Основы оперативно-розыскной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:31, лекция

Описание

Оперативно-розыскная деятельность — вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то ФЗ об ОРД, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Работа состоит из  1 файл

Конспект лекций по ОРД.doc

— 874.00 Кб (Скачать документ)

17.4. Использование в уголовном процессе результатов проведения оперативно-технических мероприятий

В зависимости от особенностей отражения  в результатах оперативно-технического мероприятия фактических данных, имеющих значение для уголовного дела, они могут входить в уголовный процесс и использоваться в доказывании согласно различным процессуальным режимам.

Это возможно при соблюдении следующих  требований. Материальные носители должны быть официально представлены органом, осуществляющим ОРД, с соответствующим сопроводительным документом. В нем должны содержаться сведения о происхождении записей: времени, месте, условиях и обстоятельствах получения, иногда о технических характеристиках используемой аппаратуры. Отличительные характеристики записей, относимые к уголовному делу, их свойства и состояния должны быть восприняты органами чувств следователя, понятых (судей, других участников уголовного процесса) в ходе их просмотра и (или) прослушивания в условиях производства такого следственного (судебного) действия, как осмотр, и надлежащим образом зафиксированы в протоколе. Данные подлежат проверке и оценке в уголовном процессе, в том числе установлению связи с преступлением, т.е. относимости к уголовному делу. Вещественным доказательством становятся не данные ОРД, а результаты следственных или судебных действий.

Аудио- или видеозаписи, полученные в ходе проведения оперативно-технических мероприятий, могут также стать основой для формирования такого вида доказательств, как заключение эксперта. Для этого следователь, в производстве которого находится уголовное дело, должен вынести мотивированное постановление о назначении, например, фоноскопической экспертизы на предмет выявления условий получения записи, особенностей используемой аппаратуры, идентификации дикторов и т.п. При этом для идентификационного исследования у обвиняемых с соблюдением соответствующих процедур (ст. 186 УПК) должны быть получены образцы голоса. В постановлении о назначении экспертизы отражаются основания назначения, фамилия эксперта или наименование учреждения, в котором будет произведена экспертиза, вопросы, поставленные перед экспертом, перечислены все представляемые материалы.

Результаты, полученные в ходе оперативно-технических  мероприятий, могут войти в уголовный процесс и через такой вид доказательств, как иные документы. Ими, например, могут стать сведения о времени, содержании радиопереговоров лиц, осуществивших захват заложников, значении используемой частоты, которые были получены в процессе оперативного радиоперехвата без звукозаписи с помощью всеволнового профессионального приемника (оперативно-техническое мероприятие «Снятие информации с технических каналов связи»). Для этого перечисленные сведения должны быть представлены органам расследования (суду) в виде письменного документа, содержащего данные о мероприятии (наименование, место, время и условия проведения, использовавшиеся технические средства, полученные результаты, исполнитель). Документ должен исходить от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, иметь дату, печать, подпись должностного лица, компетентного удостоверять факты и обстоятельства, о которых идет речь в документе.

Процесс использования результатов  ОРД, в частности материалов, полученных в ходе оперативно-технических мероприятий, в доказывании по уголовным делам до настоящего времени далеко не однозначен. В значительной степени это определяется проблемой установления относимости представляемых материалов к уголовному делу.

Относимость доказательства, положенного  в основу обвинения, должна быть в  процессе доказывания установлена  с полной достоверностью. Поэтому доказывание требует представления точных сведений о времени, месте, условиях и обстоятельствах получения материалов, использовавшихся специальных технических средствах и исполнителе. В соответствии с ФЗ об ОРД сведения об используемых при проведении негласного мероприятия силах, средствах, источниках, методах, лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках, лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только в исключительных случаях. Таким образом, существует явное противоречие между требованиями гласности процесса доказывания и безопасности сведений, составляющих государственную тайну. С целью разрешения этого противоречия неоднократно высказывались и высказываются различные предложения.

     Рассматривая проблему  повышения эффективности использования  ОРМ, необходимо подчеркнуть важность  обеспечения оперативных подразделений  необходимой оперативно-розыскной  информацией при планировании  и подготовке мероприятия. Достоверная информация поможет не только правильно выбрать необходимые технические средства, методические и тактические приемы их применения, но и может иметь самое непосредственное отношение к конспиративности проведения мероприятия, успешному получению необходимых его результатов, достижению поставленных целей

Важное и определяющее значение имеет исполнительский уровень организации оперативно-технического обеспечения ОРМ оперативных подразделений, который включает в себя:

  • постоянную готовность технических средств к их практическому использованию;
  • подготовленность оперативников и привлеченных к ОРМ сотрудников оперативно-технического аппарата к эффективному применению технических средств;
  • обеспечение необходимой оперативно-розыскной информацией, позволяющей правильно подготовить и использовать оперативно-технические средства.

Контрольные вопросы:

    1. Правовое обоснование использования данных, полученных в процессе проведения ОРМ в качестве поводоа для возбуждения уголовного дела.
    2. Каким образом полученные результаты ОРМ используются в  уголовом процессе?
    3. Использование данных, полученных в ОРМ для доказывания по уголовному делу.
    4. Какие частные задач решаются проведением ОРМ в сфере борьбы с преступностью?

 

 

 

 

Тема №18. Специально-техническое обеспечение оперативно-розыскных мероприятий.

18.1.  Нормативно-правовая  регламентация использования специальной  техники в оперативно-розыскной  деятельности. ФЗ об ОРД устанавливает, что в ходе проведения ОРМ могут применяться «...технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде». Таким образом, это положение закона фактически определяет как правомочность, так и основное условие применения специальной техники, а именно: безвредность по отношению к человеку и экологии. Вместе с тем важнейшей особенностью применения специальной техники в ОРД является ориентация на скрытое добывание информации, которое во многих случаях приводит к ограничению конституционных прав человека гражданина на неприкосновенность частной жизни и жилища, личную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и т.д. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ подобные ограничения допускаются, но лишь «...в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, ...прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства». Поэтому в ОРД правовому регулированию в первую очередь подвергаются следующие аспекты применения специальной техники:

  • виды специальной техники, допущенные к применению;
  • субъекты и порядок оборота специальной техники;
  • основания, условия и порядок ее применения для решения задач ОРД;
  • направления и порядок использования результатов, полученных с помощью технических средств;
  • категорирование сведений о тактике и используемых моделях специальной техники по уровню доступа.

Постановление Правительства РФ № 770 от 1 июля 1996 г. вводит «Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности». В него вошли:

1. Специальные технические средства для негласного исследования предметов и документов.

2. Специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования.

3. Специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации.

4. Специальные технические средства для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов.

5. Специальные технические средства для негласной идентификации личности.

6. Специальные технические средства для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов.

7. Специальные технические средства для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений.

8. Специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров.

9. Специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи.

10. Специальные технические средства для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи.

Положение о лицензировании деятельности, связанной со специальной техникой, физических и юридических лиц, не являющихся субъектами ОРД, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации № 770 от 1 июля 1996 г. Этим же постановлением контроль порядка регистрации и учета специальной техники, осуществление лицензирования возложены на ФСБ России.

В соответствии со ст. 14 ФЗ о связи операторы, предприятия связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности обязаны оказывать содействие и предоставлять органам, осуществляющим ОРД, возможность проведения оперативно-технических мероприятий на сетях связи, а также принимать меры к недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий. В развитие этого положения Министерством связи РФ издан ряд приказов, определяющих порядок внедрения и требования к «системе технических средств по обеспечению функции оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ)» на объектах проводной и радиосвязи страны. В случае возникновения угрозы жизни и здоровью лица, безопасности Российской Федерации в ходе проведения указанных оперативно-технических мероприятий ОРО разрешается проводить изъятие сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи.

Основания применения специальной  техники в процессе ОРД, естественно, совпадают с основаниями для  проведения ОРМ.

18.2. Понятие, назначение и классификация специальной техники.

Специальная техника  — это система криминалистических и иных технических средств, используемых ОРО в борьбе с преступностью  главным образом негласно при  осуществлении ОРМ по правилам, регламентируемым специальными нормативными актами.

 В совокупность названных средств, входят специально сконструированные или приспосабливаемые к специфическим потребностям  ОРД  криминалистические, радиотехнические, химические, оп фототехнические, звукозаписывающие и иные технические средства.

Анализ  работы ОРО показывает, что с помощью специальной можно осуществлять:

надежное и полное документирование преступных действий подозреваемых  и реализацию материалов, полученных в ходе проведения ОРМ, в процессе доказывания по уголовным делам;

эффективное проведение ОРМ по выявлению лиц, совершивших преступления, розыску преступников;

своевременное прибытие на места происшествия следственных оперативных групп;

обнаружение и фиксацию вещественных и других доказательств в процессе проведения процессуальных действий;

должный уровень управления оперативными группами сотрудников путем обеспечения  быстрой передачи информации, тесного  взаимодействия, мобильности, маневренности.

Классификация специальной  техники. Наиболее широко используемой техникой при проведении ОРМ являются:

Средства акустического  контроля

Средства визуального  контроля

Средства контроля сообщений  технических каналов связи

Средства маркировки и выявления объектов

Поисковые приборы

Анализаторы физиологических  стрессов

Средства оперативной  связи.

18.3. Основные направления применения  и виды специальной техники.

Основные направления  использования специальной техники:

  • получение оперативной информации, имеющей значение для целей борьбы с преступностью (оперативная техника, информационно-аналитические системы);
  • документирование фактов подготовки или совершения преступлений, иных сведений для последующего использования в процессе уголовно-процессуального доказывания (оперативная техника);
  • автоматизация процессов управления оперативниками (средства связи, компьютерные системы, оргтехника и т.д.);
  • обеспечение информационной безопасности оперативных подразделений, физической безопасности сотрудников, зданий, сооружений и имущества (средства защиты информации, сотрудников, объектов).

 Виды специальной  техники:

  • специальная техника оперативно-розыскного назначения (или оперативная техника);
  • технические системы управления.

Первый вид технических средств  — оперативная техника, применяется для технического обеспечения собственно ОРД. В силу своего сугубо профессионального назначения, целевой направленности, конструктивных данных, тактических особенностей и специального нормативного регулирования применения они имеют выраженный специализированный характер. Этот класс средств является наиболее объемным и используемым в деятельности ОРО и включает главным образом средства негласного акустического и визуального контроля, средства снятия информации с каналов связи, средства маскировки и выявления объектов, средства поиска и оперативной сигнализации.

Информация о работе Основы оперативно-розыскной деятельности