Расчеты чеками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:36, дипломная работа

Описание

Цель работы ― показать необходимость и эффективность безналичных операций, определить их достоинства и недостатки, исследовать рынок банковских пластиковых карточек в Республике Беларусь, изучить факторы, влияющие на перспективы дальнейшего развития расчетов безналичным путем и разработать предложения по совершенствованию безналичных операций банков с юридическими лицами и населением.

Содержание

Введение ………………………………………………………..………………...… 5
1 Правовые основы организации безналичных расчетов и их формы в Республике Беларусь……………………………….2
1.1Сущность, значение и принципы организации безналичного оборота в Республике Беларусь……………………………8
1.2Формы безналичных расчетов……………………... .12
1.3Нормативная и законодательная база для осуществления безналичных расчетов в Республике Беларусь………..13
2 Анализ осуществления безналичных расчетов с использование банковских пластиковых карточек…………………...14
2.1 Формы и методы осуществления безналичных расчетов на примере банковской системы Республики Беларусь и филиала ОАО«АСБ Беларусбанк»
2.2 Анализ рынка банковских пластиковых карточек…………………………...45
3Проблемы и пути совершенствования системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек…………….55
3.1 Проблемы развития безналичных расчетов в Республике Беларусь………..55
3.2 Пути совершенствования безналичных расчетов в Республике Беларусь...61
Заключение………………………………………………………………………… 69

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 1.18 Мб (Скачать документ)

1) национальные, т. е. внутренние платежные системы;

2) карточки международных платежных систем.

По категориям клиентов карточки подразделяются на:

1) стандартные ― для рядовых клиентов со средним уровнем и выше среднего уровня доходов;

2) привилегированные ― предназначены для наиболее состоятельных частных или крупных корпоративных клиентов, предусматривают целый ряд льгот их держателям.

Ориентация на потребителей данного вида услуг с различным уровнем доходов делает доступным банковские пластиковые карточки для всех категорий клиентов. Так, например, международная платежная система Visa предлагает следующие виды карточек с различными условиями:

1) “Visa Plus” ― выпускается для массового клиента, который еще не имеет опыта пользования платежными карточками. Позволяет только получать наличные;

2) “Visa Electron” ― общедоступная дебетовая карточка, которая предназначена для расчетов на терминалах в торговых точках и снятия наличных в банкоматах;

3) “Visa Classic” ― карточка для рядового клиента, который имеет стабильные доходы. Может быть как дебетовой, так и кредитной. Принимается для оплаты товаров и услуг. В пределах остатка на счете по ней можно получать наличные в банкоматах, пунктах выдачи наличных и обмена валют;

4) “Visa Gold” ― дебетовая или кредитная карточка, предназначенная для наиболее состоятельных, богатых клиентов. Отличается от “Visa Classic” более высокой суммой предоставляемого кредита и набором дополнительных услуг: бесплатное страхование держателя карточки от несчастного случая во время путешествия; страховки и скидки при аренде автомобиля; гарантированное бронирование номера в гостинице, бронирование мест в театрах и на спортивных соревнованиях; скидки при оплате международных телефонных переговоров и другое;

5) “Visa Business” ― корпоративная карта, выпускаемая для сотрудников организаций, уполномоченных расходовать в тех или иных пределах средства своей компании. К ней могут прилагаться те же дополнительные услуги, что и для карточки “Visa Gold” .

По продолжительности использования карточки делят:

1) срочные ― используются в течение определенного срока (с правом пролонгации или без такого права);

2) бессрочная ― используется без ограничений во времени.

В зависимости от пользователей пластиковые карточки могут быть индивидуальные и корпоративные.             

В соответствии с Инструкцией о порядке совершения операций с банковскими пластиковыми карточками, утвержденной постановлением Правления  Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 года №74 , под понятие корпоративной карточки подпадает дебетовая или кредитная карточка, при использовании которой операции по карт-счету производятся на основании заключенного между банком-эмитентом и юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем) договора карт-счета и, в необходимых случаях, доверенности владельца карт-счета, выданной в порядке, установленном законодательством.

Корпоративные карточки предназначены прежде всего для повышения эффективности управления предприятием и отвечают потребностям предприятий различного профиля большого, среднего и малого бизнеса. Корпоративные карточки связаны со счетом юридического лица (индивидуального предпринимателя), но позволяют, в зависимости от используемой в банке технологии, установить индивидуальные лимиты на проведение тех или иных расходных операций по каждой карточке либо производить непосредственное распределение денежных потоков в пользу конкретных субсчетов.               Корпоративные карточки имеют следующее преимущества для юридических лиц (индивидуальных предпринимателей):

1)  возможность сократить операционные расходы, связанные с выдачей подотчетных сумм, поскольку исчезает необходимость в получении в банке наличных  средств;

2)  возможность осуществления контроля над корпоративными расходами сотрудников в соответствии с предоставляемыми банком регулярными выписками по каждой корпоративной карточке;

3)  в случае непредвиденных расходов компания всегда может пополнить карточный счет необходимой суммой независимо от местонахождения работника;

4)  на остаток средств по счету банком начисляются проценты;

5)  значительно   более   высокий   уровень безопасности, чем при расчетах наличными деньгами, что особенно актуально для автоперевозчиков;

6)  использование     сотрудникам     компаний   корпоративных   карточек приводит  к повышению имиджа смой компании в глазах ее деловых партнеров.

Очевидны и преимущества корпоративных карточек для банков:

1)  комплексное обслуживание клиентов и, как следствие, привлечение

новых и удержание существующих клиентов;

2)  рост остатков на счетах;

3)  получение комиссионных доходов;

4)  снижение операционных расходов. 

Корпоративная карточка открывается юридическим лицам и предназначена для управления счетом юридического лица. Выдается она  банком-эмитентом отдельным сотрудникам фирмы, правомочным пользоваться ее средствами, а потому на корпоративной платежной карточке кроме названия фирмы выбивается имя пользователя, так что применять ее может только конкретный человек.

Фирма может открывать карточки для нескольких своих сотрудников, причем каждой карточке будет соответствовать свой спецкартсчет.

Ответственность за ненадлежащее использование корпоративной карты перед банком несет юридическое лицо ― владелец, а физическое лицо ― пользователь, в свою очередь, отчитывается перед бухгалтерией фирмы за все расходы, произведенные по корпоративной карте.

Существует большое количество классификаций корпоративных  кар- точных продуктов, в основу которых положены различные признаки.  Классификации корпоративных карточек по основным направлениям их использования:

1)  Карточки для оплаты командировочных и представительских расходов (T&E cards) ― пластиковые карточки, имеющие наряду со «стандартной» функциональностью такие расширенные опции, как программы лояльности, преференции для держателей при обслуживании в аэропортах, гостиницах, при аренде автомобилей и т.д.

2)  Карточки для оплаты издержек, связанных с эксплуатацией автотранспорта, принадлежащего юридическому лицу (индивидуальному предпринимателю) (fleet cards). Выделение  данных карточек в отдельную классификационную категорию связано, в первую очередь, с особенностями  функционирования рынка горюче-смазочных материалов, их учета и продажи. Среди данных карточек иногда выделяют «топливные» карточки, учет средств на которых производится в виде абсолютных единиц топлива.

3)  Закупочные карточки (purchasing cards, procurement cards или p-cards), предназначенные для осуществления нерегулярных закупок. Данные карточки получают все большее и большее распространение благодаря развитию сегмента В2В он-лайновой коммерции, расширению использования таких карточек в государственных структурах ряда стран.

4)  Таможенные карточки, предназначенные для оптимизации проведения таможенных платежей.     

В Республике Беларусь наибольшее распространение получили карточки международных платежных систем VISA International и MasterCard International, которые разработали ряд корпоративных карточных продуктов, предназначенных для оптимизации финансового  управления предприятий с различными объемами бизнеса, особенностями его ведения, типом собственности.

Следует отметить, что за последние годы доля корпоративных карточек в общей эмиссии пластиковых карт неуклонно снижается, что связано прежде всего с тем, что темпы роста выпуска в обращение личных, в первую очередь «зарплатных» карточек, значительно опережают темпы роста выпуска в обращение корпоративных карточек.

На сегодняшний день белорусский банковский рынок представлен различными типами пластиковых карточек, как международных, распространяемых отдельными белорусскими кредитными учреждениями по соглашению с зарубежными, так и чисто внутренних, выпуском которых банки Беларуси занимаются самостоятельно.

На сегодняшний день в республике функционируют разнообразные системы расчетов с использованием банковских пластиковых карточек в качестве платежного средства: внутриреспубликанская система «Белкарт», международные банковские системы VISA и  MasterСard/Europay, системы частных банковских карточек.

В Республике Беларусь эмиссию карточек осуществляют 24 банка. Их доля в общем объеме эмиссии на 01 октября 2011 года отражена на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3 ― Доля банков в общем объеме эмиссии на 01.10.2011

Примечание ― Источник: [4, с. 52].

 

На 1 октября 2011 года эмиссия банковских пластиковых карточек достигла 9,2 млн. единиц, из них 3,3 млн. карточек «БелКарт», 3,8 млн. карточек VISA, 2,1 млн. карточек MasterCard. Прирост банковских пластиковых карточек в обращении за 2010 год составил 19%.

Надо отметить, что более 60% прироста карточек в 2010 году обеспечило ОАО «АСБ Беларусбанк» — 922 424 карточки, или 61,6% от общего прироста карточек по республике. Существенный рост эмиссии также наблюдался в ОАО «Белпромстройбанк», ОАО «Белинвестбанк» и ОАО «Белагропромбанк». У остальных банков темпы прироста количества карточек незначительны.

Основное количество карточек (98%) эмитировано с открытием счетов в национальной валюте и, соответственно, лишь 2% приходится на карточки с открытием счетов в иностранной валюте.

В 2010 году продолжалось активное развитие объектов программно-технической инфраструктуры обслуживания операций с использованием банковских пластиковых карточек. Установлено 3063 банкомата (прирост 13%), 3776 инфокиосков (прирост 28%), в 18 241 организации торговли (сервиса) (прирост 49%) установлено 29 590 платежных терминалов (прирост 48%), 3957 пунктов выдачи наличных (прирост 10%) оснащены 8119 платежными терминалами (прирост 7%).

Расчеты банковскими пластиковыми карточками, как и другие формы безналичных расчетов, имеют свои достоинства и недостатки.

Преимущества для держателей карточек заключаются в следующем:

1)              возможность моментально оплатить товар, услугу, не зависимо от времени работы банка, то есть круглосуточный доступ денежным средствам на карт-счете;

2)              при расчетах отпадает необходимость в конвертации денежных средств;

3)              дополнительный доход, получаемый держателем в виде процента по остаткам на карт-счете;

4)              при потере, краже карточки держатель не теряет собственно деньги, так как они находятся на банковском счете. Достаточно лишь сообщить в банк, чтобы все расчеты по карточке были немедленно заблокированы. Такая возможность обеспечения сохранности отсутствует при использовании наличных денег;

5)              карточки позволяют сохранить конфиденциальность о состоянии счета при пересечении границы. Кроме этого, она не вносится в таможенную декларацию;

6)              возможность оперативного получения информации о состоянии счета и об операциях, произведенных с использованием карточки;

7)              использование дополнительных карточек позволяет нескольким держателям пользоваться средствами, хранящимися на одном счете, в пределах лимитов, установленных владельцем счета.

Отрицательная сторона для потребителя выражается в том, что:

а)              за удобства, которые дает использование карточки, приходится платить;

б)              карточки принимаются не во всех предприятиях торговли и сервиса, особенно в странах, которые только вступают на этот путь.

Выгода для предприятий торговли и сервиса, принимающих пластиковые карточки для оплаты, состоит в следующем:

а)              имеется возможность привлечь больше клиентов, в том числе состоятельных, и значительно увеличить товарооборот;

б)              не нужно заботиться о конвертации денег, снижаются затраты на инкассацию выручки;

в)              повышается престиж, рейтинг магазина;

г)              денежные средства на расчетный счет предприятий торговли и сервиса поступают значительно быстрее, чем при традиционных безналичных способах оплаты.

Положительные стороны для банков, выпускающих карточки:

а)              выпуск карточек позволяет увеличивать объемы привлеченных ресурсов;

б)              за все операции с карточками (платежи, обналичивание, конвертирование) банк взимает комиссию. Кроме того, клиент платит за получение самой карточки;

г)              расширение деятельности банка на новые регионы;

д)              повышается конкурентный потенциал банка, растет его авторитет как участника инновационных процессов.

Признание банковских пластиковых карточек, как платежного инструмента во многих странах обусловлено не только его преимуществами для каждого участника расчетов, но и значением, которое он имеет для экономики того или иного государства. А именно массовое использование банковских пластиковых карточек для осуществления безналичных расчетов может обеспечить:

-       дополнительное привлечение средств населения в банки, что  увеличивает ресурсы банковской системы;

-       обслуживание потребительских сделок в безналичной форме, что  ускоряет движение стоимости, облегчает учет движения средств, а, следовательно, возможности контроля, способствует росту налогооблагаемой базы, уменьшению роли теневой экономики;

-       увеличение масштабов потребительского кредитования населения;

-       оптимизацию обращения наличных денег и вкладов, делает структуры денежных агрегатов более стабильными. Поскольку отношение наличных средств к депозитам уменьшается, денежный мультипликатор увеличивается, но при этом эмиссия денег не происходит;

Информация о работе Расчеты чеками