Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:15, курс лекций
Предмет и задачи культурологии. Культура происходит от лат. Языка. Первоначально культура – обработка, уход, возделывание земледелия. Оно было близким по происхождению и значению слова культ. Оба значения указывают на почитание богов религию.
Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии.
В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева, и до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. В первые века нашей эры в строительстве начинает широко применяться камень. Религиозная архитектура этого периода представлена пещерными комплексами, храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре.
В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство сохранившихся скульптур также носило религиозный характер.
Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальных руководств и правила их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография.
Культура эпохи Средневековья.
Сре́дние века́ (Средневеко́вье) — период в истории человечества, находящийся между Древним миром и Новым временем. В советской науке было принято считать, что этот период охватывает время с 476 года (падение Западной Римской империи) по середину XVII века. Средневековье характеризуется расцветом монотеистических религий (в частности христианством), упадком науки и искусства, распадом античных империй, феодальным строем и феодальной раздробленностью.
Образование
В период раннего Средневековья активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно, прежде всего, для Англии и стран Скандинавии.
Однако, следует еще раз подчеркнуть, что все же средневековый европеец, включая и высшие слои общества, был преимущественно неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах.
Уровень же образованности мирян был
вообще минимальным. Масса прихожан
слушала неграмотных
Роль Церкви.
Важнейшей особенностью средневековой культуры является особая роль христианского вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после распада Римской империи, только церковь в течение многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для всех стран, племен и государств Западной Европы. Церковь была не только главенствующим политическим институтом, но и имела доминирующее влияние непосредственно на сознание населения. В условиях тяжелой и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и малодостоверных знаний об окружающем мире, церковь предлагала людям стройную систему знаний о мире, его устройстве, действующих в нем силах. Эта картина мира целиком определяла менталитет верующих селян и горожан и основывалась на образах и толкованиях Библии.Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.
Высокое (классическое) Средневековье.
В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения и возрождаться. С X века укрупнились государственные структуры, что позволило собирать более многочисленные армии и до некоторой степени прекратить набеги и грабежи. Миссионеры понесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что и эти государства вошли в орбиту западной культуры.
Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема городов и экономики. Жизнь стала меняться к лучшему, в городах расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в этом играла та же церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию.
При этом развивается городская и в особенности праздничная культуры.
Культура Возрождения и ее особенности.
1. Гуманизм — ценностная основа культуры Возрождения. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы — в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов.
2. . Отношение к античной и средневековой культуре
В процессе формирования и развития культура Возрождения определяет отношение к другим типам культуры, к другим эпохам. Обра щение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм и прославление.прекрасного, гармонически развитого человека были особенно близки европейскому гуманизму. В период Ренессанса возрождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалисти ческий язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма.
3. Особенности художественной культуры:
Искусство в период Возрождения было главным видом духовной де ятельности.
Оно стало для людей Возрождения тем, чем в средние века была религия, в
Новое время наука и техника.
С этим периодом связаны такие имена , как Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи, С. Боттичелли
Становление и развитие культуры на Руси в 9-17 в.в.
Период 1. Домонгольская культура (IX-XII века). В этот период происходит формирование древнерусского государства (882год) + унификация политической жизни +складывание культурного целого. Русская культура складывается как городская (гордарика = так называли Россию в Западной Европе) высокий уровень развития письменности, градостроения.
998 год – принятие Христианства,
для культуры имело усиление
восточных элементов (
Период 2. Культура периода ордынского нашествия (XIII-XIV века). Усиление восточных
тенденций в русской культуры, особенно в государственно-политической.
Период 3. Постордынский (XV-XVII века). Образование единого русского государства национальная консолидация + рост национального самосознания рост, подъем русской культуры + одновременное мощное европейское влияние (конец XV-XVI века – расцвет, русское возрождение).
В этот период православие
превратилось в одну из
Культурные связи с
В XVII в. в России совершился церковный раскола. Всё более «живоподобной» становится иконопись, появляются придворный и школьный театр
Концепция культуры России 18-20 в.в.
В начале XVIII в. русская история сделала крутой поворот, связанный с реформами Петра I
Этот царь перенес столицу
России из Москвы в Петербург
и объявил себя императором.
Восхищаясь западным образом
жизни, он энергично внедрял
его в своей стране, прежде
всего среди дворянства. С его
подачи русские – народ с
достаточно древней и сложной
культурой – были поставлены
в положение чуть ли не
В этот период было
преклонение перед всем
Правилом хорошего тона у «господ» стало общение на французском, немецком, английском языках с целью подчеркнуть свой европейский лоск и свое благородство.
в 1725 г. в России была
основана Академия наук, и ее
поначалу заполнили одни
Если наука в XVIII в. делала в России первые шаги, то русское искусство уже поднималось на уровень высокого мастерства. Тяжелее всего приходилось литературе, ибо ее буквально захлестнул поток иностранных слов и целых выражений. Литераторы: Державин, Фонвизин, Карамзин
Изобразительное искусство
и архитектура России
Авторитет Православной
Церкви в обществе, ее влияние
на культурную жизнь резко
снизились. Петр I отменил в Церкви
патриаршество и фактически
XIX в. – «золотой век» русской культуры. Многие ее достижения и представители получили известность и признание далеко за пределами Российской империи: математик Лобачевский; химик Менделеев; изобретатель радио Попов; композиторы, Глинка, Чайковский, Левитан; литераторы А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, Ф. Достоевский, Л. Толстой, А, Чехов.
Что касается литературы, то она была в XIX в. наиболее успешно развивающимся и видом русского искусства.
В России XIX в. расширился
не только круг творцов, но
и их аудитория, которая
Наряду с дворянством
в состав «образованного
Самым ярким временем этого периода, безусловно, было время царствования Александра I (первая четверть XIX в.), при котором проводились определенные либеральные реформы», русская армия разбила наполеоновских захватчиков и победоносно вступила в Париж.
За время, прошедшее с
Петровских реформ, выросли поколения
людей, для которых привычными
являлись западные
Конец XIX – начало ХХ
в., приблизительно время
Она продолжала блистать
шедеврами и талантами:
Огромное значение для
формирования “Мира искусств”
имела личность С. Дягилева. Благодаря
его деятельности русское
Абстракционизм. Возник в 1913 г. Основатели: Кандинский, Малевич. Лозунг: ”Искусство ради искусства.” Делится на два течения: 1. Ташизм - спонтанное, иррациональная игра цветовых пятен; 2.Супрематизм (Малевич) видимость математических выверенных, рационально-геометрических построений.
Задачи живописи сводились к исследованию возможных комбинаций первичных элементов - линии, цвета и формы.
Кубизм. Возникло в 1907 г.
с картиной Пикассо “
Считали, что весь мир состоит из геометрических фигур
Сюрреализм. Искусство сверхреально, нет никакого порядка и разумного смысла, все подчинено случайности. Фантастически уродливое переплетение человеческих тел, предметов. Все в необычной форме. За пределами реализма.
Представители: Сальвадор Дали, Шагал.
Поп-арт (общедоступное
Модернизм (современный)
— совокупное наименование
Импрессионизм (впечатление) - направление в искусстве 19 — нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.
Постимпрессионизм - восприняв
от импрессионизма чистоту и
звучность цвета,
Символизм - направление
в европейском и русском
Модерн (новейший, современный) - стилевое направление искусстве кон. 19 — нач. 20 вв. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.