Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция

Описание

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по ОРД.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

Оперативный эксперимент — это  оперативно-розыскное мероприятие.                                                  

      По степени общественной значимости различают три вида состава оперативного эксперимента: простой, ограничительный и расширительный.

Особенным признаком простого состава ОРМ является то, что его проведение допустимо только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого (особо тяжкого) преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих иди совершивших (см. ч. 6 cm. 8 ФЗ об ОРД). Это допустимо только на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа (см. ч. 5 ст. 5).

При проведения этого ОРМ запрещается:

  • искусственно создавать доказательства совершения преступления;
  • подстрекать (провоцировать) лицо к совершению преступления;
  • совершать действия, унижающие честь и достоинство граждан, угрожающие жизни и здоровью его участников или других лиц;
  • проведение ОРМ, могущее повлечь наступление тяжких последствий правоохраняемым интересам, включая ущерб общественной безопасности или безопасности России.

По конструкции состав оперативного эксперимента - формально-материальный. В данном случае простой и расширительный составы формальные, а ограничительный —материальный.

Виды оперативного эксперимента. В зависимости от задач его проведения различают эксперименты для установления возможности:

  • наличия конкретного события (факта, явления, процесса) при определенных условиях;
  • восприятия (слышимости, видимости и др.) конкретного события при соответствующих условиях;
  • совершения лицом конкретного действия при определенных условиях.
  • оперативный эксперимент проводится для установления механизма совершения преступления (как в целом, так и отдельных его стадий).

Формы проведения. Это ОРМ проводится в основном негласно.

Место и время проведения оперативного эксперимента законом не ограничены. Вместе с тем для этого ОРМ, например связанного с проникновением в жилище (его ограничительный состав), требуется соблюдение специальных условий.

Используемые средства. Согласно ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД в ходе оперативного эксперимента его субъекты вправе использовать технические и иные средства, которые не наносят ущерб жизни и здоровью людей и не причиняют вред окружающей среде.

Субъект состава оперативного эксперимента — оперативник или по его заданию (поручению) агент, иное лицо, содействующее проведению оперативно-розыскной деятельности (см. ст. 17 ФЗ об ОРД), а также специалисты и незаинтересованные лица.

Субъективная сторона  состава оперативного эксперимента. Вид умысла зависит от субъекта его проведения, а также о конструкции состава этого ОРМ. У оперативника умысел в формальном составе - только прямой, а в материальном - как прямым, так и косвенным. У иных участников - как прямым, так и косвенным.                             

Оформление данных, полученных в результате оперативного эксперимента - как правило оформляются рапортом оперативника, а также могут быть оформлены актом сотрудника, объяснением лица — участника ОРМ или заявлением. Могут прилагаться необходимые документы и материалы (аудио-, видеопленки и т.п.), на которых зафиксирован процесс оперативного эксперимента, и данные, полученные в его результате. Последние могут быть использованы в доказывании по уголовному делу.

Контрольные вопросы:

  1. Какие отличительные признаки особо острого мероприятия?
  2. Дайте определение оперативного эксперимента.
  3. Проведите юридический анализ оперативного эксперимента.
  4. Каким образом оформляются результаты оперативного эксперимента?

 

 

Тема № 15. Субъекты, контролирующие ОРД и надзирающие за ней. Судья как субъект ОРД.

15.1. Внешний контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют:

  • Президент РФ;
  • Федеральное Собрание РФ;
  • Правительство РФ.

     Президент России  является гарантом Конституции  России, прав и свобод человека  и гражданина.

     Контроль со стороны  Федерального Собрания РФ –  важный элемент механизма гарантий соблюдения законности при осуществлении ОРД. С учетом предписаний Конституции парламентский контроль осуществляется:

  • в ходе законотворческой работы;
  • за расходованием выделяемых на осуществление ОРД финансовых средств.

     Федеральным законом  от 5.07.1999 года № 133-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» специально оговорено, что вмешательство члена Совета Федерации, депутата Госдумы в ОРД органов дознания не допускается.

     Полномочия Правительства  РФ определены Конституцией (см. ст. 114) и Федеральным конституционным  законом от 17 декабря 1997 года №  2-ФКЗ «О Правительстве Российской  Федерации». Оно наделено полномочиями также и с сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью и по обеспечению обороны и государственной безопасности России.

     Все эти субъекты  осуществляют контроль за ОРД  в пределах полномочий, определяемых Конституцией, федеральными конституциональными законами и федеральными законами.

     Субъектами финансового  контроля в ОРД являются:

  • руководитель оперативно-розыскного органа (см. ч.3 ст.19 и ст. 22. ФЗ об ОРД);
  • представители Минфина России, уполномоченные на проведение финансового контроля (см. Ч.3 ст.19 ФЗ об ОРД).

    15.2. Ведомственный  контроль. Субъектом ведомственного контроля является руководитель органа, осуществляющего ОРД. Руководитель органа, осуществляющего ОРД, является должностное лицо, который организует управление работу по осуществлению ОРД и контролирует ее исполнение, а также несет ответственность за качество исполнения. Руководитель несет персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, он ответственен за соблюдение законности при организации ОРД и в целом. Контроль руководителей может быть как непосредственный, так и опосредованный.            

     Непосредственный контроль  осуществляется путем:

  • личного участия в организации ОРМ;
  • санкционированием заведения (прекращения) дел оперативного учета или разрешения проведения конкретных ОРМ;
  • утверждением плана проведения ОРМ;
  • санкционированием заключения контракта с конфидентом.

     Опосредованный контроль  осуществляется через подчиненные им контрольно-ревизионные (инспектирующие и т.д.) подразделения.

     15.3. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной  деятельностью.

     Прокурорский надзор  за исполнением настоящего Федерального  закона осуществляют Генеральный  прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

    Прокурорский  надзор осуществляется за исполнением Федерального закона. Исполнение законов — одна из форм правореализации.

     По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной  деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.

      Приказом Генерального прокурора от 9 августа 1996 г. № 48 "Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" предписано проводить такой надзор за оперативно-розыскными органами прокурорам субъектов Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, территориальным, военным и иным специализированным прокурорам, а также выделенным для этой цели приказами прокурорам субъектов Федерации уполномоченным прокурорам, а в Генеральной прокуратуре — заместителям Генерального прокурора, Главного военного прокурора и его заместителям, начальникам управлений и отделов и их заместителям (старшим помощникам и помощникам), старшим прокурорам и прокурорам в соответствии с их функциональными обязанностями.

Согласно ст. 29 Закона о  прокуратуре предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения ОРМ и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, а в соответствии с ч. 1 данной статьи — исполнение предписаний Федерального закона.

Обязанности возложены на прокуроров прежде всего Законом о прокуратуре (ст. 30) и УПК, а также Федеральным законом. В части., согласно норм Федерального закона он обязан: рассматривать жалобы (см. ч. 3 ст. 5), принимать меры по восстановлению прав лиц (см. ч. 9 ст. 5), проверять порядок ОРМ и законность решений оперативно-розыскного органа (см. ч. 2 ст. 21), обеспечивать защиту сведений, содержащихся в представляемых прокурору документах и материалах (см. ч. 4 ст. 21).

В приказе от 9 августа 1996 г. Генеральный  прокурор предписывает подчиненным прокурорам осуществлять надзор за законностью выполнения оперативно-розыскных мероприятий с тем, чтобы способствовать выполнению предусмотренных задач, стоящих перед этими органами, связанных с борьбой с преступностью, а также обеспечивающих соблюдение законности и правопорядка, интересов общества и государства. В то же время прокурорский надзор должен быть организован таким образом, чтобы своевременно пресекались и устранялись нарушения закона, обеспечивались в полной мере конституционные гарантии личности.

Главное внимание прокурорам надлежит обращать на следующие вопросы: 

  • наличие предусмотренных законом оснований осуществления оперативно-розыскных мероприятий;
  • практическая необходимость проводимого оперативно-розыскного мероприятия — каждое из них должно иметь определенную цель;
  • выяснение возможностей иными средствами получить необходимую информацию;
  • наличие предусмотренных законодательством полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • обязанность регистрации и заведения дел оперативного учета;
  • правомерность оперативных действий, соблюдение запрета на использование информационных систем и технических средств,  причиняющих вред жизни и здоровью гражданам и окружающей среде;
  • правомерность и необходимость внедрения сотрудников оперативно-розыскных органов и лиц, сотрудничество с которыми  установлено на конфиденциальной основе, в преступные группировки;
  • объективность и полнота проводимых оперативно-розыскных мероприятий;
  • соблюдение установленных законодательством условий и порядка привлечения граждан к осуществлению оперативно-розыскных действий на конфиденциальной основе;
  • законность использования результатов оперативно-розыскной деятельности;
  • эффективность и результативность принятых решений по итогам проведенных проверок;
  • правомерность прекращения оперативно-розыскной деятельности.

Прокурор обязан также  не реже одного раза в месяц проверять  исполнение требований о приеме, регистрации и реализации заявлений и сообщений о преступлениях, а также об исчезновении лиц без вести.

Прокурор:

  • вправе требовать объяснения от соответственных должностных лиц по поводу нарушений ими закона, а также от иных лиц, кот. известны обстоятельства нарушения. Такое объяснение получают как в устном, так и письменном виде;
  • вправе давать указания оперативно-розыскному органу по уголовному делу, находящемуся в его производстве (см. п. 3 ч. 1 ст. 7); в письменной форме — о проведении ОРМ по уголовному делу, принятому им к производству (см. и. 2 ст. 14);
  • вправе требовать необходимые оперативно-служебные документы, учетно-регистрационную документацию и ведомственные НПА (см. ч. 2 ст. 21).
  • опротестовывать противоречащие Федеральному закону решения руководителей оперативно-розыскных органов;
  • вынести мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении;
  • требовать привлечения лица, нарушившего Федеральный закон, к иному виду юридической  ответственности.

Вместе с тем следует учитывать, что приказом Генерального прокурора от 9 августа 1996 г. № 48 уполномоченным прокурорам предписано при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих ОРД, и проведении проверок по др. основаниям использовать определенные законом соответствующие методы прокурорского надзора (см. п. 1 прил. к ч. 2 ст. 21).

Виды  прокурорского  надзора  за  ОРД:

  • в связи с поступившей в прокуратуру информацией (заявление, обращение гражданина и др.) о нарушении  закона оперативно-розыскным органом (его должностным лицам);
  • а также по инициативе уполномоченного прокурора.

Оба вида законны и требуют соответствующего  реагирования со стороны оперативников.

Для того, чтобы проводимые прокурором по своей инициативе проверки по соблюдению законности в оперативно-розыскной деятельности носили целеустремленный характер, Генеральный прокурор России в своем приказе от 9 августа 1996 г. предлагает проводить их строго определенных случаях:

  • по мере необходимости по материалам в связи с отсутствием положительных результатов при розыске обвиняемых или подозреваемых, скрывшихся от следствия и суда, а также установления лиц, совершивших преступления;
  • при необходимости розыска лиц, без вести пропавших;
  • по информации о ненадлежащем реагировании на поручения следователя, органа дознания и суда по уголовным делам, находящимся в их производстве и на соответствующие указания прокурора;
  • в иных случаях с учетом состояния законности в этой сфер деятельности (здесь речь идет, главным образом, о проверке жалоб и заявлений граждан и должностных лиц, о нарушении их прав и законных интересов, допущенных оперативно-розыскными органами.

Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности