  представителя Банка России кредитная  организация вправе осуществлять разрешенные  ей федеральными законами сделки только по согласованию с уполномоченным представителем Банка России в порядке, установленном  Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

С момента создания ликвидационной комиссии (ликвидатора) или назначения арбитражным судом арбитражного управляющего деятельность уполномоченного  представителя Банка России прекращается.

После отзыва у кредитной  организации лицензии на осуществление  банковских операций средства обязательных резервов, депонированные кредитной  организацией в Банке России, перечисляются  на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и  используются в порядке, установленном  федеральными законами и издаваемыми  в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Ликвидация или реорганизация  кредитной организации осуществляется в соответствии с федеральными законами с учетом требований Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании  решения ее учредителей (участников) Банк России на основании ходатайства  кредитной организации принимает  решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок представления кредитной  организацией указанного ходатайства  регулируется нормативными актами Банка России.

В случае аннулирования или  отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация  в течение 15 дней с момента принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.

При реорганизации кредитной  организации порядок переоформления ее обязательных резервов, ранее депонированных в Банке России, устанавливается  нормативными актами Банка России.

Банк России вправе обратиться в арбитражный суд с требованием  о ликвидации кредитной организации  независимо от ее финансового состояния, если в кредитной организации, у  которой отозвана лицензия на осуществление  банковских операций, в течение одного месяца с момента отзыва указанной  лицензии не создана ликвидационная комиссия (ликвидатор) или в отношении  ее не применяются процедуры банкротства.

В соответствии со ст. 61 и 65 ГК РФ ликвидация юридического лица, являющегося  коммерческой организацией, кроме казенных предприятий, а также потребительской  кооперации или фонда, может быть осуществлена вследствие признания  его несостоятельным (банкротом). Основания  признания судом юридического лица, в том числе и кредитной  организации, банкротом или объявление им о своем банкротстве, а также  порядок ликвидации такого юридического лица устанавливается Федеральным  законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. Особенности оснований и процедур признания кредитных организации несостоятельными (банкротами) и их ликвидация в порядке конкурсного производства установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25 февраля 1999 г.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» правом на обращение  в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации  банкротом обладают: кредитная организация - должник, кредитор кредитной организации, Банк России, прокурор в случаях, предусмотренных  законом, налоговый или иной уполномоченный орган.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организации» дело о банкротстве  может быть возбуждено арбитражным  судом только после отзыва Банком России у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операции, если требования кредиторов к кредитной организации в  совокупности составляют не менее одной  тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным  законом, и если эти требования не исполняются в течение одного месяца с момента наступления  даты их исполнения. Объявление о решении  арбитражного суда о признании кредитной  организации банкротом и об открытии конкурсного производства публикуется  в «Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», «Вестнике  Банка России», а также в местной  печати по месту расположения кредитной  организации за счет ее средств.

Ликвидация кредитной  организации считается завершенной, а кредитная организация прекратившей свое существование с момента  внесения в Книгу государственной  регистрации кредитных организаций  записи о ликвидации кредитной организации.

Банк России внедряет в практику международно признанных подходов к организации дистанционного банковского надзора в Российской Федерации. Дальнейшее развитие получит применение в дистанционном надзоре за деятельностью кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов содержательных подходов к анализу ситуации в кредитных организациях, базирующихся на современных приемах анализа и оценки существенных для кредитных организаций рисков, уровня их концентрации и качества управления.

В процессе организации дистанционного надзора Банком России будет уделяться  особое внимание:

  • наличию у кредитных организаций адекватных характеру и масштабу деятельности современных систем корпоративного управления и управления рисками, позволяющих своевременно идентифицировать, оценивать, отслеживать, контролировать и ограничивать все существенные риски и определять общую достаточность собственных средств (капитала) с учетом профиля рисков кредитной организации;
  • наличию должного контроля со стороны совета директоров (наблюдательного совета) и топ-менеджеров за деятельностью кредитной организации, качеством принимаемых стратегических и операционных решений, сбалансированным ведением и устойчивостью бизнеса, достоверностью публикуемой и предоставляемой в органы контроля и надзора информации;
  • оценке степени транспарентности деятельности кредитных организаций, включая оценку прозрачности структуры собственности.

Проводится работа по развитию методологии и практики надзора, позволяющей определить возникновение проблем у кредитных организаций на ранних стадиях с целью принятия соответствующих профилактических и корректирующих мер и определения режима дальнейшего надзора. В рамках надзорной работы будут в том числе совершенствоваться подходы к анализу надежности предприятий нефинансового сектора экономики в целях оценки кредитных рисков, принимаемых кредитными организациями.

В рамках реализации риск-ориентированных подходов Банк России продолжает работу по использованию дифференцированного режима надзора за кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, степени прозрачности, сложности бизнеса и соблюдения регулятивных норм. При этом Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из необходимости обеспечить усиление надзора прежде всего за системно значимыми банками. С учетом этого Банк России намерен осуществить более эффективное распределение надзорных ресурсов.

Предусматривается формирование механизмов осуществления дополнительного  контроля со стороны центрального аппарата Банка России за ситуацией в системно значимых кредитных организациях, а  также его непосредственного  участия в надзорной деятельности. Банк России также предпримет меры по развитию института кураторов  банков.

Перечисленные подходы к  организации банковского надзора  будут осуществляться в комплексе  с мерами, предпринимаемыми по всем направлениям надзорной деятельности (инспектирование, лицензирование, работа с проблемными банками).

Учитывая опыт работы уполномоченных представителей Банка России в кредитных  организациях, получивших в ходе кризиса  средства государственной поддержки, Правительство Российской Федерации  и Банк России исходят из целесообразности и в дальнейшем использовать указанный институт при осуществлении надзора в банках, имеющих системное значение.

В рамках развития дистанционного надзора будет продолжаться работа:

    • по организации надзорных коллегий за деятельностью банковских групп  и банковских холдингов, головными организациями которых являются российские банки, в том числе с привлечением зарубежных органов надзора, если в состав указанных групп входят нерезиденты;
    • по развитию участия Банка России в работе надзорных коллегий за трансграничными кредитными организациями;
    • по созданию законодательных основ взаимодействия Банка России и аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций.

Информация о работе Ответственность за нарушение банковского законодательства