Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция

Описание

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по ОРД.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

б) данных о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности России;

в) мотивированного постановления  руководителя оперативно-розыскного органа;

г) обязательное уведомление суда в течение 24 час.;

д) обязанность оперативно-розыскного органа в течение 48 час. с момента  его начала получить судебное решение  о его проведении или прекратить его (см. ч. 3 cm. 8).

     Важным признаком  объективной стороны расширительного  состава этого ОРМ выступает  то, что в ходе его осуществления  согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД  разрешено прерывать предоставление  услуг связи.

     Еще одним признаком расширительного состава этого ОРМ является допустимость изъятия соответствующих предметов, материалов и сообщений в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица или угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

Виды сыскного контроля корреспонденции – контроль почтовых отправлений; телеграфных сообщений и иных сообщений. По продолжительности проведения различают длящийся контроль (до 180 суток) и разовый.

Форма проведения контроля корреспонденции. Единственная форма - негласная перлюстрация почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

     Время контроля  корреспонденции.  Предел возможного проведения такого контроля — 180 суток со дня вынесения санкционированного судьей постановления.

Средства сыскного контроля корреспонденции. Они представлены в качестве соответствующих оперативно-технических средств оперативно-розыскных органов. Причем подключение к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, проводится исключительно с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ России и (или) органов внутренних дел (см. ч. 4 cm. 6 ФЗ об ОРД).

Субъект состава сыскного контроля корреспонденции - сложный.

Во-первых, это оперативное подразделение  конкретного оперативно-розыскного органа (см. ст. 13 ФЗ об ОРД) как инициатор задания.

Во-вторых, им является судья, который  санкционирует проведение контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

В-третьих, это сотрудник оперативно-технического подразделения, которое во исполнение полученного от инициатора задания  непосредственно проводят это ОРМ, а также лица, оказывающие им содействие.  

Кроме того, законом предписано, что:                            

- все предприятия связи и  операторы связи, действующие  на территории России, при разработке, создании и эксплуатации сетей  связи обязаны оказывать содействие  и предоставлять оперативно-розыскным органам возможность проведения ОРМ на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения ОРМ (см. ст. 14 Закона о связи);  

       - физические и  юридические лица в России, предоставляющие  услуги всех видов  связи обязаны по требованию органов ФСБ России включать в состав аппаратных средств дополнительные оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые для проведения оперативно-технических мероприятий органами ФСБ России (см. ч. 4 cm. 15 ФЗ об органах ФСБ).

Субъективная сторона  состава сыскного контроля корреспонденции. Вид умысла здесь зависит от субъекта проведения этого ОРМ. У оперативника умысел может быть как прямым, так и косвенным. У судьи умысел всегда косвенный. У других участников может быть как прямым, так и косвенным.

Оформление данных, полученных в результате сыскного контроля корреспонденции - рапорт оперативника, но быть оформлены справкой (справкой-меморандумом), актом сотрудника, агентурным сообщением, объяснением гражданина — участника сыскного контроля корреспонденции или заявлением гражданина, актом или иным документом ведомства и др. К рапорту могут прилагаться документы и предметы, изъятые при проведении мероприятия, или их копии.

13.6. Прослушивание телефонных переговоров (сыскной контроль сообщений по телефону) заключается в совокупности действий по конспиративному слуховому контролю с помощью технических средств переговоров, ведущихся по линиям телефонной связи (на основании судебного решения) или односторонних сообщений, и, как правило, их фиксации с целью обнаружения сведений о преступной деятельности лица — объекта оперативной заинтересованности, выявления его связей и получения иной информации, способствующей решению конкретных задач оперативно-розыскной деятельности.

Прослушивание телефонных переговоров  является разновидностью сыскного контроля устных сообщений.

Нормативное обоснование  предусмотрено п. 10 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. Отдельные признаки элементов его состава изложены в предписаниях ст. 5, 7 и 8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД, ст. 14 Закона о связи, ч. 4 ст. 15 ФЗ об органах ФСБ, межведомственной Инструкции об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий, а также в закрытых нормативных актах соответствующих оперативно-розыскных органов.

Нормативные предписания рекомендательного  характера об этом ОРМ содержатся также в п. 10 ч. 1 ст. 6 Модельного закона государств — участников СНГ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Объект состава прослушивания телефонных переговоров – усеченный. Обязательным признаком в данном составе ОРМ является предмет, представленный в качестве технических устройств, с помощью которых возможна телефонная связь, а также лицо — носитель информации.

Объективная сторона состава прослушивания телефонных переговоров – это оперативно-розыскное мероприятие.

По конструкции его состав характеризуется  как материальный.

По степени общественной значимости различают простой и расширительный состав прослушивания телефонных переговоров.

При простом составе основания определены в ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД.

Основные условия для  проведения этого ОРМ следующие:

  • наличие судебного решения для начала (см. ч. 2 cm. 8) и продления (см. ч. 5 cm.9);
  • наличие специальной информации (см. ч. 2 cm. 8);
  • наличие документально оформленного задания оперативного подразделения (в форме мотивированного постановления, утвержденного соответствующим руководителем);
  • использование только оперативно-технических сил и средств органов ФСБ России и МВД России при необходимости подключения к станционной аппаратуре предприятий (см. ч. 4 cm. 6);
  • запрет на его проведение по основаниям, предусмотренным п. 1—4 и 6 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД, т.е. в целях оперативно-проверочной работы.

Для расширительного состава характерно наличие "льготных" условий проведения прослушивания телефонных переговоров, обусловленных необходимостью экстренного его проведения (согласно ч. 4 ст. 8 ФЗ об ОРД).

Такими условиями выступают:

наличие: а) случая возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности лица;

б) заявления лица или его согласия (письменного);

в) постановления, утвержденного руководителем  оперативно-розыскного органа;

в) прослушивание переговоров, ведущихся  только с телефона заявителя;

г) уведомление соответствующего суда (судьи) в течение 48 час.

наличие: а) случая, который не терпит отлагательства и может привести к совершению тяжкого преступления;

б) данных о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности России;

в) мотивированного постановления  руководителя оперативно-розыскного органа;

г) обязательное уведомление суда в течение 24 час.;

д) обязанность оперативно-розыскного органа в течение 48 час. с момента  его начала получить судебное решение  о его проведении или прекратить его (см. ч. 3 cm. 8).

Кроме того, одним из признаков объективной стороны расширительного состава прослушивания телефонных переговоров выступает то, что в ходе его проведения согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД допустимо прерывание предоставления услуг связи.

Виды сыскного контроля сообщений по телефону. В зависимости от необходимости подключения к станционной аппаратуре предприятий и т.п. (см. ч. 4 cm. 6) различают контроль, не требующий такого подключения и требующий его. По продолжительности проведения различают длящийся контроль (до 180 суток) и разовый.

Форма проведения прослушивания  телефонных переговоров. Единственная форма -  негласная.

Время  сыскного контроля сообщений по телефону. Предел возможного проведения прослушивания телефонных переговоров — 180 суток со дня вынесения судьей разрешающего постановления.

Средства сыскного контроля сообщений по телефону. Они представлены в качестве соответствующих оперативно-технических средств оперативно-розыскных органов.

Субъект состава прослушивания  телефонных переговоров - сложный.

Во-первых, это оперативное подразделение  конкретного оперативно-розыскного органа (см. сот, 13 ФЗ об ОРД).

Во-вторых, им является судья, который  санкционирует проведение прошивания телефонных переговоров.

В-третьих, это сотрудники оперативно-технического подразделений оперативно-розыскных  органов, а также лица, оказывающие  им содействие (специалисты, переводчики  и др.).

Кроме того, законом предписано, что:                            

все предприятия связи и операторы связи, действующие на территории России, при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны оказывать содействие и предоставлять оперативно-розыскным органам возможность проведения ОРМ на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения ОРМ (см. ст. 14 Закона о связи),   

физические и юридические лица в России, предоставляющие услуги почтовой связи, электросвязи всех видов, в том числе систем телекодовой, конфиденциальной, спутниковой связи, обязаны по требованию органов ФСБ России включать в состав аппаратных средств дополнительные оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые для проведения оперативно-технических мероприятий органами ФСБ России (см. ч. 4 cm. 15 ФЗ об органах ФСБ).

Субъективная сторона  состава прослушивания телефонных переговоров. Вид умысла здесь зависит от субъекта его проведения. У оперативника умысел может быть как прямым, так и косвенным. У судьи умысел всегда косвенный. У других участников может быть как прямым, так и косвенным.

Оформление данных, полученных в результате прослушивания телефонных переговоров - рапорт оперативника, справка (справка-меморандум), объяснение гражданина — участника прослушивания телефонных переговоров и др. К рапорту могут прилагаться фонограммы переговоров и прочие технические носители информации.

 Контрольные вопросы:

    1. Каковы отличительные признаки у ОРМ второй категории?
    2. Дайте понятия каждому оперативно-розыскному мероприятию второй категории.
    3. Какие формы проведения ОРМ второй категории?

Тема № 14. Оперативно-розыскные мероприятия третьей категории.   14.1.Оперативный эксперимент (сыскной эксперимент) заключается в активном наблюдении за поведением лица — объектом оперативной заинтересованности в управляемых (контролируемых условиях) или в проведении иных опытных действий, непосредственно не связанных с поведением лица, для получения оперативно значимой информации, которой проверяют и уточняют имеющиеся сведения о вероятной подготовке или совершению тяжкого (особо тяжкого) преступления.

Достоверность результатов оперативного эксперимента достигается его проведением  в наиболее приближенной к реальности обстановке, а также при условии  отсутствия подстрекательства (провокации) к совершению преступления.

Полученные в результате проведения оперативного эксперимента данные могут  способствовать:

проверке выдвинутых оперативных (сыскных) версий;

проверке и уточнению имеющиеся  данных о причастности конкретного  лица к тому или иному негативному событию (деянию, явлению, процессу); •

осуществлению захвата с поличным лица, совершившего тяжкое преступление, непосредственно при совершении преступного деяния (действия или бездействия);

подготовке и осуществлению  следственных и судебных действий;

       установлению  причин и условий совершения  тяжкого преступления; и др.

Нормативное обоснование  предусмотрено п. 14 ч. ст. 6 ФЗ об ОРД. Отдельные признаки элементов его состава изложены в предписаниях ст. 5, 7 и 8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД, ст. 36 Закона о наркотиках, а также в закрытых нормативных актах соответствующих оперативно-розыскных органов.

Объект состава оперативного эксперимента - общий.                                            

    Одним из значимых признаков выступает лицо — носитель информации. В основном им является лицо — объект оперативной заинтересованности и прежде всего тот, чье деяние (действие или бездействие) фактически или с достаточной степенью вероятности связано с совершением тяжкого (особо тяжкого) преступления и чье поведение контролируется в ходе оперативного эксперимента.                                                          

Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности