Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:42, дипломная работа
Цель настоящей дипломной работы состоит в разработке мер
по совершенствованию некредитной деятельности коммерческого банка
на основе исследования кредитной системы России и конкретного объекта — ОАО «Альфа-Банк».
Введение 3
1. Развитие некредитного сегмента деятельности коммерческих банков
в условиях мирового финансового кризиса 7
1.1. Состояние экономики Российской Федерации 7
1.2. Обзор банковской системы Российской Федерации 17
1.3. Классификация направлений деятельности коммерческих банков.
Основные особенности рисков банковского сектора и их распределение
по степени влияния 24
1.4. Выбор методики оценки финансового состояния коммерческого банка 32
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка
ОАО «Альфа-Банк» (2006–2008) 36
2.1. Общая характеристика банка. Анализ основных показателей
деятельности ОАО «Альфа-Банк» 36
2.2. Анализ структуры и динамики доходов, расходов и прибыли
ОАО «Альфа Банк» 45
2.3. Анализ структуры и динамики активов и пассивов ОАО «Альфа-Банк».
Анализ коммерческой эффективности (прибыльности) основных
операций банка 55
3. Меры по совершенствованию некредитной деятельности коммерческого
банка ОАО «Альфа-Банк» 64
3.1. Расширение консалтинговой деятельности банка 64
3.2. Оптимизация политики банка по управлению ценными бумагами
и активами в иностранной валюте 71
3.3. Диверсификация набора инструментов привлечения средств
юридических и физических лиц 76
Заключение 80
Список использованной литературы 83
В международной практике определяются и другие разновидности банковских рисков, например, риск потери деловой репутации — вероятность возникновения у кредитной организации убытков в результате уменьшения числа клиентов или контрагентов, вызванного формированием в обществе негативного представления о финансовой устойчивости кредитной организации, качестве оказываемых ею услуг или общем характере деятельности. По мнению И. В. Пещанской, «угроза потери репутации особенно разрушительна для банков, поскольку природа их бизнеса требует поддержания доверия кредиторов, вкладчиков и рынка в целом» [23, с. 35]. Следовательно, снижение репутационного риска становится всё более актуальной задачей для руководства банков.
Не менее важным является
регулирование операционного
Центральный банк Российской
Федерации на регулярной основе проводит анкетирование
кредитных организаций по вопросам риск-менеджмента,
связанным с применяемыми моделями оценки
различных видов рисков, методами определения
объёма резервов на покрытие рисков, подходам
к организации стресс-тестирования4 [60].
По данным последнего
исследования, проведённого в 2008 году,
91% российских банков учитывает в
ходе внутреннего стресс-
Российские кредитные организации не в полной мере осознают значимость операционного риска и необходимость управления им. К сожалению, часть банков пока не имеет практического опыта по мониторингу, оценке и минимизации операционного риска. В частности, не всеми банками осуществляется отдельный учёт операционных убытков. Тем не менее, отдельные кредитные организации уже создали специальные структурные подразделения по управлению операционным риском. Более того, за период 2005–2008 гг. количество банков, считающих, что операционный риск находится на первом или втором месте по степени влияния на их деятельность, возросло почти вдвое — с 8,9% до 16,7% [38, 39].
Масштаб ущерба от различных проявлений
операционного риска можно
Наиболее распространёнными
в результате нарушений законодательства
и порядка работы с клиентами (52% убытков).
В целом, существенная часть убытков связана
с несанкционированным использованием
информационных систем и ресурсов, злоупотреблением
конфиденциальной информацией или неправильной
организацией потоков данных внутри кредитных
организаций и между ними, а также с отсутствием
или несовершенством системы защиты информации6
[66]. Подробные данные о распределении
количества случаев и суммы потерь кредитных
организаций по проявлениям операционного
риска приведены
в таблице 1.
Следует отметить, что
международные стандарты
Таблица 1
Распределение количества
случаев и суммы убытков
Проявления операционного риска |
Распределение случаев, % |
Распределение потерь, % |
Злоупотребления или противоправные действия служащих кредитной организации (внутреннее мошенничество) |
4,2 |
6,1 |
Противоправные действия третьих лиц (подделка документов, несанкционированное проникновение в информационные системы) |
26,3 |
8,0 |
Нарушение трудового законодательства |
17,5 |
6,0 |
Нарушение банковского, антимонопольного и иного законодательства, неисполнение обязательств по договорам, нарушение порядка работы с клиентами (ненадлежащее использование конфиденциальной информации, навязывание услуг, сговор по ценам) |
18,2 |
52,4 |
Повреждение или утрата основных средств и других материальных активов |
1,2 |
1,4 |
Выход из строя оборудования и систем (сбои в работе аппаратного и программного обеспечения) |
2,0 |
1,2 |
Ненадлежащая организация деятельности, ошибки управления бизнес-процессами (несовершенство систем информационной защиты, неправильные юридические решения, неверное составление юридической документации) |
30,6 |
24,9 |
Источник: Results from the 2008 Loss Data Collection Exercise for Operational
Risk.
Basel Committee on Banking Supervision // Bank for International Settlements,
July 2009 [66].
Между тем, с середины
2010 года Банк России ужесточит требования
к капиталу банков в соответствии с упрощённым
стандартизированным подходом «Базеля
II»: в расчёт обязательного норматива
Н1 (достаточности собственных средств)
будет введён операционный риск. Управление
данным риском станет для российских банков
одной из первоочередных задач, ведь чем
ниже величина операционного риска, тем
проще будет коммерческому банку выполнять
требования Центрального банка [2]. В конечном
счёте это повысит финансовую устойчивость
всего банковского сектора и приведёт
к повышению качества управления рисками
в большинстве банков.
Предварительный анализ годовой отчётности
российских коммерческих банков показал,
что за 2006–2009 гг. её публикуемые
формы — отчёт
о прибылях и убытках и бухгалтерский
баланс — претерпели существенные изменения.
Главным образом, это вызвано вступлением
в силу с 1 января 2008 года обновлённых правил
ведения бухгалтерского учёта (согласно
Положению ЦБ РФ от 26 марта 2007 года № 302-П)
[3].
Основным регулирующим документом, касающимся банковской отчётности, в тот период являлось Указание ЦБ РФ от 16 января 2004 года № 1376-У7. Оно содержало разработочные таблицы, которыми кредитные организации могли руководствоваться при подготовке своей отчётности. Изучение двух редакций этого документа, действовавших в июне 2007 года и июне 2009 года соответственно [4, 5], позволило выявить следующие отличия, имеющие отношение к форме 0409807 «Отчёт о прибылях и убытках»:
В меньшей степени изменения коснулись формы 0409806 «Бухгалтерский баланс»:
Перечисленные изменения весьма затрудняют сравнение показателей деятельности кредитных организаций за 2006 год с показателями за 2007 и последующие годы. В целях обеспечения приемлемого для финансового анализа уровня сопоставимости рядов данных нами были разработаны две электронные трансформационные таблицы Microsoft Excel:
Кроме того, для составления
прогноза результатов деятельности кредитных организаций по
итогам 2009 года была создана таблица Quar
9, которая преобразует квартальные отчёты
о прибылях и убытках банка за 2009 год
в годовую форму.
Безусловно, в случае
пересчёта показателей и
Методика анализа, которая
применяется в данной работе, основана
на методике анализа финансового состояния
коммерческих банков, используемой Центральным
банком Российской Федерации (см. приложения
1 и 2). Она была впервые утверждена в сентябре
2000 года и неоднократно дополнялась и
совершенствовалась в дальнейшем. Последние
изменения были внесены достаточно давно
— 14 декабря 2006 года [18], что приводит
к необходимости актуализации части разделов
данной методики (в первую очередь, связанных
со структурно-динамическими подходами
к анализу балансового отчёта и отчёта
о прибылях и убытках, а также определению
рентабельности деятельности банка и
его отдельных операций).
В таблице 2 представлена сопоставительная характеристика некоторых показателей оригинальной8 и модифицированной методик анализа, с кратким обоснованием предлагаемых нами вариантов. Применение таких методов будет способствовать расширению возможностей анализа и построению более точных прогнозов финансовых результатов коммерческого банка.
Информация о работе Совершенствование некредитной деятельности коммерческого банка