Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:15, курс лекций
Предмет и задачи культурологии. Культура происходит от лат. Языка. Первоначально культура – обработка, уход, возделывание земледелия. Оно было близким по происхождению и значению слова культ. Оба значения указывают на почитание богов религию.
Культурная динамика описывает изменении культурных черт во времени и пространстве. Как и статика основана на открытиях и изобретениях.
Открытие – получение новых знаний о мире, новые знания по факту, которые не были ранее известны. Изобретение – новая комбинация известных культурных элементов или комплексов. Включает новый способ изготовления вещей или технологии. Это могут быть научные и технические новации, социальные и т.д., которые подразделяются на материальные и духовные.
Формы распространения культуры:
Распространяются 3 способами:
1. посредством культурных заимствований – целенаправленно подражание
2. посредством культурной диффузии – стихийное распространение
3. посредством независимых открытий. (в одно время независимо)
Культурные заимствования
1. что является близким его собственной культуре, то что смогут понять, оценить и использовать местные жители.
2. что принесёт явную или скрытую выгоду, поднимет престиж народа, позволит продвинуться вверх и то, что даст преимущества перед другими народами.
3. отвечает внутренним потребностям данного этноса, т.е. удовлетворяет такие потребности, которые не могут удовлетворить культурные артефакты и комплексы, имеющиеся в его распространении.
Культурному заимствованию предшествует
культурный отбор (селективность –
избирательное отношение к
1. Культура ещё не созрела для заимствования данных изобретений.
2. Новые элементы грозят разрушить сложившуюся в обществе культуру.
3. Идеология запрещает заимствование новых элементов, считая их враждебными, ненужными.
4. члены общества не считают, что новые элементы им необходимы.
Страна, которая заимствует – реципиент. А которая отдаёт – донор. В культуре – рецепиенте должны существовать группы, заинтересованные в перенесении чужого, готовые передавать и защищать культурные новшества. Культ заимствования могут быть:
1. Стихийными и неуправляемыми. Такими, где отсутствует сознательный отбор культурных инноваций
2. Целенаправленными и сознательными.
Культура и личность.
Понятия дополняют друг друга. Проблема личности всегда в центре внимания. Факторы влияющие на формирование личности: идеалы и ценности, образцы, особенности географического пространства и т.д.
Личность – устойчивый комплекс социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. Индивид – представитель человеческого рода. Индивидуальность – совокупность черт, отличающих данного человека от других. Личной формируется данной системой ценностей и обусловлена физиологическими особенностями. Исследованием различий личности и культуры занимается направление культурной антропологии, которое опиралось на процессы индивидуального освоения норм и ценностей культуры, а так же его поведения. Это направление опиралось на этнопсихологию, которая начала формироваться во 2 половине 19 века. Первые исследования проблемы культуры и личности относятся к концу 20-х, началу 30-х годов 20 века. Тогда возникают понятия личность, инкультурация и социализация личности. Начало подлинной истории человечества стало возникновение преобразовательной деятельности, нацеленной на будущее, опираясь на преемственность традиций. Человек стал создавать продукт труда для следующих поколений. Универсальный способ постижения целостности окружающего мира стал способ межчеловеческого общения в культуре. Личность имеет сложную социальную структуру, в которую принято включать систему интересов, установок и их направленность. Особое значение приобретают цели и идеалы, т.е. система социокультурных ценностей.
«Человек» – употребляется для характеристики присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие понятие «человеческий род». Человечество существует как специфическая материальная реальность.
«Индивид» - представитель человеческого рода.
Понятие личности впервые формируется в лоне социальной доктрины. Личность – социально активная индивидуальность, человек поступка, реального дела. В ней всегда выражено действенно-волевое начало. Это начало имеет 2 направления – вовнутрь себя. Воля направляет свои возможности на преодоление ч-л внутри личности. Или на воспитание положительных или отрицательных качеств и черт. 2 направление – вовне. Воля направляет свои усилия тогда, когда имеет своей целью преобразовать внешний мир. Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук. С точки зрения философии личность – субъект деятельности познания и творчества. Психология изучает личность в качестве устойчивой целостности психических процессов, свойств и отношений. Социологический подход выделяет в личности социально-типическое. Основная проблема связана с процессом формирования личности и развития её потребностей в неразрывной связи с функционированием социальных общностей, изучением закономерностей, связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Личность как субъект социальных отношений характеризуется автономностью, определённой степенью независимости от общества. Личная независимость – умение властвовать над собой, наличие самосознания, способность к самоанализу, самооценки, самоконтролю.
Основные факторы развитие личности:
С точки зрения одних каждая личность развивается в соответствии с врождёнными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет незначительную роль.
С другой точки зрения личность – некоторый продукт, который полностью формируется под воздействием социального опыта.
Определение личности по Ядову: Личность – целостность социальных свойств человека и включение индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. Исходя из этого определения личность развивается из биологического организма благодаря различным видам социального и культурного опыта, при этом не отрицая наличие у неё врождённых способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личности и черт.
1. Биологическая наследственность
2. физическое окружение
3. культура
4. групповой опыт
5. уникальный индивидуальный опыт.
Культура поведения, труда и общения.
Культура поведения - совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. К.п. выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих иконтролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила К.п. превращаются в воспитанность личности. В К.п. органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии. Дети нуждаются в раскрытии глубокого внутреннего смысла К.п., в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Стиль поведения подростка, юноши в значительной мере складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла К.п. Большое значение имеют национальные особенности К.п., сложившиеся в результате нравственного развития мн. поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.
Культура труда – система внебиологически выработанных механизмов (и соответственно "умения" их актуализировать), благодаря которым стимулируется, программируется, координируется и реализуется деятельность субъектов труда. Функционирование и развитие К.Т. обеспечивает определенное социальное качество трудового процесса - основное условие реализации сущностных сил человека. Последние реализуются тем активнее, чем глубже и многограннее отражаются в индивидуальной и коллективной рудовой деятельности технико-технологические нормативы и социальные ценности труда, трудового коллектива, общества.
Во все времена и во всех сложившихся
обществах поведение людей
Каждое действие, каждое обращение необходимо, сопровождать уместными к случаю ритуалами, "волшебными словами": пожалуйста, благодарю вас и др. Можно, конечно, забыть (если уж так случилось) о той или иной словесной формуле, сопровождающей услугу, найдя что-нибудь другое, не менее подходящее. Важно лишь всегда помнить, что сущность и значение культуры общения определяются внутренней готовностью одного человека помочь другому и тем, что называется деликатностью, тактичностью. Другими словами, не навязывать своего общества, оставаясь вежливым; стремление не мешать другим, оставаясь свободным в совершении собственных действий. А это значит, в конце концов, что нельзя шуметь и перебивать в разговоре других. Желая высказать свое мнение (в том числе и возражение, несогласие со словами или действиями других), надо предварительно осведомиться, сказал ли собеседник все, что он хотел, готов ли он выслушать Вас.
Культура общения включает в себя не только словесные формы выражения вежливости, сочувствия. Слова и действия не должны вступать в противоречие с внешним видом человека, его одеждой. Иными словами, этикет полностью не соблюден, если – при всей правильности и вежливости поведения - молодые люди являются в театр в джинсах и пестрых майках. Еще хуже, если в яркой экстравагантной одежде кто-нибудь присоединится к похоронной процессии.
Культура общения регулируют общение, взаимодействие людей. Надо серьезно, с умом относится к этикету, к умению общаться. Правило довольно просто: то, что в данной ситуации неприятно Вам, скорее всего, неприятно окружающим.
Итак, что же все-таки необходимо, чтобы правильно общаться? Надо, в первую очередь, уважать собеседника, слушать его с возможным вниманием, не перебивая и давая высказаться, не "зашумлять" каналы связи. Необходимо также выглядеть соответствующим образом, чтобы не было рассогласования, стараться говорить только то, что думаем, дабы не вносить диссоциации.
Всё это если не универсальные способы культурного общения, то они, по крайней мере, помогут правильнее общаться и находить общий язык с людьми.
Культурная диффузия. Культурные реформы и революции.
Культурная диффузия – взаимное проникновение культурных черт комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Культурное соприкосновение называется культурным контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончится влиянием, но односторонним.
Каналы диффузии: миграции, конференции. Международные ярмари, выставки и т.д. Диффузия принимает 2 направления –горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами. поэтому его можно назвать межгрупповой культурной диффузией. Вертикальное – между группами с неравным статусом, поэтому его можно называть статификационнной культурной диффузией. Она выражается в двустороннем процессе.
1. средний и низший класс принимают у высшего различные элементы
2. высший класс принимает у низших их элементы.
Культурная диффузия несет обществу как позитивные, так и негативные моменты. Проникновение высокой культуры говорит о просвещении и демократизации народа, а с другой стороны её приметелизацию.
Культурные реформы и
Культурный «лаг». Культурная трансмиссия.
Культурный «лаг» описывает
ситуацию, когда одна часть культуры
изменяется быстрее остальных. Полагается,
что ценностный мир человечества
не успевает приспосабливаться к
слишком быстрым изменениям в
материальной сфере. От этого более
всего страдает молодёжь, её духовный
мир может меняться столь быстро,
как материальное положение. Иногда,
между социальными и