Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:15, курс лекций
Предмет и задачи культурологии. Культура происходит от лат. Языка. Первоначально культура – обработка, уход, возделывание земледелия. Оно было близким по происхождению и значению слова культ. Оба значения указывают на почитание богов религию.
В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип , социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения
Соотнесение понятий: культура, субкультура, контркультура.
Культура – исторически
Под субкультурой принято понимать культуру различных социальных групп, существующих в рамках официальной культуры. Различают традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. В том случае, когда ценностные установки представителей данной субкультуры не противоречат традиционным ценностям целого социума, речь идет о традиционалистских культурах, которые подразделяются по этапам жизненного цикла(культура детства, молодежная культура, культура зрелых людей, культура пожилых) или профессиональной принадлежности (музыкальная, инженерная, религиозная, политическая и др.). В рамках определенной субкультуры существуют свои нормы, обычаи, ценности, инога социальные институты. Иновационно-авангардные субкультуры могут вступать в противоречие с традиционной культурой. В этом случае возможно введение разного рода санкций, запретов в отношении представителей той или иной субкультуры. Еслипротиворечия обостряются и субкультура протестует против традиционных ценностей, возможен её переход в область контркультуры. Некоторые субкультуры характеризуются маргинальностью.
Субкультура - совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом.
Молодежные субкультуры
Таблица 10. Типология субкультур
СУБКУЛЬТУРЫ (ПОДКУЛЬТУРЫ, КУЛЬТУРЫ В КУЛЬТУРЕ)
ТРАДИЦИОНАЛИСТСКИЕ:
Профессиональные: музыкальная, театральная и в др. обл.тискусства, религии, политики, техники и др., журналистская, инженерная и др..
Этапы жизненного цикла: детская, молодежная, Культура зрелости, Культура пожилых.
ИННОВАЦИОННО-АВАНГАРДНЫЕ:
Профессиональные: в различных областях искусства, в различных областях науки.
Этапы жизненного цикла: детская, молодежная.
ТИПОЛОГИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР:
Музыкальные: рэйверы, рокеры, брейкеры, битломаны, роллинги, металлисты, волнисты и др.
интеллектуальные: маккенисты, толкиенисты, хойчхакеры, археологи, русичи, русские индейцы и др.
религиозно-философские: антропософы, неохристиане, пушкинисты
спорт: фанаты, роллеры, байкеры
компьютер: хакеры, администраторы
контркультура: хиппи, панки, теляги, скины, дофенисты,сатанисты, фашисты
Контркультура - (лат. - против) - направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества ("новые левые", хиппи, битники, йиппи и др.). Контркультура получила распространение среди части молодежи стран Запада в 60 - 70 гг. ХХ в. Протест против общества часто принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели часто сочетаются с утопическим анархизмом, "левацким" радикализмом; "неприобретательский" образ жизни проникнут культурным нигилизмом, технофобией (фобия - часть сложных слов, обозначающая: ненавидящий, боящийся, враждебный, яростный противник чего-либо, в данном случае - технократизации общества), религиозными поисками, часто выливается в наркоманию, алкоголизм. Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Контркультура ставит своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованнымнасилием над личностью, душителем творческих порывов. В 70-е годы движение контркультуры зашло в тупик и распалось на множество разнохарактерных групп. Теория контркультуры – Теодор Роззек (1960 г.) дал определение, сам феномен появился раньше. Массовая культура(упрощенная) – Элитарная культура усложненная) – Контркультура.
2 группы художников:
а) маргиналы – выпали из элитарной культуры, проблему «творчество – заработок» решили, отдав предпочтение творчеству. «Выпали из жизни», ad marginem – на краю жизни. Увлечение новыми формами искусства, творчеством не дает им возможности заработать на жизнь.
б) молодые художники, которые хотят себя быстрее реализовать, а «отцы» не дают им это сделать.
Маргинальность – качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате чего формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т.п.
Виды культуры: доминирующая, сельская, городская, специализированная.
Доминирующая
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.
Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.
Сельская
Сельская культура получила в литературе ряд наименований: сельский тип культуры, культура села, деревенская культура, культура крестьянства. Когда говорят о сельской культуре, то речь должна идти о крестьянах, и только. Они — носители этой культуры. Л.Н. Коган выделяет следующие особенности сельской культуры.
1. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года: Чрезмерная напряженность труда в период сева, сенокоса, уборки. Как следствие – сильное влияние праздничной культуры.
2. Персонификация межличностных отношений, т. е. вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными.
3. Плотный неформальный контроль заповедением каждого члена такой локальной общности. Вся жизнь крестьянина проходит на глазах всей деревни.
4. Особое качество межличностных отношений в деревне основывается на подчеркнутой грубоватости и фамильярности обращения друг с другом
5. В потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполняют местные слухи, местная интерпретация исторических и общегосударственных событий
6. Практически всем жителям деревни присущ ограниченный жизненный опыт: мало кто из сельчан, особенно в прежнее время, покидал границы своей деревни.
7. Более высокий, чем в городе, удельный вес коллективной деятельности.
8. Уделяется большее, чем в городе, внимание экологической культуре и охране окружающей среды.
Городская
Городская культура (культура города,
индустриальная культура, урбанизированная
культура) — это культура крупных
и средних
Общими чертами городской
Культурное пространство города организовано совсем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танцевальные залы и т. п.); наличие огромного числа незнакомых людей (анонимность социальных отношений), благодаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.
Если для сельской культуры характерно триединство — единство места работы, места жительства и места отдыха — то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция.
Отличительной особенностью городской
культуры выступает одиночество
в толпе, возможность долго ни
с кем не общаться, замена личных
контактов телефонными
Специализированная
Специализированная культура —
это, напротив, культура, ставшая
Специализированная культура — сфера общественного разделения труда, социальных статусов. Объектами специализированной культуры выступают, художественная литература, оперная и симфоническая музыка, балет, скульптура, изобразительное искусство и т. п
Язык культуры. Науки, изучающие язык. Виды языков.
Речь играет ключевую роль. С появлением речи появляется духовная культура.
Язык фактор духовной культуры возникает одновременно с человеческим обществом. В процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. Первые попытки осмысления языка Платоном. Гераклит является основателем средств общения.
Назначение языков культуры в том чтобы выразить смысл культуры , т.е. ее содержание.
Язык культуры – средства, знаки,
формы, символы, тексты, которые позволяют
людям вступать в коммуникационные
связи ориентированные в
Язык культуры, универсальная форма осмысления реальности, в которой организованы все вновь уникальные или существующие представления и др. смыслы. Классификация: естественные языки, искусственные, вторичные.
Естественные языки не имеют автора.
Искусственные языки, науки где значение фиксировано и существует строгие рамки исполнения для упрощения.
Вторичные языки. Это коммуникационные структуры, мифы, религии.
Проблемы языка культуры:
Перемены, происходящие в обществе,
обостряют геополитическую
1) это проблемы его смысла.
2) Язык культуры синтезирует разные аспекты жизни человека. Язык – это ядро системы культуры.
3) Понимание языка культуры дает человеку свободу и придает способность к оценке и самооценки. Помогает осознать культурные контексты, ориентированные в сложных и динамичных социальных структурах. Через многообразие языков открывается богатство в мире, человеческий бытие становится шире, так образуется язык – это продукт, условия, структурные элементы культуры.
Науки, изучающие язык культуры: речевой аспект, звуковой, Симеот.
Знаковая представленность коммуникаций.
Знак – материальный предмет, выступающий в качестве объективного заместителя некоторого другого предмета. Свойства или отношения и используемые для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений, информации. Это овеществлённый носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможным передачу информацию по техническим каналам связи и её разнообразную обработку – математическая, логическая, статистическая. Возможности понимания и трансляции культуры могут реализовываться с помощью различных знаковых систем. С помощью языка, обычай, обрядов, фольклора, предметов быта и т.д. Язык культуры – система знаков, с помощью которых передаётся культурно значимая информация.
Совокупность культурных средств может быть представлено типами:
1. - знаки-обозначения, являющиеся основанием языка.
- знаки-признаки, приметы и симптомы
- знаки – копии, репродукции
- знаковое поведение – имитация.
2. Знаки-модели, являющиеся заменой
существующих предметов и
3. Символы – такие знаки,