Реинжиниринг коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 00:26, контрольная работа

Описание

В условиях обострившейся конкурентной борьбы за клиентов, рынки сбыта продукции банки в последнее время стали уделять главное внимание инновационной деятельности. В частности разработка и внедрение новых видов продукции становится наиболее приоритетным направлением их стратегии, так как определяет все остальные направления развития кредитного учреждения.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 439.86 Кб (Скачать документ)

Вневедомственный контроль осуществляется силами специально созданных  вневедомственных органов (например, контрольных  палат, ревизионных комитетов и  т.д.), в том числе включающих специальные  подразделения для осуществления  проверок и ревизий по заданиям правоохранительных органов.

Межведомственный контроль осуществляется путем объединения  усилий ряда заинтересованных министерств  и ведомств. Органами межведомственного  контроля в банковской системе могут  выступать:

комитеты по делам банков, в работе которых участвуют представители  заинтересованных ведомств;

специально созданный  контрольный орган (например, контрольное  бюро), по ряду вопросов подотчетный  и Центральному банку, и Министерству экономики и финансов.

Органами регионального контроля выступают региональные комиссии по делам банков.

Среди целей организации  государственного контроля и надзора  за банковской деятельностью можно  выделить:

проверку соответствия деятельности банковских учреждений действующему законодательству;

оценку степени риска  операций отдельных банков, их группировок, секторов;

проверку состояния ликвидности  баланса, ликвидности активов и  ликвидности контролируемого банка;

контроль и анализ прибыльности банковских операций, структуры доходов  и расходов банка;

проверку фискальной и  социальной защиты работников банка.

Для достижения вышеперечисленных  целей и реализации контрольных  функций соответствующими контрольными органами используются следующие основные методы работы:

организация проверок и ревизий  на местах;

определение форм и порядка  предоставления обязательной отчетности, подвергающейся систематическому анализу;

установление нормативов и коэффициентов, а также допустимых пределов отклонений (в том числе  дифференцированных для отдельных  банков и их группировок), соблюдение которых подтверждается представлением в Центральный банк (или иной контролирующий орган) соответствующих форм отчетности в установленные сроки.

Как правило, вышеперечисленные  полномочия и направления контроля находятся в ведении основного  органа государственного контроля в  банковской системе — Центрального банка. В отдельных странах данные функции выполняет Министерство экономики и финансов или специально созданный орган. Если же контрольными полномочиями наделяются все три  из них (и Центральный банк, и Министерство экономики и финансов, и специальный  контрольный орган), то в банковском законодательстве обязательно предусматривается  механизм согласования этих трех структур.

В банковском законодательстве также фиксируются следующие  основные моменты организации государственного банковского контроля:

банковские учреждения и  специализированные кредитно-финансовые институты обязываются предоставлять  любую необходимую информацию в  соответствующий контролирующий орган;

устанавливаются механизм, порядок и сроки проверки банков и парабанков;

определяются основные нормативные  методы регулирования, обязательность соблюдения контрольных и желательность  оценочных коэффициентов;

в самом общем виде разрабатываются  порядок и периодичность предоставления различных форм отчетности, причем конкретное содержание этих форм не фиксируется.

Комитет по делам банков создается для согласования деятельности и разработки основных направлений  и форм регулирования и контроля за деятельностью банков. Может создаваться  в качестве самостоятельной организации  либо при Правлении Центрального банка.

Участниками деятельности Комитета выступают представители Центрального банка (председатель и два заместителя); Министерства финансов; Министерства экономики; Верховного Совета; Министерства внешнеэкономических связей, а также  представители 10-15 крупнейших банков. Возглавляет работу Комитета в большинстве  случаев председатель Правления  Центрального банка.

Среди наиболее важных направлений  деятельности Комитета по делам банков можно выделить:

определение направлений  деловой политики банковских учреждений;

стратегическое планирование функционирования банковской системы  в целом, деятельности ее отдельных  институтов, их секторов;

определение приоритетных отраслей кредитования и порядка осуществления  кредитных операций в данных областях;

определение и пересмотр  прямых количественных ограничений  банковских операций, решение вопросов об их дифференциации в зависимости  от различных факторов;

решение вопросов организации  новых кредитных учреждений и  регулирование процессов развития банковской сети;

разработка основных направлений  развития форм банковского обслуживания;

вопросы согласования банковской политики;

определение политики в отношении  содействия размещению госзаймов;

организация и совершенствование  системы страхования банковских депозитов;

организация и совершенствование  системы банковского надзора;

урегулирование отношений  с Министерством экономики и  финансов и иными центральными ведомствами  по вопросам работы банков.

Для согласования деятельности банков и решения более узкоспециализированных вопросов их деятельности создаются  региональные банковские комиссии, деятельность которых финансируется совместно  банками и государством. Членами  комиссий назначаются представители  государственных служб ведомств (Центрального банка, Минфина, контрольного органа и т.д.) и крупнейших кредитных  учреждений.

К функциям региональных банковских комиссий относятся:

обеспечение и проверка правильности уплаты налогов банковскими учреждениями;

обеспечение и проверка правильности проведения инвестиционных и трастовых  операций;

контроль за выполнением  положений антимонопольного законодательства в банковской системе, за формированием  и функционированием банковских холдингов;

контроль и поддержка  частных банковских институтов;

контроль за осуществлением операций с населением, за деятельностью  ссудосберегательных банков и банков потребительского кредита; за организацией эмиссионно-учредительской банковской деятельности.

Региональные банковские комиссии наделяются правом разработки и распространения среди банков как методической, так и нормативной  документации, являющейся обязательной для исполнения. В случае выявления  комиссией нарушений она может  применить соответствующие санкции  к банкам-нарушителям:

предупреждение и порицание;

запрещение (квотирование, приостановление) определенного вида операций;

отстранение (временное или  постоянное) руководства банка и  назначение своих уполномоченных (временно) или руководителей (постоянно);

временное приостановление  действия лицензии;

штрафы в денежной или  натуральной форме.

Центральный банк является основным субъектом государственного банковского контроля. К функциям департамента по регулированию (надзору) и лицензированию банковской деятельности можно отнести:

разработку единых правил лицензирования и экономических  нормативов для коммерческих банков, координацию деятельности служб  банковского надзора Центральных  банков, оказание консультационных и  методических услуг Центральным  и коммерческим банкам по данным вопросам, ведение общегосударственного реестра  коммерческих банков;

выдача лицензий и осуществление  прямого надзора за крупномасштабными  и межрегиональными коммерческими  банками;

проведение ревизий коммерческих банков (национальные банки — 1-2 раза в году, иностранные банки — 1 раз в 2 года, небанковские филиалы — 1 раз в 3 года);

управление процессами слияний  и поглощений .банков;

внедрение научных разработок;

координация и установление связей с банками;

установление нормативных  коэффициентов, определение форм, сроков и содержания отчетности.

Центральным банком Российской Федерации установлены следующие  формы отчетности банков:

1. Баланс на первое  число месяца — в первый  рабочий день месяца, следующего  за отчетным (банки, имеющие в  своем составе филиалы, —- четвертого  числа месяца, следующего за отчетным).

2.         Квартальная оборотная ведомость — третьего числа первого месяца следующего квартала (шестого числа).

3.         Ежеквартально ведомость остатков по счетам "Прочие дебиторы и кредиторы" — третьего числа первого месяца следующего квартала (шестого числа).

4.         Ежеквартально перечни предприятий, организаций, объединений, внесших паевые взносы на формирование уставного фонда коммерческого банка, с указанием дат и сумм фактически внесенных и заявленных ими паевых взносов — третьего числа первого месяца следующего квартала (шестого числа).

5.         Ежеквартально Отчет об операционных и разных доходах и расходах (форма № 2) — вместе с балансом.

6.         Коммерческие банки, ведущие учет в соответствии с письмом Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. № 270—расшифровка остатков ссудной задолженности и неплатежей по ссудам банка государственных предприятий и организаций по отраслевому признаку (балансовый счет 355, форма 922),—в срок до 5~го числа каждого месяца.

7.         Расчеты экономических нормативов — вместе с балансом.

8.         Расшифровка отдельных счетов баланса по срокам привлечения и направления средств (по форме, приведенной в письме Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. № 270) — вместе с балансом.

9.         Коммерческие  банки,  зарегистрированные  Центральным банкир РФ, дополнительно представляют: расшифровки отдельных балансовых счетов, требующихся для расчета экономических нормативов деятельности коммерческих банкой имеете с балансом; расчет отчислений в страховые фонды — вместе с балансом.

10.       Коммерческие банки, имеющие лицензии на проведение операций в иностранной валюте, представляют отчетность по валютным операциям.

В целях обеспечения устойчивости функционирования банковской системы  Центральным банком Российской Федерации  установлены нормативы отчислений в централизованные фонды компенсации  разницы в процентных ставках, страхования депозитов и страхования коммерческих банков от банкротств, а также 9 нормативов ликвидности и риска (предельного размера риска на одного заемщика).

В зарубежных странах практикуется установление дифференцированных сроков (периодичности) проверок и предоставления форм отчетности для различных категорий  банков в зависимости от объема их операций. Основной принцип: крупные банки проверяются чаще, чем мелкие. Так, крупные банки предоставляют отчетность в Центральный банк ежемесячно, средние — ежеквартально, мелкие - 1 раз в полугодие. Однако при этом практика такова, что чем больше и чаще банк предоставляет отчетности, тем меньше ревизий и выездов, проверок на местах.

Аудиторский контроль

Аудит представляет собой  форму независимого, нейтрального контроля за деятельностью банков и иных кредитных  учреждений. Он существует в двух основных формах: внешний аудит; внутренний аудит.

Внешним аудит банковской деятельности осуществляется на договорной платной основе специализированными  аудиторскими организациями, обладающими  соответствующей лицензией Центрального банка, или физическими лицами —  независимыми частными аудиторами, также  получившими лицензию. В целях координации и согласования деятельности аудиторских организаций создаются их различные объединения: ассоциации, палаты и т.д.

Палаты аудиторского контроля создаются в первую очередь для  аттестации аудиторов (выдачи квалификационных удостоверений), регистрации аудиторских  организаций, методической помощи, координации  и контроля за аудиторской деятельностью. В их функции также входит рассмотрение претензий на некачественное проведение аудита и санкции в отношении  аудиторов и аудиторских организаций, не обеспечивающих требуемый уровень  финансового контроля.

Выдача лицензий аудиторам  осуществляется по итогам аттестации (сдачи экзамена). При аттестации к аудиторам предъявляются определенные требования: наличие высшего образования, практического опыта работы в  области экономики, финансов, учета  и права, а также успешной сдачи  экзаменов по форме, определенной палатой (советом) аудиторского контроля.

Порядок осуществления внешних  аудиторских проверок. В качестве основных целей внешних аудиторских  проверок можно выделить:

подтверждение достоверности  банковской отчетности;

подтверждение факта соблюдения (несоблюдения) банком установленных  нормативных и законодательных  требований;

анализ финансово-хозяйственной  деятельности банка;

подготовка и выдача официального заключения аудиторов, состоящего из двух основных частей: констатирующей и  рекомендательной.

Информация о работе Реинжиниринг коммерческих банков