Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:15, курс лекций
Предмет и задачи культурологии. Культура происходит от лат. Языка. Первоначально культура – обработка, уход, возделывание земледелия. Оно было близким по происхождению и значению слова культ. Оба значения указывают на почитание богов религию.
Культурная трансмиссия –
Культурный лаг - разрыв в культурном
уровне между городом и селом
- в итоге достигает
Культурная аккумуляция и интеграция.
Аккумуляция имеет место там, где к культурному наследию добавляется большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. И напротив когда в течение какого-либо периода исчезает больше. чем добавляется – культурное истощение. Культурная аккумуляция – процесс, конечным завершением которого является образование культурного наследия. Это понятие описывает ту часть материально- духовной культуры, которая создаётся прошлыми поколениями и передается следующим как нечто ценное. Общество создало систему культурных учреждений, призванных аккумулировать культурное наследие – музеи и библиотеки. (Аккумуляция – добавление к культурному наследию большого количества новых черт)
Интеграция и диверсификация. Под культурной интеграций понимается взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда они объединяются в некоторую целостность. Создается благодаря близости или сходству элементов культуры и различий не основных. Нормативная система культуры выступает фундаментом целостности и интеграции общества. Она обеспечивает порядок, устанавливает правила поведения. Если различия культурных черт затрагивает главные элементы, то едина культура распадается на множество культур. Такой процесс может быть частичным и представляет собой увеличение разнообразия культур. Это диверсификация культуры
Культурная экспансия. Проблемы современной глобализации культуры..
Культурная экспансия. С латинского – распространение. Представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за пределы её начальных или государственных границ. Существуют понятия открытые и закрытые страны. Наша долгое время была закрытой страной. Широкомасштабного распространения культуры в советское общество не было. В 80-90 гг наша страна становится более доступным внешним влияниям, открытие гос границ означало и культурных. Начал развиваться туризм. Трансляция буржуйкого кино, мода. К концу 90 появилось понятие, как вестернизация.
Глобализация Культуры.
Культурная диффузия – стихийная и неконтролируемое заимствование ценностей. Имеет как хорошие, так и плохие стороны. С одной стороны позволяет народу общаться друг с другом. С другой стороны чрезмерное заимствование опасно потерей культурной самобытности. Распространение одинаковых культурных образцов, открытость границ для культуры и расширяющиеся культурное общение, всеэто говорит о процессе глобализации современной культуры. Ускоряет интеграцию нация в мировую систему. В связи с развитием транспортных средств и эконом связей, воздействию СМИ. Она способствует миграции людей и расширению контактов. Глобализация имеет как позитивные, так и негативные аспекты.
Негативные : утрата самобытности, в результате ассимиляции и аккультурации.
Модернизация культуры.
Теория модернизации появилась в 20в и опирается на понятие соц. Прогресс. Прогресс ведет к процветанию и решению всех соц трабл.. Термин модернизация относится к современному этапу, который датируется с момента зарождения капитализма. Суть в всемирных достижениях. Лидерами является США и западная Европа. Вхождение в мировое сообщество, под которым понимается мировая экономическая система капитализма. Под модернизацией понимается от доиндутриального к индустриальном или капитал обществу., осуществл. Путем комплексных переходов, растянутых во времени Охватывает все сферы общества. Различают 2 вида модернизации :
1.Органическая(момент собственного развития страны, который начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания)
2. Неорганическая (Ответ на вызов
более развитых стран,
Формы приобщения к культуре: социализация и воспитание.
Социализация - обучения человека жизни в современном обществе, умению найти свое место.
Воспитание – составная часть социализации, которая заключается в передачи норм и правил достойного поведения от старших к младшим.
Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации, можно выделить начальную, или раннюю социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую социализацию, охватывающую два других периода.
Прежде подготовка к взрослой жизни была непродолжительной: в 14—15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в тех обществах, что сохранили традиционный уклад жизни, существует раннее прекращение детства. Детство получило признание в Европе в средние века, а отрочество — только в XX веке. Совсем недавно, да и то только в развитых индустриальных странах, самостоятельной стадией жизненного цикла была признана юность (молодость). В индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз.
Подготовка к самостоятельной жизни стала не только более продолжительной, но также более сложной и дорогостоящей. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 30% национального дохода.
Однако школьное, университетское, производственное или какое-либо иное обучение — всего лишь техническое мероприятие, организованное для приобретения новых знаний. Это только один из этапов социализации. Обучение предмету и обучение жизни — вещи совершенно разные.
Невозможно обучиться
Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т. п. Понятие «социализация» объясняет то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.
Социализация — такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию.
К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации.
Разумеется, возможно раннее взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды. Но это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя. Как вы думаете, почему?
Социализация должна начинаться в
детстве, когда примерно на 70% формируется
человеческая личность. Стоит запоздать,
как начнутся необратимые процессы.
В детстве закладывается
Дети, изолированные от общества, в
социальном плане погибают, хотя многие
взрослые иногда сознательно ищут уединения
и самоизоляции на некоторое время,
предаются углубленным
Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны не погибнуть духовно и социально. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, открывают в себе новые грани.
Формы приобщения к культуре: адаптация и инкультурация.
{Адаптация – процесс
Инкультурация – срастание с родной культурой Становление человека, идент. Себя с этой культурой.}
Адаптация — процесс физического,
психофизиологического и
Адаптация предполагает, что существуют какие-то новые или неожиданные условия, к которым индивид должен со временем привыкнуть, приспособиться. При этом он не обязательно должен их глубоко усвоить, например, ценности и нормы группового поведения, которое человек не приемлет по нравственным соображениям. Усвоение, превращение таких норм в свои собственные принципы — это скорее социализация, нежели адаптация.
Когда мы переезжаем в другую страну, нам приходится приспосабливаться к изменившемуся климату, поступая работать на предприятие, мы приспосабливаемся к нормам и требованиям, которые сложились в данном коллективе. Чтобы усвоить нормы и требования, надо пообщаться с людьми, узнать их проблемы, привыкнуть к их характеру, участвовать в общих мероприятиях. Поэтому в медицине адаптация означает привыкание, а в социологии — взаимодействие и через него усвоение социальных норм и ценностей.
Адаптация представляет элемент, составную часть социализации.
Когда взрослый человек приезжает на время в другую страну, ему приходится адаптироваться к непривычным традициям, нормам, языку. Когда же он переезжает постоянно в другую страну, ему приходится социализироваться, а не просто адаптироваться. Получив гражданство и работу в новой стране, человек осваивает новые социальные роли, усваивает новые культурные нормы, приобретает новые статусы.
Способность к адаптации с возрастом угасает. Английский профессор, прожив 7—10 лет в США, так и не станет заправским американцем, хотя он говорит на том же языке и обладает очень схожей культурой. А полуграмотный сын итальянских эмигрантов к 10-ти годам ничем не отличается от сверстников-американцев. В одном случае происходит только адаптация, а во втором — социализация.
Причины того, почему социализация взрослых и социализация детей происходит по-разному, изучал Орвиль Г. Брим-младший (1966). Он обнаружил следующие различия.
1. У взрослых социализация видоизменяет внешнее поведение, а у детей трансформирует базовые ценности.
2. Взрослые способны оценивать нормы, корректировать их, а дети усваивают все некритически.
3. Социализация в зрелом виде вносит дополнительные оттенки между черным и белым, а дети учатся различать только контрастные цвета в оценках и суждениях о других людях.
Взрослые выполняют множество социальных ролей (отец, работник и т. п.), а дети — нет,
4. Социализация взрослых идет по линии профессиональной специализации, а дети обучаются общим принципам жизни, правилам вежливости, моральным ценностям.
Инкультурация (enculturation) обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть. Взрослый эмигрант, выехавший из России в Америку, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Русский физик, программист или инженер, имея высокую квалификацию, признанную за рубежом, за короткое время усваивает права и обязанности, соответствующие его новой должности. Через месяц-другой он справляется с профессиональными обязанностями не хуже коренного американца. Но привыкнуть к чужой культуре, почувствовать ее своей ему не удается порой и через многие годы.