Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция
Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
б) данных о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности России;
в) мотивированного постановления руководителя оперативно-розыскного органа;
г) обязательное уведомление суда в течение 24 час.;
д) обязанность оперативно-
Важным признаком
объективной стороны
Еще одним признаком расширительного состава этого ОРМ является допустимость изъятия соответствующих предметов, материалов и сообщений в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица или угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.
Виды сыскного контроля корреспонденции – контроль почтовых отправлений; телеграфных сообщений и иных сообщений. По продолжительности проведения различают длящийся контроль (до 180 суток) и разовый.
Форма проведения контроля корреспонденции. Единственная форма - негласная перлюстрация почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
Время контроля корреспонденции. Предел возможного проведения такого контроля — 180 суток со дня вынесения санкционированного судьей постановления.
Средства сыскного контроля корреспонденции. Они представлены в качестве соответствующих оперативно-технических средств оперативно-розыскных органов. Причем подключение к станционной аппаратуре предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, физических и юридических лиц, предоставляющих услуги и средства связи, проводится исключительно с использованием оперативно-технических сил и средств органов ФСБ России и (или) органов внутренних дел (см. ч. 4 cm. 6 ФЗ об ОРД).
Субъект состава сыскного контроля корреспонденции - сложный.
Во-первых, это оперативное подразделение
конкретного оперативно-
Во-вторых, им является судья, который санкционирует проведение контроля почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
В-третьих, это сотрудник оперативно-
Кроме того, законом предписано, что:
- все предприятия связи и
операторы связи, действующие
на территории России, при разработке,
создании и эксплуатации сетей
связи обязаны оказывать
- физические и юридические лица в России, предоставляющие услуги всех видов связи обязаны по требованию органов ФСБ России включать в состав аппаратных средств дополнительные оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые для проведения оперативно-технических мероприятий органами ФСБ России (см. ч. 4 cm. 15 ФЗ об органах ФСБ).
Субъективная сторона состава сыскного контроля корреспонденции. Вид умысла здесь зависит от субъекта проведения этого ОРМ. У оперативника умысел может быть как прямым, так и косвенным. У судьи умысел всегда косвенный. У других участников может быть как прямым, так и косвенным.
Оформление данных, полученных в результате сыскного контроля корреспонденции - рапорт оперативника, но быть оформлены справкой (справкой-меморандумом), актом сотрудника, агентурным сообщением, объяснением гражданина — участника сыскного контроля корреспонденции или заявлением гражданина, актом или иным документом ведомства и др. К рапорту могут прилагаться документы и предметы, изъятые при проведении мероприятия, или их копии.
13.6. Прослушивание телефонных переговоров (сыскной контроль сообщений по телефону) заключается в совокупности действий по конспиративному слуховому контролю с помощью технических средств переговоров, ведущихся по линиям телефонной связи (на основании судебного решения) или односторонних сообщений, и, как правило, их фиксации с целью обнаружения сведений о преступной деятельности лица — объекта оперативной заинтересованности, выявления его связей и получения иной информации, способствующей решению конкретных задач оперативно-розыскной деятельности.
Прослушивание телефонных переговоров является разновидностью сыскного контроля устных сообщений.
Нормативное обоснование предусмотрено п. 10 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. Отдельные признаки элементов его состава изложены в предписаниях ст. 5, 7 и 8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД, ст. 14 Закона о связи, ч. 4 ст. 15 ФЗ об органах ФСБ, межведомственной Инструкции об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий, а также в закрытых нормативных актах соответствующих оперативно-розыскных органов.
Нормативные предписания рекомендательного
характера об этом ОРМ содержатся
также в п. 10 ч. 1 ст. 6 Модельного закона
государств — участников СНГ "Об
оперативно-розыскной
Объект состава прослушивания телефонных переговоров – усеченный. Обязательным признаком в данном составе ОРМ является предмет, представленный в качестве технических устройств, с помощью которых возможна телефонная связь, а также лицо — носитель информации.
Объективная сторона состава прослушивания телефонных переговоров – это оперативно-розыскное мероприятие.
По конструкции его состав характеризуется как материальный.
По степени общественной значимости различают простой и расширительный состав прослушивания телефонных переговоров.
При простом составе основания определены в ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД.
Основные условия для проведения этого ОРМ следующие:
Для расширительного состава характерно наличие "льготных" условий проведения прослушивания телефонных переговоров, обусловленных необходимостью экстренного его проведения (согласно ч. 4 ст. 8 ФЗ об ОРД).
Такими условиями выступают:
наличие: а) случая возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности лица;
б) заявления лица или его согласия (письменного);
в) постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа;
в) прослушивание переговоров, ведущихся только с телефона заявителя;
г) уведомление соответствующего суда (судьи) в течение 48 час.
наличие: а) случая, который не терпит отлагательства и может привести к совершению тяжкого преступления;
б) данных о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности России;
в) мотивированного постановления руководителя оперативно-розыскного органа;
г) обязательное уведомление суда в течение 24 час.;
д) обязанность оперативно-
Кроме того, одним из признаков объективной стороны расширительного состава прослушивания телефонных переговоров выступает то, что в ходе его проведения согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД допустимо прерывание предоставления услуг связи.
Виды сыскного контроля сообщений по телефону. В зависимости от необходимости подключения к станционной аппаратуре предприятий и т.п. (см. ч. 4 cm. 6) различают контроль, не требующий такого подключения и требующий его. По продолжительности проведения различают длящийся контроль (до 180 суток) и разовый.
Форма проведения прослушивания телефонных переговоров. Единственная форма - негласная.
Время сыскного контроля сообщений по телефону. Предел возможного проведения прослушивания телефонных переговоров — 180 суток со дня вынесения судьей разрешающего постановления.
Средства сыскного контроля сообщений по телефону. Они представлены в качестве соответствующих оперативно-технических средств оперативно-розыскных органов.
Субъект состава прослушивания телефонных переговоров - сложный.
Во-первых, это оперативное подразделение
конкретного оперативно-
Во-вторых, им является судья, который санкционирует проведение прошивания телефонных переговоров.
В-третьих, это сотрудники оперативно-технического
подразделений оперативно-
Кроме того, законом предписано, что:
все предприятия связи и операторы связи, действующие на территории России, при разработке, создании и эксплуатации сетей связи обязаны оказывать содействие и предоставлять оперативно-розыскным органам возможность проведения ОРМ на сетях связи, принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения ОРМ (см. ст. 14 Закона о связи),
физические и юридические лица в России, предоставляющие услуги почтовой связи, электросвязи всех видов, в том числе систем телекодовой, конфиденциальной, спутниковой связи, обязаны по требованию органов ФСБ России включать в состав аппаратных средств дополнительные оборудование и программные средства, а также создавать другие условия, необходимые для проведения оперативно-технических мероприятий органами ФСБ России (см. ч. 4 cm. 15 ФЗ об органах ФСБ).
Субъективная сторона
состава прослушивания
Оформление данных, полученных в результате прослушивания телефонных переговоров - рапорт оперативника, справка (справка-меморандум), объяснение гражданина — участника прослушивания телефонных переговоров и др. К рапорту могут прилагаться фонограммы переговоров и прочие технические носители информации.
Контрольные вопросы:
Тема № 14. Оперативно-розыскные мероприятия третьей категории. 14.1.Оперативный эксперимент (сыскной эксперимент) заключается в активном наблюдении за поведением лица — объектом оперативной заинтересованности в управляемых (контролируемых условиях) или в проведении иных опытных действий, непосредственно не связанных с поведением лица, для получения оперативно значимой информации, которой проверяют и уточняют имеющиеся сведения о вероятной подготовке или совершению тяжкого (особо тяжкого) преступления.
Достоверность результатов оперативного эксперимента достигается его проведением в наиболее приближенной к реальности обстановке, а также при условии отсутствия подстрекательства (провокации) к совершению преступления.
Полученные в результате проведения оперативного эксперимента данные могут способствовать:
проверке выдвинутых оперативных (сыскных) версий;
проверке и уточнению
осуществлению захвата с поличным лица, совершившего тяжкое преступление, непосредственно при совершении преступного деяния (действия или бездействия);
подготовке и осуществлению следственных и судебных действий;
установлению причин и условий совершения тяжкого преступления; и др.
Нормативное обоснование предусмотрено п. 14 ч. ст. 6 ФЗ об ОРД. Отдельные признаки элементов его состава изложены в предписаниях ст. 5, 7 и 8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД, ст. 36 Закона о наркотиках, а также в закрытых нормативных актах соответствующих оперативно-розыскных органов.
Объект состава оперативного
эксперимента - общий.
Одним из значимых признаков выступает лицо — носитель информации. В основном
им является лицо — объект оперативной
заинтересованности и прежде всего тот,
чье деяние (действие или бездействие)
фактически или с достаточной степенью
вероятности связано с совершением тяжкого
(особо тяжкого) преступления и чье поведение
контролируется в ходе оперативного эксперимента.
Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности