Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 14:58, курсовая работа
Цель данной работы – изучение теоретических и практических основ оценки инвестиционных рисков.
Введение ……………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические основы оценки инвестиционных рисков………….4
1.1 Понятие, сущность и виды инвестиционных рисков……………………4
1.2 Риски реального инвестирования (проектные риски)…………………...8
1.3 Источники информации, необходимой для оценки рисков……………12
Глава 2.Оценка стратегического потенциала ООО «Улыбка»…………….16
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Улыбка»……16
2.2 Изучение, анализ и прогнозирование ситуации на рынке……………..16
Глава 3. Совершенствование деятельности ООО «Улыбка» на основе разработки инвестиционного проекта……………………………………….33
3.1 Оценка эффективности инвестиционного проекта……………………..33
Заключение…………………………………………………………………….36
Список использованной литературы………………………………………...37
Проектный риск – объективное явление в функционировании любого предприятия, осуществляющего реальное инвестирование. Он сопровождает реализацию практически всех видов реальных инвестиционных проектов, в каких бы формах они не осуществлялись. Хотя ряд параметров проектного риска зависит от субъективных управленческих решений, отраженных в процессе подготовки конкретных проектов, объективная его природа остается неизменной.
Уровень проектного риска существенно варьирует под воздействием многочисленных факторов, которые находятся в постоянной динамике. Поэтому каждый реальный инвестиционный проект требует индивидуальной оценки уровня риска в конкретных условиях его осуществления.
Можно выделить следующие основные риски, присущие практически всем проектам: кредитный, технический, предпринимательский, страновой и другие.
Кредитный риск.
Средства на финансирование инвестиционного проекта могут быть получены в виде кредита или кредитной линии (транша). Как правило, условием выдачи кредита является его целевое назначение, то есть кредит может быть использован только на нужды конкретного инвестиционного проекта.
В этом случае возникают риски, связанные с возможным невозвратом суммы кредита и процентов по нему, то есть кредитные риски. Невозврат может произойти по различным причинам: незавершение строительства, изменение рыночной и общеэкономической ситуации, недостаточная маркетинговая проработка инвестиционного проекта и т.д.
Технический риск.
Технические риски сопутствуют строительству новых объектов и их дальнейшей эксплуатации.
Предпринимательский риск.
Различают два вида предпринимательского риска: внутренний и внешний. Внешние риски связаны с нанесением убытков и неполучением ожидаемой прибыли вследствие нарушения своих обязательств контрагентами инвестора или по другим не зависящим от него обстоятельствам.
Внутренние риски зависят от способности инвестора организовать производство и сбыт продукции. На это влияют следующие факторы:
уровень менеджмента,
себестоимость,
качество продукции,
условия сбыта,
маркетинг,
реклама,
наличие оборотных средств и так далее.
Предпринимательские риски могут быть обусловлены природными причинами, ошибками персонала, злоумышленными действиями, непредвиденными расходами и так далее.
Страновой риск.
Страновой риск обычно усматривается в возможности непрогнозируемых негативных изменений экономического окружения, связанных с изменением государственной инвестиционной, налоговой, таможенной и финансовой политики, например:
принятия нормативных актов, препятствующих переводу дивидендов иностранным инвесторам или реинвестированию полученных доходов;
непредвидимого изменения законодательства, ухудшающего финансовые показатели проекта (например, повышение налогов или ужесточение требований к производству или производимой продукции).
Оценка уровней риска предполагает определение источников и массивов информации, включающей статистические и оперативные данные, экспертные оценки и прогнозы, рейтинги и так далее. Принятие решений при наличии более полной и точной информации является более взвешенным, а, следовательно, менее рискованным. Информация, которая необходима для целей управления рисками, может быть разделена на следующие блоки:
информация об участниках инвестиционной деятельности;
информация о текущей конъюнктуре рынка и тенденциях ее изменения;
информация о предполагаемых событиях, способных оказать значимое влияние на рынок;
информация об изменениях в нормативной базе, воздействующих на инвестиционную деятельность;
информация об условиях инвестиционных вложений.
Основными источниками информации являются:
1. статистическая отчетность, публикуемая государственными органами;
2. финансовая, биржевая и специализированная пресса;
3. подсистемы финансового рынка международных и национальных информационных систем;
4. специализированные базы данных;
5. базы данных нормативных актов;
6. системы данных рейтинговых агентств;
7. информационные системы бирж и организованных внебиржевых систем;
8. оценочные и прогностические материалы аналитических отделов банков, экспертные оценки.
Риск - категория вероятностная, поэтому в процессе оценки неопределенности и количественного определения степени риска используют вероятностные расчеты.
На основе вероятностей рассчитывают стандартные характеристики риска. Рассмотрим основные из них.
Математическое ожидание (среднее ожидаемое значение, М) - средневзвешенное всех возможных результатов, где в качестве весов используются вероятности их достижения:
(1.1)
где - результат (событие или исход, например величина дохода);
- вероятность получения результата .
Таким образом, математическое ожидание представляет собой обобщенную количественную характеристику ожидаемого результата.
Важной характеристикой, определяющей меру изменчивости возможного результата, является, дисперсия (D) - средневзвешенное квадратов отклонений случайной величины от ее математического ожидания (то есть отклонений действительных результатов от ожидаемых):
,(1.2)
а также очень близко с ним связанное среднеквадратическое отклонение, определяемое из выражения:
(1.3)
Среднеквадратическое отклонение показывает степень разброса возможных результатов по проекту и, следовательно, степень риска. При этом более рискованные инвестиции дают большее значение данной величины.
И дисперсия, и среднеквадратическое отклонение являются абсолютными мерами риска и измеряются в тех же физических единицах, в каких измеряется варьирующий признак.
Для анализа меры изменчивости часто используют коэффициент вариации (V), который представляет собой отношение среднеквадратического отклонения к математическому ожиданию:
(1.4)
Коэффициент вариации - относительная величина. Поэтому с его помощью можно сравнивать колеблемость признаков, выраженных в различных единицах измерения.
Коэффициент корреляции (R) показывает связь между переменными, состоящую в изменении средней величины одной из них в зависимости от изменения другой:
, (1.5)
где .
Данный показатель изменяется в пределах от (-1) до (+1). Положительный коэффициент корреляции означает положительную связь между величинами, и чем ближе R к единице, тем сильнее эта связь. R=1 означает, что между и связь линейная.
Поскольку на формирование ожидаемого результата воздействует множество случайных факторов, то он является случайной величиной.
Одной из характеристик случайной величины Х является закон распределения ее вероятностей.
Характер, тип распределения отражает общие условия, вытекающие из природы и сущности явлений, и особенности, оказывающие влияние на вариацию исследуемого показателя (ожидаемого результата).Изложенные выше показатели являются исходной базой, применяемой для количественной оценки риска с применением как статистических методов, так и других, использующих теорию вероятностей подходов.
Глава 2.Оценка стратегического потенциала ООО «Улыбка»
Общество с ограниченной ответственностью «Улыбка» основано 02 мая 2006 года в п.Аршан Тункинского района. ООО «Улыбка» создано согласно договору о совместной деятельности и осуществляет свою деятельность на основании Устава, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ООО «Улыбка» в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, законодательством РФ о труде, иными федеральными законами.
Фирма предоставляет следующие услуги:
Проявка фотопленок;
Печать фотоснимков размером от 23 см до 3045 см, как с цифровых, так и с обычных фотокамер;
Печать фотоснимков с видеокассет и цифровых видеокамер;
Реставрация и редактирование фотоснимков, разработка открыток, приглашений, виньеток, визиток и так далее;
Изготовление визиток, виньеток, открыток, календарей и так далее;
Съемка в фотостудии;
Продажа сопутствующих товаров (фотоаппаратов, фотоальбомов, фотопленок, батареек и так далее).
Также при покупке предоставляются сервисные услуги: гарантийное обслуживание фотоаппаратов, продажа в рассрочку и заказ дорогостоящих фототоваров по каталогу.
В настоящее время на рынке фотоуслуг в п. Аршан работают пять фирм, которые предоставляют услуги по проявке и печати фотопленок, услуги фотосалонов (1-2 фирмы), услуги цифрового реставрирования, редактирования и печати фотографий.
Для оценки сравнительных преимуществ фирм-конкурентов можно использовать метод сегментации рынков по основным конкурентам.
Эту информацию удобно представить в виде таблицы 2.2.1
Сегментация рынков по основным конкурентам Таблица 2.2.1
Факторы конкурентоспособности | ООО «Улыбка» | Главные конкуренты | ||
«Фотоград» | «Кодак» | «Фуджи» | ||
Товары |
|
|
|
|
1.1 Качество | 4 | 4 | 2 | 3 |
1.2 Ассортимент | 5 | 4 | 2 | 2 |
1.3 Уровень послепродажного обслуживания | 5 | 4 | 3 | 3 |
1.4 Гарантийный срок | 5 | 4 | 4 | 4 |
Услуги |
|
|
|
|
2.1. Качество | 5 | 5 | 3 | 4 |
2.2.Время исполнения заказов | 5 | 5 | 4 | 4 |
2.3. Ассортимент | 5 | 4 | 3 | 3 |
2.4. Уровень обслуживания | 5 | 4 | 2 | 3 |
Цена |
|
|
|
|
2.1 Продажная | 5 | 3 | 3 | 3 |
2.2 Процент скидки с цены | 5 | 2 | 2 | 2 |
Продвижение товаров на рынках |
|
|
|
|
4.1 Реклама | 5 | 4 | 0 | 3 |
4.2 Индивидуальная продажа: |
|
|
|
|
4.2.1 стимулирование потребителей | 5 | 3 | 2 | 1 |
4.2.2 демонстрационная торговля | 5 | 3 | 2 | 2 |
4.2.3 показ образцов товаров | 5 | 5 | 4 | 2 |
4.2.4 подготовка персонала сбытовых служб | 4 | 4 | 3 | 2 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ | 73 | 58 | 39 | 41 |
Каждый фактор в таблице получил оценку от 0 (наиболее слабые позиции) до 5 (доминирующие позиции). Оценки проставлялись в каждом из столбцов таблицы, а затем суммируются.
Из приведенной таблицы 2.2.1 видно, что наиболее сильными конкурентом выступает фирма «Фотоград», хотя интегральная оценка исследуемой фирмы выше, что связано с введением скидок на продукцию, повышением уровня обслуживания и продажей дорогостоящих товаров в рассрочку. Слабыми сторонами исследуемой фирмы являются слабый охват рынка, недостаточность опыта работы и более низкая норма прибыли за счет более низких цен.
Основными конкурентными преимуществами данного предприятия являются:
использование нового высокопроизводительного оборудования;
оборудование большого торгового павильона, который предоставляет широкий ассортимент услуг;
основной стратегией конкурентоспособности фирмы является комплексная стратегия по снижению цен, повышению качества и уровня обслуживания с целью проникновения на рынок и расширения объема продаж.
снижение издержек за счет высокой производительности оборудования, повышение качества обслуживания, снижение цен, более полное удовлетворение потребителей за счет расширения спектра услуг и введения гибкой системы скидок.
Рост рынка по максимальному варианту рассчитывался исходя из неизменности численности населения, увеличения ежегодно числа туристов на 10% и увеличение доли покупателей в общей численности населения с 30 до 50%.
Прогноз роста рынка в 2008-2012 гг., тыс. шт. Таблица 2.2.2
| 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||
Рост рынка, в процентах к предыдущему периоду | Максимальный | 30 | 50 | 100 | 50 | 21 | 19 | 17 | 16 |
Средний | 15 | 35 | 85 | 35 | 17 | 14 | 13 | 11 | |
Минимальный | 10 | 30 | 80 | 30 | 10 | 0 | 0 | 0 | |
доля рынка,% | Максимальный | 5 | 7 | 10 | 11 | 30 | 50 | 80 | 100 |
Средний | 3 | 5 | 9 | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | |
Минимальный | 1 | 2 | 5 | 8 | 10 | 15 | 17 | 18 | |
прогнозируемый объем продаж фотопленок | Максимальный | 1,99 | 3,22 | 6,12 | 1,68 | 58,86 | 96,38 | 152,14 | 188,24 |
Средний | 1,29 | 2,52 | 6,21 | 1,31 | 37,87 | 55,65 | 73,04 | 90,17 | |
Минимальный | 0,40 | 0,94 | 3,25 | 0,87 | 17,92 | 24,16 | 27,38 | 28,99 | |
прогнозируемый объем продаж фотоснимков | Максимальный | 71,6 | 115,7 | 220,4 | 60,6 | 2119,0 | 3469,8 | 5477,13 | 6777,0 |
Средний | 46,3 | 90,67 | 223,6 | 47,0 | 1363,3 | 2003,3 | 2629,35 | 3246,1 | |
Минимальный | 14,2 | 33,76 | 116,8 | 31,1 | 838,88 | 669,06 | 985,70 | 1043,6 | |
прогнозируемый объем продаж фотоаппаратов | Максимальный | 0,10 | 0,17 | 0,32 | 0,09 | 3,20 | 5,34 | 8,54 | 10,68 |
Средний | 0,07 | 0,13 | 0,33 | 0,07 | 1,98 | 2,91 | 3,83 | 4,72 | |
Минимальный | 0,02 | 0,05 | 0,17 | 0,05 | 0,90 | 0,90 | 1,02 | 1,08 |
Информация о работе Методы оценки рисков реальных инвестиций