Прогрессистская идеология утверждает,
что семья-институт будет сменена
семьей-товариществом, т.е. единственной
основой семьи должны быть любовь
и симпатия
Социальная структура общества.
Любое общество всегда имеет социальную
структуру, под которой понимается
вся совокупность классов, слоёв, общественных
групп и т.д.
Социальная структура общества
всегда обусловлена способом производства
и соответственно изменяется по мере
изменения социальных отношений.
Социальные общности - относительно
устойчивые совокупности людей, отличающиеся
более-менее сходными условиями
и образом жизни, более-менее сходными
интересами. Общества различных типов
- формы совместной жизнедеятельности.
Общности бывают:
статические (номинальные категории)
- например, по прописке;
реальные - те же горожане, в реальной
обстановке;
массовые (агрегаты) - совокупности людей,
выделяемые на основе поведенческих
различий, которые ситуационны и не
фиксированы;
групповые - малые и большие социальные
группы.
Социальная стратификация (расслоение
общества) - иерархически ранжированное
социальное неравенство, а также
процесс, в результате которого индивиды
и группы оказываются неравными
друг-другу и иерархически сгруппированными
согласно социальным признакам. Стратификационная
система подразумевает характерное расслоение
и способ его утверждения.
Социальная структура
общества.
Социальная структура – внутреннее
устройство общество, совокупность элементов
и взаимосвязей между ними. Элементы
социальной структуры:
1. взаимодействующие
друг с другом индивиды или люди.
2. образуемые
людьми социальные институты.
3. сложившиеся
в обществе социальные общности. – группа
людей, объединенная какими-либо общими
признаками.
Классификация социальных групп по
показателям.
Классы - основа социальной структуры
общества.
1. Социальные группы - своеобразные
"двигатели" общественного
развития, без их усилий никакие
изменения в обществе происходить
не могут;
2. От характера социальных групп
зависит качество функционирования
всех социальных институтов в
тот или иной исторический
момент;
3. От того, из каких групп состоит
общество, какие из них занимают
лидирующие позиции, какие подчинённые,
зависит тип общества, его общественно-политическое
и государственное производство.
Западная; включает семь статусных групп:
1. "Высший высший класс" - главные
управляющие общенациональных компаний,
совладельцы престижных юридических
фирм, высшие военные чины, федеральные
судьи, архиепископы, биржевики,
медицинские светила, известные
архитекторы, артисты;
2. "Высший класс" - главные
управляющие средних фирм, инженер-механик,
газетные издатели, врачи с частной
практикой, практикующий юрист,
преподаватель колледжа...;
3. "Высший средний класс" -
банковские кассиры, преподаватели
муниципальных колледжей, управляющие
среднего звена, учителя средней
школы;
4. "Средний средний класс"
- банковские служащие, дантисты, учителя
начальных школ, начальники смен
на предприятиях, служащие страховых
компаний, управляющие крупных магазинов,..;
5. "Низший средний класс" - автомеханики,
парикмахеры, бармены, продавцы, служащие
отелей, квалифицированные работники,
работники почты, полицейские, водители
грузовиков...;
6. "Средний низший класс" -
таксисты, среднеквалифицированные
рабочие, бензозаправщики, официанты,
швейцары...;
7. "Низший низший класс" - домашняя
прислуга, садовники, привратники,
мусорщики,...
Восточная. Имеет место, в основном
в странах, с азиатским способом
производства (способ производства определяет
зависимость всех трудящихся от государства,
чиновников, занимающихся распределением
благ):
1. "Высший слой" (Кшатрии) - вначале,
были воины, поработившие Индию
и занявшие господствующее положение;
2. "Брахманы" или "Брамины"
- священнослужители, обеспечивающие
идеологическую поддержку высшего
слоя;
3. "Обслуживающий слой" (Вайшьи)
- заняты обслуживанием "Высшего
слоя";
4. "Шудры" (Зависимые) - основная
часть населения, имеет свою
иерархию;
5. "Отверженные" (парии).
Искусство как
становление духовной культуры.
Вопрос о происхождении искусства
до сих пор решается неоднозначно.
Так, имеется магическая концепция
происхождения искусства, согласно
которой истоком искусства являются
магические верования и обряды. Эта
концепция, приведена отечественным
ученым Д. Угриновичем в его книге “Искусство
и религия”: “Хотя искусство и религия
порождены принципиально различными социальными
потребностями, возникли они в одно время
и реализовались первоначально в „единой
нерасчлененной системе духовно-практической
деятельности, которую представлял собой
первобытный мифологический обрядовый
комплекс”. Существенно то, что источником
эстетического отношения к миру, сконцентрированного
в изобразительной деятельности, танцах,
музыке и прочих видах искусства, служит
трудовая деятельность. Однако возникновение
искусства связано не только с трудовой
деятельностью, но и с развитием общения
индивидов. Членораздельная звуковая
речь — форма выражения логического понятийного
мышления, но общение может осуществляться
посредством рисунка, жеста и пения, зачастую
выступающих элементами ритуала. К тому
же следует учитывать тот важный эмпирический
факт, что искусство представляет собой
форму существования социально значимой
и циркулирующей в обществе информации,
систему эстетических ценностей. Этот
факт играл колоссальную роль в жизнедеятельности
первобытного коллектива: информация,
выраженная в системе эстетических кодов,
была необходима для совершения практических
коллективных действий, обеспечивающих,
в конечном счете, существование племени.
Следует учитывать и психофизиологическую
сторону становления искусства, на значимость
которой обращает внимание в своих трудах
отечественный антрополог Я.Я. Рогинский.
Оказывается, в отличие от других органов
человеческого организма, которые функционируют
ритмично, мозг может осуществлять свои
высшие функции, выходя за пределы ритмов
организма. Для глубокого постижения мира,
для выработки абстракций мозг нацелен
не на физиологические ритмы, а на динамику
отражения окружающего мира. Возникает
аритмия, вызывающая усталость у человека.
Чтобы ее снять, необходим отдых, перерыв
в умственной деятельности, т.е. необходимо
возвращение к нарушенным ритмам организма.
Традиционное родоплеменное искусство
в силу своей синкретичности (оно переплетается
со всеми иными аспектами культуры — мифологией,
религией, обрядом и пр.) является полифункциональным.
Прежде всего, оно, наряду с другими формами
(или сферами) культуры, представляет собой
воплощение и выражение общих, устоявшихся
представлений данного общества, т.е. выполняет
идеологическую функцию. В основе произведений
искусства до письменной и, особенно пред
письменной эпохи лежит пластическая
идеограмма. Именно благодаря этому качеству
первобытное и традиционное искусство
эффективно выполняет различные социальные
функции. Ритуальные маски, статуэтки,
нательные и наскальные рисунки и другие
изобразительные формы и художественные
предметы, используемые при совершении
обрядов инициации, так же как игры, танцы,
театрализованные представления, составляют
“одну из связей, соединяющих различные
поколения и служащих именно для передачи
культурных приобретений из рода в род”
(Г.В. Плеханов). Символический характер
первобытного и традиционного искусства,
его условный изобразительный язык, идеоластические
формы призваны выражать сложные идеи
и понятия, которые невозможно воспроизвести
натурально. В первобытном и традиционном
искусстве социальные функции тесно переплетаются
с магико-религиозными: статуэтки — вместилища
душ умерших, предназначенные для культа
предков, играют определенную социальную
роль. Ведь они отражают реально существующую
структуру общества, ибо иерархия в царстве
духов соответствует земной. Синкретизм
этого искусства, нерасчлененность его
магико-религиозных, социально-политических
и иных функций отражает нерасчлененность
этих аспектов в реальной жизни архаических
обществ. Нельзя провести четкую границу
между статуями предков, различными фетишами,
масками, так как и те и другие наделены
сверхъестественной силой, способны вмешиваться
в жизнь людей, служат предметом поклонения.