Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:15, курс лекций
Предмет и задачи культурологии. Культура происходит от лат. Языка. Первоначально культура – обработка, уход, возделывание земледелия. Оно было близким по происхождению и значению слова культ. Оба значения указывают на почитание богов религию.
Смыслы и коды. Знак и символы культуры.
Знак – материальный предмет, выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета.
Символ изначально означал удостоверение личности. Символ в культуре – универсальная категория, раскрывающаяся через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Символ широко используется в искусстве, как художественный иносказательный образ. Существует несколько видов символов:
1. Значат больше, чем обозначают (конденсационные). Связаны с политическими или религиозными эмоциями.
2. Преференциальные символы. Эмоционально нейтральны и логически обоснованы.
Символ – социально-культурный знак, содержание которого представляет собой идею, которая не может быть выражена вербальным способом.
Смыслы и коды:
Уровни смыслов:
1. здравый смысл. Проявляется на уровне сознания. Это рационализированный и общепринятый смысл. Он совпадает со значением и выражается словесным способом.
2. Самым глубинным уровнем смысла является непроявленное содержание, связывающее человека с миром ценностей (знаков), образцов поведения данной культуры. Если все феномены культуры рассматривать как факты коммуникации, то понять их можно лишь в соответствии с отражаемой ими реальностью, не являются непосредственной. Потребность в таком посреднике обнаруживается тогда, когда различные феномены сравниваются между собой и сводятся в единую систему. Поэтому необходима система особых смыслоразличимых признаков – кодов культуры. Кодирование помогает построению искусственных языков, шифровке текста и т.д. Совокупность знаков и систему определённых правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения. Мир сигналов – мир отдельных единиц, который рассчитывается в битах инфорации. В языках культуры код – это то, что позволяет понять преобразование, значение и смысл. Код – модель преобразования ряда конкретных сообщений. Все коды могут быть сопоставлены на базе одного кода, который является простым и всеобъемлющим. Код культуры позволяет проникнуть на смысловой уровень. Без знания культуры культурный текст окажется закрытым, непонятным, непонятым.
Характеристики кода культуры:
1. Самодостаточность.
2. Открытость к изменениям
3. Универсальность.
Культура первобытного общества.
Зарождение религии:
Фетишизм — одна из форм первобытной
религии. Представляет собой поклонение
фетишу — неодушевленному, обоготворяемому
предмету. В фетишизме предметы наделяются
сверхъестественными
Тотеми́зм — некогда почти универсальная и ныне ещё весьма распространённая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема
Промысловый культ - наряду с тотемизмом у многих народов можно обнаружить промысловые культы - почитание тех или иных животных,
Анимизм - Кроме тотемизма и фетишизма к наиболее ранним формам религии можно отнести и анимизм (от лат. animus - "душа"). Вера в существование души и духов присуща всем культурам человечества.
Первобытное искусство:
Первые произведения первобытного
искусства созданы около
Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые "палеолитические венеры" - примитивные женские фигурки
Имела место пещерная живопись. Изображались различные сцены из жизни. Как правило изображения весьма простые. Обычно контуры человеческих фигур. Популярны изображения сцен охоты.
Изобретения и ремесла:
Простейшие орудия труда. Позже посуда.
Окультуривание некоторых
Культура Междуречья.
Культуру государств в Междуречье принято называть вавилоно-ассирийской культурой. К середине III тысячелетия до н.э. государства Междуречья были достаточно развиты.
1.Техника
-хорошо развита металлургия.Известны:
-широко применяется
2.Строительство
-основные стройматериалы:
Несущие конструкции- напротив, из обожженного.
3.Реконструкция войска
-введение колесничного войска.Появление панциря из медных блях. Формируется конное войско,вооруженное мечами.Появляются укрепленные военные лагеря и осадные орудия(таран).
-стали строиться каменные и
наплавные мосты через
4.Железные инструменты
-алмазные сверла
5.Водоподъемные устройства
-водоподъемное колесо(
-еще до основания Рима здесь уже присутствовал акведук.
6.Наука
-системы мер.
-за 1500 лет до Пифагора знали его теорему.Разрабатывали методологию,планиметрию и стереометрию решения задач.
-использование практической химии в технологии производства бронзы,глазури многокрасочных поливов в керамике.
7.География
-Земля представлялась плоской,
8.Религия
шумерские названия -Уту- бог солнца, Зуэн(Ианна), Ан, Иннан,
семитские названия Шамаш, Син-бог Луны, Ану-бог неба, Иштар(богиня плодородия)
10.Литература
-письменность возникла за 3000 лет до н.э.Клинопись.Первое литературное произведение написано более 4000 лет назад.В первоисточниках до нас дошли:"Легенда о Гельгемеше"-первое литературное произведение.
11.Архитектура
-в эпоху возвышения в Шумере
царской власти и усиливающегося
влияния жречества
12.Культура
-храмы и дворцы украшались культовыми скульптурами, изображающими людей,быков и крылатых львов. Скульптуры выполнены очень реалистично. Особую ценность как
произведения искусства имели царские принадлежности.
Культура Междуречья оказала огромное влияние на всю последующую культуру стран и народов.
Культура Древнего Египта.
Цивилизация Древнего Египта появилась в IV тыс. до н.э. Около 3000 г. до н. э. образовалось единое государство во главе с фараоном.
Сами египтяне связывали
ее возникновение с
Египтяне поклонялись
множеству богов, большинство
из которых являлись персонификацией
природных явлений. Наибольшей
популярностью обычно
Тот - бог мудрости, богиня неба Хатор. Едва ли не каждое животное рассматривалось ими как воплощение того или иного бога.
Важное место в египетской
религии занимал погребальный
культ. Магические формулы и
ритуалы, составившие «Книгу
Пирамиды – грандиозные
сооружения времен Древнего
Живописцы изображали головы и конечности в профиль, а туловища и глаза – в фас.
Египтяне добились немалых
успехов в науке. Они создали
весьма точный календарь,
Древнегреческая культура.
1)Крито-микенская культура
2)Доантичная культура Греции(дорийская и ахейская)
3)Гомеровский период
4)Классическая греческая
1.Крито-Микенская культура.
Во II тысячелетии возникла письменность.
Составлен пантеон
Архитектура период Крито-Микенской культуры была удивительной,но отнюдь не прекрасной. Главной культурной ценностью этого периода были фрески и рельефы. В живописи не было никаких канонов,пространство между стенами украшалось растительным и геомет-
рическим орнаментом.
2.Доантичная культура Греции.
Период дорийского господства не внес существенных улучшений в процесс развития греческой культуры.
Из-за большого числа войн общепринятым идеалом поведения стала воинская доблесть. Общество стало милитаризованным. В это время заврешается формирование олимпийского пантеона. Каждый город имел своего бога. Литературные произведения, передававшиеся чаще всего устно,рассказывают о деяниях богов и героев. Греческая религия не была фанатичной. Боги были очеловечены и часто имели общих потомков с людьми.
Начали складываться первые песни,вошедшие в состав "Илиады" и "Одиссеи".
3.Гомеровский период.
Подъем культуры в древней Греции начался в "гомеровский" период.В большинстве своем на территории Греции господствовал родовой строй. Рабом назывался человек,не имеющий право на передачу наследства.
Зародившаяся в этот период архитектура представляла собой переработку микенского мегарона.
В зданиях типа мегарона не было окон.Скульптура находилась на примитивном уровне:и люди,и боги были представлены в виде двух типажей.
Греческие одежды были примитивны-куски ткани,которыми укрывался человек. Украшениями служили пояса и браслеты.
В этот период расцветает
искусство геометрического
Прослеживается развитие и расцвет греческих городов-полисов, каждый из которых являлся независимым государством.Во главе города стоял базилевс.
Культура Древнего Китая.
Религия : конфуцианство и буддизм
Строительство: В качестве строительных материалов для жилых домов и дворцовых сооружений служили плотно утрамбованная земля и дерево, иногда применялся камень. Сохранились лишь фундаменты строений и остатки стен, которыми обносились дворы.
Быт: Строгой была регламентация
быта китайцев. Так, торговцам и ростовщикам
запрещалось одеваться в
Достижения: Изобретение компаса, изобретение бумаги, пороха. Развитая астрономия, была создана карта звездного неба. Конец эпохи древности отмечен изобретением механических двигателей, использующих силу падения воды, водоподъемного насоса, усовершенствованием плуга. Технология изготовления шелка, которая долго не булла разгаданной.
Культура Древней Индии.
Религия :
Ведизм - Для ведизма характерным было обожествление природы как целого(сообществом богов-небожителей) и отдельных природных и социальных явлений: Так Индра - бог грозы и могущественной воли; Варуна - бог мирового порядка и справедливости; Агни - бог огня и домашнего очага;
Индуизм - В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается
строгая иерархия богов.
Буддизм
Философия:
2 направления: Джайнизм и Йога.
Литература, лингвистика Древней Индии
Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы.Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи
текста.
В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник рассказов и притч «Панчатантра», основанный на фольклоре
Первым памятником мысли древних индийцев были "ВЕДЫ", буквально означающие в переводе с санскрита "знание, ведение". ВЕДЫ, возникнув между вторым и первым тысячелетием до нашей эры, сыграли огромную, определяющую роль в развитии духовной культуры древнеиндийского общества, включая
развитие философской мысли.
Упанишады ("сидеть около", т.е. у ног учителя, получая наставления; или - "тайное, сокровенное знание") - философские тексты, появившиеся около одной тысячи лет до нашей эры и по форме представлявшие, как правило, диалог мудреца-учителя со своим учеником или же с человеком, ищущим истину и впоследствии становящимся его учеником.