Лекции по "Культорологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:15, курс лекций

Описание

Предмет и задачи культурологии. Культура происходит от лат. Языка. Первоначально культура – обработка, уход, возделывание земледелия. Оно было близким по происхождению и значению слова культ. Оба значения указывают на почитание богов религию.

Работа состоит из  1 файл

Предмет и задачи культурологии.docx

— 103.11 Кб (Скачать документ)

Современная концепция  культуры.

КУЛЬТУРА (лат. cultura) - первоначально обработка и уход за землей (лат. agricultura), с тем чтобы сделать ее пригодной для удовлетворения человеческих потребностей, чтобы она могла служить человеку (отсюда — «культура техники земледелия»). В переносном смысле культура — уход, улучшение,  облагораживание телесно-душевно-духовных склонностей и способностей человека; соответственно существует культура тела, культура души и духовная культура (в этом смысле уже Цицерон говорит о cultura animi). В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.

Культура, рассматриваемая с точки  зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы  и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа. Уровень и состояние культуры можно понять, только  исходя из развития истории культуры; в этом смысле говорят о примитивной и высокой культуре; вырождение культуры создает или бескультурье, или «рафинированную культуру». В старых культурах наблюдается подчас усталость, пессимизм, застой и упадок ее. Эти явления позволяют судить о том, насколько носители культуры остались верны сущности своей культуры. Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура – это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация — совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта. Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей;  в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти. В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели, а представители третьих не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой  культуры это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом  психического заболевания. Другие общества расценивают ”мистические видения” как высшую форму сознания. Короче говоря, существует великое множество различий между культурами.

Особенности христианской культуры.

Господство христианства в мире сопровождалось развитием величайшей в мире культуры, которая справедливо  должна называться христианской культурой, так как все это утончение  внутренних отношений, приспособление общества к потребностям человека, развитие прав личности, так же как  небывалое дотоле овладение силами природы и разностороннее украшение  жизни - все это было выращено влиянием христианства.

Между тем основные задачи личности и взаимные отношения между людьми, предписываемые христианством, таковы, что при соблюдении их сама собою  вырастает высшая утонченная общественность. Религия указывает известные  обязанности к семье, к ближним, требует обуздания своекорыстия и жадности, клеймит эксплуатацию человека человеком, предписывает людям  взаимную помощь, с особенным вниманием  к слабому: все это создает обстановку в высшей степени благоприятную для успешности труда, для поднятия уровня общего благосостояния, для воспитания человека как работника и устроителя общества. Требование справедливости и заботы о всех дает толчок усовершенствованию общественной организации. Понятие о власти как учреждении божественном, имеющем миссией обслуживать общее благо, создает со стороны народа повышенные требования к государственности и в самих носителях власти воспитывает стремление быть соответственными поставленному для власти идеалу. Так вырастает облагороженная государственность, на которую Церковь отбрасывает свет своей религиозной идеи.

Главное воздействие на культурность общества христианство оказало высоким  понятием о личности человека вообще. Человеческое достоинство вырастало  до чрезвычайности, и с этим общество и государство должно было считаться. Между прочим, одинаковое достоинство  природы, одинаковое во всех людях искание  богообщения приводило к тому, что и в общественных отношениях являлся принцип равенства. Но, с другой стороны, вводя в общественную жизнь сознание равенства всех на главнейшей стороне жизни - религиозной, христианство не было эгалитарным, и это вытекало из самого религиозного принципа. Действительно, хотя человеческое достоинство одинаково, но дары личности различны, и истинная жизнь складывается не всеобщей уравнительностью, но всеобщим гармоническим взаимослужением и взаимоподчинением. Не эгалитаризм (уравниловку) приносило с собой христианство, а солидарность. Отсюда является и дисциплина, не имеющая ничего обидного, так как она во всех взаимоотношениях обоюдна и, сверх того, связана с внутренним стремлением каждого к самоограничению.

Ислам.

Ислам возник на ближнем востоке, Ислам  – придание себя богу, покорность. Основоположник Мухаммед. Цель – возвестить о существовании  бога, единый бог – Аллах. Основным источником вероучения является Каран, который содержит описания пророка. В дополнения карана являются сунны. Основным понятием религии является Дин и Иман.

Иман – вера и имеет основными предметами:

1) Вера в единого бога

2) В его посланников

3) Вера в ангелов

4) Судный день

5) Вера в переселение душ

Дин – правило жизни, обязанности. 3 основных элемента: 1. 5 столков ислама(- хадж, - молитва, - пост, - милостыня, - вероисповедание), 2. Вера(иман), 3. Благие дела.

Буддизм.

Основателем буддизма Сидхартх, индийский принц. Буддой становятся люди достигающие состояния нирваны – угасание успокоение. В основе буддизма лежит отказ от земных забот и наслаждений, мирских удовольствий. По буддизмским представлениям состояние нирваны можно достичь, но полное состояние достигается после смерти. Достигнув состояния нирваны и стать Буддой существо возлагает на себя обязанности проповедника Дхармы (закон, порядок). В буддизме не придается значение внешним вормам религиозной жизни. Не ритуализирована. Центральная проблема – проблема бытия человека. Для буддизма важен человек и его внутренний мир.

По учению Будды главное состоянии души в душевном страдании и освобождении от него. Нравственный идеал буддизма абсолютное не причинение вреда природе и окружающему миру. Развивать личность – освобождаться от мирской жизни. Это связано с кармой (деяние). Она определяет условия жизни благополучие процесс и регресс.

Сходства буддизма с христианством:

- вечное блаженство

- отказ от земных благ

Различия:

- Отрицание Бога-творца

- Отрицание книги

- Вера в достижение полного  значения на земле

- Возможность человека стать  выше богов

Нравственный идеал буддизма –  абсолютное непричинение вреда природе. Развитие личности – снимать то, что достигнуто в мирской жизни. Карма – действия, дело, влекущее вознагрждения. Оно определяет условия жизни, благополучие, состояние.

Структура религии.

Структура религии

-Сознание (не может существовать  автономно, не пересекаясь с  другими формами общественного  сознания, то есть морали, искусства,  наукой, правом, политикой)

-отношения (Отношения в духовной  сфере и выражаются в отношении  субъекта к богу)

-Организации (упорядочивание деятельности. Смелзер выделяет 5 форм организаций : церковь(социальная форма организации, объед верующих людей, как служителей культа, так и мирян. Церковь – это место, где происходят обряды, человек там к богу обращается и тд.), секта (образ мыслей, учение, направлении(лат.). Секта – группа оппозиционеров, недовольных происходящим в церкви, выдвигающие новые идеи, обычно понимаемые, как исключительные. Деятельность секты понимается, как путь к новым высотам духа, возрождению через ряд ритуальных запретов и ограничений.) , деноминация(переименование, возникает на основе церкви и является звеном между церковью и сектой), вероучение(Совокупность догматов и положений какй-либо религии), культ(крайняя форма секты, которые призывает к радикальным изменения человека, группы общества))

-деятельность(Часть общественно-духовной деятельности. Бывает внекультовая (Может выступать в предметно-практической(Средства реигиозного культа:иконы, свечи), духовно-практической(преподавание богословских дисцеплин, религиозная прпаганда в СМИ и семье) и духовно-теоретической(продуцирование религиозных идей, а также систематизация и интерпритация богословских текстов, их объяснение) формах ) и культовая(удовлетворения верующих их потребностей, направлена на активизацию религиозного сознания, отношений, непосредстенно связана с проявлением религиозных качеств индивида))

Культура и  религия.

Религия (латинское – идти , бояться, обдумывать собирать)  вводится Цицероном. Для него ключевое значение слова – бояться. А затем Лактанцием (в его трактовка главное – связь человека с богом, повиновение и служение ему). Религия – закономерный продукт духовной жизнедеятельности человека. Считается, что религия основана на основе страха и обмана (страх перед силами природы, будущем и тд; обман магами, шаманами, для манипуляции)

Структура религии

-Сознание (не может существовать  автономно, не пересекаясь с  другими формами общественного  сознания, то есть морали, искусства,  наукой, правом, политикой)

-отношения (Отношения в духовной  сфере и выражаются в отношении  субъекта к богу)

-Организации (упорядочивание деятельности. Смелзер выделяет 5 форм организаций : церковь(социальная форма организации, объед верующих людей, как служителей культа, так и мирян. Церковь – это место, где происходят обряды, человек там к богу обращается и тд.), секта (образ мыслей, учение, направлении(лат.). Секта – группа оппозиционеров, недовольных происходящим в церкви, выдвигающие новые идеи, обычно понимаемые, как исключительные. Деятельность секты понимается, как путь к новым высотам духа, возрождению через ряд ритуальных запретов и ограничений.) , деноминация(переименование, возникает на основе церкви и является звеном между церковью и сектой), вероучение(Совокупность догматов и положений какй-либо религии), культ(крайняя форма секты, которые призывает к радикальным изменения человека, группы общества))

-деятельность(Часть общественно-духовной деятельности. Бывает внекультовая (Может выступать в предметно-практической(Средства реигиозного культа:иконы, свечи), духовно-практической(преподавание богословских дисцеплин, религиозная прпаганда в СМИ и семье) и духовно-теоретической(продуцирование религиозных идей, а также систематизация и интерпритация богословских текстов, их объяснение) формах ) и культовая(удовлетворения верующих их потребностей, направлена на активизацию религиозного сознания, отношений, непосредстенно связана с проявлением религиозных качеств индивида))

 

Исторически религия прошла 3 стадии развития. 1.Родоплеменной(магия , фетишизм) 2.Народо-нацианальный (Индуизм, иудаизм, конфуцианство). 3. Мировой (христианство, ислам,

Типология культуры.

Виды культур:

1.Этническая культура определяется  как совокупность культурных  элементов и структур, обладающей  спецификой и выполняющих некую  функцию, связанную с деятельностью  людей. Это дописьменная культура, для которой характерна обособленность и самодостаточность. Она лишена авторства. Этническая культура вырабатывается с помощью символов прошлого(мифы, легенды, святыни). В современном мире – это субкультуры современных культур, для которых характерен язык, философия и наука.

2.Национальная культура – объединяет  людей, живущих на больших территориях  и необязательно связанных кровно-родственными отношениями. Это писменная культура, творцами явл. Грамотное меньшинство. Ценности лежат в духовной сфере. Формирование наций стало возможным в эпоху капитализма. Своеобразие культур проявл в языке, исскустве и тд. А в мат.  – особенности ведения хоз – ва.

3.Локальные культуры – культуры, развитые на отдельно взятых  территориях и малосвязанными  с оседями. Это культуры Азии , Африки, Америки. Их осталось мало.

4. Специфические культуры –  стоящие особняком и обладающими  способностями. Не имеют универсальных  черт, характерных для большинства  культур. Это культуры стран  тропической Африки.

5. Серединные культуры – тесносвязанные с окружающими, содержащие их черты. Они формируются в результате синтеза культур народов. Совместно проживающих в пределах географических районов. Основой данной культуры – культура какого-либо района или религии.

В 20 м веке произошло разделение на элитарную и массовую культуру:

6. Элитарная – культура, создаваемая  элитой общества. Утонченная часть  общества, в плане искусства. Уровень  образования постепенно повышается, поэтому круг потребителей этой  культуры растет. В связи с  повышением уровня культуры, элитарная  культура может становится массовой.

7. Массовая - Появилась в 20м веке с развитием СМИ, которые явмлись распространителем массовой культуры. Уровень массовой культуры – ниже. Она подстраивается под интересы Маас, но и формирует их вкусы.Для того, чтобы культура приняла массовый характер, ее продукты должны быть стандартизированы под уровень восприятия широкой аудитории и обладать доступной формой для потребления. Она не связана с нац. и классовыми особенностями. Понятна и доступна всем возрастам, слоям , независимо от уровня образования.

Культурная динамика.

Информация о работе Лекции по "Культорологии"