Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция
Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
17.4. Использование в уголовном процессе результатов проведения оперативно-технических мероприятий
В зависимости от особенностей отражения
в результатах оперативно-
Это возможно при соблюдении следующих требований. Материальные носители должны быть официально представлены органом, осуществляющим ОРД, с соответствующим сопроводительным документом. В нем должны содержаться сведения о происхождении записей: времени, месте, условиях и обстоятельствах получения, иногда о технических характеристиках используемой аппаратуры. Отличительные характеристики записей, относимые к уголовному делу, их свойства и состояния должны быть восприняты органами чувств следователя, понятых (судей, других участников уголовного процесса) в ходе их просмотра и (или) прослушивания в условиях производства такого следственного (судебного) действия, как осмотр, и надлежащим образом зафиксированы в протоколе. Данные подлежат проверке и оценке в уголовном процессе, в том числе установлению связи с преступлением, т.е. относимости к уголовному делу. Вещественным доказательством становятся не данные ОРД, а результаты следственных или судебных действий.
Аудио- или видеозаписи, полученные в ходе проведения оперативно-технических мероприятий, могут также стать основой для формирования такого вида доказательств, как заключение эксперта. Для этого следователь, в производстве которого находится уголовное дело, должен вынести мотивированное постановление о назначении, например, фоноскопической экспертизы на предмет выявления условий получения записи, особенностей используемой аппаратуры, идентификации дикторов и т.п. При этом для идентификационного исследования у обвиняемых с соблюдением соответствующих процедур (ст. 186 УПК) должны быть получены образцы голоса. В постановлении о назначении экспертизы отражаются основания назначения, фамилия эксперта или наименование учреждения, в котором будет произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, перечислены все представляемые материалы.
Результаты, полученные в ходе оперативно-технических мероприятий, могут войти в уголовный процесс и через такой вид доказательств, как иные документы. Ими, например, могут стать сведения о времени, содержании радиопереговоров лиц, осуществивших захват заложников, значении используемой частоты, которые были получены в процессе оперативного радиоперехвата без звукозаписи с помощью всеволнового профессионального приемника (оперативно-техническое мероприятие «Снятие информации с технических каналов связи»). Для этого перечисленные сведения должны быть представлены органам расследования (суду) в виде письменного документа, содержащего данные о мероприятии (наименование, место, время и условия проведения, использовавшиеся технические средства, полученные результаты, исполнитель). Документ должен исходить от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, иметь дату, печать, подпись должностного лица, компетентного удостоверять факты и обстоятельства, о которых идет речь в документе.
Процесс использования результатов ОРД, в частности материалов, полученных в ходе оперативно-технических мероприятий, в доказывании по уголовным делам до настоящего времени далеко не однозначен. В значительной степени это определяется проблемой установления относимости представляемых материалов к уголовному делу.
Относимость доказательства, положенного в основу обвинения, должна быть в процессе доказывания установлена с полной достоверностью. Поэтому доказывание требует представления точных сведений о времени, месте, условиях и обстоятельствах получения материалов, использовавшихся специальных технических средствах и исполнителе. В соответствии с ФЗ об ОРД сведения об используемых при проведении негласного мероприятия силах, средствах, источниках, методах, лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках, лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только в исключительных случаях. Таким образом, существует явное противоречие между требованиями гласности процесса доказывания и безопасности сведений, составляющих государственную тайну. С целью разрешения этого противоречия неоднократно высказывались и высказываются различные предложения.
Рассматривая проблему
повышения эффективности
Важное и определяющее значение имеет исполнительский уровень организации оперативно-технического обеспечения ОРМ оперативных подразделений, который включает в себя:
Контрольные вопросы:
Тема №18. Специально-техническое обеспечение оперативно-розыскных мероприятий.
18.1. Нормативно-правовая
регламентация использования
Постановление Правительства РФ № 770 от 1 июля 1996 г. вводит «Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности». В него вошли:
1. Специальные технические средства для негласного исследования предметов и документов.
2. Специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования.
3. Специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации.
4. Специальные технические средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов.
5. Специальные технические средства для негласной идентификации личности.
6. Специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов.
7. Специальные технические средства для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений.
8. Специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров.
9. Специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи.
10. Специальные технические средства для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи.
Положение о лицензировании деятельности, связанной со специальной техникой, физических и юридических лиц, не являющихся субъектами ОРД, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 770 от 1 июля 1996 г. Этим же постановлением контроль порядка регистрации и учета специальной техники, осуществление лицензирования возложены на ФСБ России.
В соответствии со ст. 14 ФЗ о связи операторы, предприятия связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности обязаны оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим ОРД, возможность проведения оперативно-технических мероприятий на сетях связи, а также принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий. В развитие этого положения Министерством связи РФ издан ряд приказов, определяющих порядок внедрения и требования к «системе технических средств по обеспечению функции оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ)» на объектах проводной и радиосвязи страны. В случае возникновения угрозы жизни и здоровью лица, безопасности Российской Федерации в ходе проведения указанных оперативно-технических мероприятий ОРО разрешается проводить изъятие сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи.
Основания применения специальной техники в процессе ОРД, естественно, совпадают с основаниями для проведения ОРМ.
18.2. Понятие, назначение и классификация специальной техники.
Специальная техника
— это система
В совокупность названных средств, входят специально сконструированные или приспосабливаемые к специфическим потребностям ОРД криминалистические, радиотехнические, химические, оп фототехнические, звукозаписывающие и иные технические средства.
Анализ работы ОРО показывает, что с помощью специальной можно осуществлять:
надежное и полное документирование преступных действий подозреваемых и реализацию материалов, полученных в ходе проведения ОРМ, в процессе доказывания по уголовным делам;
эффективное проведение ОРМ по выявлению лиц, совершивших преступления, розыску преступников;
своевременное прибытие на места происшествия следственных оперативных групп;
обнаружение и фиксацию вещественных и других доказательств в процессе проведения процессуальных действий;
должный уровень управления оперативными группами сотрудников путем обеспечения быстрой передачи информации, тесного взаимодействия, мобильности, маневренности.
Классификация специальной техники. Наиболее широко используемой техникой при проведении ОРМ являются:
Средства акустического контроля
Средства визуального контроля
Средства контроля сообщений технических каналов связи
Средства маркировки и выявления объектов
Поисковые приборы
Анализаторы физиологических стрессов
Средства оперативной связи.
18.3. Основные направления применения и виды специальной техники.
Основные направления
использования специальной
Виды специальной техники:
Первый вид технических
Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности