Ответственность за нарушение банковского законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:48, курсовая работа

Описание

Целью исследования является комплексный, анализ теоретических и практических вопросов применения мер ответственности за нарушение банковского законодательства, предусмотренных нормами финансового права.
Объектом исследования являются, общественные отношения, складывающиеся в связи с установлением и реализацией мер ответственности за нарушение банковского законодательства, регулируемых нормами финансового права.

Содержание

Введение.......................................................................................................................3
Глава 1. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности Банка России......5
1.1 Банковский надзор .........................................................................................5
1.2 Недостатки в банковском регулировании и банковском надзоре...........14
1.3 О выполнении Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года....................................................................15
1.4 Проблемы развития банковского сектора..................................................17
1.5 Основные задачи Правительства Российской Федерации и Банка России по изменению модели развития банковского сектора.....................................19
Глава 2. Правовые принципы ответственности кредитных организаций в сфере банковской деятельности..............................................................................................21
Глава 3. Ответственность за нарушение банковского законодательства.................25
3.1 Ответственность кредитных организаций за нарушение федерального банковского законодательства...........................................................................25
3.2. Ответственность за разглашение банковской тайны................................36
3.3. Противодействие легализации (отмыванию) доходов кредитных организаций, полученных преступным путем ................................................47
Заключение.................................................................................................................52
Список использованной литературы.......................................................................54
Приложение................................................................................................................56

Работа состоит из  1 файл

Кузьмина ответственность за нарушение банковского законодательства.docx

— 1.13 Мб (Скачать документ)

Решение задач развития банковского  сектора потребует существенного  изменения условий его функционирования и может привести к трансформации его структуры.

Ожидаемые результаты развития банковского сектора.

В результате реализации Стратегии, предложенной Правительством Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации, российская банковская система по всем основным аспектам (организация деятельности, качество управления, состояние конкурентной среды, учет и отчетность, рыночная дисциплина и транспарентность, регулирование и надзор) должна соответствовать международным стандартам.

Ожидаемые результаты развития банковского сектора базируются на положениях Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и  учитывают необходимость совершенствования  модели банковского бизнеса. Предполагается, что к 1 января 2016 г. банковским сектором будут достигнуты следующие совокупные показатели:

    • активы/ВВП - более 90 процентов (на 1 января 2011 г. - 76 процентов);
    • капитал/ВВП - 14 - 15 процентов (на 1 января 2011 г. - 10,6 процента);
    • кредиты нефинансовым организациям и физическим лицам/ВВП -  
      55 - 60 процентов (на 1 января 2011 г. - 40,8 процента).

При этом Правительство Российской Федерации и Банк России исходят  из того, что первостепенное значение имеют качественные характеристики развития - характер и уровень предоставляемых  банковских услуг, уровень конкуренции  в банковском секторе, устойчивость и транспарентность кредитных организаций,  предопределяющие усиление роли банков в инновационных процессах реального  сектора экономики и повышении эффективности инвестиций3.

2.Правовые принципы  ответственности кредитных организаций  в сфере банковской деятельности.

  1. Принцип целесообразности правовой ответственности кредитных организаций.

Ответственность — не самоцель, а средство достижения определенных задач, и по своему содержанию, порядку  осуществления она должна соответствовать  определенным целям, при соблюдении условия, что закон целесообразен  с точки зрения устанавливаемых  обязанностей и мер принуждения, закрепленных в санкциях правовых норм. Законодательство тогда целесообразно, если закрепляет те или иные меры административного  принуждения к кредитным организациям в виде санкций за определенные противоправные деяния, направленные на защиту прав и  интересов не только клиентов и других участников, но и правопорядка.

Принцип целесообразности применительно  к кредитным организациям означает, прежде всего, что меры административной ответственности применяются с  учетом всех обстоятельств дела. Целесообразность вообще предполагает не только осуждение  кредитной организации с учетом обстоятельств дела, но и освобождение от наказания или замену наказания  более мягкой мерой воздействия, если имеются законные основания, т.е. именно целесообразное решение по делу означает его подлинную законность.

При совершении конкретного  правонарушения принцип целесообразности предполагает:

1) индивидуализацию ответственности;

2) смягчение наказания,  если в процессе его исполнения  цель юридической ответственности  кредитной организацией достигнута  ранее указанного в предписаниях  срока.

Все обстоятельства, обеспечивающие принцип целесообразности ответственности  кредитных организаций, закреплены в законе, и по своему содержанию он вообще означает разумность в ее осуществлении на основе соблюдения принципов законности, гуманности и строгой индивидуализации применения мер воздействия. Целесообразность  не противопоставляется иным принципам юридической ответственности, соотносится с ними, не умаляя их самостоятельности, т.к. принцип целесообразности ответственности кредитных организаций в каждом конкретном случае основывается на принципе законности и неразрывно связан с ним.

Руководствуясь данным принципом, органы и должностные лица вправе при применении наказания избрать  тот вид санкции, который соответствует  каждому конкретному правонарушению в отдельности, поэтому в процессе реализации административной ответственности  принцип целесообразности находит  свое четкое выражение.

  1. Принцип неотвратимости административной ответственности кредитных организаций.

Основная цель государственного принуждения как метода преодоления  правонарушений — в его неотвратимости. Это связано с неизбежностью  возмещения причиненного вреда кредитной  организацией, нарушенного права  и с неизбежностью его восстановления, а возможно, и с неизбежностью  отмены незаконного акта. Этот принцип  имеет огромное значение, т.к. без  него успешно не может осуществляться ни одна из целей ответственности  кредитных организаций. Отсутствие неотвратимости ответственности означает нарушение правопорядка и освобождение от нее кредитных организаций, что  повлечет явное и злостное нарушение  прав клиентов и других участников банковской деятельности, ослабление законов, предписаний, указаний, инструкций (подзаконных актов), которые кредитные  организации нарушают, чтобы избежать наказания — не отвечать по договорным обязательствам, не возмещать убытки клиентам, не выплачивать штрафы и  пени за нарушение административного  и банковского законодательства и т.п. Таким образом, в случае нарушения принципа неотвратимости ответственности кредитных организаций его задачи не выполняются, и он утрачивает свое социальное значение. Поэтому наличие неотвратимости ответственности этих субъектов банковской деятельности создает прочные гарантии для участников правоотношений — клиентов. Например, из смысла ст. 2.10 КоАП РФ следует, что кредитные организации подлежат административной ответственности за совершенные ими административные правонарушения в области финансов, налоговик сборов, рынка ценных бумаг. Учитывая огромное значение принципа неотвратимости ответственности кредитных организаций, законодатель закрепил его в ряде нормативно-правовых актов. Например, Банк России, устанавливая порядок открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов, вправе применить такие меры воздействия к правонарушителю (банку), как: издание приказа об отзыве или аннулировании уполномоченного банка лицензии на осуществление банковских операций; издание предписаний о введении ограничений на проведение уполномоченным банком банковских операций с иностранной валютой или запретами др.

Можно также указать и  на другие нормативные акты, закрепляющие принцип неотвратимости ответственности  за правонарушения кредитных организаций: согласно Инструкции ЦБ РФ от 31 марта 1997 г. к ним применяются такие  меры, как: штрафы; требование о замене руководителя кредитной организации; запрет на открытие филиалов на срок до одного года; требование о приведении в соответствие величины собственных  средств и размера уставного  капитала в соответствии с законами и др.

Информация о работе Ответственность за нарушение банковского законодательства