Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:48, курсовая работа
Целью исследования является комплексный, анализ теоретических и практических вопросов применения мер ответственности за нарушение банковского законодательства, предусмотренных нормами финансового права.
Объектом исследования являются, общественные отношения, складывающиеся в связи с установлением и реализацией мер ответственности за нарушение банковского законодательства, регулируемых нормами финансового права.
Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России......5
1.1 Банковский надзор .........................................................................................5
1.2 Недостатки в банковском регулировании и банковском надзоре...........14
1.3 О выполнении Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года....................................................................15
1.4 Проблемы развития банковского сектора..................................................17
1.5 Основные задачи Правительства Российской Федерации и Банка России по изменению модели развития банковского сектора.....................................19
Глава 2. Правовые принципы ответственности кредитных организаций в сфере банковской деятельности..............................................................................................21
Глава 3. Ответственность за нарушение банковского законодательства.................25
3.1 Ответственность кредитных организаций за нарушение федерального банковского законодательства...........................................................................25
3.2. Ответственность за разглашение банковской тайны................................36
3.3. Противодействие легализации (отмыванию) доходов кредитных организаций, полученных преступным путем ................................................47
Заключение.................................................................................................................52
Список использованной литературы.......................................................................54
Приложение................................................................................................................56
Следует также упомянуть
о том, что действующее
«Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.03.2011 по делу N Ф03-615/2011
Статьей 857 ГК РФ предусмотрено право заемщика на сохранение в тайне информации о его банковском счете, операциях по этому счету, а также сведений, касающихся непосредственно самого заемщика. В связи с этим условие кредитного договора о предоставлении банком информации о заемщике третьим лицам, привлекаемым банком для взыскания задолженности по кредитному договору и для сопровождения уступки права требования, не соответствует закону.»
В случае, когда лицо, которому
банк на законных основаниях передает
информацию, отнесенную к банковской
тайне, не связано обязанностью хранить
собственную профессиональную тайну,
применяются общие положения
п. 10 ст. 26 Банковского закона. Ответственность
таких лиц за разглашение банковской
тайны наступает в форме
Определение от 14 июля 2011 г. N ВАС-8679/1
Об отказе в передаче дела
в президиум Высшего
«Акционерный коммерческий банк «РОСБАНК» (открытое акционерное общество) в лице операционного офиса «Магаданский» Дальневосточного филиала акционерного коммерческого банка «РОСБАНК» (далее - банк) обратился в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения по Магаданской области (далее - управление) от 16.04.2010 N 1588-ФС/10 о прекращении нарушений прав потребителей.
Решением Арбитражного суда
Магаданской области от 30.09.2010 требования
заявителя удовлетворены
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2010 апелляционная жалоба управления в части признания предписания от 16.04.2010 N 1588-ФС/10 недействительным оставлена без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 22.03.2011 решение суда первой инстанции от 30.09.2010 в обжалуемой части, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2010 в части признания недействительным предписания управления от 16.04.2010 N 1588-ФС/10 о прекращении нарушений прав потребителей в части пунктов 5.5 и 6.4.1 кредитного договора от 07.06.2008 N 470000020042МТВ001372000 в отношении условия о предоставлении третьим лицам, привлекаемым банком для взыскания задолженности информации о клиенте отменено, в удовлетворении требования банка в этой части отказано. В остальной части судебные акты по данному делу оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора банк ссылается на неправильное применение судами норм права. Отказывая в удовлетворении заявленного требования суд кассационной инстанции исходил из положения статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности», статьи 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым право заемщика на сохранение информации о его банковском счете, операций по этому счету, а также сведений, касающихся непосредственно самого заемщика, являются тайной и разглашение этих сведений третьим лицам, не указанным в законе, нарушает его права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Согласно статье 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов. Рассмотрев доводы банка, коллегия судей полагает, что они не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора. Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, частью 8 статьи 299, статьей 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела N А37-944/2010 Арбитражного
суда Магаданской области в
3.3 Противодействие легализации (отмыванию) доходов кредитных организаций, полученных преступным путем.
Понятие «отмывание» денег
содержится в ч.1 ст.174 УК РФ, в котором
данное правонарушение рассматривается
как «совершение финансовых операций
и других сделок с денежными средствами
или иным имуществом, приобретенными
заведомо незаконным путем, а равно
использование данных средств или
иного имущества для
«Отмывание» денег представляет собой сложный, достаточно продолжительный процесс, включающий множество разнообразных операций. Для удобства изучения и описания этого процесса выработано несколько моделей, хотя следует сказать, что на практике они не всегда четко прослеживаются.
Наиболее распространенной является трехфазная модель «отмывания» денег, в соответствии с которой в первой фазе происходит введение «грязных» наличных денег в легальный хозяйственный оборот; во второй фазе в результате множества операций деньги отделяются от источника их происхождения и теряют «следы»; в третьей фазе деньги обретают новый «легальный» источник происхождения и инвестируются в легальную экономику. При этом каждая фаза характеризуется определенным набором форм «отмывания» денег. Следует также обратить внимание на так называемые теневые или «подпольные» концерны, объединяющие предприятия одной сферы с целью «отмывания» денег, имеющие вертикальные и горизонтальные связи.
Грязные деньги вводятся в
оборот через розничных торговцев
как выручка от торговли. На эти
деньги у оптового торговца закупаются
скоропортящиеся продукты, которые
далее списывают как
Следует отметить условия, характерные для страны, в которой осуществляется «отмывание» денег:
• отсутствие обязательного бухгалтерского учета для банков;
• допустимость анонимных банковских счетов;
• необязательность идентификации банковских клиентов;
• недостаточно эффективно работающие органы юстиции;
• отсутствие правовой помощи при изъятии денег, имеющих преступное происхождение;
• отсутствие соответствующих законов и правоприменительной практики.
В таких странах обычно создаются фиктивные фирмы и обрываются следы финансовых операций.
В настоящее время заметную роль в борьбе с «отмыванием» денег играют следующие международные организации:
1) Международная организация уголовной полиции (Интерпол) с штаб-квартирой в Вене, созданная в 1923 году (Россия входит в данную организацию);
2) Европейское центральное управление уголовной полиции (Европол) со штаб-квартирой в Гааге (Нидерланды);
3) Специальная финансовая
Комиссия по проблемам «
Проблема «отмывания» денег в России является недостаточно изученной. Ст.174 УК, предусматривающая уголовную ответственность за легализацию («отмывание») денежных средств или иного имущества, появилась лишь в новом УК РФ, вступившем в силу с 1 января 1997 года.
К моменту начала рыночных
реформ в СССР, позднее в России,
существовали значительные теневые
капиталы. В условиях недостаточного
контроля за происхождением денежных
средств эти капиталы были инвестированы
в создаваемые легальные
Низкая налоговая культура и высокие ставки налогов стали причиной уклонения многих предприятий от уплаты налогов в полном объеме, что привело к формированию нелегального оборота наличных денег. Появились «теневые» фирмы, зарегистрированные на подставных лиц, оказывающие услуги по продаже предприятиям «черных» наличных денег за безналичные, перевод которых осуществляется по фиктивным счетам и договорам. «Черные» наличные деньги используются для выплаты зарплаты, взяток, уплаты денег за охрану преступным группам, а также для расчетов между предприятиями. Отсутствие жестких границ между отдельными государствами СНГ позволяет преступным организациям осуществлять неконтролируемые перевозки денег и товаров. В России действуют организованные преступные группы из других государств СНГ, а также транснациональные криминальные корпорации (в частности, итальянские и китайские).
Законодательство, направленное на борьбу с «отмыванием» денег, появилось лишь в 1997-1998 годах, хотя проект Федерального закона «Об ответственности за легализацию преступных доходов» был разработан и принят Федеральным Собранием еще в 1995 году, но был отклонен Президентом РФ.
В 2010 году основной
задачей Банка России при
В рамках работы
по надзору за соблюдением
кредитными организациями
Информация о работе Ответственность за нарушение банковского законодательства