Культура как социальное явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:01, реферат

Описание

Цель работы: рассмотрение культуры как системы ценностей и норм.
Работа состоит из трех глав, в которых анализируется культура как
социальное явление, представлены основные компоненты культуры: ценности,
нормы, обычаи, а так же рассматриваются факторы, влияющие на динамику
культуры в целом.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Культура как социальное явление. 4
1.1.Сущность культуры 4
1.2. Виды культуры 6
1.3. Структура и функции культуры 8
Глава 2. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи. 12
2.1. Обычаи 12
2.2. Нормы культуры. 13
2.2.1.Классификация норм. 14
2.2.2.Нарушение норм и нормотворчество. 16
2.3. Ценности культуры 19
2.3.1. Классификация ценностей. 20
2.3.2. Механизм действия ценностей. 24
2.3.3. Ценностные расхождения и полиморфизм культуры. 25
Глава 3. Источники и факторы культурной динамики 28
Заключение. 35
Список использованной литературы. 36

Работа состоит из  1 файл

Культура как социальное явление.doc

— 326.00 Кб (Скачать документ)

заняться  трением  палочек,  но  лишь  при  том  условии,  что  наши  спички

безнадежно отсырели.

      На все встающие перед ним  вопросы человек ищет ответ   в  усвоенной  им

культуре. Последняя  же предлагает ему не слишком богатый  выбор -  актуальный

или накопленный  опыт. Выбрать что-то третье невозможно, ибо  нельзя  выбрать

то, чего нет  или что еще неизвестно. Когда  социальные  катаклизмы  сотрясают

общество и  жизнь человека становится невыносимой, а актуальная  культура  ни

в экономике, ни в политике, ни в идеологии не дает ответа на  животрепещущие

вопросы, человек  начинает искать ответ за ее пределами. И здесь  иного,  чем

накопленный опыт, чем традиция, культура ему не  дает.  Люди  ищут  ответ  в

прошлом, потому что больше им искать негде. Отдельный человек  -  мыслитель,

гений - способен подняться над  ограниченностью  культуры  и  увидеть  новые

горизонты развития. Масса же всегда исповедует принцип "Новое -  это  хорошо

забытое старое". И не надо ее за это винить - таков  парадокс культуры.

      Но, никого не обвиняя, описанную  особенность феномена культуры  нельзя

и недооценивать. В противном случае  любой  возврат  к  традициям  (будь  то

традиции  национальной  культуры  или  народной  педагогики,  экономического

уклада или  политической  организации)  обернется  своей  худшей  стороной  -

традиционализмом. Последний же, как справедливо  отмечает Г.С.  Батищев,  "по

своей  сути  не  способен  самокритично  учиться  у  своей   традиции,   что

потребовало бы раскрыть и  развернуть  все  многообразие  и  сложность,  всю

антиномичность  присущего ей одновременно и положительного, и  отрицательного

культурно-исторического  опыта  былого   при   столь   же   непредубежденной

готовности творчески  обновляюще продлить жизнь традиции"[2] .

      Биологическая единица вида Homo sapiens становится человеком  по  мере

приобщения к  культуре. Примеры настоящих, а не сказочных  "Маугли"  трагичны

именно тем, что  выпавший в силу  случая  из  культурной  среды  человеческий

детеныш уже  никогда не мог вернуться в мир людей, овладеть речью и  навыками

общения. Культура вбирается  новорожденным  из  общения  с  людской  средой.

Благодаря этому  усваиваются навыки контактов с  себе  подобными,  действий  с

предметами, форм выражения эмоций, умения говорить. Следовательно,  культура

- это человеческое  в людях,  это  степень,  мера  формирования,  развития  и

реализации  социальных  (сущностных)  сил  человека  в   его   многообразной

общественной  деятельности.  Именно  культура  отличает  человека  от   всех

остальных живых  существ.

      Так, пожалуй, и можно сформулировать  самое общее определение культуры.

Культура - это  совокупность всего того, что делает человека  человеком.  При

этом "все" включает в себя как чисто  природные  объекты,  так  и  предметы,

созданные людьми, и духовные явления. Известный отечественный  исследователь

культуры В.В. Сильвестров выразил эту  мысль  так:  "Культура  общепризнанно

выражает то, что определяет человеческую  историю  как  человеческую,  -  ту

тайну ее преемственности, которой нет ни в каком другом процессе"[3]. 

                             1.2. Виды культуры 

      Культура    выступает    уникальной    характеристикой    человеческой

жизнедеятельности  и  потому  необычайно  разнообразна  в  своих  конкретных

проявлениях. С начала 80-х годов специфика  конкретных  проявлений  культуры

привлекает  серьезное  внимание  исследователей.  С  этого  времени  активно

разрабатываются такие понятия,  как  "коммуникативная  культура",  "культура

человеческих  отношений",  "культура  общения",  "культура  условий  труда",

"культура   рабочего   и   свободного   времени",   "культура   управления",

"информационная  культура".  Не  вдаваясь  в   анализ  имеющихся  определений,

следует отметить, что одни исследователи связывают  культуру с информацией  и

знаковыми системами, в которых она закодирована. У  других она предстает  как

уникальная  технология  человеческой  деятельности.  Третьи  видят   в   ней

внебиологическую  систему адаптации человека. Четвертые - степень  свободы  в

человеческой деятельности. Hаконец, всем  чуть  ли  не  со  школьной  скамьи

известно   понимание   культуры   как   совокупности   созданных   человеком

материальных  и  духовных  ценностей.  Такое   многообразие   не   случайно.

Универсальность родового понятия (культура) проявляется и в  каждом  из  его

видов. Поэтому, о  каком  бы  виде  (или  аспекте)  культуры  ни  шла  речь,

предварительно  необходимо четко определить ракурс рассмотрения.

      В отечественной социальной  философии   пока  нет  единых  общепринятых

принципов деления  культуры по ее видам. Эти принципы довольно расплывчаты  и

неопределенны, что  делает  возможным  множественность  вариантов  названной

классификации. Часть ученых осуществляет выделение  видов культуры  сообразно

видам  человеческой  деятельности.  И,  как  один  из   возможных   аспектов

рассмотрения, это  вполне  оправдано.  Учитывая  явную  специфику  последних,

есть достаточные  основания  для  рассмотрения  культуры  труда  и  культуры

досуга,   культуры   экономической   и   культуры   политической,   культуры

эстетической  и  культуры  нравственной,  а  также  иных   видов   культуры,

связанных со спецификой проявлений тех или иных видов  деятельности.  Анализу

подлежат  их  содержание,  сущность,  структура,  исторические типы,   виды

взаимосвязи и  взаимовлияния.  Hо  это  лишь  один  из  возможных  принципов

выделения. И  он не единственный.

      Hе меньшие основания есть и  у тех исследователей, которые  осуществляют

деление  культуры  по  сферам  жизнедеятельности  человека.  В  этом  случае

изучаются культура семьи и культура производственного  коллектива,  культура

города и культура села и т.д.  Здесь  тоже  явно  выражена  своя  специфика:

национальная,   территориальная,   историческая.    Выявляются    конкретный

культурный уровень, его критерии, факторы, на  него  влияющие;  определяются

возможности приобщения к культурной деятельности; на эмпирическом  материале

изучаются  различные  виды  общностей,  в   среде   которых   осуществляется

культурная деятельность  индивидов.  При  этом  названный  второй  подход  к

делению культуры по ее видам не исключает  первый,  а  дополняет  и  как  бы

накладывается на него.

      Hе менее правомерен третий  подход к выделению видов   культуры.  В  его

основание закладываются  определенные социальные общности.  Тогда  осмыслению

и  описанию  подлежит   культура   рабочих   и   колхозников,   фермеров   и

предпринимателей, городской  и  сельской  интеллигенции.  В  зависимости  от

социальных условий  определяется характер  культурной  деятельности,  уровень

культурных запросов и возможности для их удовлетворения и развития.

      Аналогично  правомерно  выделение   видов  культуры   сообразно   неким

профессиональным    общностям.    В    литературе,    особенно    конкретно-

социологического  характера,  нередко  встречаются  исследования   культуры,

культурного уровня и культурной деятельности учащихся и студентов, врачей  и

учителей, инженеров  и техников.  За  основание  для  деления  можно  принять

какие-либо  социально-демографические  параметры.  Ученые,  занявшие   такую

позицию, исследуют  и сопоставляют, например, культуру  молодежи  и  культуру

людей взрослого  возраста, культуру мужчин и культуру женщин и т.д.

      В  качестве  основания  деления   можно   рассматривать   происхождение

культуры, ее генезис. Этот аспект позволяет вести речь о  культуре  народной

и   профессиональной,   их   специфике   и   зависимости,    закономерностях

формирования  и  развития.  По  степени  общности  логично  и  целесообразно

выделяется общая  культура,  характерная  для  всего  общества,  и  культура

профессиональная, присущая лишь людям данного рода занятий.

      Разумеется, семь перечисленных  вариантов подхода к делению  культуры по

видам, при всем различии исходных оснований,  не  только  не  исключают,  но

дополняют и  конкретизируют друг друга. Графически их можно было бы  выразить

в  виде  "ромашки"  из  семи  частично   накладывающихся   друг   на   друга

окружностей,  где  совпадающий   центр   выражает   сущность   культуры,   а

несовпадающие секторы  "лепестков"  -  специфику  ее  проявления  на  уровне

конкретных явлений. 
 

                      1.3. Структура и функции культуры 

      Культура представляет  собой   сложноорганизованную  систему,  элементы

которой не просто множественны, но тесно переплетены  и  взаимосвязаны.  Как

любая система, она может быть структурирована  по  различным  основаниям.  По

носителю  культура  делится  на  культуру  общечеловеческую  (или  мировую);

национальную;   культуру   социальной    группы    (классовую,    сословную,

профессиональную, молодежную, ибо понятно  что  культура  дворянская  весьма

отличалась от культуры буржуазной, а культура молодежная - от культуры  тех,

кому далеко за пятьдесят); территориальную (одно дело -  культура  городская

и иное - сельская); культуру малой группы (формальной  или неформальной)  и

культуру отдельного человека.

      По источникам  формирования  следует  разделить  культуру  народную  и

профессиональную. Hародная  культура  ярче  всего  представлена  фольклором,

хотя и далеко не исчерпывается им.  Она  не  имеет  явного  и  определенного

автора (потому и говорится  о  "народной  этике",  "народных  инструментах",

"народном  спорте", "народной медицине",  "народной  педагогике"  и   т.д.)  и

передается из поколения в  поколение,  постоянно дополняясь,  обогащаясь  и

Информация о работе Культура как социальное явление