Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция
Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Оперативный эксперимент — это
оперативно-розыскное
По степени общественной значимости различают три вида состава оперативного эксперимента: простой, ограничительный и расширительный.
Особенным признаком простого состава ОРМ является то, что его проведение допустимо только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого (особо тяжкого) преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих иди совершивших (см. ч. 6 cm. 8 ФЗ об ОРД). Это допустимо только на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа (см. ч. 5 ст. 5).
При проведения этого ОРМ запрещается:
По конструкции состав оперативного эксперимента - формально-материальный. В данном случае простой и расширительный составы формальные, а ограничительный —материальный.
Виды оперативного эксперимента. В зависимости от задач его проведения различают эксперименты для установления возможности:
Формы проведения. Это ОРМ проводится в основном негласно.
Место и время проведения оперативного эксперимента законом не ограничены. Вместе с тем для этого ОРМ, например связанного с проникновением в жилище (его ограничительный состав), требуется соблюдение специальных условий.
Используемые средства. Согласно ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД в ходе оперативного эксперимента его субъекты вправе использовать технические и иные средства, которые не наносят ущерб жизни и здоровью людей и не причиняют вред окружающей среде.
Субъект состава оперативного эксперимента — оперативник или по его заданию (поручению) агент, иное лицо, содействующее проведению оперативно-розыскной деятельности (см. ст. 17 ФЗ об ОРД), а также специалисты и незаинтересованные лица.
Субъективная сторона
состава оперативного эксперимента. Вид умысла зависит от субъекта его
проведения, а также о конструкции состава
этого ОРМ. У оперативника умысел в формальном
составе - только прямой, а в материальном
- как прямым, так и косвенным. У иных участников
- как прямым, так и косвенным.
Оформление данных, полученных в результате оперативного эксперимента - как правило оформляются рапортом оперативника, а также могут быть оформлены актом сотрудника, объяснением лица — участника ОРМ или заявлением. Могут прилагаться необходимые документы и материалы (аудио-, видеопленки и т.п.), на которых зафиксирован процесс оперативного эксперимента, и данные, полученные в его результате. Последние могут быть использованы в доказывании по уголовному делу.
Контрольные вопросы:
Тема № 15. Субъекты, контролирующие ОРД и надзирающие за ней. Судья как субъект ОРД.
15.1. Внешний контроль за оперативно-розыскной деятельностью осуществляют:
Президент России является гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина.
Контроль со стороны Федерального Собрания РФ – важный элемент механизма гарантий соблюдения законности при осуществлении ОРД. С учетом предписаний Конституции парламентский контроль осуществляется:
Федеральным законом от 5.07.1999 года № 133-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» специально оговорено, что вмешательство члена Совета Федерации, депутата Госдумы в ОРД органов дознания не допускается.
Полномочия Правительства
РФ определены Конституцией (см.
ст. 114) и Федеральным конституционным
законом от 17 декабря 1997 года №
2-ФКЗ «О Правительстве
Все эти субъекты осуществляют контроль за ОРД в пределах полномочий, определяемых Конституцией, федеральными конституциональными законами и федеральными законами.
Субъектами финансового контроля в ОРД являются:
15.2. Ведомственный контроль. Субъектом ведомственного контроля является руководитель органа, осуществляющего ОРД. Руководитель органа, осуществляющего ОРД, является должностное лицо, который организует управление работу по осуществлению ОРД и контролирует ее исполнение, а также несет ответственность за качество исполнения. Руководитель несет персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, он ответственен за соблюдение законности при организации ОРД и в целом. Контроль руководителей может быть как непосредственный, так и опосредованный.
Непосредственный контроль осуществляется путем:
Опосредованный контроль осуществляется через подчиненные им контрольно-ревизионные (инспектирующие и т.д.) подразделения.
15.3. Прокурорский надзор за
Прокурорский надзор
за исполнением настоящего
Прокурорский надзор осуществляется за исполнением Федерального закона. Исполнение законов — одна из форм правореализации.
По требованию указанных прокуроров руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представляют им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за оперативно-розыскной деятельностью, влечет за собой установленную законом ответственность.
Приказом Генерального прокурора от 9 августа 1996 г. № 48 "Об организации надзора за исполнением Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" предписано проводить такой надзор за оперативно-розыскными органами прокурорам субъектов Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, территориальным, военным и иным специализированным прокурорам, а также выделенным для этой цели приказами прокурорам субъектов Федерации уполномоченным прокурорам, а в Генеральной прокуратуре — заместителям Генерального прокурора, Главного военного прокурора и его заместителям, начальникам управлений и отделов и их заместителям (старшим помощникам и помощникам), старшим прокурорам и прокурорам в соответствии с их функциональными обязанностями.
Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения ОРМ и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД, а в соответствии с ч. 1 данной статьи — исполнение предписаний Федерального закона.
Обязанности возложены на прокуроров прежде всего Законом о прокуратуре (ст. 30) и УПК, а также Федеральным законом. В части., согласно норм Федерального закона он обязан: рассматривать жалобы (см. ч. 3 ст. 5), принимать меры по восстановлению прав лиц (см. ч. 9 ст. 5), проверять порядок ОРМ и законность решений оперативно-розыскного органа (см. ч. 2 ст. 21), обеспечивать защиту сведений, содержащихся в представляемых прокурору документах и материалах (см. ч. 4 ст. 21).
В приказе от 9 августа 1996 г. Генеральный прокурор предписывает подчиненным прокурорам осуществлять надзор за законностью выполнения оперативно-розыскных мероприятий с тем, чтобы способствовать выполнению предусмотренных задач, стоящих перед этими органами, связанных с борьбой с преступностью, а также обеспечивающих соблюдение законности и правопорядка, интересов общества и государства. В то же время прокурорский надзор должен быть организован таким образом, чтобы своевременно пресекались и устранялись нарушения закона, обеспечивались в полной мере конституционные гарантии личности.
Главное внимание прокурорам надлежит обращать на следующие вопросы:
Прокурор обязан также не реже одного раза в месяц проверять исполнение требований о приеме, регистрации и реализации заявлений и сообщений о преступлениях, а также об исчезновении лиц без вести.
Прокурор:
Вместе с тем следует учитывать, что приказом Генерального прокурора от 9 августа 1996 г. № 48 уполномоченным прокурорам предписано при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих ОРД, и проведении проверок по др. основаниям использовать определенные законом соответствующие методы прокурорского надзора (см. п. 1 прил. к ч. 2 ст. 21).
Виды прокурорского надзора за ОРД:
Оба вида законны и требуют соответствующего реагирования со стороны оперативников.
Для того, чтобы проводимые прокурором по своей инициативе проверки по соблюдению законности в оперативно-розыскной деятельности носили целеустремленный характер, Генеральный прокурор России в своем приказе от 9 августа 1996 г. предлагает проводить их строго определенных случаях:
Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности