Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 17:56, дипломная работа
Для экономики современной России большое значение имеет механизм банковского кредитования, которое позволяет организациям использовать значительные заемные ресурсы для расширения производства и обращения продукции.
Кредитование как фундаментальная составляющая деятельности банка является существенным источником инвестиций, содействует непрерывности и ускорению воспроизводственного процесса, укреплению экономического потенциала субъектов хозяйствования.
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты механизма банковского кредитования
1.1 Понятие и сущность механизма банковского кредитования
1.2 Система механизма банковского кредитования
1.3 Принципы и методы механизма банковского кредитования
Глава 2 Анализ кредитования в Калужском отделении № 8608 Сбербанка России
2.1 Характеристика Калужского ОСБ № 8608
2.2 Анализ кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Калужском ОСБ № 8608
2.3 Анализ кредитования физических лиц в Калужском ОСБ № 8608
Глава 3 Совершенствование механизма кредитования Калужского отделения № 8608 Сбербанка России
3.1 Направления развития механизма кредитования Калужского ОСБ № 8608
3.2 Проблемы и пути совершенствования механизма кредитования в Калужском ОСБ № 8608
Заключение
Предоставление банками
полноценного обслуживания предпринимателям
должно стать направлением специализации
банка и осуществляться по определенной
технологии. Только в этом случае будет
обеспечен высокий уровень
Изучение и анализ деятельности
Калужского ОСБ № 8608 показал, что
данная кредитная организация
Анализ отечественной практики банковского кредитования физических лиц на примере ссуд, предоставляемых Банком данной группе выявил наиболее актуальные проблемы, отражающие отрицательные влияния как внутренних, так и внешних факторов влияющих на функционирование кредитования физических лиц.
Основная из проблем в данной области кредитования - рост просроченных задолженности по потребительским кредитам, связанный с недостаточной эффективностью применяемых методов оценки кредитоспособности заемщиков-физических лиц и управления кредитным портфелем, что определяет важность совершенствования этих методов в процессе принятия банком решения о предоставлении кредита.
Решением данной проблемы в области кредитования населения, во-первых, должно стать применение эффективных методов оценки кредитоспособности заемщика –физического лица и управление его кредитным портфелем, во-вторых, пересмотр законодательной и нормативной базы в стране в области кредитования физических лиц.
В российской и зарубежной банковской практике методики оценки кредитоспособности заемщиков различаются в зависимости от суммы и вида кредита. Условно можно выделить две методики оценки заемщиков-физических лиц:
- «стандартная» - используется
при предоставлении крупных
- «экспресс-методика» - используется при предоставлении небольших сумм кредита. Основой такой методики, как правило, является система бального скоринга оценки кредитоспособности клиента в зависимости от различных характеристик потенциального клиента (пол, возраст, профессия и т. д.).
Зарубежный опыт потребительского кредитования показывает, что основными составляющими кредитного анализа при управлении кредитным риском в потребительском кредитовании являются:
- анализ платежеспособности;
- анализ вероятности погашения
кредитов, на основе оценки
- проверка клиентов по
различным информационным
Таким образом, в международной банковской практике на основе составляющих кредитного анализа заемщика – физического лица разработано несколько методов управления кредитным риском в процессе потребительского кредитования, важное среди которых занимает кредитный скоринг.
Калужское ОСБ № 8608 как и многие другие российские банки уже использует данный метод управления кредитным риском при предоставлении потребительских кредитов.
Мировая банковская практика свидетельствует о том, что за рубежом такой способ проверки клиентов в итоге сформировал целую индустрию сбора, хранения и использования для этих целей необходимой банкам информации, получаемой в основном от бюро кредитных историй.
В настоящее время большинству
банков, в том числе Калужского
ОСБ № 8608, осуществляющих потребительское
кредитование в России, необходимо
учитывать особенности
В соответствии с законом
«О кредитных историях» российские
банки должны предоставлять информацию
о заемщиках в бюро кредитных
историй. Информационная база о заемщиках
позволит уменьшить затраты банков,
связанные с оформлением
1. взаимодействие банков
с Центральным каталогом
2. создание единой системы
хранения и предоставления
3. обеспечение надежности
и защиты информации кредитных
бюро от возможных
Если бы такая схема была реализована, любой банк, в том числе Калужский ОСБ № 8608, заключивший соглашение с кредитным бюро, посылал бы туда запросы, а оно само разыскивало бы и получало информацию о заемщиках из другого бюро и направляло бы и получало ее в банк.
Также для применения модели скоринга, позволяющего управлять кредитными рисками в процессе потребительского кредитования в банках должна существовать оптимальная организационная структура, обеспечивающая управление механизмом потребительского кредитования. Пример такого структурного подразделения банка с учетом специфики развития потребительского кредитования представлен в таблице 15.
Таблица 15
Подразделения банка, осуществляющие потребительское кредитование, и их функции
Название структурного подразделения |
Функции подразделения |
Отдел кредитования |
-прием заявок на кредит; - сбор документов; - визуальная оценка; - расчет платежеспособности заемщика; - оформление документов по ссуде |
Отдел авторизации |
- проверка информации по информационным источникам; - проверка по телефону
места работы и места - проверка соответствия параметров оформляемой сделки нормативным требованиям банка; - принятие решения о
предоставлении кредита при |
Кредитный комитет |
- принятие решения о
предоставлении кредита при |
Отдел финансового контроля |
- проверка соответствия параметров оформляемой сделки нормативным требованиям банка при сумме кредита свыше Sf |
Отдел последующего контроля |
- проверка соответствия
параметров оформленных - проверка правильности
оформления документов по - анализ качества работы
отдела авторизации и |
Отдел урегулирования рисков по потребительским кредитам |
- создание, внедрение и сопровождение модели скоринга; - управление кредитными
рисками в потребительском |
Центральное место в данной структуре занимает отдел авторизации банка –подразделение, за отвечающее за принятие решения о предоставлении кредитов на небольшие суммы, то есть кредитов, как правило, оформленных по «экспресс-методике».
Таким образом, для эффективного применения в Калужском ОСБ № 8608 модели кредитного скоринга, необходимо структурное преобразование в Банке, в частности, создание отделов авторизации, финансового контроля, последующего контроля, урегулирования рисков по потребительским кредитам. Создание данных отделов в Калужском ОСБ № 8608 позволит грамотно управлять механизмом потребительского кредитования.
В области кредитования физических лиц в Калужском ОСБ № 8608, а также в российском банковском рынке в целом с проблемой роста задолженности связана проблема взыскания просроченной задолженности. Использование международного опыта, подтверждающего эффективность взыскания проблемной задолженности коллекторскими агентствами, привело к созданию в России аналогичных учреждений. Взыскание долгов является непрофильной деятельностью для банка, поэтому обращение к услугам специализированных агентств обеспечивает им более эффективное и менее затратное проведение такой работы. Механизм взыскания просроченных долгов этих учреждениями, способов и этапов взаимодействия банков с ними должен быть четко регламентирован. Коллекторские агентства в настоящее время функционируют в рамках действующего законодательства, которое не обеспечивает полноту правовой базы для эффективного развития учреждений. Законодательством не закреплены параметры, которым должны соответствовать коллекторские агентства; порядок ведения их реестра; порядок передачи информации о гражданах в эти агентства; виды и способы мер воздействия, которые могут применяться агентствами при возврате долгов. На основании вышеизложенного следует ускорить принятие Закона РФ «О коллекторских услугах и коллекторских агентствах», что будет способствовать активизации и стабильности кредитных отношений участников потребительского кредитования;
Калужское ОСБ № 8608 является «новичком» российского потребительского рынка. Для продвижения Банка своих розничных продуктов есть два пути решения: реклама и выстраивание долгосрочных отношений с клиентами. Эффект проведения дорогостоящих реклам не всегда оправдывает расходы. В связи с этим Калужское ОСБ № 8608 проводит политику выстраивания долгосрочных отношений со своими заемщиками. В частности, Банк продвигает среди постоянных клиентов кредитные карты, что позволяет привязать заемщиков к Банку, причем не только в целях размещения кредитных ресурсов, но и для оказания клиенту иных розничных банковских услуг. Это является весьма разумным подходом для решения проблемы развития программы потребительского кредитования в Калужском ОСБ № 8608.
Однако потребительское
кредитование характеризуется довольно
высокими затратами, связанными с организацией
и проведением кредитных
Для решения данной проблемы Банку необходимо активизировать депозитную политику. Реализация этой задачи возможна при использовании следующих способов привлечения ресурсов: развитии Банком России инструментов рефинансирования; размещении коммерческими банками собственных облигаций на рынке ценных бумаг; секьюритизации и рефинансирования кредитного портфеля.
На сегодняшний день по-прежнему
остается нерешенной проблема эффективного
регулирования рынка
Проведя анализ кредитов, предоставляемых
физическим лицам Калужского ОСБ
№ 8608, и рассмотрев данную проблему
на рынке потребительского кредитования,
можно сделать следующий вывод.
С целью решения своей