Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:15, курс лекций
Предмет и задачи культурологии. Культура происходит от лат. Языка. Первоначально культура – обработка, уход, возделывание земледелия. Оно было близким по происхождению и значению слова культ. Оба значения указывают на почитание богов религию.
Таким образом, адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация — приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.
Адаптация происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором — к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации — тяжелая и медленная.
Когда человека спрашивают: «Кто ты? », то с точки зрения социализации он должен ответить: «Я — профессор, ученый, инженер, глава семьи». Но с точки зрения инкультурации он обязан назвать свою национальность: «Я — русский».
На индивидуальном уровне процесс инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными — родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно и бессознательно ребенок учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.
Инкультурация или обучение культуре происходит несколькими путями. Она может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Таким образом, прямое высказывание и косвенное наблюдение («приглядывание») являются двумя важными способами инкультурации. Человек изменяет свое поведение и тогда, когда ему говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он подсматривает, как другие ведут себя в аналогичных ситуациях. Часто люди говорят одно, а делают другое. В этих ситуациях индивид теряет ориентацию и процесс инкультурации затрудняется.
Даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения культурологии представляет совокупность определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Одно дело поведение за едой дикаря, совсем другое — поведение культурного человека. Последнего учат всему, в том числе и языку жестов. Цивилизованного человека обучают тому, как удовлетворять свои естественные потребности в соответствии с нормами той или иной культуры. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует есть.
В большинстве культур основной прием пищи происходит в полдень, а англичане делают это во второй половине дня. Они едят на завтрак рыбу, а американцы предпочитают кекс и особую кашу для завтрака. Бразильцы добавляют в крепкий кофе горячее молоко, а американцы смешивают молоко с пивом. У англичан обед бывает в 5—6 часов, а у испанцев — в 10. Европейцы едят с вилкой в левой руке и ножом в правой. Нарезанное ножом мясо они сразу же отправляют в рот вилкой, которую американцы предварительно перекладывают в правую руку.
Формы приобщения к культуре: аккультурация и ассимиляция.
Аккультурация – процесс повторной социализации взрослого человека, через усвоение необходимых для жизни норм и ценностей
Ассимиляция – процесс усвоения норм группой меншенства, которое попало в большинство
Необходимо различать два на первый взгляд похожих процесса — аккультурацию и ассимиляцию.
Ассимиляция описывает процесс усвоения культурных черт группой меньшинства; которая попала в культуру группы большинства, т. е. ситуацию усвоения культуры через эмиграцию в страну с другой культурой. Негры в США были и остаются этническим меньшинством. На протяжении 200 лет, еще будучи рабами, они впитывали черты доминирующей национальной культуры, приютившей их. Ассимиляция может продолжаться до полного растворения в новой культуре и потери своей культурной самобытности, а может оставаться частичной.
Государство может поощрять терпимость к иной культуре и возвести ее в основной принцип взаимоотношения между народами, а может придерживаться политики этноцентризма — силового навязывания национальным меньшинствам норм и ценностей господствующей культуры. Подобная форма культурной политики присуща самым разным государствам, даже таким, которые принято считать оплотом демократии и цивилизованности.
Частью культурной политики может стать насильственная ассимиляция. В Болгарии, начиная с 1984 года, туркоговорящее меньшинство, составляющее 10% населения страны, стало подвергаться насильственной болгаризации: закрывались мечети, официально запрещалось говорить на турецком языке, носить традиционную одежду, распространять Коран. Власти даже потребовали турецкие имена и фамилии изменить на болгарские. Когда турецкое меньшинство начало сопротивляться, правительство Болгарии стало конфисковывать их земли и сажать за решетку лидеров. Это политика насильственной ассимиляции.
Аккультурация — необходимый элемент межкультурного взаимодействия. Когда встречаются представители двух разных культур, то они, намереваясь найти общий язык, пытаются понять друг друга.
Таким образом, аккультурация играет прогрессивную роль в глобальном обществе. Она предполагает обучение нормам другой культуры, знакомство с ее историческим наследием, позволяет найти эффективную технологию общения людей.
Во второй половине XX века в ряде
западных стран наблюдается совершенно
необычный процесс —
Аккультурацию религии можно рассматривать как проникновение религиозного учения в культурную жизнь нации либо большой социальной группы, облачение религиозного содержания в современные культурные формы. В средневековье этого делать, кстати сказать, не приходилось, потому что сакральное и повседневное были слиты воедино. Господство религии буквально во всех сферах жизни имело и положительную сторону: молодежь прекрасно понимала специальный язык проповедников. Для общения им не нужен был переводчик.
Сущность и типология социальных институтов.
Общество в своем воздействии на человека это система отношении и институтов. То есть способов и средств соц регуляции человека, которые можно определить как социальные институты культуры. Среди них выделяют: законы и правовую систему, а так же системы образования и воспитания. соц институты культуры имеют некоторые функции в обществе. Это организация и регуляция в различных ферах. Соц институты имеют некоторые характеристики. Это система функций , мат средства для реализвции, а так же система кадров. Существуют типы соц институтов:
Это организованная система связей и соц норм., которая объдиняет систему, значимые процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества. Из данного определения под ценностями определяются разделяемые идеи и цели. Под общественными процедурами понимают стандартизированные обрзцы поведения в групповых процессах. А под системой связи понимают сплетение ролей, статусов, по средствам которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках. Например, институт семьи: совокупность общественных ценностей(любовь, отношение к детям, семейная жизнь), забота о воспитании детей ( семейные обязательства ), переплетение ролей и статусов.
ЛюБой соц институт возникает и функционирует с потребностью общества. Соц институты – это спецефические, относительно самостоятельные механизмы, которые осуществляют контроль за поведении е идивдов, по средствам специальных мер и способов внушения, разнообразных форм принуждения и давления, различных способов выражения, признания и одобрения. Соц институты различаются по функционально-целевому назначению, а так же предмету регуляции.
Внутрянняя структура:
- наличие устойчивых признаков объктов регуляции, которая определяется объективным положением индивида в системе общественных отношений и фиксируется в соц статуе.
- соц статус проявляется в динамической форме. Он воплощается в соц роли.
- взаимообусловленность людей
в рамках конкретного
Экономические институты. Обеспечивают
распределение индивидов в
Политические институты. Основная функция – установление, поддержание и регулирование власти, доминирующие в области соц группы, обеспечивают в обществе воспроизводство идеологических ценностей.
Социокультурные и воспитательные институты(освоение и воспроизводство социо-культурных ценностей, предание поведению и мотивации, заложение этических основ) Норматично-социологические институты осуществляют регуляцию, на основе норм и правил, предписаний, закрепленных в юридических и нормативных актах.
Процесс образования института состоит из нескольких этапов:
1. Возникновение потребности в институте, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.
2. Формирование общих целей.
3. Появление социальных норм и правил, процедур, то есть их принятии и практическое применение.
4. установление системы санкций для поддержания норм и правил, диффиренцированность их применения в разных случаях.
5. Создание статусов и ролей, охватывающих всех , без исключения, членов института
Культура и общество.
Общество – большая
Согласно данной концепции именно социальные институты и организации гарантируют устойчивость постоянство отношений между людьми, устанавливает устойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни без них невозможно было бы обеспечение потребностей, гарантированного организованного процесса коллективной деятельности, регулирование конфликтов, развитие культуры и т.д.
Общество как относительно самостоятельная или само обеспечивающееся население характеризуется внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством.
В связи с понятием общества в человеческой истории выделяют 2 главных периода
1) Досоциальное существование человека
2) Социальное существование
Помимо этого простых и
1) По наличию письменности
2) По демократичности
социально-политических
3) По виду господствующей религии (православная, католическая исламская и т.д.)
Рассмотрим проблему взаимоотношения культуры и общества.
Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, исторически конкурентный тип социальной системы, Определенная форма социальных отношений и институтов как способов и средств воздействия на человека.
Культура и общество выступают как синонимы, если культура – совокупность норм, ценностей традиций, выработанных человеком в результате своей деятельности. Различие: в отношении к ним человека.
Социальные институты(правовая система, институт семьи, государство, экономика) функционируют независимо от осмысления индивидуумом своего отношения к ним, воспринимаются как данность, обязательные правила, которым необходимо следовать.
Культура представляет способ деятельности человека, а общество составляет основу для этой деятельности.
Характер общества определяется так же способом человеческой деятельности. Культура проявляется специфичным образом в различных сферах общественной жизни (политической, экономической, правовая культура)
В обществе как целостной системе существуют отдельные подсистемы социально-исторической общности разного типа взаимодействие которых определяет развитие социальной структуры.
Уровень социальной организации увляется одинаковым у разных народов, но традиции, нормы, обычаи, а так же худ-не формы различны.
Т.о. культура представляет социальную жизнь человека, а общество является средой функционирования культуры.
Общество это не простое множество людей, а некоторая целостная система в которой они объединены совокупностью связей или отношений. Взаимодействие людей образует общественную жизнь. Оно создает общество как некий живой организм.
Культура – способ деятельности людей, а общественные отношения – основы для нее.
Прослеживается связь общества и культуры (общественные отношения и способа деятельности)
Общественные отношения –
Культура и общество взаимопроникают отсюда 2 плана рассмотрения жизни людей:
1) Общество – виденье жизни
со стороны способов
2) Культура – виденье человеческой жизни исходя из того, как именно люди действуют, что созидают и передают от поколения к поколению.
Трансформация социальных институтов.
Потребности, удовлетворяемые в
совместной деятельности, сохраняются,
но способы их удовлетворения изменчивы.
Трансформации социальных институтов
можно наблюдать на примере изменения
содержания функций семьи. Функции
социализации в современном обществе
выполняются не только семьей, функция
экономическая часто сводится к
минимуму бытового обслуживания. На передний
план выходит удовлетворение эмоциональных
потребностей. Трансформацию соц. институтов
можно наблюдать на примере новых
форм семьи (например, материнские семьи,
как сознательно выбранное