Лекции по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:15, курс лекций

Описание

Предмет и задачи культурологии. Культура происходит от лат. Языка. Первоначально культура – обработка, уход, возделывание земледелия. Оно было близким по происхождению и значению слова культ. Оба значения указывают на почитание богов религию.

Работа состоит из  1 файл

Предмет и задачи культурологии.docx

— 103.11 Кб (Скачать документ)

В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Обязательным условием появления национальной культуры специалисты считают новый тип , социальной коммуникации, связанный с изобретением письменности, с моментом рождения литературного языка и национальной литературы. Именно благодаря письменности идеи, необходимые для национального объединения, приобретают популярность среди грамотной части населения

Соотнесение понятий: культура, субкультура, контркультура.

Культура – исторически определённый уровень развития общества, выраженный в форме организации жизни  и деятельности людей, а также  их ценностях.

Под субкультурой принято понимать культуру различных социальных групп, существующих в рамках официальной  культуры. Различают традиционалистские и инновационно-авангардные субкультуры. В том случае, когда ценностные установки представителей данной субкультуры не противоречат традиционным ценностям целого социума, речь идет о традиционалистских культурах, которые подразделяются по этапам жизненного цикла(культура детства, молодежная культура, культура зрелых людей, культура пожилых) или профессиональной принадлежности (музыкальная, инженерная, религиозная, политическая и др.). В рамках определенной субкультуры существуют свои нормы, обычаи, ценности, инога социальные институты. Иновационно-авангардные субкультуры могут вступать в противоречие с традиционной культурой. В этом случае возможно введение разного рода санкций, запретов в отношении представителей той или иной субкультуры. Еслипротиворечия обостряются и субкультура протестует против традиционных ценностей, возможен её переход в область контркультуры. Некоторые субкультуры характеризуются маргинальностью.

Субкультура - совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом.

Молодежные субкультуры принято  выделять при анализе субкультур по этапам жизненного цикла. Существуют официальные  (традиционные) и инновационно-авангардные молодежные субкультуры. Примером официальных молодежных субкультур в нашей стране были пионерская организация и комсомол, в современной культуре – движение "Идущие вместе". Молодежные субкультуры предполагают формирование собственных мировоззренческих установок, вкусов, стиля одежды, причесок, манеры поведения, организации досуга. Молодежные субкультуры могут вступать в противоречие с традиционной культурой и даже враждовать с ней. В зависимости от сферы интресов молодежи молодежные культуры подразделяют на музыкальные, интеллектуальные, религиозно-философские, спортивные, компьютерные, контркультурные.

 

 

Таблица 10. Типология субкультур

СУБКУЛЬТУРЫ (ПОДКУЛЬТУРЫ, КУЛЬТУРЫ В  КУЛЬТУРЕ)

ТРАДИЦИОНАЛИСТСКИЕ:

Профессиональные: музыкальная, театральная  и в др. обл.тискусства, религии, политики, техники и др., журналистская, инженерная и др..

Этапы жизненного цикла: детская, молодежная, Культура зрелости, Культура пожилых.

ИННОВАЦИОННО-АВАНГАРДНЫЕ:

Профессиональные: в различных  областях искусства, в различных  областях науки.

Этапы жизненного цикла: детская, молодежная.

ТИПОЛОГИЯ НЕФОРМАЛЬНЫХ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР:

Музыкальные: рэйверы, рокеры, брейкеры, битломаны, роллинги, металлисты, волнисты и др.

интеллектуальные: маккенисты, толкиенисты, хойчхакеры, археологи, русичи, русские индейцы и др.

религиозно-философские: антропософы, неохристиане, пушкинисты

спорт: фанаты, роллеры, байкеры

компьютер: хакеры, администраторы

контркультура: хиппи, панки, теляги, скины, дофенисты,сатанисты, фашисты

Контркультура - (лат. - против) - направление развития современной культуры, противостоящей сложившейся духовной атмосфере современного индустриального общества ("новые левые", хиппи, битники, йиппи и др.). Контркультура получила распространение среди части молодежи стран Запада в 60 - 70 гг. ХХ в. Протест против общества часто принимает различные формы: от пассивных до экстремистских; общедемократические цели часто сочетаются с утопическим анархизмом, "левацким" радикализмом; "неприобретательский" образ жизни проникнут культурным нигилизмом, технофобией (фобия - часть сложных слов, обозначающая: ненавидящий, боящийся, враждебный, яростный противник чего-либо, в данном случае - технократизации общества), религиозными поисками, часто выливается в наркоманию, алкоголизм. Для контркультуры характерен отказ от сложившихся социальных ценностей, моральных норм и идеалов, стандартов и стереотипов массовой культуры. Контркультура ставит своей целью ниспровержение современной культуры, которая представляется организованнымнасилием над личностью, душителем творческих порывов. В 70-е годы движение контркультуры зашло в тупик и распалось на множество разнохарактерных групп. Теория контркультуры – Теодор Роззек (1960 г.) дал определение, сам феномен появился раньше. Массовая культура(упрощенная) – Элитарная культура усложненная) – Контркультура.

2 группы художников:

а) маргиналы – выпали из элитарной  культуры, проблему «творчество –  заработок» решили, отдав предпочтение творчеству. «Выпали из жизни», ad marginem – на краю жизни. Увлечение новыми формами искусства, творчеством не дает им возможности заработать на жизнь.

б) молодые художники, которые хотят  себя быстрее реализовать, а «отцы» не дают им это сделать.

Маргинальность – качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате чего формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т.п.

Виды культуры: доминирующая, сельская, городская, специализированная.

Доминирующая

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется  большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.

Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости  от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной  является данная страна.

Сельская

Сельская культура получила в литературе ряд наименований: сельский тип культуры, культура села, деревенская культура, культура крестьянства. Когда говорят  о сельской культуре, то речь должна идти о крестьянах, и только. Они  — носители этой культуры. Л.Н. Коган  выделяет следующие особенности  сельской культуры.

1. Неравномерная загруженность аграрным трудом в течение года: Чрезмерная напряженность труда в период сева, сенокоса, уборки. Как следствие – сильное влияние праздничной культуры.

2. Персонификация межличностных отношений, т. е. вытеснение и замена всех других типов отношений доверительно личными.

3. Плотный неформальный контроль заповедением каждого члена такой локальной общности. Вся жизнь крестьянина проходит на глазах всей деревни.

4.  Особое качество межличностных отношений в деревне основывается на подчеркнутой грубоватости и фамильярности обращения друг с другом

5. В потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполняют местные слухи, местная интерпретация исторических и общегосударственных событий

6. Практически всем жителям деревни присущ ограниченный жизненный опыт: мало кто из сельчан, особенно в прежнее время, покидал границы своей деревни.

7.  Более высокий, чем в городе, удельный вес коллективной деятельности.

8. Уделяется большее, чем в городе, внимание экологической культуре и охране окружающей среды.

 Городская

Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбанизированная культура) — это культура крупных  и средних несельскохозяйственных поселений, обычно крупных индустриальных и административных центров. Малые  города и поселки городского типа (от 3-тыс. жителей) по размерам и облику часто напоминают деревни и села. Уровень культуры жителей здесь  немногим отличается от деревни. Чем  выше степень урбанизации поселения  и крупнее его размеры, тем  больше он отличается по своему культурному  облику от села и сельской культуры.

Общими чертами городской культуры, отличающими ее от сельской, выступают  такие признаки, как высокая плотность  застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей социокультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения.

Культурное пространство города организовано совсем иначе, чем на селе; широкие  возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки  и прачечные, кафе и рестораны, театры и музеи, библиотеки, галереи, танцевальные залы и т. п.); наличие огромного  числа незнакомых людей (анонимность  социальных отношений), благодаря чему индивид чувствует себя более  свободным и раскованным и  в то же время получает возможность  создавать или выбирать круг общения  по интересам.

Если для сельской культуры характерно триединство — единство места  работы, места жительства и места  отдыха — то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция.

Отличительной особенностью городской  культуры выступает одиночество  в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками, возможность почти бесконтрольно  заниматься сомнительными и преступными  делами.

Специализированная 

Специализированная культура —  это, напротив, культура, ставшая институциализированной. Обыденная культура — часть повседневной реальности, совокупность всех нерефлексивных, синкретических аспектов социальной жизни. Она ограничена домом, районом, городом, территорией, межличностными отношениями. Такова сфера ближайшего окружения, первичных агентов социализации, первичных малых групп. Специализированные культуры охватывают дальнее окружение человека и связаны с формальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и пред­ставители больших групп, как агенты вторичной социализации.

Специализированная культура —  сфера общественного разделения труда, социальных статусов. Объектами  специализированной культуры выступают, художественная литература, оперная  и симфоническая музыка, балет, скульптура, изобразительное искусство и  т. п

Язык культуры. Науки, изучающие язык. Виды языков.

Речь играет ключевую роль. С появлением речи появляется духовная культура.

Язык фактор духовной культуры возникает  одновременно с человеческим обществом. В процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. Первые попытки  осмысления языка Платоном. Гераклит является основателем средств общения.

Назначение языков культуры в том  чтобы выразить смысл культуры , т.е. ее содержание.

Язык культуры – средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют  людям вступать в коммуникационные связи ориентированные в пространстве.

Язык культуры, универсальная форма  осмысления реальности,  в которой  организованы все вновь уникальные или существующие представления  и др. смыслы. Классификация: естественные языки, искусственные, вторичные.

Естественные языки не имеют  автора.

Искусственные языки, науки где значение фиксировано и существует строгие рамки исполнения для упрощения.

Вторичные языки. Это коммуникационные структуры, мифы, религии.

Проблемы языка культуры:

Перемены, происходящие в обществе, обостряют геополитическую ситуацию, ведут к смене типа культура. Есть 3 основных проблемы языка:

1) это проблемы его смысла.

2) Язык культуры синтезирует разные аспекты жизни человека. Язык – это ядро системы культуры.

3) Понимание языка культуры дает человеку свободу и придает способность к оценке и самооценки. Помогает осознать культурные контексты, ориентированные в сложных и динамичных социальных структурах. Через многообразие языков открывается богатство в мире, человеческий бытие становится шире, так образуется язык – это продукт, условия, структурные элементы культуры.

Науки, изучающие язык культуры: речевой  аспект, звуковой, Симеот.

Знаковая представленность коммуникаций.

Знак – материальный предмет, выступающий  в качестве объективного заместителя  некоторого другого предмета. Свойства или отношения и используемые для приобретения, хранения, переработки  и передачи сообщений, информации. Это  овеществлённый носитель образа предмета, ограниченный его функциональным предназначением. Наличие знака делает возможным  передачу информацию по техническим  каналам связи и её разнообразную  обработку – математическая, логическая, статистическая. Возможности понимания  и трансляции культуры могут реализовываться  с помощью различных знаковых систем. С помощью языка, обычай, обрядов, фольклора, предметов быта и т.д. Язык культуры – система  знаков, с помощью которых передаётся культурно значимая информация.

Совокупность культурных средств  может быть представлено типами:

1. - знаки-обозначения, являющиеся  основанием языка. 

- знаки-признаки, приметы и симптомы

- знаки – копии, репродукции

- знаковое поведение – имитация.

2. Знаки-модели, являющиеся заменой  существующих предметов и действий.

3. Символы – такие знаки, которые  не только указывают на изображаемый  предмет, но и выражают его  смысл.

Информация о работе Лекции по "Культорологии"