Лекции по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:15, курс лекций

Описание

Предмет и задачи культурологии. Культура происходит от лат. Языка. Первоначально культура – обработка, уход, возделывание земледелия. Оно было близким по происхождению и значению слова культ. Оба значения указывают на почитание богов религию.

Работа состоит из  1 файл

Предмет и задачи культурологии.docx

— 103.11 Кб (Скачать документ)

Таким образом, адаптация к социальному  порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация — приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.

Адаптация происходит и при социализации, и при инкультурации. В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором — к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации — тяжелая и медленная.

Когда человека спрашивают: «Кто ты? », то с точки зрения социализации он должен ответить: «Я — профессор, ученый, инженер, глава семьи». Но с точки  зрения инкультурации он обязан назвать свою национальность: «Я — русский».

На индивидуальном уровне процесс  инкультурации выражается в повседневном общении с себе подобными — родственниками, друзьями, знакомыми или незнакомыми представителями одной культуры, у которых сознательно и бессознательно ребенок учится тому, как следует вести себя в разнообразных жизненных ситуациях, как оценивать события, встречать гостей, реагировать на те или иные знаки внимания и сигналы.

Инкультурация или обучение культуре происходит несколькими путями. Она может происходить непосредственно, когда родители учат ребенка благодарить за подарок или опосредованно, когда тот же ребенок наблюдает, как ведут себя люди в подобных ситуациях. Таким образом, прямое высказывание и косвенное наблюдение («приглядывание») являются двумя важными способами инкультурации. Человек изменяет свое поведение и тогда, когда ему говорят о том, как следует поступать, и тогда, когда он подсматривает, как другие ведут себя в аналогичных ситуациях. Часто люди говорят одно, а делают другое. В этих ситуациях индивид теряет ориентацию и процесс инкультурации затрудняется.

Даже самая простейшая процедура, которую мы многократно проделываем  каждый день, а именно прием пищи, с точки зрения культурологии представляет совокупность определенных поз и жестов, наделенных разным смыслом и значением в различных культурах. Одно дело поведение за едой дикаря, совсем другое — поведение культурного человека. Последнего учат всему, в том числе и языку жестов. Цивилизованного человека обучают тому, как удовлетворять свои естественные потребности в соответствии с нормами той или иной культуры. Иначе говоря, культура учит нас, что, когда и как следует есть.

В большинстве культур основной прием пищи происходит в полдень, а англичане делают это во второй половине дня. Они едят на завтрак  рыбу, а американцы предпочитают кекс и особую кашу для завтрака. Бразильцы  добавляют в крепкий кофе горячее  молоко, а американцы смешивают молоко с пивом. У англичан обед бывает в 5—6 часов, а у испанцев — в 10. Европейцы  едят с вилкой в левой руке и  ножом в правой. Нарезанное ножом  мясо они сразу же отправляют в  рот вилкой, которую американцы предварительно перекладывают в правую руку.

Формы приобщения к культуре: аккультурация и ассимиляция.

Аккультурация – процесс повторной  социализации взрослого человека, через  усвоение необходимых для жизни  норм и ценностей

Ассимиляция – процесс усвоения норм группой меншенства, которое попало в большинство

Необходимо различать два на первый взгляд похожих процесса —  аккультурацию и ассимиляцию.

Ассимиляция описывает процесс  усвоения культурных черт группой меньшинства; которая попала в культуру группы большинства, т. е. ситуацию усвоения культуры через эмиграцию в страну с другой культурой. Негры в США были и остаются этническим меньшинством. На протяжении 200 лет, еще будучи рабами, они впитывали черты доминирующей национальной культуры, приютившей их. Ассимиляция может продолжаться до полного растворения в новой культуре и потери своей культурной самобытности, а может оставаться частичной.

Государство может поощрять терпимость к иной культуре и возвести ее в  основной принцип взаимоотношения  между народами, а может придерживаться политики этноцентризма — силового навязывания национальным меньшинствам норм и ценностей господствующей культуры. Подобная форма культурной политики присуща самым разным государствам, даже таким, которые принято считать оплотом демократии и цивилизованности.

Частью культурной политики может  стать насильственная ассимиляция. В Болгарии, начиная с 1984 года, туркоговорящее меньшинство, составляющее 10% населения страны, стало подвергаться насильственной болгаризации: закрывались мечети, официально запрещалось говорить на турецком языке, носить традиционную одежду, распространять Коран. Власти даже потребовали турецкие имена и фамилии изменить на болгарские. Когда турецкое меньшинство начало сопротивляться, правительство Болгарии стало конфисковывать их земли и сажать за решетку лидеров. Это политика насильственной ассимиляции.

Аккультурация — необходимый элемент  межкультурного взаимодействия. Когда  встречаются представители двух разных культур, то они, намереваясь  найти общий язык, пытаются понять друг друга.

Таким образом, аккультурация играет прогрессивную роль в глобальном обществе. Она предполагает обучение нормам другой культуры, знакомство с  ее историческим наследием, позволяет  найти эффективную технологию общения  людей.

Во второй половине XX века в ряде западных стран наблюдается совершенно необычный процесс — аккультурация  религии. Возможно ли такое и что оно означает? По телевидению, особенно в субботнее утро, миллионы россиян наблюдают за тем, как западные проповедники несут свет истины своей религии телезрителям. Нас поражает в них умение разговаривать с молодежью на доступном ей языке. Примеры борьбы сил добра и зла не абстрактны, а вполне конкретны, убедительны, современны. Такое ощущение, что седовласые мудрецы всю жизнь только и делали, что жили среди молодежи или долго ее исследовали. Тут самые животрепещущие для нее темы: наркомания, секс, алкоголизм, независимость от взрослых, насилие, романтизм и дружба.

Аккультурацию религии можно рассматривать  как проникновение религиозного учения в культурную жизнь нации  либо большой социальной группы, облачение  религиозного содержания в современные  культурные формы. В средневековье  этого делать, кстати сказать, не приходилось, потому что сакральное и повседневное были слиты воедино. Господство религии буквально во всех сферах жизни имело и положительную сторону: молодежь прекрасно понимала специальный язык проповедников. Для общения им не нужен был переводчик.

Сущность и  типология социальных институтов.

Общество в своем воздействии  на человека это система отношении  и институтов. То есть способов и  средств соц регуляции человека, которые можно определить как социальные институты культуры.  Среди них выделяют: законы и правовую систему, а так же системы образования и воспитания. соц институты культуры имеют некоторые функции в обществе. Это организация и регуляция в различных ферах. Соц институты имеют некоторые характеристики. Это система функций , мат средства для реализвции, а так же система кадров. Существуют типы соц институтов:

Это организованная система связей и соц норм., которая объдиняет систему, значимые процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества. Из данного определения под ценностями определяются разделяемые идеи и цели. Под общественными процедурами понимают стандартизированные обрзцы поведения в групповых процессах.  А под системой связи понимают сплетение ролей, статусов, по средствам которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.  Например, институт семьи: совокупность общественных ценностей(любовь, отношение к детям, семейная жизнь), забота о воспитании  детей ( семейные обязательства ), переплетение ролей и статусов.

ЛюБой соц институт возникает и функционирует с потребностью общества. Соц институты – это спецефические, относительно самостоятельные механизмы, которые осуществляют контроль за поведении е идивдов, по средствам специальных мер и способов внушения, разнообразных форм принуждения и давления, различных способов выражения, признания и одобрения. Соц институты различаются по функционально-целевому назначению, а так же предмету регуляции.

Внутрянняя структура:

- наличие устойчивых признаков  объктов регуляции, которая определяется объективным положением индивида в системе общественных отношений и фиксируется в соц статуе.

- соц статус проявляется в динамической форме.  Он воплощается в соц роли.

- взаимообусловленность людей  в рамках конкретного института  формализовано благодаря наличию  форм.

Экономические институты. Обеспечивают распределение индивидов в системе  организации труда, контролируют процесс  распределения , регулируют денежное и товарное обращение.

Политические институты. Основная функция – установление, поддержание  и регулирование власти, доминирующие в области соц группы, обеспечивают в обществе воспроизводство идеологических ценностей.

Социокультурные и воспитательные институты(освоение и воспроизводство социо-культурных ценностей, предание поведению и мотивации, заложение этических основ) Норматично-социологические институты осуществляют регуляцию, на основе норм и правил, предписаний, закрепленных в юридических и нормативных актах.

 

Процесс образования института  состоит из нескольких этапов:

1. Возникновение потребности в институте, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.

2. Формирование общих целей.

3. Появление социальных норм и правил, процедур, то есть их принятии и практическое применение.

4. установление системы санкций для поддержания норм и правил, диффиренцированность их применения в разных случаях.

5. Создание статусов и ролей, охватывающих всех , без исключения, членов института

Культура и  общество.

Общество – большая совокупность людей, осуществляющих совместную социальную жизнь в пределах целого ряда институтов и организаций.

Согласно данной концепции именно социальные институты и организации  гарантируют устойчивость постоянство  отношений между людьми, устанавливает устойчивую структуру всевозможных форм коллективной жизни без них невозможно было бы обеспечение потребностей, гарантированного организованного процесса коллективной деятельности, регулирование конфликтов, развитие культуры и т.д.

Общество как относительно самостоятельная или само обеспечивающееся население характеризуется внутренней организацией, территориальностью, культурными различиями и естественным воспроизводством.

В связи с понятием общества в  человеческой истории выделяют 2 главных периода

1)     Досоциальное существование человека

2)     Социальное существование

Помимо этого простых и сложных  обществ выделяют:

1)     По наличию письменности 

2)     По демократичности  социально-политических отношений  и открытости внешнему миру (откр/закр)

3)     По виду господствующей  религии (православная, католическая  исламская и т.д.)

Рассмотрим проблему взаимоотношения  культуры и общества.

Общество – совокупность исторически  сложившихся форм совместной деятельности людей, исторически конкурентный тип  социальной системы, Определенная форма  социальных отношений и институтов как способов и средств воздействия  на человека.

Культура и общество выступают  как синонимы, если культура – совокупность норм, ценностей традиций, выработанных человеком в результате своей  деятельности. Различие: в отношении  к ним человека.

Социальные институты(правовая система, институт семьи, государство, экономика) функционируют независимо от осмысления индивидуумом своего отношения к ним, воспринимаются как данность, обязательные правила, которым необходимо следовать.

Культура представляет способ деятельности человека, а общество составляет основу для этой деятельности.

Характер общества определяется так  же способом человеческой деятельности. Культура проявляется специфичным  образом в различных сферах общественной жизни (политической, экономической, правовая культура)

В обществе как целостной системе  существуют отдельные подсистемы социально-исторической общности разного типа взаимодействие которых определяет развитие социальной структуры.

Уровень социальной организации увляется одинаковым у разных народов, но традиции, нормы, обычаи, а так же худ-не формы различны.

Т.о. культура представляет социальную жизнь человека, а общество является средой функционирования культуры.

Общество это не простое множество  людей, а некоторая целостная  система в которой они объединены совокупностью связей или отношений. Взаимодействие людей образует общественную жизнь. Оно создает общество как некий живой организм.

Культура – способ деятельности людей, а общественные отношения  – основы для нее.

Прослеживается связь общества и культуры (общественные отношения  и способа деятельности)

Общественные отношения – основания, культура – обоснование.

Культура и общество взаимопроникают  отсюда 2 плана рассмотрения жизни  людей:

1)  Общество – виденье жизни  со стороны способов объединения  индивидов в целостность создание  людьми их единения.

2)     Культура – виденье  человеческой жизни исходя из  того, как именно люди действуют,  что созидают и передают от  поколения к поколению.

Трансформация социальных институтов.

Потребности, удовлетворяемые в  совместной деятельности, сохраняются, но способы их удовлетворения изменчивы. Трансформации социальных институтов можно наблюдать на примере изменения  содержания функций семьи. Функции  социализации в современном обществе выполняются не только семьей, функция  экономическая часто сводится к  минимуму бытового обслуживания. На передний план выходит удовлетворение эмоциональных  потребностей. Трансформацию соц. институтов можно наблюдать на примере новых  форм семьи (например, материнские семьи, как сознательно выбранное женщиной материнство вне брака; двоеженство, как сознательное действие создания второй семьи, где рождаются желанные дети), а также трансформацию института  семьи можно наблюдать на изменении  статусов и ролей. Изменение семьи  отражается в изменении идеологии. Например, феминистская идеология рассматривает  семью, как форму эксплуатации женщины  и борется против нее.

Информация о работе Лекции по "Культорологии"