Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 00:26, контрольная работа
В условиях обострившейся конкурентной борьбы за клиентов, рынки сбыта продукции банки в последнее время стали уделять главное внимание инновационной деятельности. В частности разработка и внедрение новых видов продукции становится наиболее приоритетным направлением их стратегии, так как определяет все остальные направления развития кредитного учреждения.
Вневедомственный контроль
осуществляется силами специально созданных
вневедомственных органов (например, контрольных
палат, ревизионных комитетов и
т.д.), в том числе включающих специальные
подразделения для
Межведомственный контроль осуществляется путем объединения усилий ряда заинтересованных министерств и ведомств. Органами межведомственного контроля в банковской системе могут выступать:
комитеты по делам банков,
в работе которых участвуют
специально созданный контрольный орган (например, контрольное бюро), по ряду вопросов подотчетный и Центральному банку, и Министерству экономики и финансов.
Органами регионального контроля выступают региональные комиссии по делам банков.
Среди целей организации государственного контроля и надзора за банковской деятельностью можно выделить:
проверку соответствия деятельности банковских учреждений действующему законодательству;
оценку степени риска операций отдельных банков, их группировок, секторов;
проверку состояния
контроль и анализ прибыльности банковских операций, структуры доходов и расходов банка;
проверку фискальной и социальной защиты работников банка.
Для достижения вышеперечисленных целей и реализации контрольных функций соответствующими контрольными органами используются следующие основные методы работы:
организация проверок и ревизий на местах;
определение форм и порядка предоставления обязательной отчетности, подвергающейся систематическому анализу;
установление нормативов и коэффициентов, а также допустимых пределов отклонений (в том числе дифференцированных для отдельных банков и их группировок), соблюдение которых подтверждается представлением в Центральный банк (или иной контролирующий орган) соответствующих форм отчетности в установленные сроки.
Как правило, вышеперечисленные полномочия и направления контроля находятся в ведении основного органа государственного контроля в банковской системе — Центрального банка. В отдельных странах данные функции выполняет Министерство экономики и финансов или специально созданный орган. Если же контрольными полномочиями наделяются все три из них (и Центральный банк, и Министерство экономики и финансов, и специальный контрольный орган), то в банковском законодательстве обязательно предусматривается механизм согласования этих трех структур.
В банковском законодательстве
также фиксируются следующие
основные моменты организации
банковские учреждения и
специализированные кредитно-финансовые
институты обязываются
устанавливаются механизм, порядок и сроки проверки банков и парабанков;
определяются основные нормативные методы регулирования, обязательность соблюдения контрольных и желательность оценочных коэффициентов;
в самом общем виде разрабатываются
порядок и периодичность
Комитет по делам банков создается для согласования деятельности и разработки основных направлений и форм регулирования и контроля за деятельностью банков. Может создаваться в качестве самостоятельной организации либо при Правлении Центрального банка.
Участниками деятельности Комитета
выступают представители
Среди наиболее важных направлений деятельности Комитета по делам банков можно выделить:
определение направлений деловой политики банковских учреждений;
стратегическое планирование функционирования банковской системы в целом, деятельности ее отдельных институтов, их секторов;
определение приоритетных отраслей кредитования и порядка осуществления кредитных операций в данных областях;
определение и пересмотр прямых количественных ограничений банковских операций, решение вопросов об их дифференциации в зависимости от различных факторов;
решение вопросов организации
новых кредитных учреждений и
регулирование процессов
разработка основных направлений развития форм банковского обслуживания;
вопросы согласования банковской политики;
определение политики в отношении содействия размещению госзаймов;
организация и совершенствование системы страхования банковских депозитов;
организация и совершенствование системы банковского надзора;
урегулирование отношений с Министерством экономики и финансов и иными центральными ведомствами по вопросам работы банков.
Для согласования деятельности
банков и решения более
К функциям региональных банковских комиссий относятся:
обеспечение и проверка правильности
уплаты налогов банковскими
обеспечение и проверка правильности проведения инвестиционных и трастовых операций;
контроль за выполнением положений антимонопольного законодательства в банковской системе, за формированием и функционированием банковских холдингов;
контроль и поддержка частных банковских институтов;
контроль за осуществлением операций с населением, за деятельностью ссудосберегательных банков и банков потребительского кредита; за организацией эмиссионно-учредительской банковской деятельности.
Региональные банковские
комиссии наделяются правом разработки
и распространения среди банков
как методической, так и нормативной
документации, являющейся обязательной
для исполнения. В случае выявления
комиссией нарушений она может
применить соответствующие
предупреждение и порицание;
запрещение (квотирование, приостановление) определенного вида операций;
отстранение (временное или постоянное) руководства банка и назначение своих уполномоченных (временно) или руководителей (постоянно);
временное приостановление действия лицензии;
штрафы в денежной или натуральной форме.
Центральный банк является основным субъектом государственного банковского контроля. К функциям департамента по регулированию (надзору) и лицензированию банковской деятельности можно отнести:
разработку единых правил
лицензирования и экономических
нормативов для коммерческих банков,
координацию деятельности служб
банковского надзора
выдача лицензий и осуществление прямого надзора за крупномасштабными и межрегиональными коммерческими банками;
проведение ревизий
управление процессами слияний и поглощений .банков;
внедрение научных разработок;
координация и установление связей с банками;
установление нормативных коэффициентов, определение форм, сроков и содержания отчетности.
Центральным банком Российской
Федерации установлены
1. Баланс на первое
число месяца — в первый
рабочий день месяца, следующего
за отчетным (банки, имеющие в
своем составе филиалы, —-
2. Квартальная оборотная ведомость — третьего числа первого месяца следующего квартала (шестого числа).
3. Ежеквартально ведомость остатков по счетам "Прочие дебиторы и кредиторы" — третьего числа первого месяца следующего квартала (шестого числа).
4. Ежеквартально перечни предприятий, организаций, объединений, внесших паевые взносы на формирование уставного фонда коммерческого банка, с указанием дат и сумм фактически внесенных и заявленных ими паевых взносов — третьего числа первого месяца следующего квартала (шестого числа).
5. Ежеквартально Отчет об операционных и разных доходах и расходах (форма № 2) — вместе с балансом.
6. Коммерческие банки, ведущие учет в соответствии с письмом Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. № 270—расшифровка остатков ссудной задолженности и неплатежей по ссудам банка государственных предприятий и организаций по отраслевому признаку (балансовый счет 355, форма 922),—в срок до 5~го числа каждого месяца.
7. Расчеты экономических нормативов — вместе с балансом.
8. Расшифровка отдельных счетов баланса по срокам привлечения и направления средств (по форме, приведенной в письме Госбанка СССР от 16 февраля 1990 г. № 270) — вместе с балансом.
9. Коммерческие банки, зарегистрированные Центральным банкир РФ, дополнительно представляют: расшифровки отдельных балансовых счетов, требующихся для расчета экономических нормативов деятельности коммерческих банкой имеете с балансом; расчет отчислений в страховые фонды — вместе с балансом.
10. Коммерческие банки, имеющие лицензии на проведение операций в иностранной валюте, представляют отчетность по валютным операциям.
В целях обеспечения устойчивости
функционирования банковской системы
Центральным банком Российской Федерации
установлены нормативы
В зарубежных странах практикуется установление дифференцированных сроков (периодичности) проверок и предоставления форм отчетности для различных категорий банков в зависимости от объема их операций. Основной принцип: крупные банки проверяются чаще, чем мелкие. Так, крупные банки предоставляют отчетность в Центральный банк ежемесячно, средние — ежеквартально, мелкие - 1 раз в полугодие. Однако при этом практика такова, что чем больше и чаще банк предоставляет отчетности, тем меньше ревизий и выездов, проверок на местах.
Аудиторский контроль
Аудит представляет собой форму независимого, нейтрального контроля за деятельностью банков и иных кредитных учреждений. Он существует в двух основных формах: внешний аудит; внутренний аудит.
Внешним аудит банковской
деятельности осуществляется на договорной
платной основе специализированными
аудиторскими организациями, обладающими
соответствующей лицензией
Палаты аудиторского контроля
создаются в первую очередь для
аттестации аудиторов (выдачи квалификационных
удостоверений), регистрации аудиторских
организаций, методической помощи, координации
и контроля за аудиторской деятельностью.
В их функции также входит рассмотрение
претензий на некачественное проведение
аудита и санкции в отношении
аудиторов и аудиторских
Выдача лицензий аудиторам
осуществляется по итогам аттестации
(сдачи экзамена). При аттестации
к аудиторам предъявляются
Порядок осуществления внешних аудиторских проверок. В качестве основных целей внешних аудиторских проверок можно выделить:
подтверждение достоверности банковской отчетности;
подтверждение факта соблюдения (несоблюдения) банком установленных нормативных и законодательных требований;
анализ финансово-
подготовка и выдача официального заключения аудиторов, состоящего из двух основных частей: констатирующей и рекомендательной.