Лекции по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:15, курс лекций

Описание

Предмет и задачи культурологии. Культура происходит от лат. Языка. Первоначально культура – обработка, уход, возделывание земледелия. Оно было близким по происхождению и значению слова культ. Оба значения указывают на почитание богов религию.

Работа состоит из  1 файл

Предмет и задачи культурологии.docx

— 103.11 Кб (Скачать документ)

Архитектура, скульптура, живопись Древней  Индии.

В эпоху древности большинство  сооружений  возводилось  из  дерева,  а  потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева, и до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн.  В  первые  века  нашей эры в строительстве начинает  широко  применяться   камень.   Религиозная архитектура этого периода представлена  пещерными комплексами,  храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии  Будды).  Из  пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре.

В Древней Индии существовало несколько  школ  скульптуры,  из  которых  наиболее  крупными  были  гандхарская,   матхурская   и   школа   Амаравати. Большинство сохранившихся скульптур также носило  религиозный характер.

Скульптурное  искусство  достигло  такой   высоты,   что   существовал   ряд  специальных  руководств  и  правила  их  создания.  Были  разработаны  приемы  иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали  буддийская,  джанийская и индуистская иконография.

Культура эпохи  Средневековья.

Сре́дние века́ (Средневеко́вье) — период в истории человечества, находящийся между Древним миром и Новым временем. В советской науке было принято считать, что этот период охватывает время с 476 года (падение Западной Римской империи) по середину XVII века. Средневековье характеризуется расцветом монотеистических религий (в частности христианством), упадком науки и искусства, распадом античных империй, феодальным строем и феодальной раздробленностью.

Образование

В период раннего Средневековья  активно развивалась устная поэзия, особенно героический эпос, что было характерно, прежде всего, для Англии и стран Скандинавии.

Однако, следует еще раз подчеркнуть, что все же средневековый европеец, включая и высшие слои общества, был преимущественно неграмотен. Ужасающе низким был уровень грамотности даже священников в приходах.

Уровень же образованности мирян был  вообще минимальным. Масса прихожан слушала неграмотных священников. При этом сама Библия была для рядовых  мирян запретна, ее тексты считались  слишком сложными и недоступными для непосредственного восприятия простых прихожан. Толковать ее дозволялось  только священнослужителям. Массовая средневековая культура - это культура бескнижная, «догутенбергова». Она опиралась не на печатное слово, а на изустные проповеди и увещевания. Она существовала через сознание безграмотного человека. Это была культура молитв, сказок, мифов и волшебных заклятий.

 Роль Церкви.

Важнейшей особенностью средневековой  культуры является особая роль христианского  вероучения и христианской церкви. В условиях всеобщего упадка культуры сразу после распада Римской  империи, только церковь в течение  многих веков оставалась единственным социальным институтом, общим для  всех стран, племен и государств Западной Европы. Церковь была не только главенствующим политическим институтом, но и имела  доминирующее влияние непосредственно  на сознание населения. В условиях тяжелой  и скудной жизни, на фоне крайне ограниченных и малодостоверных знаний об окружающем мире, церковь предлагала людям стройную систему знаний о мире, его устройстве, действующих в нем силах. Эта  картина мира целиком определяла менталитет верующих селян и горожан  и основывалась на образах и толкованиях  Библии.Вся культурная жизнь европейского общества этого периода в значительной степени определялась христианством.

Высокое (классическое) Средневековье.

В период классического, или высокого Средневековья, Западная Европа начала преодолевать затруднения    и  возрождаться. С X века укрупнились  государственные структуры, что  позволило собирать более многочисленные армии и до некоторой степени  прекратить набеги и грабежи. Миссионеры понесли христианство в страны Скандинавии, Польши, Богемии, Венгрии, так что  и эти государства вошли в  орбиту западной культуры.

Наступившая относительная стабильность обеспечила возможность быстрого подъема  городов и экономики. Жизнь стала  меняться к лучшему, в городах  расцветала своя культура и духовная жизнь. Большую роль в этом играла та же церковь, которая тоже развивалась, совершенствовала свое учение и организацию.

При этом развивается городская  и  в особенности праздничная  культуры.

Культура Возрождения  и ее особенности.

1. Гуманизм — ценностная основа культуры Возрождения. Гуманизм развивается как идейное движение, он захватывает купеческие круги, находит единомышленников при дворах тиранов, проникает в высшие религиозные сферы — в папскую канцелярию, становится мощным оружием политиков, утверждается в массах, оставляет глубокий след в народной поэзии, зодчестве, дает богатый материал для поисков художников и скульпторов.

2. . Отношение к античной и средневековой культуре

В процессе формирования и развития культура Возрождения определяет отношение  к другим типам культуры, к другим эпохам. Обра щение к античному наследию выступает важной особенностью культуры Ренессанса. Антропоцентризм и прославление.прекрасного, гармонически развитого человека были особенно близки европейскому гуманизму. В период Ренессанса возрождается античный идеал человека, понимание красоты как гармонии и меры, реалисти ческий язык пластических видов искусства в отличие от средневекового символизма.

3.  Особенности художественной  культуры:

Искусство в период Возрождения  было главным видом духовной де ятельности.

Оно стало для людей Возрождения  тем, чем в средние века была религия, в

Новое время наука и техника.

С этим периодом связаны такие имена , как Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи,  С. Боттичелли

Становление и  развитие культуры на Руси в 9-17 в.в.

Период 1. Домонгольская культура (IX-XII века). В этот период происходит формирование  древнерусского государства (882год) + унификация политической жизни +складывание культурного целого. Русская культура складывается как городская (гордарика = так называли Россию в Западной Европе) высокий уровень развития письменности, градостроения.

998 год – принятие Христианства, для культуры имело усиление  восточных элементов (восточный  вариант Христианства), обозначился  изоляционизм от латинской Европы. Бинарность русской культуры  (в отличие от Западной Европы, где Христианство распространялось снизу вверх, в России оно распространялось сверху вниз на протяжении всей русской культуры существование синкретизма, то есть элементов и Христианства и язычества).

Период 2. Культура периода  ордынского нашествия (XIII-XIV века). Усиление восточных

тенденций в русской культуры, особенно в государственно-политической.

Период 3. Постордынский (XV-XVII  века). Образование единого русского государства национальная консолидация + рост национального самосознания рост, подъем русской культуры + одновременное мощное европейское влияние (конец XV-XVI века – расцвет, русское возрождение).

  В этот период православие  превратилось в одну из основных  доминант культурного развития  и важный элемент национального  самосознания русских. Строется большое количество храмов. Лучшие художники Московской Руси – это иконописцы Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий. Среди самых известных построек – Успенский, Благовещенский, Архангельский соборы, Покровский собор.

   Культурные связи с европейскими  странами были серьёзно осложнены  из-за религиозной розни православных  и католиков. На службу были  приглашены иностранные специалисты  с целью не отстать от запада.  В середине 1687 г. в России появилась первая высшая школа в Москве.

   В XVII в. в России совершился  церковный раскола. Всё более «живоподобной» становится иконопись, появляются придворный и школьный театр

Концепция культуры России 18-20 в.в.

В начале XVIII в. русская история сделала крутой поворот, связанный с реформами Петра I

   Этот царь  перенес столицу  России из Москвы в Петербург  и объявил себя императором.  Восхищаясь западным образом  жизни, он энергично внедрял  его в своей стране, прежде  всего среди дворянства. С его  подачи русские – народ с  достаточно древней и сложной  культурой – были поставлены  в положение чуть ли не дикарей,  которым надо приобщиться подлинной  цивилизации. Это стало серьезным  испытанием для национального  самолюбия.

   В этот период было  преклонение перед всем иностранным.

   Правилом хорошего тона  у «господ» стало общение на  французском, немецком, английском  языках с целью подчеркнуть  свой европейский лоск и свое  благородство. 

   в 1725 г. в России была  основана Академия наук, и ее  поначалу заполнили одни иностранцы.

   Если наука в XVIII в. делала в России первые шаги, то русское искусство уже поднималось на уровень высокого мастерства. Тяжелее всего приходилось литературе, ибо ее буквально захлестнул поток иностранных слов и целых выражений. Литераторы: Державин, Фонвизин, Карамзин

   Изобразительное искусство  и архитектура России оказались  под западным влиянием.

   Авторитет Православной  Церкви в обществе, ее влияние  на культурную жизнь резко  снизились. Петр I отменил в Церкви  патриаршество и фактически превратил  духовенство. Зависимость Церкви  от государства  лишало ее  нравственной силы.

XIX в. – «золотой век» русской  культуры. Многие ее достижения и представители получили известность и признание далеко за пределами Российской империи: математик Лобачевский; химик Менделеев; изобретатель радио Попов; композиторы, Глинка, Чайковский, Левитан; литераторы А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, Ф. Достоевский, Л. Толстой, А, Чехов.

   Что касается литературы, то она была в XIX в. наиболее успешно развивающимся и видом русского искусства.

   В России XIX в. расширился  не только круг творцов, но  и их аудитория, которая раньше  концентрировалась вокруг императорского  двора.

   Наряду с дворянством  в состав «образованного общества»  вошла интеллигенция.

   Самым ярким временем  этого периода, безусловно, было  время царствования Александра I (первая четверть XIX в.), при котором проводились определенные либеральные реформы», русская армия разбила наполеоновских захватчиков и победоносно вступила в Париж.

   За время, прошедшее с  Петровских реформ, выросли поколения  людей, для которых привычными  являлись западные представления  о чести и достоинстве, о  правах гражданина. Многие хотели  окончательного сближения с Западом  и были готовы поддержать любые  реформы

 

   Конец XIX – начало ХХ  в., приблизительно время царствования  последнего русского императора  Николая II, принято называть «серебряным  веком» русской культуры.

   Она продолжала блистать  шедеврами и талантами: писатели  М. Горький и Бунин. В России, как и на Западе, зарождается  модернистское искусство, появляются  такие его течения, как символизм,  акмеизм, футуризм, абстракционизм  и т.д. Среди части интеллигенции  стал популярен марксизм. В область  высокой культуры прорвались  порнография. На «национальных  окраинах» Российской империи,  в т. ч. в Беларуси, усиливались  протесты против русификаторской  политики властей.

   Огромное значение для  формирования “Мира искусств”  имела личность С. Дягилева. Благодаря  его деятельности русское искусство  получает широкое международное  признание. Под редакцией Дягилева  издавался журнал “Мир искусства”.

   Абстракционизм. Возник в  1913 г. Основатели: Кандинский, Малевич.  Лозунг: ”Искусство ради искусства.” Делится на два течения: 1. Ташизм - спонтанное, иррациональная игра цветовых пятен; 2.Супрематизм (Малевич) видимость математических выверенных, рационально-геометрических построений.

Задачи живописи сводились к  исследованию возможных комбинаций первичных элементов - линии, цвета  и формы.

   Кубизм. Возникло в 1907 г.  с картиной Пикассо “Авиньонские девицы ” .Представители: Пикассо

Считали, что весь мир состоит  из геометрических фигур

Сюрреализм. Искусство сверхреально, нет никакого порядка и разумного смысла, все подчинено случайности. Фантастически уродливое переплетение человеческих тел, предметов. Все в необычной форме. За пределами реализма.

Представители: Сальвадор Дали, Шагал.

   Поп-арт (общедоступное искусство), модернистское художественное течение,  возникшее во 2-й пол. 1950-х гг. в  США и Великобритании. Отказываясь  от обычных методов живописи  и скульптуры, поп-арт культивирует  якобы случайное, часто парадоксальное  сочетание готовых бытовых предметов,  механических копий (фотография, муляж, репродукция), отрывков массовых  печатных изданий (реклама, промышленная  графика, комиксы и т. д.).

      Модернизм (современный)  — совокупное наименование художественных  тенденций, утвердивших себя во  второй половине 19 века в виде  новых форм творчества, где возобладало  уже не следование духу природы  и традиции, а свободный взгляд  мастера, вольного изменять видимый  мир по своему усмотрению, следуя  личному впечатлению, внутренней  идее или мистической грезе.  Его направлениями были импрессионизм,  постимпрессионизм, символизм и  модерн.

   Импрессионизм (впечатление) - направление в искусстве 19 —  нач. 20 вв., представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

   Постимпрессионизм - восприняв  от импрессионизма чистоту и  звучность цвета, постимпрессионизм  противопоставил ему поиски постоянных  начал бытия, устойчивых материальных  и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов,  повысил интерес к философским  и символическим аспектам.

   Символизм - направление  в европейском и русском искусстве.  Сосредоточено преимущественно  на художественном выражении  посредством символа интуитивно  постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств  и видений.

   Модерн (новейший, современный) - стилевое направление искусстве кон. 19 — нач. 20 вв. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий, все элементы которых подчинялись единому орнаментальному ритму и образно-символическому замыслу. Изобразительное и декоративное искусство «модерна» отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор.

Информация о работе Лекции по "Культорологии"