Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция

Описание

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по ОРД.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

 

    1. Проверочная закупка (сыскная закупка товара) — совокупность действий по созданию оперативным подразделением (оперативником) ситуации сделки (мнимой), в которой с ведома оперативно-розыскного органа и под оперативным контролем возмездие приобретается товар или предметы (без цели потребления или сбыта) у лица, обоснованно подозреваемого в совершении преступления в сфере финансовой, хозяйственной, предпринимательской или торговой деятельности, с целью получения информации о вероятной преступной деятельности, а также решения иных задач оперативно-розыскной деятельности.

Нормативное обоснование. Сыскная закупка товара предусмотрена п. 4 ч. 1 ст. б ФЗ об ОРД. Отдельные признаки изложены в предписаниях ст. 5, 7 и 8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД, а также в ст. 36 и 49 ФЗ о наркотиках и в закрытых нормативных актах соответствующих оперативно-розыскных органов.

Нормативные предписания рекомендательного  характера об этом ОРМ содержатся также в п. 5 ч. 1 ст. 6 Модельного закона государств — участников СНГ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Объект состава проверочной  закупки - усеченный. В отдельных случаях возможно наличие и такого объекта защиты, как жизнь и здоровье людей.

Обязательными признаками являются предмет  и лицо— носитель информации.

Объективная сторона состава проверочной закупки - это оперативно-розыскное действие (в зависимости от конкретной оперативно-розыскной ситуации уровень ее организации может повышаться до ОРМ или даже операции).

 По конструкции ее состав  формальный.

По степени общественной значимости различают простой, ограничительный и расширительный состав проверочной закупки (см. разд. 2.4).

Пря простом составе основания и условия для проведения проверочной закупки — общие.

В ограничительном составе проверочная закупка, связанная с закупкой предметов, свободная реализация которых запрещена или гражданский оборот которых ограничен. Закупка этих предметов и веществ проводится только на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа (см. ч. 5 cm.5).

Известны два признака льготных условий в расширительном составе проверочной закупки.

Первый — проверочная закупка  наркотических средств и психотропных веществ. Они допускаются в оборот для сыскных нужд не в лицензионном порядке, т.е. без лицензии (см. ст. 36 ФЗ о наркотиках).

Второй — изъятие каких-либо предметов, материалов и сообщений в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица или угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

Способы совершения сыскной закупки товара. ФЗ об ОРД разрешает совершать это ОРМ только таким способом, как закупка товара (предметов).

Учет некоторых обстоятельств  при проверочной закупке. Объективно такая закупка является разновидностью мнимой сделки купли-продажи, которая совершается представителями оперативно-розыскного органа (см. ст. 170 ГК РФ

Формы проведения - гласно с зашифровкой ее сути от лица — объекта оперативной заинтересованности. Возможна также негласная форма.

Место и время проведения сыскной закупки товара законом не ограничены.

Используемые средства. При проведении этого ОРМ согласно ч. 3. ст. 6 ФЗ об ОРД его субъекты вправе использовать (гласно или с соблюдением мер конспирации) технические и иные средства, которые не наносят ущерб жизни и здоровью людей и не причиняют вред окружающей среде (см. разд. 4.4

Субъект состава проверочной  закупки - оперативник или по его поручению агент, иное лицо, содействующее проведению оперативно-розыскной деятельности (см. ст. 17 ФЗ об ОРД).

Субъективная сторона  состава проверочной закупки. Вид умысла зависит от субъекта его проведения. У оперативника он только прямой, у иных участников может быть косвенным.

Обязательным признаком является наличие цели — получение информации о вероятной преступной деятельности лица, обоснованно подозреваемого в совершении преступления в сфере финансовой, хозяйственной, предпринимательской или торговой деятельности.

     Оформление  данных, полученных в результате  проверочной закупки. Межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в  суд предусмотрены различные варианты оформления - справка (справка-меморандум),  но  могут быть оформлены актом оперативника, объяснением гражданина — участника проверочной закупки или заявлением гражданина и др.

    1. Оперативное внедрение. Оперативное внедрение (сыскное внедрение) заключается в приобретении оперативно-розыскным органом конфиденциального источника информации внутри объекта оперативного интереса (преступного сообщества и др.) и (или) в его окружении (криминогенной среде и т.п.) для оптимального решения задач оперативно-розыскной деятельности и достижения ее целей в сложившейся оперативной обстановке.

Нормативное обоснование. Сыскное внедрение предусмотрено п. 12 ч.1 ст. б ФЗ об ОРД. Отдельные признаки элементов его состава изложены в предписаниях ст. 5, 7 и 8, п. 1ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17 ФЗ об ОРД, ст. 36 и 49 ФЗ о наркотиках, п. 14 ст. 11 Закона о федеральных органах налоговой полиции, межведомственной Инструкции об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий, а также в закрытых нормативных актах соответствующих оперативно-розыскных органов.      

Нормативные предписания рекомендательного  характера об этом ОРМ содержатся также в п. 13ч. 1 ст. 6 Модельного закона государств — участников СНГ "Об оперативно-розыскной деятельности".

Объект состава оперативного внедрения – общий.

Объективная сторона  состава оперативного внедрения  – это оперативно-розыскная операция (в зависимости от конкретной оперативно-розыскной ситуации уровень ее организации может понижаться до ОРМ).

Способы оперативного внедрения - путем ввода конфидента (оперативника или агента) или путем вербовки агента из числа членов объекта оперативного интереса (члена преступного сообщества и др.).

Приобретение конфиденциального источника информации внутри объекта оперативного интереса зависит от способа оперативного внедрения и состоит из нескольких элементов (этапов). Так, для ввода конфидента характерны действия по: его продвижению в изучаемый объект или в его окружение, закреплению в нем (среде), приобретению им оперативно значимых позиций, позволяющих своевременно получать необходимую информацию.

По конструкции – состав формальный.

По степени общественной значимости различают два вида состава оперативного внедрения: простой и расширительный.

Особенностью простого состава является то, что его проведение допустимо только на основании постановления, утвержденного руководителем оперативно-розыскного органа (см. ч. 5 ст. 8).

Для расширительного состава характерно то, что законодатель в нем разрешил внедренному лицу для демонстрации якобы проводимой им преступной деятельности использовать без лицензии наркотические средства или психотропные вещества (см. ст. 36 ФЗ о наркотиках).

Еще одним признаком  расширительного состава этого  ОРМ выступает возможность изъятия  соответствующих предметов, материалов или сообщений в случае возникновения  непосредственной угрозы жизни и  здоровью лица или угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России.

Виды оперативного внедрения. В зависимости от внедряемых субъектов различают внедрение оперативника (должностного лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность) и внедрение лица, оказывающего конфиденциальное содействие.

Условия оперативного.внедрения. Различают две группы условий: предусмотренные федеральным законодательством (общеобязательные) и выработанные оперативно-розыскной практикой (факультативные).

Основные условия: для успешного внедрения допустимо использовать документы оперативного прикрытия (см. я. 4 ч. 1 cm. 15 ФЗ об ОРД); внедренное лицо не должно превышать пределы правомерности действий в случае вынужденного причинения вреда правоохраняемым интересам (документом, определяющим пределы правомерности действий внедренного лица, служит постановление об оперативном внедрении).

Место и время проведения законом не ограничены. Вместе с тем на практике по срокам различают кратковременное (от нескольких часов до нескольких суток) и долговременное, или длящееся (от нескольких месяцев до нескольких лет) внедрение.

   Используемые средства. Согласно ч. 3 ст. 6 ФЗ об ОРД в ходе оперативного внедрения его субъекты вправе использовать технические и иные средства, которые не наносят ущерб жизни и здоровью людей и не причиняют вред окружающей среде (см. разд. 4.4).

Субъект состава оперативного внедрения. Субъектом выступают оперативные подразделения, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (см. ст. 13 ФЗ об ОРД). Непосредственно внедряются конфиденты — оперативники и (или) агенты.

Субъективная сторона  состава оперативного внедрения. Вид умысла у физических лиц, участников этой операции, только прямой. Внедряемое лицо (оперативник, агент) всегда осознает, что непосредственно внедряется в объект оперативного устремления (банду и др.), и желает это совершить.

Специальная поощрительная  норма ФЗ об ОРД и ее действие в условиях оперативного внедрения. В ч. 4 ст. 18 этого Закона предусмотрено, что лицо из числа членов преступной группы, совершившее противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий, и привлеченное к сотрудничеству с оперативно-розыскным органом (т.е. ставшее, как правило, агентом), активно способствовавшее раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившее причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством России'.

Оформление данных, полученных в результате внедрения. Межведомственной Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд предусмотрены различные варианты оформления. Как правило, данные, полученные в результате его проведения, оформляются рапортом оперативника. Однако они также могут быть оформлены справкой (справкой-меморандумом) и др. К рапорту могут прилагаться документы и предметы, а также аудио-, видеозаписи и прочие технические носители полученной информации.

12.7. Контролируемая поставка. Контролируемая поставка (сыскная поставка средств, веществ или предметов) — система ОРМ и действий, в ходе совершения которых с ведома и под негласным контролем оперативно-розыскного органа допускается оборот товаров или предметов (средств, веществ), свободная реализация которых запрещена или гражданский оборот которых ограничен, а равно предметов,  добытых преступным путем или сохранивших на себе следы преступления, либо орудий или средств совершения преступления с целью эффективного решения задач оперативно-розыскной деятельности и прежде всего выявления, пресечения и расследования преступлений.                               

Нормативное обоснование предусмотрено п. 13 ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД. Кроме того, отдельные признаки элементов его состава изложены в предписаниях ст. 5, 7 и 8, п. 1 ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 17

Объект состава контролируемой поставки. Объект общий.

Обязательным признаком является предмет. Им выступает прежде всего товар, т.е. любой продукт производственно-экономической деятельности в материально-вещественной форме. Вместе с тем товар — это объект купли-продажи, рыночных отношений между продавцом и покупателем.

Хотя ФЗ об ОРД вещи материального  мира, которые могут выступать  в данном случае в качестве товара, не ограничены, мы полагаем, что контролируемым товаром или предметами (средствами, веществами) должны быть только те, которые можно классифицировать на следующие две группы:

    1. предметы, добытые преступным путем или сохранившие на себе следы преступления, либо орудия и средства совершения преступления.
    2. Вещи, свободная реализация которых запрещена или гражданский оборот которых ограничен.

Объективная сторона  состава контролируемой поставки - это оперативно-розыскная операция (в зависимости от конкретной оперативно-розыскной ситуации уровень ее организации может понижаться до ОРМ).

По конструкции ее состав формальный.

По степени общественной значимости различают простой и ограничительный состав контролируемой поставки (см. разд. 2.4). Закон допускает также расширительный состав этой операции.

При простом составе основания и условия — общие.

Законодатель установил специальные  условия в ограничительном составе, т.е. для контролируемой поставки, связанной с контролем за перемещением предметов, свободная реализация которых запрещена или гражданский оборот которых ограничен (оружие, сильнодействующие лекарственные препараты и т.п.).    

Признаками расширительного состава контролируемой поставки выступают:

  • допустимость изъятия соответствующих предметов, материалов сообщений в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица или угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
  • возможность использования без лицензии наркотические средства или психотропные вещества ( cm. 36 ФЗ о наркотиках).

Основания для проведения контролируемой поставки – это основания для проведения ОРМ, которые перечислены в ч. 1 ст. 7 ФЗ об ОРД.

Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности