Лекции по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:15, курс лекций

Описание

Предмет и задачи культурологии. Культура происходит от лат. Языка. Первоначально культура – обработка, уход, возделывание земледелия. Оно было близким по происхождению и значению слова культ. Оба значения указывают на почитание богов религию.

Работа состоит из  1 файл

Предмет и задачи культурологии.docx

— 103.11 Кб (Скачать документ)

Предмет и задачи культурологии. Культура происходит от лат. Языка. Первоначально культура – обработка, уход, возделывание земледелия. Оно было близким по происхождению и значению слова культ. Оба значения указывают на почитание богов религию.

В 1 в. до н.э. слово культура стала обозначать воспитание человека, развитие его души, образование. Впервые такое употребление термина определилось в трудах Цицерона. Он приблизил понятие латинского слова культура к греч. понятию «пайдея». Греч. смысл понятия пайдея обозначает воспитание, обучение, образование, просвещение, культуру. В обиходе в обыденной жизни в непосредственном обиходе людей культура представляет, как некий образец на который должны равнятся становление поступков, присущих каждому человеку.

Понятие культура может даваться по-разному (как характеристика свойств человека в сфере социального поведения. Включают в себя тактичность, уважение, деликатность и др.).

Образованность во внутреннем мире личности., делая ее носителем качеств полагаемых как культура, в этом случае культура становится в один ряд с внутренней интеллигенцией.

Слово культура также применяется  для характеристики качеств состояния  явлений.

Термин культура характеризуется  с формой внешнего поведения человека. Выступает как иное название для  соблюдения норм этикета.

В настоящее время понятие культура означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способности в типах  и формах организации жизни и  деятельности людей, а также в  создаваемых ими материальных  и духовных ценностях Образование  и воспитание это есть получение  культуры человека. Культура означает приобщение человека к социуму общества.

Любой человек обладает той культурой, которая была до него. Осваивает  уровни предшествующих поколений.

Становление культурологии как науки.

Формироваться культурология в сфере знания началась в 20 в. хотя еще в 19 в. Тайлер вывел идею о создании науки о культуре. Термин предложен Освальдом в 1929 г. Широко использоваться этот термин стал благодаря американскому антропологу Вайту.

Задача:

Выявление закономерностей развития культуры отличных от законов природы  и от законов материальной жизни  человека и определение специфику  культуры, как самостоятельную сферу  бытия.

Антропология – философия культуры, история и т. д.

Причины становления культурологии

Внутренние определение логикой  развитие знания и постепенным выделением из философии новых дисциплин.

Внешнее понимание ведущей роли и самостоятельности.

Кризис культура и его связь  с экономическим, социальным.

Уровни:

Эмпирический – обобщение систематизация знаний о культуре, как уникальном феноменом.

Теоретический – создание законов и теорий.

В настоящее время культурология стоит на эмпирическом уровне.

Изучает характерные черты и  соотношения различных отраслей и типов культуры, проблемы духовной жизни

Предметом культурологии является объективность, закономерность обще человеческих и национальных культур, процессов, памятники явления процессов материальной и духовной жизни.

Изучает предпосылки и факты, которые  формируются под влиянием, которых  формируются культурные интересы и  потребности людей, исследуются  их участие в создании при приумножение и передачи культурных ценностей, культурология изучает ценности.

Методы культурологии.

Понятие метод – способ, путь, подход исследования выступающих, как совокупность процедур познавательной деятельности.

Культурология использует все методы философского социума, гуманитарного познания. Их конкретные выводы определяются целями исследования, трактовкой, понятие, культурой.

1) Диалектический. Предполагает рассмотрение культурологии, как развивающее внутреннее, противоречивая явлениям требующих конкретного изучения.

2)  Системный. Позволяет рассматривать культуру как систему, элементы которой находятся в единстве и формируют ценность, в свете которых имеет смысл каждый элемент.

3) Структурно-функциональный. Применяется если необходимо выделить составляющие культуры, выявить роль каждого элемента.

4) Аналитический. Позволяет рассматривать культуры в «чистом» виде.

5) Компаративный. Сравнение культур.

6) Если культура рассматривается, как совокупность форм культурной деятельности, механизмов передачи навыков, то для ее изучения используют культурно-антропологический метод.

7) Трактовка культуры, как формы общения по средствам языка – семиотическим методом.

8) Герменевтический – когда символьно знаковая.

9) Биографический. Изучение культуры, как характеристики человека, как мера человеческого в человеке, предполагается опора на биографию.

Существуют общенаучные методы:

1) исторический – анализ предпосылок процессов

2) открытые интервью, социология и психология

3) методы исторических наук

Функции культуры.

1) Воспитательная. Осеществляется на основе техкультурных традиций, которые заложены предшествующие покаления

2) Позновательная. Культура всегда является критерием степени власти человека над стехийными силами природы.

3) Творческая. Выступает  вкачустве необходимого фактора развития человека и общества, как совокупность образования.

4) Передача социальных качеств. В процессе воспитания новые поколения воспринимают опыт предществующих благодаря особой системе наследственности. Культура является средством сохранения социальной трансляции.

5) Регулятивно-акселогическая ценносная функция. Она вступает как система норм и требований общества ко всем сторонам  деятнльности. Поддерживается общественным мнением нормальгого права. Регулятивная функция играет большую роль в обществе, культура регулирует поведение человека во всех сферах социальной  жизненой деятельности.

Материальная  культура: культура производства, культура быта, физическая культура.

Материальная культура:

- культура производства

-физическая культура

-культура быта

Физическая культура – окультуривание человеческого тела (телесная культура) поддержание здоровья, физические формы. Включает:

1. Физкультура – любительские занятия, физические упражнения

2. спорт. Занятия физическими упражнениями с целью добиться физических достижений.

3. культивирование здорового образа жизни

4. специализированные виды украшения или совершенствования тела

5. спортивные, любительские и профессиональные танцы

6. современная и традиционная медицина.

Бытовая культура - налаженный уклад  повседневной жизни человека.

Культура производства – совокупность материальных (помещения, оборудование, инструменты, материалы) и духовных ценностей (организация труда, знания, технологии, дисциплина, позитивное отношение  к труду) отражающая определенны..

КУЛЬТУРА ПРОИЗВОДСТВА:

Исторически формируются постоянно  обновляющиеся технологии производственной деятельности – культура производства. Производственную культуру характеризуют: возможности производства, творческий потенциал работников, достижения науки.

Профессиональная сфера деятельности – медицина и спорт.

Медицина – институт массового  поддержания здоровья людей.

Произв. Культуры

Теоретические достижения науки. Всё  это характеризует производственно-технологическую  культуру.

 

Духовная культура и ее составляющие.

Духовная культура:

Идеология, мораль, художественное творчество.

Наиболее значимая – моральная.

Мораль – вид общественных отношений, форма общественного сознания и  самосознания, посредством которого человек приходит к достижению своего призвания и предназначения, а  значит цели и смысла своего существования.

Моральная культура – целостная  система элементов:

1. культура этического  мышления. Различать добро и зло, применять нравственные нормы.

2. культура чувств – способность человека с сочувствию и сопереживанию.

3. культура поведения – характеризует моральный способ поведения. Помыслов и чувств, степень их превращения в повседневную степень поступка.

4. этикет как степень культуры в поведении.

{на всяк случ. Художественная культура:

Ценностно-эмоциональная подсистема духовной культуры:

1. Художественное творчество

2. художественные ценности

3. художественное потребление

Функции культуры, представленные в  искусстве:

1. Преобразовательная. В форме художественного творчества.

2. коммуникативная. В виде потребления произведений искусства, поскольку их восприятие есть общение публики с автором или его произведением.

3. ценностно-ориентационная. На оценке произведений искусства

4. познавательная. В виде специфического отношения к искусству.

Религиозная культура:

Основана на религиозной деятельности как восхождении человека к Богу. Воплощается культово-исповедальными действиями, смысл которых определён соответствующей системой ценностей, главной из которых является Бог, как духовно-нравственный абсолют. Религиозная культура воплощает особое отношение человека к миру.}

Материально-духовные виды культуры: политическая, экономическая, правовая, экологическая.

Экономическая:

Экономическую культуру понимают, как  характер эконом. Деятельность человека в обществе, воплощаемый конкретными особенностями производства. Передача и обновление доминирующее в об-ве в данное время системы енностей эконом.деят.

Под экономкультурой понимают сферу культуры, как целостность, специализирующуюся на воспроизводстве материальной жизни человека в обществе.

 Элементы экономкультуры:

- экономпотребности,

-интересы различных соц групп

-трудовая ментальность

-трудовая этика

-трудовые обычаи, обряды, нормы…

Эконом культура – деятельность, направленная на создание мат ценностей  человека. Эконом культура воплощене не только в производстве и технике, но и в реализации творческого начала мат деятельности человека.

 

Политическая:

Политическая культура — часть  общей культуры, включающая исторический опыт, память о социальных и политических событиях, политические ценности, ориентации и навыки, непосредственно влияющие на политическое поведение. Политическая культура является одним из основных понятий сравнительной политологии, позволяющих проводить сравнительный  анализ политических систем мира.

Политическая культура -совокупность неформальных методов формирования и выявления политических мнений, реакций на опасности, возможности, конфликтные ситуации. Функциями политической культуры можно назвать:интеграция политической сферы и общей культуры, философии, религии; сохранения и развития основ политической деятельности; проверки истинности официальной идеологии; устранение и компенсация пробелов (неопределенности норм) и разрывов (отсутствия или нарушения логической связи норм права) права; проявления. предупреждения и разрешения латентных конфликтов; профетическая, прогностическая в отношении развития; апробации и верификации политических кадров; синтеза способов реагирования на неожиданные угрозы и др. Роль политической культуры - полезный результат, возникающий в результате ее действия. Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков- рисков невыгодных ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти.

Правовая

Правовая культура — неотъемлемая часть общей культуры народа, базируется на её началах, является отражением уровня её развития, менталитета народа. Формирование правовой культуры не есть обособленный процесс от развития других видов  культуры — политической, моральной, эстетической, Это комплексная проблема. Их объединяет общность задачи — создание морально-правового климата в  обществе, который гарантирует реальную свободу поведения личности и  соединении с ответственностью перед  обществом, обеспечивает её права, социальную защищённость, уважение её достоинства, то есть ставит человека в центр  экономических, социальных, политических, культурных процессов.

Экологическая

Экологическая культура - совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих  отношение общества, его социальных групп и личности к природе.

Доминирующая  культура. Национальная культура.

Доминирующая

Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости  от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной  является данная страна.

Этническая культура — совокупность черт культуры, касающихся преимущественно  обыденной жизнедеятельности, бытовой  культуры. Она имеет ядро и периферию. Этническая культура включает орудия труда, нравы, обычаи, нормы обычного права, ценности, постройки, одежду, пищу, средства передвижения, жилище, знания, верования, виды народного искусства1. Специалисты различают в этнической культуре два слоя:

• исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;

• исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Национальная

Структура национальной культуры сложнее  этнической. Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку  нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может  не быть у этнической. Более того, этнические культуры входят в состав национальной. Взять такие молодые нации, как США или Бразилию, прозванные этническими котлами. Американская национальная культура крайне гетерогенна, она включает ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую, японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую и другие этнические культуры. Большинство современных национальных культур полиэтничны.

Национальная культура не сводится к механической сумме этнических культур. Она имеет нечто сверх  того. У нее есть собственно национальные черты культуры, возникшие тогда, когда представители всех этносов  осознали свою принадлежность к новой  нации. Например, и африканцы, и белые  одинаково восторженно исполняют  гимн США и чтут американский флаг, уважают его законы и национальные праздники. Осознание большими социальными  группами своей приверженности к  территории своего расселения, общенациональному  литературному языку, национальным традициям и символам составляет содержание национальной культуры4.

Информация о работе Лекции по "Культорологии"