Реинжиниринг коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 00:26, контрольная работа

Описание

В условиях обострившейся конкурентной борьбы за клиентов, рынки сбыта продукции банки в последнее время стали уделять главное внимание инновационной деятельности. В частности разработка и внедрение новых видов продукции становится наиболее приоритетным направлением их стратегии, так как определяет все остальные направления развития кредитного учреждения.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 439.86 Кб (Скачать документ)

 

  1. Анализ финансового состояния Сбербанка

Прежде всего, следует  понимать, что Сбербанк – это  один из самых мощных финансовых институтов не только России и Европы, но и мира. В 2007 года он вошел в ТОП-100 самых  авторитетный организаций мира, поэтому  даже безо всяких цифр становится ясным, что организация серьезная. Собственный капитал на середину 2009 года составлял более 780 миллиардов рублей. Активы – более 6 триллионов. Анализ и оценка финансового состояния Сбербанка может проводиться также и с учетом недавно распространенной стратегии развития до 2014 года. Сбербанк планирует за пять лет увеличить прибыль в три раза. Учитывая такие амбиции, можно полагать, что его капитализация и другие финансовые показатели очень возрастут.

Сбербанк России является крупнейшим банком Российской Федерации  и СНГ. Его активы составляют четверть банковской системы страны, а доля в банковском капитале находится на уровне 30%. По данным журнала The Banker (1 июля 2009 г.), Сбербанк занимал 38 место по размеру основного капитала среди всех банков мира. Средний  дневной объем торгов акциями Сбербанка составляет порядка 40% объема торгов на ММВБ.

Учредитель и основной акционер Банка — Центральный банк Российской Федерации (Банк России). По состоянию на 8 мая 2010 г. ему принадлежит 57,58% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 273 тысяч юридических и физических лиц.

На 01.11.2010 - высоколиквидных активов: 858 813 248 тыс. руб., обязательств до востребования и приравнянных к ним: 1 365 684 701 тыс. руб. Показатель мгновенной ликвидности = 62.89%.

Активы банка

На 01.10.2010г.

На 01.10.2011г.

Сравнение результатов

Всего активов, в том числе

6 793 496 086

8 075 325 011

1 281 828 925

15,9%

Остатки на корреспондентских счетах

100 785 440

166 738 714

65 953 274

39,6%

Банк России

18 467 206

65 878 906

47 411 700

72,0%

Резиденты

20 277 614

320 237

- 19 957 377

- 6 232,1%

Нерезиденты

62 040 620

100 539 571

38 498 951

38,3%

Касса, драг. металлы

225 856 270

281 279 402

55 423 132

19,7%

МБК выданные

276 936 428

238 986 317

37 950 111

15,9%

Депозиты в ЦБ

50 000 000

65 000 000

15 000 000

23,1%

до 30 дней

50 000 000

65 000 000

15 000 000

23,1%

МБК, выданные резидентам

28 679 626

83 001 891

54 322 265

65,4%

до 30 дней

28 679 626

74 301 891

45 622 265

61,4%

до 180 дней

-

8 000 000

8 000 000

100,0%

свыше 180 дней

-

700 000

700 000

100,0%

МБК, выданные нерезидентам

198 256 802

90 984 426

107 272 376

117,9%

до 30 дней

192 328 639

82 118 674

110 209 965

134,2%

до 180 дней

1 504 610

-

1 504 610

-

свыше 180 дней

4 423 553

8 865 752

4 442 199

50,1%

Кредиты юридическим лицам

4 177 450 081

4 276 595 181

99 145 100

2,3%

резидентам

4 172 870 512

4 032 514 968

- 140 355 544

-3,5%

до 30 дней

20 818 152

17 910 494

- 2 907 658

- 16,2%

до 180 дней

135 251 572

99 155 838

- 36 095 734

-36,4%

свыше 180 дней

3 843 751 005

3 634 982 103

208 768 902

5,7%

просроченные (с %)

173 049 783

280 466 533

107 416 750

38,3%

нерезидентам

4 579 569

244 080 213

239 500 644

98,1%

до 180 дней

-

3 040 300

3 040 300

100,0%

свыше 180 дней

4 579 569

241 039 913

236 460 344

98,1%

Кредиты физическим лицам

1 266 712 932

1 355 682 577

88 969 645

6,6%

до 30 дней

8 945 964

23 210 831

14 264 867

61,5%

до 180 дней

1 712 623

1 847 867

135 244

7,3%

свыше 180 дней

1 215 261 639

1 277 505 642

62 244 003

4,9%

просроченные (с %)

40 792 706

53 118 237

12 325 531

23,2%

Облигации

728 515 813

1 657 426 219

928 910 406

56,0%

Выпущенные резидентами

630 267 991

1 495 159 847

864 891 856

57,8%

государственные

475 882 545

1 298 513 047

822 630 502

63,4%

банковские

736 847

-

- 736 847

-

корпоративные

153 648 599

196 646 800

42 998 201

21,9%

Выпущенные нерезидентами

98 247 822

103 108 873

4 861 051

4,7%

государственные

-

2 157 868

2 157 868

100,0%

банковские

24 160 652

15 135 515

9 025 137

59,6%

корпоративные

74 087 170

85 815 490

11 728 320

13,7%

В залоге (прямое РЕПО)

-

59 157 499

59 157 499

100,0%

Акции

17 084 823

60 351 523

43 266 700

71,7%

резидентов

16 596 834

58 800 546

42 203 712

71,8%

нерезидентов

487 989

1 550 977

1 062 988

68,5%

Прочие требования

374 287 486

456 771 972

82 484 486

18,1%

Обязательные резервы (ФОР)

40 559 738

49 552 385

8 992 647

18,1%

Средства в расчетах

6 143 783

6 145 153

1 370

0 %

Доли в компаниях

30 020 650

78 546 329

48 525 679

61,8%

Имущество, мат. запасы

275 089 263

301 302 044

26 212 781

8,7%

Проценты к получению

22 474 052

21 226 061

- 1 247 991

- 5,9%


Таб. 1. – Структура активов банка.

Пассивы банка

На 01.10.2010г.

На 01.10.2011г.

Сравнение результатов

Обязательства

5 866 498 288

7 077 980 109

1 211 481 821

17,1%

Корр. счета ЛОРО

35 328 328

32 916 271

- 2 412 057

- 7,3%

резидентов

27 132 235

20 824 932

6 307 303

30,3%

нерезидентов

8 196 093

12 091 339

3 895 246

32,2%

Привлеченные МБК

659 681 193

483 059 231

- 176 621 962

- 36,6%

от Банка России

500 000 000

300 106 022

-199 893 978

- 66,6%

до 30 дней

-

106 022

106 022

100,0%

свыше 180 дней

500 000 000

300 000 000

- 200 000 000

- 66,7%

от резидентов

19 296 167

40 990 707

21 694 540

52,9%

до 30 дней

18 816 167

38 580 557

19 764 390

51,2%

до 180 дней

480 000

890 000

410 000

46,1%

свыше 180 дней

-

1 520 150

1 520 150

100,0%

от нерезидентов

140 385 026

141 962 502

1 577 476

1,1%

до 30 дней

1 815 000

783 023

-1 031 977

-131,8%

до 180 дней

100 000

-

100 000

-

свыше 180 дней

138 470 026

141 179 479

2 709 453

1,9%

Счета клиентов

1 226 281 670

1 605 371 756

379 090 086

23,6%

государственных компаний

83 784 493

92 494 650

8 710 157

9,4%

резидентов

1 137 853 181

1 368 694 817

230 841 636

16,9%

нерезидентов

4 643 996

144 182 289

139 538 293

96,8%

Депозиты юридических лиц

574 499 882

648 808 380

74 308 498

11,5%

резидентов

515 895 654

516 312 162

416 508

0,1%

до 30 дней

35 524 606

75 925 060

40 400 454

53,2%

до 180 дней

153 032 170

114 763 455

-38 268 715

- 33,3%

свыше 180 дней

327 338 878

325 623 647

- 1 715 231

- 0,5%

нерезидентов

58 604 228

132 496 218

73 891 990

55,8%

до 30 дней

-

604 532

604 532

100,0%

до 180 дней

1 211 299

728 246

483 053

66,3%

свыше 180 дней

57 392 929

131 163 440

73 770 511

56,2%

Депозиты физических лиц

3 012 245 973

3 747 870 382

735 624 409

19,6%

резидентов

3 001 538 111

3 735 346 397

733 808 286

19,6%

до 30 дней

33 439 848

45 446 918

12 007 070

26,4%

до 180 дней

84 659 860

147 296 770

62 636 910

42,5%

свыше 180 дней

2 883 438 403

3 542 602 709

659 164 306

18,6%

нерезидентов

10 707 862

12 523 985

1 816 123

14,5%

до 30 дней

195 698

228 167

32 469

14,2%

до 180 дней

355 336

609 140

253 804

41,7%

свыше 180 дней

10 156 828

11 686 678

1 529 850

13,1%

Выпущенные ценные бумаги

91 155 264

115 968 409

24 813 145

21,4%

Собственные векселя

91 155 264

115 968 409

24 813 145

21,4%

до 30 дней

19 484 563

15 568 034

- 3 916 529

- 25,2%

до 180 дней

17 002 029

18 664 241

1 662 212

8,9%

свыше 180 дней

54 668 672

81 736 134

27 067 462

33,1%

Сертификаты

16 759 208

14 900 861

-1 858 347

-12,5%

до 30 дней

1 978 792

2 035 876

57 084

2,8%

до 180 дней

5 583 135

3 984 269

-1 598 866

-40,1%

свыше 180 дней

9 197 281

8 880 716

-316 565

-3,6%

Прочие обязательства

150 146 632

142 199 493

-7 947 139

-5,6%

Проценты к уплате

64 609 940

63 198 668

-1 411 272

-2,2%

Аккредитивы

85 536 692

79 000 825

-6 535 867

-8,3%

Созданные резервы

288 214 410

331 115 927

42 901 517

13,0%

кредиты

285 527 343

319 754 919

34 227 576

10,7%

МБК

1 011 386

1 252 816

241 430

19,3%

ценные бумаги

1 675 681

1 802 419

126 738

7,0%





Таб. 2. – Структура пассивов банка.

  1. Организационная структура Сбербанка

Так как Сбербанк РФ является одним из крупных банков, работающих с вкладами населения, структура  этого банка специфична. Жесткая  централизация и подчинение вышестоящему учреждению банка. Все подразделения  банка, начиная, с московского Россбербанка и заканчивая филиалами расположенными в самых отдаленных населенных пунктах, совершают свои операции по единым инструкциям и нормативным письмам.

Органами управления банком являются: общее собрание акционеров; наблюдательный Совет банка; коллективный исполнительный орган – Правление  банка; единоличный исполнительный орган – Председатель Правления  банка. Общее собрание акционеров является высшим органом управления банком.

Руководство текущей деятельностью  банка осуществляется Правлением и  Председателем Правления банка. Председатель правления избирается общим собранием акционеров из числа  членов Наблюдательного совета банка.

К компетенции Председателя Правления относятся следующие  вопросы: внесение предложений наблюдательному  совету по составу Правления банка; организация работы Правления банка; распределения обязанностей между  членами Правления; утверждение  структуры и штатного расписания центрального аппарата банка, положений  о структурных подразделениях; назначение (освобождение) на должность руководителей  структурных подразделений. 

Организационная структура  СБ РФ построена следующим образом. Центральный аппарат находится  в Москве. Филиалы в республиках, краях и областях не наделены правами  юридического лица и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Банка. Филиалы банка  возглавляются Председателями, назначаемыми Председателем Правления, а филиалы  в городах и районах – управляющими филиалов.

Итак, структура Сбербанка  жестко централизована. Органы управления на местах утверждаются вышестоящими учреждениями банка и подчиняются  им же. Круг операций, порядок их проведения и нормативная документация доводятся  вышестоящими учреждениями и являются обязательными к исполнению даже если они  противоречат имеющимся  документам Центрального банка. Это  подтверждает жесткую централизацию.

 

  1. Аудит и контроль

Банковский аудит –  это проверка состояния финансово-хозяйственной  деятельности банка как акционерного коммерческого предприятия. В соответствии со ст.42 Федерального Закона «О банках и банковской деятельности» деятельность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской  организацией, имеющей в соответствии с законодательством РФ лицензию на осуществление таких проверок.

 Основная задача банковского  аудита – дать заключение о  финансовом положении проверяемого  банка, его доходности, ликвидности,  степени риска банковских операций. Аудиторские проверки осуществляют  как внешние (независимые) аудиторы, так и служба внутреннего аудита.

В учреждениях Сберегательного  банка службу внутреннего аудита называют (по сложившейся традиции) ревизионным аппаратом. Хотя между  понятием аудитор и ревизор существует принципиальная разница. В отличие  от обычных ревизий вышестоящих  организаций аудиторские проверки характеризуются комплексностью, независимостью, а также разработкой рекомендаций в интересах учредителей банка.

Аудиторские проверки внешними аудиторами, как правило, совершаются  на основе контракта, заключенного руководством банка и независимой аудиторской  фирмой. В Сберегательном банке внешнему аудиту подвергается головной офис и  выборочно в разные годы различные  территориальные банки. Полное аудиторское  заключение формируется на основании  данных, представленных ревизионным  аппаратом Сбербанка.

Методы аудита включают ревизию  бухгалтерских документов, фактическую  проверку операций, бухгалтерского учета, сопоставление записей в учете  с документами, а также записей  в учете, документов и фактических  данных по взаимосвязанным операциям, проведение встречных проверок.

В процессе изучения бухгалтерских  документов устанавливается законность и правильность выполнения операций, сверяется подлинность документов, правильность содержащихся в них  расчетов, особенность бухгалтерских котировок. При этом не исключается сплошная проверка документов по наиболее сложным и ответственным операциям, по которым возможно злоупотребление (кассовые, валютные, депозитные, процентные, комиссионные, гарантийные). Сплошную проверку документов целесообразно проводить по операциям, которые не связаны с выполнением поручений клиентов и потому ими не контролируются. Сюда входят документы по внутрибанковским операциям, по доходам и расходам банка, формированию его уставного фонда. Во всех других случаях необходим выборочный метод проверки документов. Отбор документов делается за относительно продолжительный период, в течение которого, возможные нарушения могли повториться.

В процессе аудиторской проверки аудиторская фирма рассматривает: выполнение экономических нормативов, качество управления кредитной организацией. Оценка кредитной политики и качества управления кредитными рисками дается на основании протоколов заседаний  кредитного комитета, кредитных заявок и договоров, обеспеченности ссуд, правильности оформления залоговых обязательств, своевременности возврата ссуд, обоснованности пролонгирования ссуд, постановки и  проведения претензионно-исковой работы. Полноты формирования резерва на возможные потери по ссудам.

Состояние внутреннего  учета  и отчетности по видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг  аудиторская организация изучает путем анализа управления рисками при осуществлении кредитной организацией  операций на рынке ценных бумаг на основании  первичных документов и полноты формирования резерва под обесценение ценных бумаг.

Кроме этого, аудиторская  организация должна рассмотреть  вопросы постановки контроля за отражением всех операций в бухгалтерском учете, работы по проведению проверок и ревизий, организации контроля за деятельностью  филиалов.

 

  1. Управление качеством 

В рамках реализации Стратегии  развития Сбербанка значительное повышение  качества обслуживания является приоритетной задачей. Понимая это, мы на постоянной основе проводим исследования удовлетворенности  клиентов по различным сегментам. Так, в 2010 году были проведены масштабное исследование в розничном секторе, пробное исследование по корпоративным  клиентам и опрос клиентов, воспользовавшихся  услугами колл-центра.

На основании результатов  исследований создаются программы  повышения качества. В 2010 году была разработана и внедрена программа  повышения качества обслуживания розничных  клиентов, а в 2011 году будет разрабатываться  аналогичная программа, ориентированная  на корпоративных клиентов Банка. Для  достижения максимального эффекта  программы результаты оценок качества включены в систему мотивации  сотрудников различных категорий.

Исходя из требований потребителей, в Сбербанке разработаны стандарты  качества обслуживания, которые с  мая 2010 года активно внедряются в  практику нашей работы по всей России. Программа повышения качества обслуживания клиентов включает набор различных  инструментов, позволяющих отслеживать  динамику улучшений в различных  точках взаимодействия с клиентами:

  • регулярный мониторинг качества обслуживания методом «Таинственный покупатель» в точках обслуживания и coll-центре;
  • внутренние проверки качества обслуживания в точках обслуживания;
  • тестирование удобства и функциональности дистанционных каналов обслуживания; предоставление потребителям широкого спектра каналов обратной связи.

Для получения отзывов  и жалоб клиентов в Сбербанке  существует большое количество каналов: контактный центр, Книга отзывов  и предложений, личный прием граждан, анкетирование клиентов, корпоративный  интернет-сайт (http://www.sberbank.ru), электронная почта и почтовый адрес Банка. Отдельно ведется мониторинг жалоб клиентов в Интернете на региональных и федеральных банковских форумах и в социальных сетях. Координацию подразделений Банка, вовлеченных в процесс работы с обращениями, осуществляет Служба заботы о клиенте.

Информация о работе Реинжиниринг коммерческих банков