Ответственность за нарушение банковского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:48, курсовая работа

Описание

Целью исследования является комплексный, анализ теоретических и практических вопросов применения мер ответственности за нарушение банковского законодательства, предусмотренных нормами финансового права.
Объектом исследования являются, общественные отношения, складывающиеся в связи с установлением и реализацией мер ответственности за нарушение банковского законодательства, регулируемых нормами финансового права.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России......5
1.1 Банковский надзор .........................................................................................5
1.2 Недостатки в банковском регулировании и банковском надзоре...........14
1.3 О выполнении Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года....................................................................15
1.4 Проблемы развития банковского сектора..................................................17
1.5 Основные задачи Правительства Российской Федерации и Банка России по изменению модели развития банковского сектора.....................................19
Глава 2. Правовые принципы ответственности кредитных организаций в сфере банковской деятельности..............................................................................................21
Глава 3. Ответственность за нарушение банковского законодательства.................25
3.1 Ответственность кредитных организаций за нарушение федерального банковского законодательства...........................................................................25
3.2. Ответственность за разглашение банковской тайны................................36
3.3. Противодействие легализации (отмыванию) доходов кредитных организаций, полученных преступным путем ................................................47
Заключение.................................................................................................................52
Список использованной литературы.......................................................................54
Приложение................................................................................................................56

Работа состоит из  1 файл

Кузьмина ответственность за нарушение банковского законодательства.docx

— 1.13 Мб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Недостатки в банковском регулировании и банковском надзоре

Проблемы, проявившиеся в  деятельности банковского сектора  в ходе кризиса, свидетельствуют  о недостатках банковского регулирования  и банковского надзора. Основным недостатком является реализация при  осуществлении функций по банковскому  надзору в значительной степени  формальных подходов.

Одной из причин указанного недостатка остается ограниченность правовых возможностей Банка России по реализации содержательных подходов к оценке рисков кредитных организаций. В существенной степени законодательство Российской Федерации не отвечает международным  стандартам в части возможностей осуществления надзора на консолидированной  основе и определения (в целях  ограничения концентрации рисков) критериев  связанности заемщиков между  собой и связанности заемщиков  с банком. Также не соответствует  международным подходам к осуществлению  эффективного надзора перечень имеющихся  в распоряжении Банка России мер  надзорного реагирования на недостатки в деятельности кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов.

В связи с этим Правительство  Российской Федерации и Банк России считают необходимым укрепить правовую основу реализации Банком России задач  по банковскому надзору. Предполагается внести в законодательство Российской Федерации изменения, направленные на установление полномочий Банка России по осуществлению содержательного  регулирования и надзора, надзора  на консолидированной основе, определению  состава мер надзорного реагирования и процедур их применения, соответствующих  международным стандартам1.

 

 

 

1.3 О выполнении Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года.

Трансформация модели развития банковского сектора и определение  задач его дальнейшего развития невозможны без осмысления уже накопленного опыта проведения реформ в банковском секторе.

Работа по изменению вектора  развития российской банковской системы  проводится с начала 2000-х годов  в рамках реализации предшествующих стратегий развития банковского  сектора Российской Федерации. Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года (далее - Стратегия 2008) предусматривалось реализовать  меры по повышению роли российских кредитных организаций в экономическом  развитии страны, укреплению доверия  к банковской системе, усилению ее прозрачности, а также по повышению уровня защищенности кредиторов и вкладчиков кредитных  организаций.

В 2005 - 2008 годах в Российской Федерации складывались благоприятные  макроэкономические условия. Это обстоятельство и высокий уровень инвестиционного  и потребительского спроса предопределили рост объемов банковской деятельности даже в период турбулентности на мировых  финансовых рынках с середины 2007 года до осени 2008 года.

В этот период Правительством Российской Федерации и Банком России была проведена основная работа по выполнению мероприятий по реализации Стратегии 2008.

Отличительной особенностью проводимой в Российской Федерации  в 2005 - 2008 годах банковской реформы  являлось сочетание мер, направленных на поддержание высоких темпов экономического роста, в том числе за счет создания благоприятных условий кредитования реального сектора российской экономики, с действиями по повышению конкурентоспособности  банковского сектора в условиях либерализации валютного законодательства Российской Федерации и совершенствованию системы банковского надзора с учетом передовой международной практики и рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору.

В числе важных задач, реализованных  в соответствии со Стратегией 2008, следует  отметить, в частности, принятие федеральных  законов, направленных на выравнивание условий доступа российских и  иностранных банков на российский рынок  банковских услуг, повышение капитализации  банковского сектора, защиту прав потребителей финансовых услуг и повышение  прозрачности потребительского кредитования, расширение обслуживания банками своих  клиентов вне места расположения кредитной организации.

Настоящая Стратегия учитывает  результаты реформирования банковского  сектора на предшествующих этапах и  подготовлена с учетом задач нового этапа. При этом сохраняется преемственность  основных целей и задач развития банковского сектора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Проблемы развития банковского сектора

За период реализации Стратегии 2008 существенно изменились характеристики развития банковского сектора. Эти  изменения соответствуют достаточно динамичному развитию как отдельных  российских кредитных организаций, так и целых сегментов рынка  банковских услуг (например, потребительского кредитования).

В целом для банковского  сектора последнее 10-летие стало  годами бурного роста и расширения предложения банковских услуг населению  и предприятиям. В институциональном  плане банки играют главную роль в системе финансового посредничества в Российской Федерации, значительно  превосходя остальных участников финансовых рынков по экономическому потенциалу.

Вместе с тем наряду с существенным ростом показателей  развития банковского сектора сохраняются  проблемы ведения банковского бизнеса, вследствие которых конкурентоспособность  российских кредитных организаций  и банковского сектора в целом  остается недостаточной. Это обусловлено  различными факторами, лежащими как  вне, так и внутри банковского  сектора.

К внешним факторам относятся, в частности, недиверсифицированность  экономики и общий дефицит  ее инвестиционных возможностей, ограниченность и преимущественно краткосрочный  характер кредитных ресурсов, высокий  уровень непрофильных (административных) расходов кредитных организаций, в  том числе связанных с проведением  проверок соблюдения кассовой дисциплины клиентами и хранением больших  объемов документов в бумажной форме. Мошенничество пока продолжает оставаться весьма распространенным явлением, с  которым приходится сталкиваться как  самим банкам, так и регуляторам. В целях повышения конкурентоспособности  банковского бизнеса требуется  повышение уровня защиты частной  собственности, включая формирование стандартных юридических конструкций, защищающих интересы кредиторов, повышение  эффективности судебной системы с точки зрения сроков и качества принимаемых решений.

В качестве внутренних недостатков  банковского сектора можно отметить:

  • безответственность владельцев и менеджмента некоторых банков при принятии бизнес-решений, диктуемых погоней за краткосрочной прибылью в ущерб финансовой устойчивости;
  • неудовлетворительное в ряде случаев состояние управления, включая корпоративный аспект и управление рисками, в том числе вследствие ориентации кредитных организаций на обслуживание бизнеса владельцев;
  • существование непрозрачных для регулятора и рынка форм деятельности, недостоверность учета и отчетности, приводящие к искажению информации о работе кредитных организаций;
  • вовлеченность отдельных кредитных организаций в противоправную деятельность;
  • недостаточная технологическая надежность информационных систем кредитных организаций, обусловленная в том числе неупорядоченностью в сфере применения информационных технологий в банковской деятельности, включая технологии дистанционного банковского обслуживания.

Указанные недостатки снижают  авторитет банковского сообщества и уровень доверия к банковскому  сектору, ухудшают возможности привлечения  банками инвестиций.

Наличие нерешенных проблем  обусловливает необходимость дополнительных усилий со стороны Правительства  Российской Федерации и Банка  России в целях дальнейшего развития банковского сектора, направленного  на качественные изменения в деятельности банков2.

1.5 Основные задачи Правительства Российской Федерации и Банка России по изменению модели развития банковского сектора

Изменение модели развития банковского сектора потребует  от Правительства Российской Федерации  и Банка России реализации комплекса  мероприятий, направленных:

    • на совершенствование правовой среды, включая развитие законодательства Российской Федерации и создание иных условий, обеспечивающих возможности рационального ведения бизнеса, более эффективную защиту частной собственности и развитие конкуренции на всех сегментах финансового рынка;
    • на формирование инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и базирующейся на использовании передовых банковских технологий, развитии системы регистрации залогов, бюро кредитных историй, платежной и расчетной систем, института центрального контрагента и иных инфраструктурных институтов и условий, включая мероприятия по созданию международного финансового центра в Российской Федерации;
    • на повышение качества корпоративного управления и управления рисками в кредитных организациях;
    • на совершенствование банковского регулирования и банковского надзора прежде всего путем развития в них содержательной составляющей и приведения правовых условий и практики их осуществления в соответствие с международными стандартами. Такая работа должна дополняться формированием системы регулирования и надзора (контроля) за деятельностью всех организаций, оказывающих финансовые услуги, исходя из принципа пропорциональности предъявляемых требований системной значимости организаций и уровню принимаемых ими рисков;
    • на обеспечение финансовой стабильности.

Информация о работе Ответственность за нарушение банковского законодательства