Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция

Описание

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по ОРД.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

     Способы предупреждения нарушения  Федерального закона и реагирования прокурора на его нарушение:

  • предостережение о недопустимости нарушения закона, кот. может быть вынесено прокурором в случае и порядке согласно ст. 251 Закона о прокуратуре (см. прил. к ст. 21).
  • представление прокурора об устранении допущенного нарушения Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор вправе требовать объяснения от соответствующих должностных лиц по поводу нарушений ими закона, а также от иных лиц, которым известны обстоятельства нарушения. Такое объяснение получают как в устном, так и письменном виде.

     В соответствии  с Федеральным законом прокурор  вправе давать указания оперативно-розыскному органу: по уголовному делу, находящемуся в его производстве (см. п. 3 ч. 1 ст. 7); в письменной форме — о проведении ОРМ по уголовному делу, принятому им к производству (см. и. 2 ст. 14). Он также вправе требовать необходимые оперативно-служебные документы, учетно-регистрационную документацию и ведомственные НПА (см. ч. 2 ст.21).

Кроме того, прокурор вправе: опротестовывать противоречащие Федеральному закону решения руководителей оперативно-розыскных органов; вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении (при наличии достаточных оснований); требовать привлечения лица, нарушившего Федеральный закон, к иному виду  юридической  ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 ФЗ об ОРД по требованию прокуроров руководители органов,  осуществляющих ОРД, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя ДОУ, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную  документацию и ведомственные НПА, регламентирующие порядок проведения ОРМ.

Прокуроры обеспечивают защиту сведений, содержащихся в представленных документах и материалах.

  Особо следует отметить, что прокурор не вправе не  только участвовать в подготовке или проведении каких-либо ОРМ или лично их проводить, но и давать указания о необходимости осуществления (неосуществления)  конкретного  ОРМ.

Требование прокурора  может быть изложено как в устной, так и в письменной форме.

В соответствии с ч.5 ст. 21 ФЗ об ОРД неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за ОРД, влечет установленную законом ответственность.

Согласно воле законодателя исполнению подлежат только законные требования прокурора, т.е. те, о которых  изложено в Федеральном законе, Законе о прокуратуре  и  иных федеральных законах.    

15.4. Судья  как субъект уголовно-розыскных правоотношений, его функции, обязанности и права.  Судья — должностное лицо государства, являющееся носителем судебной власти в России; гражданин России (достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет), в конституционном порядке наделенный полномочиями осуществлять правосудие и исполняющий обязанности на профессиональной основе.

Предметом ведения судьи в оперативно-розыскной деятельности является:

- рассмотрение  материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий (см. ч. 2, 3 ст. 8 и ч. I ст. 9 ФЗ об ОРД);

- последующая проверка  законности решений и действий  оперативно-розыскных органов и их должностных лиц (см. ч. 3, 4 ст. 8);

- рассмотрение жалоб на оперативно-розыскные органы (см. ч. 2, 3 ст. 5);

- разрешение споров  между судьей (нижестоящего суда) и оперативно-розыскным органом в связи с отказом в проведении оперативно-розыскных мероприятия (см. ч.6 ст. 9).

   Законодатель  возложил на судью следующие обязанности (о них изложено в ст. 9 ФЗ об ОРД):

  • судья не вправе отказать в рассмотрении материалов в случае их представления (ч. 1);
  • судья рассматривает материалы незамедлительно (ч. 1);
  • судья обязан вынести мотивированное постановление по своему решению о возможности проведения оперативно-розыскного мероприятия (ч. 4);
  • руководители суда создают условия, обеспечивающие защиту сведений, содержащихся в представляемых судье оперативно-служебных документах (ч. 7).

Обеспечение защиты данных сведений подразумевает наличие системы организационных и иных мероприятий, важным звеном которых выступает создание условий для надежной защиты сведений.

   Для  реализации перечисленных в ст. 9 ФЗ об ОРД обязанностей судья наделен соответствующими правами (о них изложено в ряде статей ФЗ об ОРД):

-  судья  вправе разрешить или отказать  проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия (см. ч. 4 ст. 9);

- судья вправе  продлить срок действия постановления  об ограничении прав лица (см. ч. 5 ст. Р);

- по требованию  судьи ему могут представляться  дополнительные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий (см. ч. 3 ст. 9);

- судья в  особом случае может обязать  оперативно-розыскной орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные ч. 4 ст. 5 ФЗ об ОРД (см. ч. 6 ст. 5);

- судья вправе  потребовать от оперативно-розыскного  органа предоставить оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю (см. ч. 5 ст. 5).

 Судебное рассмотрение материалов об ограничении конституционных прав граждан в оперативно-розыскной деятельности. Порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища при проведении оперативно-розыскных мероприятий предусмотрен  ст. 9 ФЗ об ОРД.

Он включает следующие элементы:

  • основание к судебному рассмотрению материалов об ограничении конституционного права лица;
  • место рассмотрения материалов;
  • субъекта, принимающего решение (должностного лица, который рассматривает материалы);
  • срок рассмотрения материалов;
  • ход рассмотрения материалов;
  • итоги рассмотрения материалов;
  • срок действия) по сути предоставленных материалов;
  • порядок продления срока действия решения (постановления) по сути предоставленных материалов.

     Основание к судебному  рассмотрению материалов об ограничении конституционного права лица. Согласно предписаний ч. 2 ст. 9 ФЗ об ОРД единственным основанием для решения судьей вопроса об обоснованности проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права гражданина, является  мотивированное постановление руководителя оперативно-розыскного органа.

     Законодатель предъявляет ряд требований к постановлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскной деятельность. Оно должно быть мотивированным (см. ч. 2 ст. 9 ФЗ об ОРД), законным (см. ст. 3 ФЗ об ОРД) и обоснованным.

   Субъект, принимающий решение (должностное лицо, которое рассматривает материалы).      Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ об ОРД эти материалы рассматриваются единолично судьей. Вместе с тем конкретные полномочия по рассмотрению поступивших оперативно-служебных документов судья, как правило, получает от председателя соответствующего суда. Не исключен вариант, при котором материалы могут быть рассмотрены дежурным судьей.

Рассмотрение  материалов судьей единолично означает, что:

 во-первых, не требуется принятия решения на судебном заседании и,

 во-вторых, именно конкретный судья обязан и вправе принять юридически значимое решение по существу ходатайства оперативно-розыскного органа.

  Срок рассмотрения материалов. Такие материалы рассматриваются судьей незамедлительно.

 Ход рассмотрения материалов. Прежде всего он заключается в изучении обоснованности постановления руководителя оперативно-розыскного органа, поступившего судье. Вместе с тем согласно предписаний ч. 3 ст. 9 по требованию судьи ему могут представляться также иные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий (за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

 Итоги рассмотрения материалов. Согласно предписаний ч. 4 ст. 9 ФЗ об ОРД по результатам рассмотрения указанных материалов судья разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Причем постановление, заверенное печатью, выдается инициатору проведения оперативно-розыскного мероприятия одновременно с возвращением представленных им материалов.

  В постановлении судьи, которое может быть составлено в произвольной форме, должно быть указано: какое конкретно оперативно-розыскное мероприятие просит разрешить соответствующий оперативно-розыскной орган; какие материалы представлены; можно ли на их основе сделать вывод о наличии условий, предусмотренных ст. 7 и 8 ФЗ об ОРД, и др.

Закон требует, чтобы в обязательном порядке  был возвращен подлинник постановления и все без исключения полученные из оперативно-розыскного органа оперативно-служебные документы. В случае необходимости с постановления могут быть сняты копии (их количество определяется фактической потребностью), которые регистрируются и хранятся по правилам секретного делопроизводства.

Постановление в обязательном порядке подлежит заверению печатью, т.е. на его тексте (как правило, в месте подписи судьи) должен быть проставлен ясно видимый оттиск гербовой печати суда, судья которого санкционировал проведение оперативно-розыскного мероприятия.

  Срок действия решения (постановления)  по сути предоставленных материалов. Согласно ч. 5 ст. 9 ФЗ об ОРД срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока не прерывается.

Под сроком действия вынесенного  судьей постановления понимается срок, в течение которого в соответствии с ФЗ об ОРД оперативно-розыскной орган полномочен осуществлять конкретное оперативно-розыскное мероприятие, ограничивающее конституционное право гражданина.

ФЗ об ОРД  предусмотрено исчисление такого срока  как в сутках, так и месяцами.

Прежде всего срок действия вынесенного судьей постановления исчисляется в сутках со дня его вынесения. В данном случае не принимаются в расчет те час и день, в которые судья вынес постановление. Срок действия постановления истекает в 12 час. ночи последних суток.

Течение срока исполнения оперативно-розыскного мероприятия  не зависит ни от организации его проведения, ни от уголовно-процессуального срока производства по уголовному делу. Это означает, что срок действия вынесенного судьей постановления не может быть прерван (приостановлен, продлен) в связи с отсрочкой, приостановлением или прекращением осуществления разрешенного оперативно-розыскного мероприятия или окончания срока производства по уголовному делу (за исключением прекращения дела за отсутствием события или состава преступления).

Кроме того, срок действия вынесенного судьей постановления не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. В данном случае срок истекает в соответствующее число месяца, а если месяц не имеет соответствующего числа, то в последние сутки этого месяца (например, при вынесении постановления 31 марта сроком на шесть месяцев этот срок истечет 30 сентября).

Законодатель  допускает возможность превышения срока более чем шесть месяцев при условии непосредственного указания на то в самом постановлении. Как правило, ограничение конституционного права гражданина на более длительный, чем обычно, срок происходит при расследовании длящихся преступлений, а также с учетом иных обстоятельств, характерных для конкретной оперативно-розыскной ситуации. Причем в данном случае верхний предел срока действия вынесенного судьей постановления в ФЗ об ОРД не установлен.

 Порядок продления срока действия постановления (решения) по сути предоставленных материалов. Согласно ч. 5 ст. 9 ФЗ об ОРД при необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение на основании вновь представленных материалов. Под такими материалами следует понимать прежде всего новое постановление, в котором излагается мотивированное и обоснованное ходатайство о необходимости продолжении оперативно-розыскного мероприятия в течение определенного срока. Наряду с постановлением судье необходимо предоставить оперативно-служебные документы, которые подтверждают, что потребность продления срока действия постановления действительна. В частности, ему представляется справка с фактической информацией, полученной в результате проводимого оперативно-розыскного мероприятия.

Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности