Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция

Описание

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по ОРД.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

Виды контролируемой поставки. В зависимости от различных критериев выделяют несколько видов контролируемой поставки.

В зависимости от товара (предмета) и его отношения к преступной деятельности выделяют три вида:

- контроль товара или  предметов, свободная реализация  которых запрещена

или оборот которых ограничен;

- контроль за оборотом предметов,  добытых преступным путем или  сохранивших на себе следы преступления;

  • контроль за оборотом орудий или средств совершения преступления.

С учетом характера контролируемой поставки различают обычные поставки и чистые, когда производят полное или частичное, изъятие контролируемого предмета, замена на муляж предметов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, окружающей среды, а также могущие использоваться в качестве компонентов для изготовления оружия массового поражения, подлежат безусловной замене.

В зависимости от территория проведения различают внутренние поставки (проводят на территории России), внешние (осуществляют на территории нескольких государств в порядке, установленном международными договорами) и транзитные (через территорию России).

Формы проведения - только негласно.

Способы проведения контролируемой поставки – они различны.

Место и время проведения контролируемой поставки не ограничены.

Используемые средства. Согласно ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД при контролируемой поставке ее субъекты вправе использовать технические и иные средства (см. подробнее разд. 4.4). В частности, среди различных "иных средств" возможно применение специальных окрашивающих препаратов (см. п. 9 ч. 1cm. 14 Закона о милиции). На объектах собственности специальные окрашивающие вещества устанавливают с согласия собственника или уполномоченного им лица.

Субъект состава контролируемой поставки – это оперативно-розыскной орган и непосредственно — оперативник (основной субъект), агент или иное лицо, содействующее проведению оперативно-розыскной деятельности (см. cm. 17 ФЗ об ОРД).

Субъективная сторона состава контролируемой поставки. Вид умысла зависит от субъекта ее проведения: у оперативника умысел только прямой, у иных участников может быть косвенным.

Оформление данных, полученных в результате контролируемой поставки.

Различные варианты оформления: могут оформляться: рапортом оперативника, справкой (справкой-меморандумом), агентурным сообщением, объяснением гражданина—участника поставки и др.   

К итоговому документу могут  прилагаться: доверенности и прочие нотариально заверенные документы, приходно-расходные документы, иные документы и предметы; аудио-, видеозаписи и прочие технические носители полученной информации.

Контрольные вопросы:

  1. Почему оперативно-розыскные мероприятия относятся к первой категории?
  2. Дайте определения каждого ОРМ первой категории.
  3. Проведите юридический анализ  любого ОРМ первой категории. 

 

 

 

Тема 13. Юридическая характеристика оперативно-розыскных мероприятий второй категории.

13.1. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (сыскное обследование) заключается в совокупности действий по проникновению внутрь материального объекта (строения, участка местности, транспортного средства) и осмотру его изнутри с целью обнаружения следов преступления, орудий совершения преступления, иных предметов, веществ или документов, вероятно имеющих отношение к совершению преступления, а равно для решения иных конкретных задач оперативно-розыскной деятельности.

Нормативное обоснование  предусмотрено п. 8 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. Отдельные признаки элементов его состава изложены в предписаниях ст. 5, 7 и 8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч, 1 ст. 17 ФЗ об ОРД, межведомственной Инструкции об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий, а также в закрытых нормативных актах соответствующих оперативно-розыскных органов.

Нормативные предписания рекомендательного  характера об этом ОРМ содержатся также в п. 8 ч. 1 ст. 6 Модельного закона государств — участников СНГ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Объект состава сыскного обследования - усеченный. Несмотря на законность проведения сыскного обследования для защиты от любого преступного посягательства, проведение этого ОРМ недопустимо для защиты объектов в сфере административно-правовых отношений (см. ч. 7 cm. 8 ФЗ об ОРД).

Обязательным признаком является предмет. Он представлен в качестве "помещения", "здания", "сооружения", "участка местности" и "транспортного средства".

Объективная сторона  состава сыскного обследования - это оперативно-розыскное мероприятие.

По конструкции его состав формально-материальный.

По степени общественной значимости различают простой, ограничительный и расширительный составы сыскного обследования.

При простом составе основания и условия для проведения сыскного обследования — общие.

Этапами сыскного обследования являются: проникновение внутрь материального объекта (включая преодоление технических и иных и осмотр его изнутри. В осмотре также выделяют стадии. В его начале происходит поиск соответствующих материалов, а затем с помощи оперативно-технических средств проводят их фиксацию.

Законодатель установил специальные  условия в ограничительном составе проведения сыскного обследования:

  • для обследования жилища;
  • в ходе оперативно-проверочной работы;
  • в отношении материальных объектов отдела категорий должностных лиц. Основными условиями проведения обследования жилища являются наличие:
  • судебного решения (см. ч. 2 Cm. 8 ФЗ об ОРД);
  • специальной информации (см. ч. 2 cm. 8);
  • документально оформленного задания оперативного подразделения в форме мотивированного постановления, утвержденного соответствующим руководителем.

Следует также знать, что проведение сыскного обследования запрещено в  целях большей части оперативно-проверочной  работы (см, п. 1—4 и 6 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД). Исключением служит возможность его осуществления для обеспечения безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (см. п. 5 ч. 2 cm. 7).

Известен также расширительный состав этого ОРМ. Во-первых, согласно ч. 3 ст. 8 ФЗ об ОРД в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России, допускается проведение ОРМ, которое ограничивает конституционное право человека и гражданина на неприкосновенность жилища, т.е. его сыскное обследование, без предварительного получения решения судьи на его проведение.

В ФЗ об ОРД изложены условия, характерные  для экстренного обследования жилища в "льготном" режиме:

наличие:

а) случая, который не терпит отлагательства и может привести к совершению тяжкого преступления;

б) данных о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности России;

в) мотивированного постановления  руководителя оперативно-розыскного органа;

г) обязательное уведомление суда в течение 24 час.;

д) обязанность оперативно-розыскного органа в течение 48 час  с момента  его начала получить судебное решение  о его проведении или прекратить его (см. ч. 3 cm. 8).

Еще одним признаком расширительного  состава этого ОРМ является возможность изъятия каких-либо предметов, материалов и сообщений в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица или угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России (см. подробнее разд. 2.4).

     Виды сыскного обследования. Так, в зависимости от обследуемого объекта различают два основных вида. Первый обследование материального недвижимого объекта и материального движимого объекта.

В зависимости от искомого объекта  выделяют обнаружение человека или  его трупа и предметов  и документов.

В зависимости от последовательности осуществления различают первичное и повторное сыскное обследование, а в зависимости от времени проведения — разовое и длящееся.

Формы сыскного обследования – гласная и негласная.

Гласное может быть двух видов: открытое или с зашифровкой исполнителя этого ОРМ и цели его проведения. Оно проводится с согласия владельца обследуемого объекта как в его присутствии, так и без него.

Место и время проведения сыскного обследования в законе не определены.

  Используемые средства. Согласно ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД участники вправе использовать технические и иные средства — видеокамеры, фотоаппараты и т.д. При длящемся обследовании жилища его оборудуют специальными техническими средствами визуального, слухового и иного контроля за тем, что в нем происходит.

Субъекты состава сыскного обследования - оперативники и лица, оказывающие содействие в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в том числе на конфиденциальной основе (см. cт. 17 ФЗ об ОРД).

Субъективная сторона  состава сыскного обследования. Вид умысла от субъекта его проведения, а также от конструкции состава этого ОРМ. У оперативника в формальном составе умысел только прямой, в материальном составе - может быть как прямым, так и косвенным.

Обязательным признаком субъективной стороны является цель сыскного обследования. Выделяют две общие цели:

обнаружение сведений о преступлении;   

необходимость решения иных конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, в частности осуществления ряда ОРМ.

Оформление данных, полученных в результате сыскного обследования. Различные варианты оформления: оформляются рапортом оперативника, справкой (справкой-меморандумом), актом сотрудника, объяснением гражданина — участника отождествления личности или заявлением гражданина, актом или иным документом ведомства и др. К рапорту могут прилагаться аудио-, видеозаписи и прочие технические носители информации о проведенном мероприятии.

13.2. Наблюдение (сыскное) заключается в тайном, направленном, систематическом, непосредственном визуальном или опосредованном (с помощью оперативно-технических средств) восприятии деяний лица (лиц) и явлений (co6ытий, фактов, процессов), значимых для решения конкретных задач оперативно-розыскной деятельности, их фиксации и регистрации.

Нормативное обоснование предусмотрено п. 6 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. Отдельные признаки элементов его состава изложены в предписаниях ст. 5, 7 и 8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД, межведомственной Инструкции об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий, а также в закрытых нормативных актах соответствующих оперативно-розыскных органов.

Нормативные предписания рекомендательного  характера об этом ОРМ содержатся также в п. 7 ч. 1 ст. 6 Модельного закона государств — участников СНГ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Объект состава наблюдения - общий.

В составе наблюдения возможно как  наличие предмета, так и лица - носителя информации.

Объективная сторона  состава наблюдения – это оперативно-розыскное действие. Однако в конкретной ситуации уровень его организации может повышаться до ОРМ.

По конструкции его состав формально-материальный

По степени общественной значимости различают простой и ограничительный состав наблюдения. При простом составе основания и условия для проведения наблюдения — общие. Однако законодатель установил специальные условия в ограничительном составе, т.е. для наблюдения, связанного с проникновением в жилище.

     Способы  ведения наблюдения - два основных вида: физическое и электронное (или техническое), а также комплексное.

Форма проведения наблюдения. Основной формой - негласное слежение за объектом оперативной заинтересованности, однако не исключено и гласное наблюдение.

Место проведения наблюдения законом не ограничено. Однако для наблюдения, связанного с проникновением в жилище требуется соблюдение двух условий:

  • получение санкции судьи;
  • наличие специальной информации, предусмотренной ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД.

Время проведения наблюдения ФЗ об ОРД также не ограничены. На практике по срокам различают кратковременное (от нескольких часов до нескольких суток) и долговременное, или длящееся, наблюдение.

Используемые средства. Согласно ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД при наблюдении оперативник и действующий по его заданию иной субъект вправе использовать технические и иные средства — видеокамеры, фотоаппараты, меточные средства и т.п.

Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности