Методы оценки рисков реальных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:58, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучение теоретических и практических основ оценки инвестиционных рисков.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы оценки инвестиционных рисков………….4
1.1 Понятие, сущность и виды инвестиционных рисков……………………4
1.2 Риски реального инвестирования (проектные риски)…………………...8
1.3 Источники информации, необходимой для оценки рисков……………12
Глава 2.Оценка стратегического потенциала ООО «Улыбка»…………….16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Улыбка»……16
2.2 Изучение, анализ и прогнозирование ситуации на рынке……………..16
Глава 3. Совершенствование деятельности ООО «Улыбка» на основе разработки инвестиционного проекта……………………………………….33
3.1 Оценка эффективности инвестиционного проекта……………………..33
Заключение…………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………...37

Работа состоит из  1 файл

по фин менеджм. курсовая оригинал.doc

— 421.50 Кб (Скачать документ)

Проектный риск – объективное явление в функционировании любого предприятия, осуществляющего реальное инвестирование. Он сопровождает реализацию практически всех видов реальных инвестиционных проектов, в каких бы формах они не осуществлялись. Хотя ряд параметров проектного риска зависит от субъективных управленческих решений, отраженных в процессе подготовки конкретных проектов, объективная его природа остается неизменной.

Уровень проектного риска существенно варьирует под воздействием многочисленных факторов, которые находятся в постоянной динамике. Поэтому каждый реальный инвестиционный проект требует индивидуальной оценки уровня риска в конкретных условиях его осуществления.

Можно выделить следующие основные риски, присущие практически всем проектам: кредитный, технический, предпринимательский, страновой и другие.

Кредитный риск.

Средства на финансирование инвестиционного проекта могут быть получены в виде кредита или кредитной линии (транша). Как правило, условием выдачи кредита является его целевое назначение, то есть кредит может быть использован только на нужды конкретного инвестиционного проекта.

В этом случае возникают риски, связанные с возможным невозвратом суммы кредита и процентов по нему, то есть кредитные риски. Невозврат может произойти по различным причинам: незавершение строительства, изменение рыночной и общеэкономической ситуации, недостаточная маркетинговая проработка инвестиционного проекта и т.д.

Технический риск.

Технические риски сопутствуют строительству новых объектов и их дальнейшей эксплуатации.

Предпринимательский риск.

Различают два вида предпринимательского риска: внутренний и внешний. Внешние риски связаны с нанесением убытков и неполучением ожидаемой прибыли вследствие нарушения своих обязательств контрагентами инвестора или по другим не зависящим от него обстоятельствам.

Внутренние риски зависят от способности инвестора организовать производство и сбыт продукции. На это влияют следующие факторы:

                  уровень менеджмента,

                  себестоимость,

                  качество продукции,

                  условия сбыта,

                  маркетинг,

                  реклама,

                  наличие оборотных средств и так далее.

Предпринимательские риски могут быть обусловлены природными причинами, ошибками персонала, злоумышленными действиями, непредвиденными расходами и так далее.

Страновой риск.

Страновой риск обычно усматривается в возможности непрогнозируемых негативных изменений экономического окружения, связанных с изменением государственной инвестиционной, налоговой, таможенной и финансовой политики, например:

                  принятия нормативных актов, препятствующих переводу дивидендов иностранным инвесторам или реинвестированию полученных доходов;

                  непредвидимого изменения законодательства, ухудшающего финансовые показатели проекта (например, повышение налогов или ужесточение требований к производству или производимой продукции).

 

1.3 Источники информации, необходимой для оценки рисков

Измерение инвестиционных рисков

Оценка уровней риска предполагает определение источников и массивов информации, включающей статистические и оперативные данные, экспертные оценки и прогнозы, рейтинги и так далее. Принятие решений при наличии более полной и точной информации является более взвешенным, а, следовательно, менее рискованным. Информация, которая необходима для целей управления рисками, может быть разделена на следующие блоки:

                  информация об участниках инвестиционной деятельности;

                  информация о текущей конъюнктуре рынка и тенденциях ее изменения;

                  информация о предполагаемых событиях, способных оказать значимое влияние на рынок;

                  информация об изменениях в нормативной базе, воздействующих на инвестиционную деятельность;

                  информация об условиях инвестиционных вложений.

Основными источниками информации являются:

1.                  статистическая отчетность, публикуемая государственными органами;

2.                  финансовая, биржевая и специализированная пресса;

3.                  подсистемы финансового рынка международных и национальных информационных систем;

4.                  специализированные базы данных;

5.                  базы данных нормативных актов;

6.                  системы данных рейтинговых агентств;

7.                  информационные системы бирж и организованных внебиржевых систем;

8.                  оценочные и прогностические материалы аналитических отделов банков, экспертные оценки.

Риск - категория вероятностная, поэтому в процессе оценки неопределенности и количественного определения степени риска используют вероятностные расчеты.

На основе вероятностей рассчитывают стандартные характеристики риска. Рассмотрим основные из них.

Математическое ожидание (среднее ожидаемое значение, М) - средневзвешенное всех возможных результатов, где в качестве весов используются вероятности их достижения:

(1.1)

где - результат (событие или исход, например величина дохода);

- вероятность получения результата .

Таким образом, математическое ожидание представляет собой обобщенную количественную характеристику ожидаемого результата.

Важной характеристикой, определяющей меру изменчивости возможного результата, является, дисперсия (D) - средневзвешенное квадратов отклонений случайной величины от ее математического ожидания (то есть отклонений действительных результатов от ожидаемых):

,(1.2)

а также очень близко с ним связанное среднеквадратическое отклонение, определяемое из выражения:

(1.3)

Среднеквадратическое отклонение показывает степень разброса возможных результатов по проекту и, следовательно, степень риска. При этом более рискованные инвестиции дают большее значение данной величины.

И дисперсия, и среднеквадратическое отклонение являются абсолютными мерами риска и измеряются в тех же физических единицах, в каких измеряется варьирующий признак.

Для анализа меры изменчивости часто используют коэффициент вариации (V), который представляет собой отношение среднеквадратического отклонения к математическому ожиданию:

(1.4)

Коэффициент вариации - относительная величина. Поэтому с его помощью можно сравнивать колеблемость признаков, выраженных в различных единицах измерения.

Коэффициент корреляции (R) показывает связь между переменными, состоящую в изменении средней величины одной из них в зависимости от изменения другой:

, (1.5)

где .

Данный показатель изменяется в пределах от (-1) до (+1). Положительный коэффициент корреляции означает положительную связь между величинами, и чем ближе R к единице, тем сильнее эта связь. R=1 означает, что между и связь линейная.

Поскольку на формирование ожидаемого результата воздействует множество случайных факторов, то он является случайной величиной.

Одной из характеристик случайной величины Х является закон распределения ее вероятностей.

Характер, тип распределения отражает общие условия, вытекающие из природы и сущности явлений, и особенности, оказывающие влияние на вариацию исследуемого показателя (ожидаемого результата).Изложенные выше показатели являются исходной базой, применяемой для количественной оценки риска с применением как статистических методов, так и других, использующих теорию вероятностей подходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Оценка стратегического потенциала ООО «Улыбка»

2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Улыбка»

 

Общество с ограниченной ответственностью «Улыбка» основано 02 мая 2006 года в п.Аршан Тункинского района. ООО «Улыбка» создано согласно договору о совместной деятельности и осуществляет свою деятельность на основании Устава, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ООО «Улыбка» в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, законодательством РФ о труде, иными федеральными законами.

Фирма предоставляет следующие услуги:

                  Проявка фотопленок;

                  Печать фотоснимков размером от 23 см до 3045 см, как с цифровых, так и с обычных фотокамер;

                  Печать фотоснимков с видеокассет и цифровых видеокамер;

                  Реставрация и редактирование фотоснимков, разработка открыток, приглашений, виньеток, визиток и так далее;

                  Изготовление визиток, виньеток, открыток, календарей и так далее;

                  Съемка в фотостудии;

                  Продажа сопутствующих товаров (фотоаппаратов, фотоальбомов, фотопленок, батареек и так далее).

Также при покупке предоставляются сервисные услуги: гарантийное обслуживание фотоаппаратов, продажа в рассрочку и заказ дорогостоящих фототоваров по каталогу.

 

2.2 Изучение, анализ и прогнозирование ситуации на рынке

В настоящее время на рынке фотоуслуг в п. Аршан работают пять фирм, которые предоставляют услуги по проявке и печати фотопленок, услуги фотосалонов (1-2 фирмы), услуги цифрового реставрирования, редактирования и печати фотографий.

Для оценки сравнительных преимуществ фирм-конкурентов можно использовать метод сегментации рынков по основным конкурентам.

Эту информацию удобно представить в виде таблицы 2.2.1

Сегментация рынков по основным конкурентам       Таблица 2.2.1

Факторы конкурентоспособности

ООО «Улыбка»

Главные конкуренты

«Фотоград»

«Кодак»

«Фуджи»

Товары

 

 

 

 

1.1 Качество

4

4

2

3

1.2 Ассортимент

5

4

2

2

1.3 Уровень послепродажного обслуживания

5

4

3

3

1.4 Гарантийный срок

5

4

4

4

Услуги

 

 

 

 

2.1. Качество

5

5

3

4

2.2.Время исполнения заказов

5

5

4

4

2.3. Ассортимент

5

4

3

3

2.4. Уровень обслуживания

5

4

2

3

Цена

 

 

 

 

2.1 Продажная

5

3

3

3

2.2 Процент скидки с цены

5

2

2

2

Продвижение товаров на рынках

 

 

 

 

4.1 Реклама

5

4

0

3

4.2 Индивидуальная продажа:

 

 

 

 

4.2.1 стимулирование потребителей

5

3

2

1

4.2.2 демонстрационная торговля

5

3

2

2

4.2.3 показ образцов товаров

5

5

4

2

4.2.4 подготовка персонала сбытовых служб

4

4

3

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

73

58

39

41

 

Каждый фактор в таблице получил оценку от 0 (наиболее слабые позиции) до 5 (доминирующие позиции). Оценки проставлялись в каждом из столбцов таблицы, а затем суммируются.

Из приведенной таблицы 2.2.1 видно, что наиболее сильными конкурентом выступает фирма «Фотоград», хотя интегральная оценка исследуемой фирмы выше, что связано с введением скидок на продукцию, повышением уровня обслуживания и продажей дорогостоящих товаров в рассрочку. Слабыми сторонами исследуемой фирмы являются слабый охват рынка, недостаточность опыта работы и более низкая норма прибыли за счет более низких цен.

Основными конкурентными преимуществами данного предприятия являются:

                  использование нового высокопроизводительного оборудования;

                  оборудование большого торгового павильона, который предоставляет широкий ассортимент услуг;

                  основной стратегией конкурентоспособности фирмы является комплексная стратегия по снижению цен, повышению качества и уровня обслуживания с целью проникновения на рынок и расширения объема продаж.

                  снижение издержек за счет высокой производительности оборудования, повышение качества обслуживания, снижение цен, более полное удовлетворение потребителей за счет расширения спектра услуг и введения гибкой системы скидок.

Рост рынка по максимальному варианту рассчитывался исходя из неизменности численности населения, увеличения ежегодно числа туристов на 10% и увеличение доли покупателей в общей численности населения с 30 до 50%.

Прогноз роста рынка в 2008-2012 гг., тыс. шт.                Таблица 2.2.2

 

2008

2009

2010

2011

2012

1

2

3

4

Рост рынка, в процентах к предыдущему периоду

Максимальный

30

50

100

50

21

19

17

16

Средний

15

35

85

35

17

14

13

11

Минимальный

10

30

80

30

10

0

0

0

доля рынка,%

Максимальный

5

7

10

11

30

50

80

100

Средний

3

5

9

10

20

30

40

50

Минимальный

1

2

5

8

10

15

17

18

прогнозируемый объем продаж фотопленок

Максимальный

1,99

3,22

6,12

1,68

58,86

96,38

152,14

188,24

Средний

1,29

2,52

6,21

1,31

37,87

55,65

73,04

90,17

Минимальный

0,40

0,94

3,25

0,87

17,92

24,16

27,38

28,99

прогнозируемый объем продаж фотоснимков

Максимальный

71,6

115,7

220,4

60,6

2119,0

3469,8

5477,13

6777,0

Средний

46,3

90,67

223,6

47,0

1363,3

2003,3

2629,35

3246,1

Минимальный

14,2

33,76

116,8

31,1

838,88

669,06

985,70

1043,6

прогнозируемый объем продаж фотоаппаратов

Максимальный

0,10

0,17

0,32

0,09

3,20

5,34

8,54

10,68

Средний

0,07

0,13

0,33

0,07

1,98

2,91

3,83

4,72

Минимальный

0,02

0,05

0,17

0,05

0,90

0,90

1,02

1,08

Информация о работе Методы оценки рисков реальных инвестиций