Лекции по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:15, курс лекций

Описание

Предмет и задачи культурологии. Культура происходит от лат. Языка. Первоначально культура – обработка, уход, возделывание земледелия. Оно было близким по происхождению и значению слова культ. Оба значения указывают на почитание богов религию.

Работа состоит из  1 файл

Предмет и задачи культурологии.docx

— 103.11 Кб (Скачать документ)

Культурная трансмиссия – процесс, благодаря которому, культура передается новому поколению через образование, обучение. Это делает возможным такие  процессы как: преемственность культуры, её непрерывность во времени. Последовательная смена циклов развития культуры в  рамках любой нации или страны должна происходить таким образом, чтобы от поколения к поколению  передавались главные элементы, а  видоизменялись лишь второстепенные.

Культурный лаг - разрыв в культурном уровне между городом и селом - в итоге достигает катастрофических размеров. Правда, с массовым распространением телевидения былое культурное отставание быстро сокращается. В результате неудовлетворенность  качеством культурной жизни на селе, как показывают социологические  исследования, уже не служит основной причиной миграции в город. Когда  закрытая деревенская культура после  многих лет отставания вдруг открывается  миру, как это произошло сегодня, она начинает подвергаться интенсивной  экспансии чуждой ей городской культуры, причем не самого высокого качества. В 90-е годы в деревню широким  потоком хлынула низкопробная «массовая  культура» - порнографические и примитивно- приключенческие видеофильмы. И  прежде село иногда напоминало «сточную канаву» городской культуры, однако в советские годы поток низкопробной продукции сдерживали идеологические ограничения и партийный контроль. В годы экономических реформ никаких  препятствий на этом пути нет.

Культурная аккумуляция  и интеграция.

Аккумуляция имеет место там, где  к культурному наследию добавляется  большее количество новых элементов, чем отбрасывается старых. И напротив когда в течение какого-либо периода  исчезает больше. чем добавляется – культурное истощение. Культурная аккумуляция – процесс, конечным завершением которого является образование культурного наследия. Это понятие описывает  ту часть материально- духовной культуры, которая создаётся прошлыми поколениями и передается следующим как нечто ценное. Общество создало систему культурных учреждений, призванных аккумулировать культурное наследие – музеи и библиотеки. (Аккумуляция – добавление к культурному наследию большого количества новых черт)

Интеграция и диверсификация. Под культурной интеграций понимается взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда они объединяются в некоторую целостность. Создается благодаря близости или сходству элементов культуры и различий не основных. Нормативная система культуры выступает фундаментом целостности и интеграции общества. Она обеспечивает порядок, устанавливает правила поведения. Если различия культурных черт затрагивает главные элементы, то едина культура распадается на множество культур. Такой процесс может быть частичным и представляет собой увеличение разнообразия культур. Это диверсификация культуры

Культурная экспансия. Проблемы современной глобализации культуры..

Культурная экспансия. С латинского – распространение. Представляет собой расширение сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за пределы её начальных или государственных границ. Существуют понятия открытые и закрытые страны. Наша долгое время была закрытой страной. Широкомасштабного распространения культуры в советское общество не было. В 80-90 гг наша страна становится более доступным внешним влияниям, открытие гос границ означало и культурных. Начал развиваться туризм. Трансляция буржуйкого кино, мода. К концу 90 появилось понятие, как вестернизация.

Глобализация  Культуры.

Культурная диффузия – стихийная  и неконтролируемое заимствование  ценностей. Имеет как хорошие, так  и плохие стороны. С одной стороны  позволяет народу общаться друг с  другом. С другой стороны чрезмерное заимствование опасно потерей культурной самобытности. Распространение одинаковых культурных образцов, открытость границ для культуры и расширяющиеся  культурное общение, всеэто говорит о процессе глобализации современной культуры. Ускоряет интеграцию нация в мировую систему. В связи с развитием транспортных средств и эконом связей, воздействию СМИ. Она способствует миграции людей и расширению контактов. Глобализация имеет как позитивные, так и негативные аспекты.

Негативные : утрата самобытности, в результате ассимиляции и аккультурации.

Модернизация  культуры.

Теория модернизации появилась  в 20в и опирается на понятие  соц. Прогресс. Прогресс ведет к процветанию  и решению всех соц трабл.. Термин модернизация относится к современному этапу, который датируется с момента зарождения капитализма. Суть в всемирных достижениях. Лидерами является США и западная Европа. Вхождение в мировое сообщество, под которым понимается мировая экономическая система капитализма. Под модернизацией понимается от доиндутриального к индустриальном или капитал обществу., осуществл. Путем комплексных переходов, растянутых во времени  Охватывает все сферы общества.  Различают 2 вида модернизации :

1.Органическая(момент собственного развития страны, который начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания)

2. Неорганическая (Ответ на вызов  более развитых стран, Представляет  собой способ догоняющего развития, предпринимаемого правительством, с целью преодоления экономической  отсталости. .Свершается путем закупок оборудования, инвестиция, обучения за рубежом, заимствование технологий. Соответствующие изменения происходят в соц сфере. Меняется система управления (новые структуры) , перестройка конституции по зарубежные аналоги. Неорганическая модернизация начинается с экономики и политики.

Формы приобщения к культуре: социализация и воспитание.

Социализация -  обучения человека жизни в современном обществе, умению найти свое место.

Воспитание – составная часть  социализации, которая заключается  в передачи норм и правил достойного поведения от старших к младшим.

Процесс социализации проходит фазы, которые называют еще стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени  достижения результата или завершенности  процесса социализации, можно выделить начальную, или раннюю социализацию, охватывающую периоды детства и  юности, и продолженную, или зрелую социализацию, охватывающую два других периода.

Прежде подготовка к взрослой жизни  была непродолжительной: в 14—15 лет  юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж  и образовывали самостоятельную  семью. Так было в традиционном обществе. Даже сегодня в тех обществах, что сохранили традиционный уклад  жизни, существует раннее прекращение  детства. Детство получило признание  в Европе в средние века, а отрочество — только в XX веке. Совсем недавно, да и то только в развитых индустриальных странах, самостоятельной стадией жизненного цикла была признана юность (молодость). В индустриальном и постиндустриальном обществе человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз.

Подготовка к самостоятельной  жизни стала не только более продолжительной, но также более сложной и дорогостоящей. Дать полноценное образование всем желающим из любого социального слоя человеческое общество смогло только в XX веке. Десятки тысяч лет оно накапливало для этого ресурсы. Всеобщее среднее образование — серьезное достижение нашего времени. Если учитывать все расходы, то государство в развитых странах тратит на образование до 30% национального дохода.

Однако школьное, университетское, производственное или какое-либо иное обучение — всего лишь техническое  мероприятие, организованное для приобретения новых знаний. Это только один из этапов социализации. Обучение предмету и обучение жизни — вещи совершенно разные.

Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой  игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Наследник трона готовится к  роли монарха многие годы; его воспитывает  окружение, практика принятия управленческих решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество  культурных норм, правил и стереотипов  поведения, незримыми социальными  нитями — правами, обязанностями, отношениями  — она связана с другими  ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применимо  не слово «обучение», а слово «освоение». Оно шире по содержанию и включает в себя обучение как одну из частей.

Поскольку на протяжении жизни нам  приходится осваивать не одну, а  целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной  лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек  меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и  т. п. Понятие «социализация» объясняет  то, каким образом человек из существа биологического превращается в существо социальное.

Социализация — такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию.

К 14 годам из талантливого ребенка  можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации.

Разумеется, возможно раннее взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей, рано пошел трудиться, познал все невзгоды. Но это еще не социализация. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя. Как вы думаете, почему?

Социализация должна начинаться в  детстве, когда примерно на 70% формируется  человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент  социализации, и в то же время  это самый незащищенный ее этап.

Дети, изолированные от общества, в  социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уединения  и самоизоляции на некоторое время, предаются углубленным размышлениям и созерцанию.

Даже в тех случаях, когда  взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны не погибнуть  духовно и социально. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, открывают  в себе новые грани.

Формы приобщения к культуре: адаптация и инкультурация.

{Адаптация – процесс физического,  психологического и социального  приспособления к среде.

Инкультурация – срастание с родной культурой Становление человека, идент. Себя с этой культурой.}

 

Адаптация — процесс физического, психофизиологического и социального  приспособления к среде. В биологии это совокупность поведенческих  механизмов, обеспечивающий живым существам  возможность сохранить специфический  образ жизни в определенных условиях. В медицине адаптацией называют привыкание к чему-либо. В социологии адаптация  — особый процесс взаимодействия личности или группы с социальной средой, когда индивид усваивает  социальные нормы и традиции субкультурных ценностей определенной группы (например, профессиональной). Если речь идет об усвоении индивидом не частных (субкультурных), а общих (культурных) ценностей и традиций, характеризующих общество в целом, то говорят не об адаптации, а о социализации (как макропроцессе).

Адаптация предполагает, что существуют какие-то новые или неожиданные  условия, к которым индивид должен со временем привыкнуть, приспособиться. При этом он не обязательно должен их глубоко усвоить, например, ценности и нормы группового поведения, которое  человек не приемлет по нравственным соображениям. Усвоение, превращение  таких норм в свои собственные  принципы — это скорее социализация, нежели адаптация.

Когда мы переезжаем в другую страну, нам приходится приспосабливаться  к изменившемуся климату, поступая работать на предприятие, мы приспосабливаемся  к нормам и требованиям, которые  сложились в данном коллективе. Чтобы  усвоить нормы и требования, надо пообщаться с людьми, узнать их проблемы, привыкнуть к их характеру, участвовать  в общих мероприятиях. Поэтому  в медицине адаптация означает привыкание, а в социологии — взаимодействие и через него усвоение социальных норм и ценностей.

Адаптация представляет элемент, составную  часть социализации.

Когда взрослый человек приезжает  на время в другую страну, ему  приходится адаптироваться к непривычным  традициям, нормам, языку. Когда же он переезжает постоянно в другую страну, ему приходится социализироваться, а не просто адаптироваться. Получив  гражданство и работу в новой  стране, человек осваивает новые  социальные роли, усваивает новые  культурные нормы, приобретает новые  статусы.

Способность к адаптации с возрастом  угасает. Английский профессор, прожив 7—10 лет в США, так и не станет заправским американцем, хотя он говорит  на том же языке и обладает очень  схожей культурой. А полуграмотный  сын итальянских эмигрантов к 10-ти годам ничем не отличается от сверстников-американцев. В одном случае происходит только адаптация, а во втором — социализация.

Причины того, почему социализация взрослых и социализация детей происходит по-разному, изучал Орвиль Г. Брим-младший (1966). Он обнаружил следующие различия.

1. У взрослых социализация видоизменяет внешнее поведение, а у детей трансформирует базовые ценности.

2.  Взрослые способны оценивать нормы, корректировать их, а дети усваивают все некритически.

3.  Социализация в зрелом виде вносит дополнительные оттенки между черным и белым, а дети учатся различать только контрастные цвета в оценках и суждениях о других людях.

Взрослые выполняют множество  социальных ролей (отец, работник и  т. п.), а дети — нет,

4.  Социализация взрослых идет по линии профессиональной специализации, а дети обучаются общим принципам жизни, правилам вежливости, моральным ценностям.

Инкультурация (enculturation) обозначает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Культура в разных странах более специфична, чем социальная структура. К ней труднее адаптироваться, полноценно включиться и привыкнуть. Взрослый эмигрант, выехавший из России в Америку, достаточно быстро усваивает социальные законы жизни, но гораздо труднее у него происходит усвоение чужих культурных норм и обычаев. Русский физик, программист или инженер, имея высокую квалификацию, признанную за рубежом, за короткое время усваивает права и обязанности, соответствующие его новой должности. Через месяц-другой он справляется с профессиональными обязанностями не хуже коренного американца. Но привыкнуть к чужой культуре, почувствовать ее своей ему не удается порой и через многие годы.

Информация о работе Лекции по "Культорологии"